Файл: Класс 5 Тип урока открытия нового знания урок формирования ууд тема Экологические факторы среды Цель.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока
по теме «Экологические факторы среды»
Составитель: учитель биологии
филиала №1 МБОУ «Первомайская СОШ»
в селе Старосеславино
Ивакова Ольга Викторовна
Предмет: биология
Класс: 5
Тип урока: открытия нового знания – урок формирования УУД
Тема | Экологические факторы среды |
Цель | Формирование универсальных учебных действий средствами урока через формирование общего представления об экологических факторах и их роли в природе, ответственного отношения к живой природе и воспитания бережного отношения к ней. |
Задачи | Образовательные: Сформировать представление об экологических факторах среды, рассмотреть их влияние на организм. Развивающие: Развитие познавательных способностей; умения анализировать информацию, работать с текстом, сворачивать информацию в виде схемы, обобщать, сравнивать; развитие навыков работы с цифровыми ресурсами, воображения учащихся; умение работать с конспектом урока как основы формирования УУД. Воспитательные: Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное. |
УУД | Личностные УУД: Оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи; умение сравнивать, контролировать; коррекция инициативы, управляющая деятельность, самоконтроль. Коммуникативные УУД: Речевая деятельность, сотрудничество, работа с источниками, определение цели, принятие решения и его реализация, умение выражать свои мысли. Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы», их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого». Уметь - определять понятие «экологические факторы»; характеризовать экологические факторы, приводить примеры. Личностные: учащиеся должны уметь: • высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; • анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос; Метапредметные: учащиеся должны уметь: • систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи,
• планировать свою деятельность под руководством учителя; • работать в соответствии с поставленной задачей и планом; • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; • умение работать в паре и группе, а также оказывать взаимопомощь • оценивать работу одноклассников. |
Основные понятия | Экологические факторы, факторы неживой природы- абиотические, факторы живой природы - биотические, деятельность человека - антропогенные, среды обитания, экология |
Межпредметные связи | Связь с биологией |
Ресурсы: основные дополнительные | ПК, мультимедийный проектор, ЭОР. |
Формы урока | фронтальная, индивидуальная парная, групповая |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Структура урока | 1.Организация учащихся 2.Актуализация опорных знаний 3.Мотивация к учебной деятельности 4.Формулирование темы урока, постановка цели 5.Изучение нового 6.Закрепление знаний 7.Контроль полученных знаний 8.Рефлексия. |
Дидактическая структура урока – открытия нового знания | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Используемые ЭОР | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||||
Орг. момент | | | | | | |
Мотивация (самоопределение) Время: 1-2 | | 1.Зачитывает стихотворение - Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите о чём идёт речь? - Да, это стихотворение об условиях, месте, или по-другому о среде обитания | 1. Стихотворение Среда обитания | 1. Стихотворение Приложение 1 | | Поиск и выделение необходимой информации; |
Актуализация знаний и пробное учебное действие Время: 5-6 Этапы: | Распределяются по группам, определяют и называют среды обитания, характеризуют предложенную им. | Делит класс на 4 группы, каждая представляют свою среду обитания (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная) | - Что называют «средой обитания»? Задание 1: Обобщите и скажите, о какой среде обитания идет речь, выберите свою - ту в которой обитают представленные вами животные: Много воды, мало кислорода, наличие течения, увеличение давления с глубиной, уменьшение освещения с глубиной – это …. Много света, много кислорода, наличие ветра, нерегулярные осадки – это… Отсутствие света, отсутствие кислорода, много готовой пищи, постоянная температура – это … Мало света, мало кислорода, твердые частички, много минеральных веществ, органические остатки – это… Задание 2: Среди рисунков в конверте найдите лишний, и поместите остальных в нужную среду обитания. Перечислите условия необходимые для обитателей каждой среды. | 1. Задание на слайде презентации 2. На столах конверты с иллюстрациями живых организмов какой-то одной среды обитания, но одно среди них лишнее. (Приложение 2) 3. На слайде презентации сводная таблица по средам обитания | Знакомятся с понятием «среда обитания» | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных) Построение логической цепи рассуждений; Структурирование знаний; |
Выявление места и причины затруднения | Читают текст, анализируют, выбирают условия, обсуждают, перечисляют, дают ответ. | Предлагает учащимся познакомиться с текстом сказки «Сила Дождя и Дружбы» (сказка о живительной силе воды) и выполнить задания к ней | Задание 3: Прочитайте сказку и выполните задания. Подумайте и скажите одинаковы ли условия необходимы обитателям разных сред? О чем сегодня пойдет речь на уроке? (Об условиях жизни организмов) | Приложение № 3 «Сила Дождя и Дружбы» (сказка о живительной силе воды) Ресурс № 1 «Экологические факторы» | | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных). Построение логической цепи рассуждений; |
