Файл: Групповые нормы и их роль в управлении персоналом (Понятие Группы и ее норм. Что такое команда и в чём различие команды и рабочей группы).pdf
Добавлен: 27.03.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 3
Исследования показали, что второй вариант поведения человека по отношению к группе очень распространенный. Вынужденное принятие человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего положения в ней получил название конформизма. Начало экспериментов по изучению этого феномена положил американский психолог С. Аш.
Конформизм - это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. Другими словами, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбирать мнение группы в ущерб своему собственному.
Нормы поведения членов группы— это образцы поведения внутри группы, которые должны выполняться всеми ее членами. Нормы могут быть формализованы различными организационными документами (положениями, должностными инструкциями, стандартами, процедурами). Большинство норм поведения в группах определяется стихийно и носит неформальный характер. Однако именно они в большинстве случаев оказывают наибольшее влияние на взаимоотношения в группе, на эффективность ее работы. Обычно сами группы регулируют многие нормы и требуют их соблюдения.
В отличие от ролевых ожиданий, которые обращены к отдельным людям, нормы обращены сразу ко всем членам группы. Как формальные, так и неформальные группы могут иметь разнообразные писаные или неписаные нормы. Одни из них формализованы в различных письменных документах. Другие официально не объявляются, тем не менее, становятся известными всем членам группы. И хотя они носят неформальный характер, их влияние на взаимоотношения в группе и эффективность ее работы часто оказывается сильнее писаных норм.
Основные нормы можно свести к нескольким типам.
1) К первому типу относятся те, которые определяют нормы деятельности, ее производительность, качество, сроки выполнения заданий и т.д.
2) Ко второму - нормы, связанные с распределением ресурсов. Они регламентируют порядок выделения денег на заработную плату, поощрения, последовательность предоставления льгот и привилегий и т.д.
3) К третьему - нормы, касающиеся неформальных социальных соглашений. Сюда входят правила, регулирующие проявление профессиональной или групповой солидарности, допустимые пределы санкций к отдельным членам группы, нормы групповой лояльности и т.д.
4) Четвертый тип образуют организационные нормы. Это могут быть требования к одежде работников, предъявляемые для поддержания определенного имиджа фирмы, или стандарты при ведении переговоров и т.д. Существование норм диктуется задачей достижения целей группы. Объединение усилий членов группы требует некоторого принуждения. Необходимость такого принуждения проявляется тем сильнее, чем острее ощущается потребность в единообразии поведения при решении вопросов совместной деятельности группы. Основной долгосрочной целью любой организации является стремление выжить в конкурентной борьбе. При этом сотрудники являются главным конкурентным преимуществом любой организации. Обычно эффективность организации описывают в терминах исполнения и оценивают как сочетание таких сложных характеристик, как: максимальное использование возможностей, способностей и навыков сотрудников; достижение организационных целей и умение привлечь наиболее подготовленные и высокомотивированные кадры. Всё это должно сказаться на общих показателях эффективности деятельности организации: производительности труда, качестве, уровне обслуживания клиентов, росте прибыли, приращении стоимости. В целях достижения эффективной деятельности организация должна:
- сформулировать и довести до каждого сотрудника свою миссию и стратегию;
- создать организационную структуру, соответствующую целям организации;
- внедрять самую прогрессивную (по результатам мировой практики) систему управления человеческими ресурсами.
От человеческих ресурсов зависит слабость и мощь организации. Принимаемые сотрудниками на любом рабочем месте профессиональные решения обуславливают эффективность осуществления производственных задач, и формирует общую успешность и результативность деятельности организации. Поэтому важно контролировать, побуждать и помогать сотрудникам, чтобы, с одной стороны, создать все условия для наиболее полной реализации их профессионального багажа, с другой стороны – сформировать желание трудиться качественно и производительно.
Таким образом, вклад деятельности службы по управлению персоналом в эффективность организации состоит в том, что она:
- помогает организации достичь цели;
- повышает эффективность использования возможностей, способностей и навыков людских ресурсов;
- снабжает организацию хорошо подготовленными кадрами;
- повышает удовлетворённость сотрудников работой и стимулирует их потребность в самореализации на рабочем месте;
- создаёт, развивает и поддерживает соответствующий уровень условий труда, что делает работу в данной организации желанной;
- доводит политику в области персонала до всех сотрудников;
- поддерживает требуемый уровень культуры поведения и дисциплины в организации;
- планирует и управляет изменениями в организации с учётом интересов отдельных сотрудников, групп и организации в целом;
- способствует снижению издержек и повышению конкурентоспособности.
