Файл: Биография П. А. Столыпина 6 Внешняя политика П. А. Столыпина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тогда А.П. Столыпиным был взят курс на социально - политические и экономические реформы, усиление мощи страны, её модернизацию, но при сохранении монархии, государственной целостности и неприкосновенности частной собственности:

  • Дальнейшее укрепление монархии: роспуск II Государственной думы, принятие нового избирательного закона, по которому в III Государственной думе усилились позиции правых сил.

  • Повышение эффективности сельского хозяйства: аграрная реформа формирование крестьянина — собственника, выделение из общины хуторов и отрубов, переселенческая политика, льготы при получении ссуды на землю, поддержка кооперативов и товариществ крестьян, указ о гражданском равноправии крестьян и др.)

  • Наведение порядка в стране («сначала успокоение, потом реформы»): борьба с терроризмом, создание военно-полевых судов.

  • Национальная политика: сближение наций и народов, Столыпин стремился принять указ о веротерпимости, решить еврейский вопрос, прекратить ущемление прав по национальной принадлежности. Однако многое не смог сделать, не получая поддержки в высших кругах, даже ограничил автономию Финляндии

  • Проведение реформы местного самоуправления: в западных губерниях были учреждены Земства.

  • Проведение социальных преобразований: улучшение быта рабочих, установление неприкосновенности личности, были признаны права на участия рабочих в стачках, отменены все сословные ограничения для крестьян.

  • Проведение военной реформы с целью повышения обороноспособности страны, восстановления военного могущества России: увеличение численности состава армии путём изменения системы комплектования армии, улучшение технического вооружения, повышение качества подготовки офицерского состава, усиление централизации управления армией и флотом.


3.1 Столыпин и Государственные Думы

Весной 1906 г. состоялись выборы в I Государственную думу, но оказавшись полостью аппозиционной, по отношению к правительству, она отработала всего 72 дня. Роспуск I думы произошел в день назначения Столыпина премьером - 8 июля 1906 года. Правящие круги надеялись, что этот сильный и решительный человек сможет «успокоить» страну. Столыпин энергично взялся за наведение порядка.

После новых выборов открылась (20 февраля 1907) 
II Государственная дума. Столыпин выступил перед ней с широкой программой реформ. Ими предполагалось ввести новый, гораздо более либеральный полицейский устав; учредить судебный контроль над задержаниями, обысками, вскрытием корреспонденции; установить выборы мировых судей населением; ввести гражданскую и уголовную ответственность госслужащих, государственное попечение о нетрудоспособных, государственное страхование по болезни, увечьям и старости, ненаказуемость экономических стачек. В программе были также пункты о запрете ночных работ женщин и подростков, сокращении длительности рабочего дня, постепенном установлении обязательного начального образования, о более равномерном распределении налогового бремени путём подоходного налога и облегчений неимущим. Однако думцы отвергли все эти полезнейшие меры ради абстрактного требования «уничтожить самодержавие». Левые депутаты открыто призывали народ к восстанию, кадеты демонстративно молчали.

Дума не утвердила закона о военно-полевых судах, и он, по существующему порядку, прекратил своё действие через два месяца после начала её работы. Дума отказалась осудить восхваление террора в печати и противоправительственную пропаганду в армии, отвергла все земельные законы Столыпина, вновь потребовала отнимать у помещиков землю силой (что должно было разрушить 130 тысяч культурных хозяйств, а крестьянам дать лишь незначительные прирезки). Не нравились думцам и призывы Столыпина «хранить исторические заветы России», сделать государственный курс национально-русским.

Вторую Думу тоже приходилось распускать. Поводом послужило то, что члены её социал-демократической фракции были уличены в попытке составить заговор в войсках. Столыпин потребовал от Думы дать согласие на арест 15 наиболее замешанных депутатов. На это последовал отказ. Тогда 3 июля 1907 парламент был распущен.

В ноябре 1907 была открыта Третья Дума. Новый избирательный закон обеспечил ей гораздо более разумный и умеренный состав. Центристское большинство Третьей Думы стало сотрудничать с правительством. Столыпин предложил депутатам ту же преобразовательную программу. Он проявил огромный талант к работе в парламенте, никогда не уклонялся там от острых выступлений.
3.2 Аграрная реформа



Одна из ключевых проблем российской истории начала XX века - неэффективность крестьянского хозяйства, сдавливаемого архаичными нормами общинного уклада жизни. Решение этого вопроса П.А. Столыпин видел в превращении крестьянина в собственника своего земельного надела. Кроме того, человека необходимо было наделить имущественными правами, дабы гражданские и политические права не оставались пустой буквой. Для реализации этой задачи правительством был инициирован целый комплекс мер. Указом 9 ноября 1906 г. крестьянин получил право укреплять в собственность свой надел, который прежде он не мог ни продать, ни заложить, ни сдать в аренду. Теперь, будучи полноценным владельцем своего земельного участка, он мог брать ссуды в Крестьянском банке, отвечая за выполнение взятых обязательств своим имуществом. Крестьянский банк выполнял и другую важную функцию. Он покупал земли поместного дворянства и на выгодных условиях перепродавал их успешному крестьянству. Таким естественным, мирным образом происходило перераспределение земельного фонда.

