Файл: Отчет о прохождении учебной практики ознакомительная практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9 основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4.
Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
5.
Устав образовательной организации;
6.
Договор на оказание образовательных услуг между родителями и школой.
Следующим шагом прохождения практики стало изучение должностных инструкций учителя и педагога-психолога. Данные инструкции являются документами, необходимыми для верного направления трудовой деятельности и помощи специалисту. В должностных инструкциях прописаны функции педагогов, их права, обязанности и действия, за которые они несут ответственность.
Далее изучала актуальную научную литературу последних лет, с целью выявления тенденций и направлений современных проблем образования в учебных заведениях. Составила таблицу с указанием наиболее важных из них
(таблица 1).
Таблица 1.
Тенденции и направления современных проблем образования в
учебных заведениях

Тема
Оценки исследователей
1
Тотальная цифровизация
Это один важный тренд современного образования, который точно останется надолго. К этому явлению относится не только переход на дистанционное обучение, но также увеличение роли мобильных технологий и создание цифровой среды для учащихся.
2
Геймификация
Сегодня игра становится необходимым элементом образования.
Появился даже особый термин — Edutainment, который объединяет в себе понятия «обучение» (education) и
«развлечение» (entertainment). Практика геймификации учебного

10 процесса вовлекает школьников и студентов в обучение, помогает развивать креативное мышление, «гибкие навыки», или soft skills, которые так важны в современном мире, а также находить пути взаимодействия с другими участниками процесса
3
Активная проектная работа
Благодаря современным технологиям мы можем получить доступ к любой информации в один клик. При этом реальная жизнь и бизнес ждут от будущих специалистов не теоретических знаний, а практических навыков. Эти два факта требуют существенной перестройки образовательного процесса. Так, возрастает роль самостоятельной проектной работы. Теперь ученики сами могут найти нужную информацию перед занятием и изучить её.
Преподаватели же всё меньше тратят времени на объяснения, а больше организовывают групповую активность и проектную работу. На первый план выходит решение кейсов, проблемных задач, разработка учебного проекта, участие в мозговых штурмах и поиск творческих решений.
4
Адаптивное обучение
Адаптивное обучение набирает всё большую популярность в мире. О том, что образование должно подстраиваться под нужды ученика говорили ещё в древние времена. Но по-настоящему реальной эта идея стала с развитием искусственного интеллекта.
Адаптивные системы позволяют создать максимально индивидуальный путь обучения, который учитывает когнитивные особенности ребенка, его способы восприятия информации и начальный уровень подготовки. Пока у адаптивных программ есть свои ограничения: они не очень подходят для гуманитарных знаний и тех областей, которые подвергаются постоянным изменениям. Но это зоны для дальнейшего развития технологий.
5
Интегральный подход
Интегральный подход в образовании и в жизни предполагает междисциплинарное обучение. Педагог, который использует интегральный подход, рассматривает обучение не только с точки зрения физического тела, но также учитывает психологическое состояние учеников, их отношения с другими, семейную историю
6
Изменение роли преподавателя
Важная тенденция, которая будет только усиливаться со временем — это изменение роли преподавателя. Он перестал быть единственным источником знаний. Теперь он становится режиссёром, который создаёт и курирует образовательный процесс. На плечи преподавателя ложатся такие задачи: вовлекать обучающихся в обучение; поддерживать мотивацию; придумывать и режиссировать интерактивные проекты; учить мыслить и критически воспринимать информацию
7
Модернизации российского образования
Модернизация состоит в обеспечении нового качества образования, соответствующего потребностям развивающейся личности, направленного на формирование людей, способных позитивно изменить положение дел в обществе.
8
Универсальные учебные действия
В самом общем виде цель современного начального образования заключается в освоении учащимися базовых универсальных образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также в развитии у них познавательных, коммуникативных и творческих способностей, приобретении основ культуры поведения и взаимодействия в социуме


