Добавлен: 27.03.2023
Просмотров: 1013
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы SWOT-анализа, его место в фирме
1.1 Внутренняя и внешняя среда организации
1.2 Сущность и этапы SWOT-анализа
2. Место SWOT-анализа магазина « Читинка»
2.1 Общая характеристика магазина «Читинка»
3. .Оценка перспектив развития организации по результатам SWOT-анализа
3.1 SWOT –анализ магазина «Читинка»
Риз.об.2012 = × 100 = 51,52
2. Рентабельность текущих расходов, рассчитаем по формуле 4:
Рт.рас. = × 100 (4)
где Б.П. – балансовая прибыль;
З. – затраты.
Рт.рас.2011 = × 100= 43,4
Рт.рас.2012 = × 100 = 29,50
С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия (таблица 3).
Таблица 3. – Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной деятельности магазин «Читинка» (в сопоставимых ценах, млн. руб.)
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
Издержки обращения |
9990 |
15886 |
Затраты предприятия |
10906 |
16989 |
Прибыль от реализации |
3496 |
8184 |
Балансовая прибыль |
3217 |
7390 |
Рентабельность издержек обращения, % |
34,99 |
51,52 |
Рентабельность текущих расходов, % |
29,50 |
43,50 |
Сопоставив таблицы 2 и 3, увидим, что из-за убыточности внереализационных операций, рентабельность издержек обращения, выше рентабельности текущих расходов, что в 2016 г., что в 2015 г.
Рассчитаем рентабельность собственного капитала, по формуле 5. ТРс.к.= (5)
где К – средние величины собственного капитала.
ТРс.к.2011= = 49,54
ТРс.к.2012= = 19,97
Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках (таблица 4).
Таблица 4. – Расчет рентабельности собственного капитала магазин «Читинка» (в сопоставимых ценах, млн. руб.)
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
Собственный капитал: - на начало года |
9865 |
11104 |
- на конец года |
11104 |
13086 |
Средняя величина собственного капитала в течение года |
10484,5 |
12095 |
Чистая прибыль |
2252 |
5173 |
Рентабельность собственного капитала, % |
21,48 |
42,77 |
Как видно, рентабельность собственного капитала в 2015 г. (42,77%) выше, чем в 2016 г. (21,48%). Этому способствовало увеличение прибыли более чем в 2 раза, тогда как средняя величина собственного капитала изменилась незначительно (в 1,2 раза) по сравнению с 2015 г.
2.3 Система маркетинга
Маркетинговая деятельность в магазине «Читинка» предполагает собою совокупность мероприятий, ставящих целью исследование таких вопросов, как:
– изучение клиента;
– изучение мотивов его поведения на рынке;
– анализ собственно рынка предприятия;
– исследование продукта;
– анализ форм и каналов сбыта;
– анализ объема товарооборота предприятия;
–исследование конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;
– определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке.
В магазине «Читинка» существует отдел маркетинга, который занимается изучением рынка, его проблемами и перспективами; проводит мероприятия по стимулированию сбыта (всевозможные рекламы, выставки).
Однако отдел маркетинга в организации не увлекается разработкой ассортиментной и товарной политики. Для этого в магазине «Читинка» существует отдел сбыта. В отделе сбыта имеется управляющий сбытом, который занимается функционированием спроса на товар и разрабатывает комплекс мероприятий по стимулированию сбыта. В этом отделе также существует и руководитель ассортиментом, который занимается изучение факторов влияющих на развитие ассортимента предприятия и осуществит ассортиментную политику, проводимую предприятием.
В магазине «Читинка» применяется стратегия ограниченного роста, то при этой стратегии цели формирования устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия.
Основными формами стимулирования сбыта в организации считаются средства массовой информации (газеты, местное телевидение), наглядная агитация (рекламные щиты) и участие в международных выставках.
Отдел маркетинга стремится давать рекламу и в периодические издания это содействует повышению объемов услуг.
Предприятие не имеет свой сайт в Интернет, на котором можно было размещать информацию рекламного характера (сведения о компании, партнёрах, отраслевые обзоры и т.п.
2.4 Анализ кадрового состава
Кадровый состав организации является самостоятельной экономической категорией и представляет собой реальные ресурсы живого труда в их количественном и качественном выражении. Основными факторами социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности любого организации можно считать обеспеченность его квалифицированной рабочей силой и степень её мотивации.