Деятельность по управлению персоналом осуществляют руководители и специалисты по управлению персоналом (сотрудники службы по управлению персоналом). Руководители участвуют в управлении персоналом в силу того, что они персонально ответственны за эффективное использование всех имеющихся в их распоряжении ресурсов, особенно человеческих. Управление деятельностью подчинённых – основная задача руководителя любого уровня. Она подразумевает:
- определение и постановку производственных целей и задач для подчинённых;
- координацию их деятельности;
- обеспечение ресурсами (рабочие места, оборудование, необходимая информация и т.п.);
- контроль;
- оценку результатов индивидуального труда;
- мотивацию.
Обычно в небольших организациях функции управления персоналом распределены между всеми руководителями. С ростом численности работников управления персоналом выделяется в отдельную функцию. Это необходимо для обеспечения полноценного контроля, развития и удержания людских ресурсов организации. Задача служб по управлению персоналом – обеспечение максимально эффективного использования человеческих ресурсов в масштабах всей организации. Как же складываются деловые взаимоотношения между менеджерами по управлению персоналом и линейными руководителями? Будучи профессионалами в области психологии, социологии, в эргономике и других смежных областях знания, специалисты по управлению персоналом планируют и реализуют оптимальные стратегии развития людских ресурсов организации. С одной стороны, они принимают самостоятельные административные решения, с другой – выступают в роли консультантов, помогая линейным руководителям создать продуктивную атмосферу в коллективе, повысить производительность труда, улучшить неформальные отношения внутри коллективы и между его членами и руководителем. Служба по управлению персоналом внутри организации. В большинстве организаций служба по управлению персоналом – это отдельное независимое структурное подразделение, наделённое полномочиями по принятию решений в области персонала: найм или увольнение сотрудников, направление их на обучение, проведение аттестации и оценки, формирование системы оплаты труда. Выполнение этих задач обязательно для всех сотрудников организации. Таким образом, появляется возможность проводить единую политику по управлению персоналом, перемещать сотрудников в масштабах всей организации, планировать их карьерный рост, заблаговременно готовить исполнителей для реализации новых задач, снижает вероятность линейного произвола со стороны руководителей, протекционизма и фаворитизма. Политики в области управления персоналом. Политики в области управления персоналом – это свод правил по различным аспектам пребывания людей в организации. Политики являются основным ориентиром в процессе принятия решений по всем вопросам, которые касаются человеческого фактора на производстве. Они разрабатываются совместно высшим руководством организации и службой персонала, обеспечивают предсказуемость поведения сотрудников, позволяют функциональным руководителям концентрироваться на тех решениях, в которых они наиболее .Процедуры по управлению персоналом. Процедуры по управлению персоналом – это готовые алгоритмы действий, которые описывают, как должна осуществляться та или иная деятельность (например, как проводить аттестацию), и указывают сотрудникам или руководителям, как надлежит поступать и что делать. Процедуры разрабатываются для самых важных моментов в управлении персоналом, таких как найм персонала, повышение квалификации сотрудников и т.п. Основными «потребителями» процедур являются сотрудники и линейные руководители. Процедуры помогают сделать процесс управления персоналом прозрачным и предсказуемым, существенно сокращают временные и производственные затраты на работу с персоналом, так как содержат оптимальные варианты поведения и действий в соответствующих ситуациях.
Воздействие группы на отдельного работника и на всю организацию.
Взаимодействие человека и группы всегда носит двусторонний характер: человек своим трудом, действиями способствует решению групповых задач, но и группа оказывает большое влияние на человека, помогая ему удовлетворять его потребности безопасности, любви, уважения, самовыражения, формирования личности и т.д. Отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они эффективнее работают, чем те, кто находится в изолированном состоянии либо в "больных" группах, пораженных конфликтами и нестабильностью. Группа защищает индивида, поддерживает его и обучает как умению выполнять задачи, так и нормам и правилам поведения в коллективе. Она меняет его, делая человека зачастую существенно отличным от того, каким он был, когда находился вне группы. Эти воздействия на работника имеют много проявлений, вот некоторые из них:
Во - первых, под общественным влиянием происходит изменение таких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и пр. Жизнь сотрудника компании оказывается в зависимости от действий его коллег;
Во - вторых , в группе человек получает определенный авторитет. Ведь коллектив не только распределяет задания и роли, но и определяет относительную позицию каждого. Для многих членов группы эта характеристика может быть не менее важной, чем их формальная позиция;
В - третьих , группа помогает обрести индивиду новое видение своего "я". Человек начинает идентифицировать себя с коллективом, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании своего предназначения;
В - четвертых, находясь в группе, участвуя в обсуждениях и выработке решений, человек может предложить интересные и абсолютно новые идеи, так как подобная работа в коллективе существенно повышает творческий потенциал сотрудника;
В - пятых , отмечено, что в группе человек гораздо в большей степени склонен принять риск, чем в ситуации, когда он действует один.
