Файл: Анализ и обоснование маркетинговых решений в ПАО «Сбербанк России».pdf
Добавлен: 27.03.2023
Просмотров: 853
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИТУАЦИИ
1.1 Краткая характеристика исследуемой организации
1.2 Концепция маркетинга ПАО «Сбербанк России» в сфере розничных услуг
ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РОЗНИЧНЫХ УСЛУГ
2.2 Совершенствование ипотечного кредитования
2.3 Совершенствование продвижения кредитных продуктов
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы: «Анализ и обоснование маркетинговых решений в ПАО «Сбербанк России».
Актуальность выбранной темы неоспорима, поскольку маркетинговая деятельность предприятий позволяет корректировать ассортимент выпускаемых товаров или оказываемых услуг, отслеживать конкурентов, корректировать свою деятельность с учетом потребностей рынка и потребителей. Маркетинговые исследования, проводимые предприятиями, позволяют ориентироваться на рынок, его потребности и возможности. Суть и содержание маркетинговой деятельности отражают объективные условия развития рынка, который в известной мере утрачивает хаотичность и подпадает под регулирующее воздействие заранее устанавливаемых хозяйственных связей, где особая роль отводится потребителю. Потребитель предъявляет свои требования к продукту, услуги или работе.
Предметом исследования в курсовой работе является маркетинговые задачи, стоящие перед исследуемой организацией. Объектом исследования – ПАО «Сбербанк России».
Банковский маркетинг представляет собой рыночную концепцию управления деятельностью банка, направленную на изучение рынка и экономической конъюнктуры, конкретных потребностей клиентов банка и возможностей их удовлетворения, ориентацию на потребности клиентов при разработке новых услуг и сроков их предоставления с обеспечением высокого качества услуг.
Цель курсовой работы - закрепление теоретических знаний путем анализа и обоснования решения конкретной маркетинговых задач ПАО «Сбербанк России». Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- изучить концепцию маркетинга в ПАО «Сбербанк России»;
- рассмотреть маркетинговые задачи банка;
- на основании проделанного анализа маркетинговых задач разработать направления их решения;
- предложить направления совершенствования комплекса маркетинга и его управления на примере ОАО «Сбербанк России».
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИТУАЦИИ
1.1 Краткая характеристика исследуемой организации
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает ПАО «Сбербанк России».
Публичное акционерное общество в России — форма организации публичной компании; акционерное общество, акционеры которого пользуются правом отчуждать свои акции. Организация и деятельность публичных акционерных обществ регулируется федеральным законом Российской Федерации (Гражданский Кодекс РФ, изменения от 01. 09.2014). Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Поскольку открытое акционерное общество рассматривается законодателем как публичное, для него предусматривается обязанность по раскрытию информации в более широком формате по сравнению с непубличным акционерным обществом. Данная норма предназначена для повышения публичности и прозрачности процессов инвестирования.
На рисунке 1 отразим структуру управления Сбербанка России.
В таблице 1 отразим стандартную организационную структуру центрального отделения по обслуживанию частных и корпоративных клиентов.
Таблица 1 – Организационная структура отделения Сбербанка России
Зам. Управляющего |
Зам. Управляющего |
Зам. Управляющего |
Юридический отдел |
Управление кредитования |
Управление бух. учета и отчет. |
Операционное управление |
Отдел инкассации |
Отдел валютных и неторговых операций |
Управление информатики и автоматизации банковских работ |
Отдел кассовой работы |
Административное управление |
Планово-экономический отдел |
Отдел вкладов и расч. нас. |
Отдел по работе с персон. |
|
Отдел ценных бумаг |
Уп. без. и защиты инфор. |
||
Отдел организации обслуживания юридических лиц |
|||
Отдел организации обслуживания физических лиц |
Основные направления деятельности:
1. Вклады и кредиты
2. Банковские карты
3. Обработка платежей
4. Расчетно-кассовое обслуживание
5. Финансовые гарантии и инструменты
6. Денежные переводы
7. Инвестиционная деятельность банков
8. Торговое финансирование
Диверсификация выручки заключается в получении процентов за пользование кредитными ресурсами, комиссионные сборы банка, плата за оказание услуг в сфере консультаций, доход от валютных операций, от вложения свободных денежных средств в инвестиционные проекты, взимание платы за управление финансовыми ресурсами клиентов.
1-й уровень услуг кредитования Сбербанка: возможность не откладывать приобретение потребительского товара, недвижимого товара и так далее; 1-й уровень услуг по депозитам, вкладам, инвестированию: получение дополнительного пассивного дохода от свободных денежных средств, гарантия сохранности денежных средств при превышении процента по депозиту проценту инфляции.
2-й уровень услуг кредитования: конкурентоспособная процентная ставка по кредиту, вежливое отношение к клиенту, подбор подходящих условий кредитования; 2-й уровень услуг по вкладам: большое разнообразие предлагаемых процентных ставок и условий вклада, вежливое отношение, гарантии возврата в офисе, где вносились денежные средства.
3-й уровень услуг кредитования: одновременное страхование жизни и здоровья, предоставление особых условий добросовестным клиентам;
4-й уровень услуг по вкладам, депозитам: предоставление особых условий постоянным клиентам, возможность пополнение вклада онлайн, отслеживание состояния счета.