Простое изменение правового статуса крестьянского надела не могло привести к качественным изменениям в крестьянском хозяйстве. Обычный надел был разделен на множество полос, между которыми пролегали значительные расстояния. Это заметно затрудняло земледельческие работы. Таким образом, перед правительством вставала проблема землеустройства, которое сводило бы воедино полосы одного надела. В итоге возникал бы отруб или хутор (если бы от общины обособлялся не только земельный надел, но и усадьба с хозяйственными постройками).

Одно из принципиальных направлений аграрной реформы - переселенческая политика. Правительство было вынуждено решать проблему перенаселенности деревни. Избыточность рук в деревне порождала очевидный земельный голод. Соответственно, вставала необходимость направить крестьянские массы в те регионы, которые остро нуждались в заселении - Сибирь и Северный Кавказ. Правительство выделяло переселенцам льготные кредиты, финансировало их переезд и даже на первых порах безвозмездно передавала в их собственность государственные, удельные и кабинетские земли.

Результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России.


Еще больше, по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства. Однако не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Но в рассматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований - к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики.

Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914гг. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики.
3.3 Военно-полевые суды

В годы Первой русской революции правительство в значительной мере утратило контроль за правопорядком в стране. Россию захлестнул вал революционного террора, жертвами которого пало более 18 000 человек. Большинство из них - мирные обыватели. Дабы обеспечить безопасность населения, власть была вынуждена пойти на беспрецедентно жесткие меры. 19 августа 1906 г., по инициативе Николая II, были учреждены военно-полевые суды, которые рассматривали дела в ускоренном порядке - за 48 часов; приговор же должен был приводиться в исполнение через 24 часа после его вынесения. В сфере компетенции военно-полевого суда находились те случаи, когда виновный был пойман с поличным и его действия были направлены против представителя власти. В работе этих судов не принимали участие ни прокуроры, ни адвокаты, ни свидетели обвинения. Именно тогда появилось выражение «столыпинский галстук», означавшее у современников смертную казнь.

За годы премьерства П.А. Столыпина масштабы революционного террора заметно уменьшились. Отчасти это было связано с репрессивной политикой государства. Однако представляется, в большей степени это было предопределено системностью подхода и планомерностью политики правительства. Власть искала диалог с обществом, решала наиболее острые проблемы социального бытия России - и тем самым подрывала социальную базу революции и лишала террор какого-либо оправдания в глазах общественности.

3.4 Военная реформа

Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. наглядно продемонстрировало необходимость скорейших преобразований в армии. Можно выделить три направления военной политики: упорядочение принципов комплектования вооруженных сил, их перевооружение, строительство необходимой инфраструктуры. В годы столыпинских реформ был разработан новый Воинский устав, четко определявший порядок призыва в армию, права и обязанности призывных комиссий, льготы по отбыванию воинской повинности и, наконец, возможности обжалования решений властей. Иными словами, правительство стремилось "вписать" отношения между гражданином и вооруженными силами в правовое пространство Российской империи.

Государство увеличивало ассигнования, как на содержание офицерского корпуса, так и на переоснащение армии. Значительное внимание уделялось строительству линейного флота России. При прокладке новых железнодорожных путей также учитывались военно-стратегические интересы государства. В частности, второй путь Сибирской магистрали, Амурская железная дорога должны были облегчить мобилизацию и переброску сил из различных частей империи и, соответственно, саму оборону дальневосточных окраин России.

При этом П.А. Столыпин был принципиальным противником втягивания России в мировую войну, считая, что для отечественной экономики, вооруженных сил, социальной структуры это будет невыносимой нагрузкой. Именно поэтому он предпринял исключительные усилия для того, чтобы Боснийский кризис 1908 г. не перерос в вооруженное столкновение. П.А. Столыпин прекрасно осознавал, что проводимые им системные преобразования

могли дать свои плоды лишь через определенный период мирного поступательного развития России.


3.5 Социальная реформа

Системная модернизация без приобщения большинства населения к хотя бы элементарным знаниям о мире была невозможна. Поэтому одно из важнейших направлений реформ П.А. Столыпина - расширение и совершенствование системы образования. Так, в Министерстве народного просвещения был разработан законопроект "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи", согласно которому предполагалось обеспечить элементарным образованием детей обоего пола. Правительство разрабатывало меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили ее системообразующим элементом, а не обособленным элитарным заведением. Широкомасштабные проекты в области народного просвещения требовали новых кадров преподавателей. Для этого планировалось создать специальные курсы для будущих учителей и учительниц, в Ярославле же правительство инициировало создание Учительского института. Государство не жалело средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировало организовывать их ознакомительные поездки за границу.