Рассмотрим, функциональную структуру персонала в магазине «Читинка», которая представлена в таблице 5.
Таблица 5 – Функциональная структура в магазине «Читинка»
Категория |
2014 г. чел. |
2015 г. чел. |
2016 г. чел. |
Изменение |
Темп роста /темп прироста |
||
2015 г. к 2014 г., (+;-) |
2016 г. к 2015 г., (+;-) |
2015/2014 (%) |
2016/2015 (%) |
||||
Руководители |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
Специалисты |
6 |
6 |
7 |
- |
+1 |
- |
+16,66 |
Рабочие |
16 |
17 |
19 |
+1 |
+2 |
+6,25 |
+11,76 |
Всего |
24 |
25 |
30 |
+1 |
+5 |
+4,16 |
+20 |
Исходя из данных таблице 5 видно, что численность руководителей в 2014-2016 гг. не изменилась.
Численность специалистов в 2015 г. не изменилась по сравнению с 2014 г., а в 2016 г. не увеличилась на 16,66 % по сравнению с 2015 г. Численность рабочих в 2015 г. увеличилась на 6,25 % по сравнению с 2014 г., а в 2016 г. увеличилась на 11,76 % по сравнению с 2015 г.
Общая численность персонала в 2015 г. увеличилась на 4,16 %, по сравнению с 2014 г., и в 2016 г. увеличилась на 20 %, по сравнению с 2015 г.
Для более подробного анализа трудового потенциала в магазине «Читинка» необходимо рассмотреть половозрастную структуру персонала. Мы рассматривали следующие возрастные группы:
- Молодежь до 30 лет.
- Специалисты активного трудоспособного возраста (30 – 50 лет).
- Специалисты предпенсионного возраста: женщины (50 – 54 года), мужчины (55 – 59 лет).
- Работники пенсионного возраста: женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет (см. таблицу 6).
Таблица 6 – Анализ количественного состава персонала в магазине «Читинка» по половозрастному признаку за 2014– 2016 гг.
2014 г. чел. |
2015 г. чел. |
2016 г. чел. |
Изменение |
Темп роста /темп прироста |
|||
2015 г. к 2014 г., (+;-) |
2016 г. к 2015 г., (+;-) |
2015/2014 (%) |
2016/2015 (%) |
||||
Всего работающих, в т.ч. |
25 |
28 |
30 |
+3 |
+2 |
+12 |
+7,14 |
- женщин |
20 |
21 |
22 |
+1 |
+1 |
+5 |
+4,76 |
- мужчин |
5 |
7 |
8 |
+2 |
+1 |
+40 |
+14,28 |
По возрасту: |
|||||||
до 30 лет |
13 |
14 |
15 |
+1 |
+1 |
+7,6 |
+7,14 |
от 30 до 50 лет |
6 |
7 |
7 |
+1 |
- |
+16,6 |
- |
предпенсионного возраста |
3 |
3 |
4 |
- |
+1 |
- |
+33,3 |
пенсионного возраста |
3 |
4 |
4 |
+1 |
- |
- |
+33,3 |
Исходя из данных таблицы 6 видно, что среди работающих большую часть от общей численности составляют женщины 73,3 % (по данным на 2016 г.), для данной отрасли это считается вполне нормальным явлением.
Численность мужчин среди персонала в с каждым годом повышается. В 2015 г. их численность увеличилась по сравнению с 2014 г. на 12 %, а в 2016 г. увеличилась на 7,14 %, по сравнению с 2015 г.
Численность сотрудников в возрасте до 30 лет в 2015 г. по сравнению с 2014 г. возросла на 5 %, а в 2015 г. увеличилась на 4,76 % по сравнению с 2015 г.
Численность сотрудников в возрасте от 30 до 50 лет в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилась на 16,6 %, а в 2016 г. не изменилось по сравнению с 2015 г.
Численность сотрудников предпенсионного возраста, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. не изменилось, в 2016 г. увеличилась на 33,3 % по сравнению с 2015 г.
Таким образом, наибольшую часть сотрудников организации составляют женщины в возрасте до 30 лет.
Важным является анализ персонала по стажу работы в магазине «Читинка» что является, на наш взгляд, показателем стабильности организации, ее престижности и перспективности для сотрудников.
Для анализа возрастной структуры была использована следующая градация:
– работники, отработавшие в организации до 3 лет;
– работники со стажем работы от 3 до 5 лет;
– работники со стажем работы от 5 до 10 лет;
– работники со стажем работы от 10 до 15 лет;
– работники со стажем работы от 15 до 20 лет;
– работники со стажем работы свыше 20 лет (см. таблица 7).
Таблица 7 – Сведения о стаже работы персонала в магазине «Читинка»
№ п/п |
Общий стаж |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Изменение |
|||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
2015 г. к 2014 г., (+;-) |
2016 г. к 2015 г., (+;-) |
|||
1 |
до 3 лет |
5 |
20 |
6 |
21,4 |
6 |
20 |
+1 |
- |
|
2 |
от 3 до 5 лет |
8 |
32 |
9 |
32,14 |
9 |
30 |
+1 |
- |
|
3 |
от 5 до 10 лет |
5 |
20 |
6 |
21,42 |
6 |
20 |
+1 |
- |
|
4 |
от 10 до 15 лет |
4 |
16 |
4 |
14,2 |
5 |
16,6 |
- |
+1 |
|
5 |
от 15 до 20 лет |
1 |
4 |
1 |
3,57 |
2 |
6,6 |
- |
+1 |
|
6 |
свыше 20 лет |
2 |
8 |
2 |
7,14 |
2 |
6,6 |
- |
- |
|
7 |
Итого |
25 |
100 |
28 |
100 |
30 |
100 |
+3 |
+2 |
Из таблицы 7 видно, что численность работников со стажем до 3 лет в 2015 г. увеличилось на 7 % по сравнению с 2014 г., а в 2016 г. не изменилось по сравнению с 2015 г. Численность работников со стажем от 3 до 5 лет в 20156 г. увеличилась на 0,4 % по сравнению с 2014 г., а в 2016 г. не изменилось по сравнению с 2015 г.
Численность работников со стажем от 5 до 10 лет в 2014 г. увеличилась на 4,37 % по сравнению с 2013 г., а в 2015 г. не изменилось по сравнению с 2014 г.
Численность работников со стажем от 10 до 15 лет в 2015 г. не изменилась по сравнению с 2014 г., а в 2016 г. по сравнению с 2015 г. увеличилась на 16,90 %.
Численность работников со стажем от 15 до 20 лет в 2015 г. по сравнению с 2014 г. не изменилась, а в 2016 г. по сравнению с 2015 г. увеличилась на 10,75 %.
Численность работников со стажем свыше 20 лет в 2015-2016 гг. не изменилась по сравнению с 2014 г.
Таким образом, численность сотрудников в магазине «Читинка» со стажем от 15 до 20 лет и свыше 20 лет составляет наименьший удельный вес в структуре персонала. Наибольший удельный вес численности персонала, составляет со стажем до 3 лет.
Сведения об уровне образования персонала в магазине «Читинка» представлена в таблице 8.
Таблица 8 – Сведения об уровне образования персонала в магазине «Читинка»
Показатель образование |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Изменение |
||||||
Чел. |
% от общего числа сотрудников |
Чел. |
% от общего числа сотрудников |
Чел. |
% от общего числа сотрудников |
2015 г. к 2014г., (+;-) |
2016 г. к 2015 г., (+;-) |
2015/2014(%) |
2016/2015 (%) |
|
Высшее |
8 |
32 |
9 |
32,14 |
9 |
30 |
+1 |
- |
+0,43 |
- |
Среднее специальное |
15 |
60 |
17 |
60,71 |
18 |
60 |
+2 |
+1 |
+1,18 |
1,18 |
Среднее |
2 |
8 |
2 |
7,14 |
3 |
10 |
- |
+1 |
- |
40,05 |
Итого |
25 |
100 |
28 |
100 |
30 |
100 |
+3 |
+2 |
1,61 |
41,23 |
Анализ персонала из таблицы 8, предусматривает оценку уровня образования работников организации. Численность работников с высшим образованием в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилась на 0,43 % а в 2016 г. не изменилась по сравнению с 2015 г. Численность работников со средним образованием в 20154 г. увеличилась на 1,18 % по сравнению с 2014 г. В 2016 г. увеличилась на 1,18 % по сравнению с 2015 г. Численность работников со средним образованием в 2015 г. не изменилась по сравнению с 2014 г. В 20165 г. увеличилась на 40,05 % по сравнению с 2015 г. Структура оборота по приему и выбытию персонала в магазине «Читинка» представлена в таблице 9.