Построение проекта выхода из затруднения- Формулирование темы урока Постановка учебной задачи Время:2-3 | Принимают цели, высказывают своё мнение, что известно по теме, что - не известно, что - хотелось бы узнать, записывают тему в тетрадь Получают вопрос-задание | Обобщает ответ ученика, подводит к тому, что условия погоды и среды - это «экологические факторы среды». Что вы уже знаете о них? Чего не знаете? Следовательно, тема урока – «Экологические факторы среды». Распределяет вопросы между учащимися | Задание 4: Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы в ходе урока. | | | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных). Построение логической цепи рассуждений; |
Реализация построенного проекта- Открытия нового знания Время: 10-11 | Каждый ученик изучает и готовится представить один из вопросов, пользуясь учебником и дополнительным материалом, заполняют соответствующие тексты или схемы. Представляют свои вопросы, слушают остальных, делают соответствующие записи. Работают по заданиям | Контролирует работу учащихся, оказывает помощь в случае затруднения Организует работу, в ходе которой у учащихся должно сформироваться первичное представление об экологических факторах среды Организует работу в группах 1гр. – «факторы неживой природы» 2 гр. – «факторы живой природы» 3 гр. – «антропогенные факторы» Даёт сигнал об окончании работы | Задание 5: Самостоятельно изучите один из факторов в течении 5 мин и подготовьте рассказ о нем классу по плану. (Самостоятельная работа по заданиям.) Задание 6: Просмотрите в/фрагмент, скажите: Сколько групп факторов можно выделить? Какие группы экологических факторов в нем упоминаются? Задание 7: Составьте схему «Группы экологических факторов» в тетрадь. Дополните схему составив перечень факторов, относящихся к группе факторов живой природы/ неживой природы/деятельности человека, используя материал сказки и полученную информацию. Пользуясь флеш моделью проверьте правильность схемы | Ресурс №2 - «Группы экологических факторов» Ресурс №3 – «Факторы живой природы» Ресурс №4 - Анимация - Схема «Экологические факторы среды» | Знакомятся с понятием «экологические факторы» и их влиянием на живые организмы | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение, извлечение необходимой информации, умение передавать содержание текста; знаково-символическое моделирование – преобразование объекта чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных); построение логической цепи рассуждений; |
Первичного закрепления с проговарива-нием во внешней речи | Ответы дают устно | Проводит физкультминутку. | Задание 8 Что из перечисленного относится к факторам живой природы: 1.перемещение песков в пустыне, 2. высадка растений, 3.поедание тли божьими коровками, 4.выпадение дождя, 5.наступление ночи, 6.рыхление почвы дождевыми червями, 7.очистка сточных вод. Задание 9: Сравните факторыживой и неживой природы: что у них сходного и чем отличаются. | Задание на слайде (с ответами) | Знакомство с факторами неживой природы- абиотические, факторами живой природы - биотические | Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; |
Самостоятель-ная работы с самопроверкой по эталону | Выполняют самостоятельно задание, проверяют по эталону ответов на слайде. | Организует работу с обучающимися с практическим ресурсом, с целью закрепления полученных знаний, проверяет полноту усвоения, изученного для ликвидации «пробелов» в знаниях | Тестовое задание на бумажном носителе | Тест на тему «Экологические факторы среды», в котором нужно выбрать один вариант ответа из предложенных | | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных); построение логической цепи рассуждений; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; |
Включения в систему знаний и повторения | | | Задание 10: 1.Объясните, почему так происходит: когда в полях живет много хищных птиц, то сначала уменьшается численность мышевидных грызунов, а затем и самих хищных птиц? 2.Где мы на практике в жизни встречаемся с факторами неживой природы? Живой природы? Деятельностью человека? Задание 11: 1.Что случится, если исчезнет вода на Земле? 2.Определите сколько воды необходимо для роста подсолнечника в течение 1 месяца, если известно, что за сутки одно растение испаряет 800 грамм, а на испарение тратится 99,8% поступающей в растение воды? Месяц равен 30 дней. | Задание на слайде | | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Время: 2-3 | Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе | Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. - Что узнали нового на уроке? - Что показалось трудным? - Что вызвало интерес? | Рефлексивный экран 1. Сегодня я узнал… 2. Было трудно… 3. Я понял, что… 4. Теперь я могу… 5. Я научился… 6. У меня получилось … 7. Я смог… 8. Меня удивило… 9. Мне было трудно… | | | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; |
Домашнее задание | Записываю домашнее задание в дневник | Задаёт домашнее задание | Задание 1.Выучить материал параграфа 22 учебника и записи в тетради. 2. Ответить на вопросы учебника после параграфа 3. Напишите сочинение на тему: «Как вести себя в природе», «Как человек влияет на природу» | | | Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; знаково-символическое моделирование; |