11 9
Эмоциональное выгорание учителей и закритическая нагрузка
На учителей возложена ответственность за достижения и поведение обучающихся, хотя на них оказывает влияние много иных, неподконтрольных школе факторов. В сочетании с распространением проверочных и отчётных мероприятий, необходимости заполнения новых форм и бланков отчетности, усилились проявления стресса.
10 Отставание педагогического образования от сферы самого образования
Скорость модернизации профессионального педагогического образования пока существенно отстает от скорости модернизации самой системы образования. Требуется существенный «апгрейд» преподавателя и не только в сфере цифровых компетенций.
Учитель — это не только профессионал, знающий свой предмет
«от и до», но и наставник, способный привить нравственные ценности и принципы поведения в обществе. Учитель должен организовывать в классе коллективную деятельность и быть лидером перемен, привносящим изменения и новации. Сейчас же он, как правило, лишен возможностей обмениваться опытом со своими коллегами, присутствовать на их уроках и обсуждать эти уроки, чтобы получать рефлексию. В образовательных организациях воспроизводится авторитарный стиль управления.
Изучив процесс подготовки к проведению развивающих мероприятий выделила следующие основные аспекты:
1. Воспитательные мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для учащихся
(воспитанников) с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
2. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия начинается с всестороннего анализа и подготовки плана работы. Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма педагога. Грамотно выполненные анализ и план подготовки позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности учащихся, с которыми эта работа проводилась.
3. Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей цепи дел коллектива учащихся, направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности.
4. Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой призвано способствовать решению конкретных задач по формированию

12 личности учащегося и осуществлению комплексного подхода к воспитанию – учить, воспитывать, формировать, развивать.
5. Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов:
- этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели;
- этап планирования;
- этап организации;
- этап проведения мероприятия;
- этап подведения итогов (анализ).
При изучении процесса составления форм отчетности учителем и педагогом-психологом выявила, что отчетность призвана всесторонне отражать конкретный период времени деятельности педагога. В связи с чем, она предоставляется в строго установленные сроки и в том виде, который принят в образовательном учреждении. Отчетная документация педагога должна быть полностью ориентирована на специфику деятельности педагога, особенностях его взаимодействия с детьми, родителями, коллегами и администрацией образовательного учреждения. Вся документация педагога должна иметь определенную унификацию.
Учетно-отчетная документация педагога-психолога представляет собой содержательный анализ деятельности по всем направлениям психологического сопровождения. К отчетной документации относятся: заключения по результатам индивидуального или группового обследования участников образовательного процесса, листы коррекционно-развивающей работы.
Журналы учета видов работы позволяют отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые педагогом-психологом в течение года.
Наличие всего объема информации, отраженной в журналах учета видов работы, позволяют психологу успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные. Журналы заводятся на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование,


13 развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа. Допускается ведение одного журнала с отведением определенного количества страниц на каждый вид деятельности.
Наиболее объемным и сложным стало задание по составлению карты наблюдений для оценки следующих сторон личности младшего школьника: личностный потенциал; мотивационный потенциал; интеллектуальный потенциал; отношение к учёбе; групповая деятельность; характер межличностных отношений. Результаты выполненного задания представлю в таблице 2.
Таблица 2.
Карта наблюдения за младшим школьником
1. ФИО ребенка:
2. Возраст:
3. Дата наблюдения:
4. Экспериментатор:
Оцениваемая
сторона
личности
Критерий 1
Критерий 2
Результаты
Личностный потенциал
1. Поведение
•Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство
•Пассивность, замкнутость, безразличие
•Беспокойство, возбудимость
2.Эмоции
•Положительно окрашенные
•Негативные
(тревога, печаль, агрессия и др.)
•Частая смена эмоций
Мотивационны й потенциал
Особенности мотивов:
-Заинтересованность содержательной стороной деятельности
(интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности,
Виды мотивов:
•Мотивы достижения успеха
•Мотивы избегания неудач
•Мотивы не связаны с учением
(альтернативные мотивы)

