Файл: Критерии и дескрипторы в критериальном оценивании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ВВЕДЕНИЕ Обновление содержания образования Республики Казахстан в современной школе предполагает применение эффективных педагогических технологий, способствующих учебной самостоятельности, инициативности и ответственности учащихся за свое обучение, в том числе умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих при обучении трудностей. Данные умения можно развить, применяя систему критериального оценивания. Критериальная система оценивания дает возможность определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. Критериальная система оценивания совершенно прозрачна в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей обучения, для достижения которых эти отметки ставятся. Она также является средством диагностики проблем обучения, предусматривая и обеспечивая постоянный контакт между учителем, учеником и родителями. Применение критериального оценивания дает учителям ясность относительно стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает понять, как учиться, чему учиться, а главное – зачем учиться. Понять систему критериального оценивания помогут такие определения, как критерии и дескрипторы. Критерии показывают, чему он должен научиться, а дескрипторы показывают, как он может это сделать. Эффективно разработанные критерии оценки и их дескрипторы ясно демонстрируют учащимся, что и как будет оцениваться, а также служат хорошим руководством для учащихся в процессе выполнения работы.

Дескрипторы – это описание различных уровней достижения ожидаемого результата (1). Чем конкретнее представлены дескрипторы, тем лучше учащиеся будут понимать, что им нужно сделать для успешного выполнения задания. Таким образом, учителя, зная, что оценивание является неотъемлемой частью преподавания и обучения, будут понимать, что важно уметь планировать, а именно составить алгоритм достижения успеха, то есть составить к заданиям дескрипторы. В данном пособии представлены примеры составления дескрипторов к заданиям по различным предметам, включая основные предметы начальной школы и некоторые предметы основной и старшей школы. При составлении дескрипторов авторы опирались на задания, используемые учителями Назарбаев Интеллектуальные школы (НИШ). Следует отметить, что с 2013 года учителя НИШ используют Интегрированную модель критериального оценивания (ИМКО), при которой формативное оценивание осуществляется с помощью критериев успеха, в которых отражается, что ученик «достиг цели обучения» или «стремится к достижению цели обучения». С 2016-2017 учебного года НИШ (7-ые классы) внедряют составление дескрипторов к заданиям при формативном оценивании, также как 1-ые



                                Формы оценивания на уроках биологии.

Современное  образование ставит перед учителем и  учащимися довольно сложные задачи: как участники образовательного процесса они должны, прежде всего, владеть приёмами программы общеучебных умений, обладать способностью продуктивно работать с информацией, творчески решать возникающие производственные и учебно-познавательные задачи. Поэтому и учителю и учащимся важно найти оптимальную технологию, которая будет способствовать решению поставленных задач. Использование технологий в педагогической деятельности позволяет снизить затраты на управлении, повысить его эффективность. Любая технология определяет последовательность отдельных шагов деятельности. Она привязана к данному конкретному виду деятельности и требует точного повторения её этапов.

        В качестве технологических процедур выступают:

  • целеполагание, т,е, чёткая и последовательная разработка целей обучения;

  • отбор содержания, т.е. структруривание информации, подлежащей усвоению;

  • выбор дидактических средств – от традиционных до современных информационных технологий обучения;

  • контроль качества усвоения материала;

  • диагностика, т.е. получение обратной связи с помощью определённых диагностических процедур.

Как мы видим, одним из компонентов в технологии обучения являются контроль качества знаний и диагностика. Контроль качества знаний в соответствии с учебными целями осуществляется с использованием различных методов и приёмов. Например, тестирование, мозговой штурм, письменный ответ на вопросы, творческий проект и.т.д. Инструментом для определения качества знаний является оценивание. Оценивание является одним из основных движущих факторов в образовательном процессе. В процессе оценивания участвует не только учитель, но и студенты школы. Различные формы оценивания и сотрудничество учителя и студента в этом процессе способствует формированию микроклимата, сотрудничества и взаимопомощи в школе, в классе, снижает количество конфликтных ситуаций, учит студента объективно оценивать свои знания, адекватно реагировать на замечания, ошибки, допущенные им при выполнении различных видов работ.

  • Балльное оценивание проводится по государственному Национальному стандарту образования РК по пятибалльной системе. Оценивание основано на постоянных наблюдениях за достижениями студентов и оценивание их достижений на каждом этапе.


  • Критериальное оценивание проводится согласно требований и дескрипторов (описания) критериального оценивания международной программы IB  в группе предметов Science.  Группа предметов Science включает три предмета: биология, химия, физика и имеют единые требования по критериальному оцениванию. Критерии: A, B, C, D, E, F. Каждый критерий применяется к определённому виду работ и оценивает соответствующие учебные навыки. Например, при выполнении эссе используются критерии  А – один мир и В – коммуникация. При выполнении работ для определения уровня усвоения знаний по предмету, например, тест или контрольная работа,  используется критерий С – научные знания и концепция. При выполнении исследовательских работ используются  критерии: Д – научные исследования, Е – обработка данных, F – демонстрация эксперимента.  Максимальное количество баллов по каждому критерию – 6.

Так, например, представлено описание критерия Е, с которым работает учитель при оценивании исследовательской работы.

 Критерий Е: Обработка данных. Максимум 6 баллов.

Студенты должны систематизировать и обрабатывать данные.Студенты должны быть способны организовать и представить данные, посредством  цифровых расчётов в виде диаграммы (таблицы, графики, чертежи) и вывести и объяснить соответствующие выводы.