Услуги в зависимости от клиента:
- услуги для физических лиц;
- услуги для малого бизнеса;
- услуги корпоративным клиентам
Услуги по виду:
- кредиты
- вклады
- управление инвестициями и денежными средствами
- ведение счетов
- расчетные операции
- валютно-обменные операции
Заменителей услуг практически нет, существуют лишь рассрочки, предоставляемые некоторыми магазинами самостоятельно, либо клиент может копить денежные средства для покупки чего-либо, также может вкладывать свободные денежные средства не на депозитные счета, а в покупку недвижимости, товаров роскоши или иных товаров.
Формирование перечня услуг зависит от особенностей хозяйственной деятельности банков. Наибольший удельный вес доходов банков приходится на выдачу кредитов, а для выдачи их банк должен привлечь денежные средства при помощи депозитов, выдачи дебитовых и кредитных карт, переводе денежных средств, расчетных операций, ведения счетов и так далее.
Банк находится в периоде зрелости. Об этом можно судить по лидирующей позиции банка на рынке, широком перечне услуг, концентрации на эффективности, устоявшейся корпоративной этике, завоеванному доверию клиентов. Сбербанк России является одним из самых крупных банков в Российской Федерации, имеет самую разветвленную сеть филиалов и отделений по России. По данным официального сайта банка Сбербанк обслуживает около 70 % населения страны, имеет свои филиалы в 22 государствах мира, входит в пятьдесят крупнейших банков мира. Что касается рейтингов, то чуть более четверти активов финансовой сферы приходится на Сбербанк, по объему экспорта услуг Сбербанк также лидирует. Ближайшими конкурентами выступают банки ВТБ, Газпромбанк, ВТБ 24.
Банк видит своей главной целью предоставление каждому клиенту полного спектра современных банковских продуктов и услуг при постоянном внедрении и использовании новейших достижений в области информационных технологий, совершенствовании бизнес - процессов и повышении уровня сервиса.
Миссия «Сбербанка России» определяет смысл существования, содержание, а также направления деятельности Банка, подчеркивая ту роль, которую он играет в экономической системе России. Потребности клиентов, их пожелания и цели являются основой для осуществления Банком своей деятельности, как элемента экономической системы.
Высокие цели Банка достигаются командой единомышленников, которых объединяет общая система ценностей.
Ценностями «Сбербанка России» являются:
- Надежность банка, как партнера;
- Ответственность и доверие;
- Командный подход и результативность;
- Профессиональный подход и креативность.
Деятельность Сбербанка соответствует Российскому законодательству:
- Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
- Положение 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»;
- Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ;
- Положение Банка России № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» вступило в силу с 1 января 2013 года, отменив действие положения № 302-П. Положение № 385-П актуализировано с учетом изменений, внесенных в него указанием ЦБ РФ № 2884-У от 26 сентября 2012 года;
- Закон о потребительском кредитовании;
- Инструкция Банка России № 139-И «Об обязательных нормативах банков»;
- Положение Банка России № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»;
- Положение № 266-П ЦБ РФ от 24 декабря 2004 года «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»;
- Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»;
- Закон о потребительском кредитовании;
- Рекомендации ФАТФ для национальных законодательств.;
- Закон о страховании вкладов;
- Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях»;
- Налоговый кодекс РФ;
- Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10.12.2003 года;
- Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
Сбербанк сегодня — это 14 территориальных банков и более 16 тысяч отделений по всей стране, в 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов.
Сбербанк сегодня — это мощный современный банк, который стремительно трансформируется в один из крупнейших мировых финансовых институтов. В последние годы Сбербанк существенно расширил свое международное присутствие. Помимо стран СНГ (Казахстан, Украина и Беларусь), Сбербанк представлен в девяти странах Центральной и Восточной Европы (Sberbank Europe AG, бывший Volksbank International) и в Турции (DenizBank).
География присутствия Сбербанка охватывает 22 страны, а количество его клиентов за пределами России достигло 10 миллионов. Доля международного бизнеса составляет 14% совокупных активов.
Придерживаясь в своей деятельности за рубежом девиза Сбербанка «Всегда рядом», мы предлагаем нашим клиентам максимально удобные условия для трансграничного бизнеса, широкую продуктовую линейку, а также учитываем культурные особенности регионов присутствия Группы Сбербанк.
Услуги могут быть оказаны в офисах Сбербанках, а также получены из дома каждым клиентом при использовании онлайн продуктов. Для частных клиентов Сбербанк предлагает кредиты на потребительские нужды, ипотеки, кредитные карты, а также предлагает открытие сберегательных и текущих счетов, дебетовых карт, в том числе зарплатных, принимает платежи, предоставляет в пользование банкоматы и инфокиоски, оказывает услуги страхования при партнерстве со страховыми компаниями, переводит денежные средства и так далее.
Сбербанк функционирует на рынке олигополии, поскольку:
- количество продавцов в отрасли: маленькое;
- размер фирм: большой;
- количество покупателей: большое;
- товар: дифференцированный;
- контроль над ценой: значительный;
- барьеры для входа в отрасль: высокие;
- методы конкурентной борьбы: неценовая конкуренция, очень ограниченная ценовая.
1.2 Концепция маркетинга ПАО «Сбербанк России» в сфере розничных услуг
Основными целями маркетинга ПАО «Сбербанк России» являются:
- расширение клиентской базы, состава, качества и объемов предоставляемых услуг;