14 дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)
-Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности
(познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой);
-Заинтересованность социальной стороной деятельности
(эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей);
-Заинтересованность внешней стороной деятельности
(новизной, наглядностью);
-Отсутствие интереса к учению
(познавательная пассивность, отсутствие любознательности)
Интеллектуаль ный потенциал
Особенности решения учебной задачи:
•Принимает и удерживает
(сохраняет до получения
Степень самостоятельности:
•Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью


15 результата) учебную задачу;
•Принимает, но не удерживает учебную задачу;
•Не принимает учебную задачу;
•Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения уточнения (работа в зоне актуального развития);
•Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития);
•Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания
Отношение к учёбе
Особенности восприятия образца и правила:
1.Способен
«услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием
2.Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца
Саморегуляция
•Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого
•Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого
Групповая деятельность
Особенности общения со сверстниками
1.
Личностное общение:
•Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба
•Трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность
•Неуверенность в себе, застенчивость,
Отношение к помощи со стороны взрослого
-Принимает помощь взрослого;
-Не принимает помощь взрослого

16 обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов
Характер межличностны х отношений
1.Особенности общения со взрослыми
•Непосредственност ь, искренность, эмоциональная близость
•Ощущение дистанции, понимание условной роли воспитателя, послушание
•Неприятие роли воспитателя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность
2. Деловое общение:
•Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации
(умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка
•Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка
Выводы:
Рекомендации:
Помощь специалистов:
Дата, подпись:
При подготовке предложений и рекомендаций по усовершенствованию процесса организации и проведения учебно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста, мною было особое внимание уделено вопросу сплочения ученического коллектива в начальной школе, поскольку именно в данном возрасте важно создать такие условиях, в которых каждый ребенок будет чувствовать себя свободно и сможет достичь наилучших результатов в учебно- воспитательной деятельности.
Чтобы помочь ребенку чувствовать свою коммуникативную состоятельность, т. е. строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками, предлагаю следующие рекомендации:


17 1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей.
Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:
- Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?
- Как сделать так, чтобы класс стал дружным?
- Какие традиции есть в нашем классе?
- Назови твои «можно» и «нельзя» в классе.
- Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?
Ввести традицию обратной связи.
- В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого педагог планирует воспитательную работу.
- Создать «ящик пожеланий».
- Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий.
- Традиция учащихся класса под названием «Я пришел в этот день в этот мир».
- Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни.
- Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным местам своего отечества, своей страны.
2. Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми.
- Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса.
- Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.
- Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
3. Работа в группах. На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как «сильные», так и «слабые» ученики. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества.

18 4. Распределение между учащимися поручений. Для этого ученики на доске пишут слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений. Затем ребята определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы выполнять.
- дежурные по классу, по школе, по этажу;
- медицинская служба класса – фиксируют пропуски занятий, сдают медицинские справки в мед кабинет, организуют посещение больных ребят;
- библиотечная служба класса – помощь в подборе литературы для сценариев классных дел, анализ читательских интересов класса;
- дежурные по столовой и гардеробу;
- хозяйственная служба класса;
- служба озеленения;
- сценарная группа и т. д.
От классного руководителя требуется лишь умелое руководство деятельностью учащихся, предоставление им свободы и самостоятельности.
Классные руководители должны помочь поддерживать инициативу детей. Самое главное – классный руководитель должен видеть маленький и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.
Рекомендации классному руководителю
1. Отказывайтесь от частого подчеркивания способностей одних и неуспехов других, от прямого противопоставления ребят друг другу.
2. Не «пилить» и не ругать при всем классе, говорить чаще наедине.
Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не подчеркивать резко это как нечто неожиданное.
3. Называть всех по именам и добиваться этого в обращении ребят друг к другу.
4. Постоянно подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других, от класса к классу воспитывать понимание того, что способность к хорошему учению лишь одно из многочисленных свойств личности.