Однако неверно думать, что только группа оказывает на человека воздействие. Входя в коллектив, вступая во взаимодействие с групповым окружением, индивид влияет и на других людей. Взаимодействие отдельного сотрудника с группой может носить либо характер кооперации, либо слияния, либо конфронтации. В первом случае между коллективом и его членом устанавливаются доверительные и благожелательные отношения. Человек рассматривает цели группы как не противоречащие его целям, он готов к поиску путей улучшения взаимодействия. При слиянии человека с группой наблюдается установление таких отношений между ним и остальной частью коллектива, когда каждая из сторон рассматривает другую как органически единую с ней составляющую целого. Человек строит свои цели исходя из целей группы, в значительной мере подчиняет свои интересы интересам коллектива. В случае конфликта наблюдается противопоставление интересов человека и группы и борьба между ними за разрешение этого противоречия в свою пользу. Конфликты могут быть порождены двумя группами факторов: организационными и эмоциональными. Первая разновидность факторов связана с различием во взглядах на цели, структуру, взаимоотношения, распределение ролей и т.п. Если конфликт порожден этими факторами, то его легко уладить. Ко второй группе относятся такие причины, как недоверие к человеку, чувство угрозы, страх, зависть и злоба. Конфликты, основанные на этих факторах, слабо поддаются полному устранению. Однако часто конфликт в отношениях внутри группы носит позитивный характер. Это связано с тем, что он может привести к благоприятным последствиям: повышению мотивации на достижение целей, появлению дополнительной энергии к действию, улучшению понимания отношений и позиций в группе и др.
Глава 2. Кейс. определите какие групповые нормы можно ввести
Попавшему в водоворот слияния эйчару нужно принять как данность, что люди, как правило, негативно реагируют на изменения: увольнениями, снижением продуктивности, отторжением новых идей, отказом принимать правила «чужой» корпоративной культуры. Поэтому не следует ждать восторгов от сотрудников приобретенной компании. Даже если сделка M&A сопровождалась «позитивной» рекламной кампанией, недовольные будут всегда, люди все равно придут к выводу, что «обертка оказалась лучше конфетки»…делать в такой ситуации? Можно спрятаться, сидеть тихо и ждать, пока все пройдет само собой, а можно попытаться управлять изменениями. Я считаю, что активное управление изменениями — это единственная возможность добиться результатов. На что нужно обращать особое внимание при слиянии/поглощении?
1. Подбор и удержание талантов и ключевых игроков. Коллеги-эйчары знают, что это разные группы людей:
- таланты обладают способностями (умениями, компетенциями), необходимыми для коммуникатора, лидера, интегратора;
- от профессионализма ключевых сотрудников зависит успех и стабильность бизнеса (например, высококвалифицированный элетромеханик, профессиональный финансист, опытный рекрутер).
В процессе интеграции компаний с каждой из этих групп нужно взаимодействовать по-разному. При работе с ключевыми игроками необходимо уделять внимание поддержанию стабильности и предсказуемости, при работе с талантами — мотивации к изменениям и учету индивидуальных и коллективных целей.
2. Новая оргструктура. Есть немало компаний, которые работают, обходясь без нарисованной «на бумаге» оргструктуры, причем — успешно. Возможно, некоторое время подобные организации еще смогут продержаться, но шансов выиграть у конкурентов у них немного.На что эйчару следует обратить особое внимание? Необходимо иметь план замещения руководителей как минимум на три уровня управления — генерального директора, его заместителей и руководителей функциональных направлений. Для новой компании заблаговременное планирование оргструктуры — вопрос жизни и смерти; часто по таким формальным признакам можно вполне объективно оценить управляемость организации.
3. Межфункциональные связи и подчиненность. Это болезненный момент «вторжения», который необходимо заранее обсудить и принять. Менеджеры и HR-специалисты должны четко объяснить работникам: