Файл: SWOT-анализа в магазине «Читинка»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2023

Просмотров: 1023

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Среду обитания организации условно можно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда (макроокружение и непосредственное окружение) и внутренняя среда. Задача менеджмента состоит в том, чтобы обеспечивать поддержание баланса между организацией и внешней средой путем создания продукта и его обмена во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности организации ресурсы.

В процессе взаимодействия организации с внешней средой стратегическое управление интересует, прежде всего то, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими организациями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а следовательно, обеспечивать устойчивое существование организации. 

Применяемый для анализа среды метод СВОТ (англ. SWOT) - сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) - является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды.  Таким образом, актуальность темы данной работы не вызывает сомнений[1].

Объектом курсовой работы является магазин «Читинка».

Предмет исследования – SWOT-анализа в магазине «Читинка».

Цель исследование методики проведения SWOT-анализа в магазине «Читинка».

Основные задачи исследование:

1. Рассмотреть внутреннюю и внешнюю среда организации

2. Охарактеризовать сущность и этапы SWOT-анализа

3. Рассмотреть общую характеристику магазина «Читинка»

4.Изучить основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности магазина «Читинка» за 2015-2016 гг.

5. Рассмотреть систему маркетинга

6. Проанализировать кадрового состава

7.  Изучить SWOT -анализ магазина «Читинка»

8. Разработать рекомендации по развитии SWOT-анализ

1. Теоретические основы SWOT-анализа, его место в фирме

1.1 Внутренняя и внешняя среда организации

В настоящее время РФ находит пути саморазвития. Это положение обусловлено политическими условиями и санкциями, сосредоточенными против России со стороны Европейского Союза и Соединенными Штатами Америки. Это дает опасность формирования экономическим отношениям. На фоне этого увеличивается значительный рост активности предприятия в государстве. Правительство образует требование, которые дают возможность увеличить рентабельность организаций.


Сложившиеся требования предпринимательства считается центром роста экономики России, при условии введенных санкций. Уделяя интерес действиям роста предприятий, следует акцентировать исследование факторов, которые оказывают на предпринимательскую среду.

Организация – это совокупность персонала, функционирование которых ориентирована на достижение определенных целей.

Среда, в которой действует предприятия, разделяется на внешнюю и внутреннюю среды предприятия[2].

Внешняя среда  – это источник очень значимых воздействий на орга­низацию. Существенная часть проблем, образующихся на пути предприятий к достижению важных перед ней целей, появляется из внешней среды. От того» насколько адаптивно поведение предприятия, то есть от того, насколько предприятие может пристроиться к внешним фак­торам, в зависимости ее выживание. С этой точки зрения, предприятие неред­ко сопоставляют с живым организмом, который, адаптируясь к ок­ружающей среде, изменяет формы взаимодействия с внешней средой, причем эти перемены имеют затрагивать даже внутреннюю структуру организации[3].

Характеристики внешней среды:

1. Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение 1-ого условия влияет на другие факторы.

2. Сложность: число и многообразие факторов, значимым образом оказывающих на предприятие.

3. Подвижность: относительная скорость перемены среды.

4. Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее релевантности[4].

 Модель влияния внешней среды на предприятие показано на рисунке 1.

Рисунок 1. – Модель влияния внешней среды на предприятие

Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой перемена одного фактора влияет на другие. Так же как перемена каждой внутренней переменной способно влиять на других, перемена одного фактора окружения может определять перемена других.

Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия.

Внешняя среда прямого воздействия (деловая среда) предприятие создается в ходе ее деятельности и изменяется со временем. Среда изменяется, если изменяется продукт, рынки, стратегия и т. д. Основным фактором деловой среды считаются пклиенты[5].

К факторам прямого воздействия относят:

– поставщики ресурсов;


– потребители;

– конкуренты;

– трудовые ресурсы;

– государство;

– профсоюзы;

– акционеры.

К факторам косвенного воздействия относят факторы, которые не проявляют не посредственного влияния на деятельность предприятие, однако их необходимо принимать для выработки правильной стратегии. Можно отметить следующие факторы косвенного воздействия:

– политические факторы – основные направления государственной политики и методы ее осуществлении; допустимые перемены в законодательной и нормативно-технической базе; международные соглашения, заключаемые правительством в области тарифов и торговли и т.д.;

– экономические факторы – темпы инфляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика ВВП; производительность труда и т.д.;

– социальные факторы внешней среды – отношение населения к работе и качеству жизни; обычаи и традиции, существующие в обществе; менталитет общества; уровень образования и т.п.;

– технологические факторы – возможности, объединены с формированием науки и техники, которые дают оперативно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии[6].

Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она проявляет непрерывное и самое непосредственное воздействие на функционирование предприятие.

Внутренняя среда предприятие создается в связи от ее миссии и целей, которые, в свою очередь, во многом формируются внешней средой. Внутреннюю среду предприятия можно рассматривать с точки зрения статики, подчеркивая состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т.е. с точки зрения протекающих в ней процессов[7].

Основными компонентами внутренней среды предприятия считаются:

– производство (в зарубежной экономической литературе – управление операциями): объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их применения; наличный парк оборудования и степень его применения, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т. д.;

– персонал: структура, квалификация, количественный состав сотрудников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;


- предприятие управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж организации;

– маркетинг, содержащий все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, в том числе: изготавливаемых товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его выполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;

– финансы – своего рода зеркало, в котором отображается вся производственно-хозяйственная деятельность организация. Финансовый анализ дает возможность обнаружить и дать оценку источникам проблем на качественном и количественном уровне;

– культура и имидж предприятия – слабо-формализуемые факторы, которые формируют образ организации; высокий имидж предприятия дает возможность заинтересовать сотрудников высокой квалификации, стимулировать покупателей к покупке товаров и т. п.[8]

Таким образом, внутренняя среда предприятия считается источником ее жизненной силы. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не гарантирует условий необходимых для нормального функционирования предприятия. Внешняя среда считается источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Предприятие пребывает в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Однако ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие предприятия, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда имеется вероятность того, что предприятия не сможет приобрести нужные ресурсы из внешней среды.

1.2 Сущность и этапы SWOT-анализа

Исследование внутренней среды ориентировано на понимание того, какими сильными и слабыми сторонами владеет предприятие. 

Сильная сторона – это то, в чем организация преуспела, или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Сильная сторона способна заключаться в навыках, значительном опыте, значимых организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые предоставляет организации достоинство на рынке (например, более хороший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание покупателей, большая узнаваемость товарного альянса или совместного организации с партнером, обладающим опыт или потенциальные возможности для увеличения конкурентоспособности организации[9].


Слабая сторона – это отсутствие чего-то существенного, что не дает возможность организации успешно функционировать, или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Слабая сторона в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать организацию уязвимой, а может нет.

Некоторые сильные стороны организации наиболее значимы, чем другие, так как они представляют наиболее важную роль в деятельности фирмы, в конкурентной борьбе и в развитии ее стратегии. Подобным образом определенные слабые стороны могут оказаться роковыми для организации, в то время как другие не очень значимы либо могут быть свободно исправлены[10].

Поэтому очень немаловажно установить какими сильными сторонами владеет организация, и какие слабые стороны могут повлечь негативные последствия и насколько они будут губительны для организации.

С этой целью и для упрощения определения сильных и слабых сторон организации американской ассоциацией управления (АМА) был разработан кoнтрoльный лист SWOT-анализа.

SWOT-анализ – это один из самых известных типов анализа в стратегическом управлении в настоящий период. SWOT-анализ дает возможность раскрыть и структурировать сильные и слабые стороны компании, а кроме того потенциальные возможности и угрозы (см. рис. 1.1). Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении предприятия должна совершенствовать свой бизнес[11].

Рисунок 1.1 – Схема SWOT-анализ

Таким образом, SWOT-анализ – это определение сильных и слабых сторон организации, а кроме того возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Сильная сторона: внутренняя характеристика компании, которая выгодно выделяет данную организацию от конкурентов.

Слабая сторона: внутренняя характеристика компании, которая по отношению к конкуренту выглядит слабой (неразвитой), и которую предприятие в силе усовершенствовать[12].

Возможность: характеристика внешней среды компании (т.е. рынка), которая предоставляет всем участникам данного рынка возможность для расширения своего бизнеса.

Угроза характеристика внешней среды компании (т.е. рынка), которая уменьшает привлекательность рынка для всех участников[13].