Уровень достижений.

                                  Дескриптор

           0

Студент не достиг стандарта любым ниже перечисленным дескриптором.

          1 - 2

Студент систематизирует и представляет данные, используя простые цифровые или диаграммные формы, и делает очевидные выводы.


          3 - 4

Студент систематизирует и переводит данные в цифровые и диаграммные формы и представляет их в соответствующей форме передачи информации. Студент делает выводы, согласующиеся с данными.


   

           5 - 6

Студент систематизирует и переводит данные в цифровые и диаграммные формы и представляет их логически и чётко, используя соответствующие формы передачи информации. Студент объясняет тенденции, структуру или взаимодействие данных, комментирует надёжность данных, делает чёткие выводы, основанные на правильной интерпретации данных, и объясняет их, используя научный подход.


              Критериальное оценивание вводится постепенно, начиная с первого уровня ( 6 класс ). Учащиеся знакомятся с дескрипторами (описанием). Например, в шестом классе учащиеся знакомятся с критериями С, E,F.  В седьмом и восьмом классах ( 2 уровень) дополнительно вводится критерий В. А в девятых и десятых классах критерии А, D. Следовательно, к 10 классу (5 уровень) работы студентов оцениваются с использованием всех видов критериев.

  • Вербальное оценивание. Мы – взрослые люди – любим, когда коллеги и руководители замечают наши успехи и начинания и по заслугам оценивают наш позитивный вклад в общее дело. Результат многочисленных научных исследований указывает на то, что для студентов различных классов ещё более, чем для взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Отсюда простой вывод: поощряйте даже небольшой успех ученика при движении к цели, отмечайте добрым словом его личные достижения при изучении науки биологии, формируйте на уроке микроклимат сотрудничества и взаимопомощи. Постарайтесь сделать так, чтобы  это всё стало стилем вашего существования в стенах школы. И тогда большинство ребят ответят вам уважением, любовью и желанием работать на уроке. Так, например, при подведении итогов или результатов проведённой какой-либо оценочной работы сначала отметьте имена студентов, чьи работы были выполнены на высоком  и хорошем уровне. Имена студентов, чьи работы имеют средний и низкий уровень не рекомендуется называть, а лишь можно сказать о том, что данные работы требуют работы над ошибками или коррекции.

  • Взаимооценивание используется при презентации творческих работ, например постеров, плакатов или коллажей. Студенты совместно с учителем определяют рубрики, по которым будет проводиться оценивание. Например, тема: «СПИД – чума 21 века» или «Туберкулёз – социальная проблема» Студенты готовят коллажи и презентуют их. Классом определены рубрики: научность, достоверность, оригинальность, содержание и т.д. Количество рубрик  и их содержание может быть определено в соответствии с изучаемой темой. Рубрики записываются на доске. После  завершения презентаций студенты оценивают друг друга. Это может быть представлено в письменной форме или устной. Данная форма оценивания позволяет сформировать умение у школьников объективно оценить и прокомментировать деятельность других, отметить при этом положительные и отрицательные стороны работы.


  • Самооценивание не толькопозволяет студенту проводить самоконтроль, по возможности оценивать свои знания, учебные навыки, но и превращают его в субъект, заинтересованный в учении, саморазвитии, совершенстве. Самооценка учебной деятельности позволяет студенту чувствовать себя не только исполнителем каких – либо работ в его учебной деятельности, но и способствует формированию ответственности за полученный результат. Самооценивание на уроках биологии проводится в двух формах: критериальное, рефлексивное.

                Критериальное самооценивание проводится студентами в целях оценивания своих достижений в соответствии с дескрипторами критериального оценивания международной программы IB в группе предметов Science (науки). Критериальное самооценивание может быть использовано при проведении различных видов письменных работ со студентами по предмету. Критериальное самооценивание оформляется в работе студента, где должен быть представлен комментарий учителя. Форма и оформление критериальной самооценки в работе студента может быть различной. Привожу пример оформления критериальной самооценки в тексте письменной работы студента.

Критерий С: научные знания и концепции.

        Аспекты вашей работы

        


                             Комментарии учителя




Критерии

Максимальное количество баллов - 6




     

          C

     







Для того, чтобы студенты могли ознакомиться с дескрипторами критериев и использовать их для самооценивания, командой учителей группы предметов Science разработано критериальное самооценивание учащихся, где в доступной форме представлена информация дескрипторов всех критериев. Представляю пример критериального самооценивания по критерию Е.

                                            Критериальное самооценивание.

Критерий Е: обработка данных.

Уровень достижения

                            Дескриптор (описание)

          0

                      Я не смог справиться с заданием.


        1 - 2


  • Я могу систематизировать данные, используя при этом простые цифровые и диаграммные формы.

  • Могу делать очевидные выводы.



        3 - 4


  • Я могу систематизировать и переводить данные в цифровые и диаграммные формы.

  • Я могу представлять их в соответствующей форме передачи информации.

  • Я могу делать выводы, согласующиеся с данными исследования.


     5 - 6

         

  • Я могу систематизировать и переводить данные в цифровые и диаграммные формы и представлять их логически чётко.

  • Я могу использовать соответствующие формы передачи информации.

  • Я могу объяснять тенденции, структуру или взаимодействие данных.

  • Я могу комментировать надёжность данных

  • Я могу делать чёткие выводы, основанные на правильной интерпретации данных и объяснять их, используя научный подход.