Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области социальнопедагогической деятельности) Дисциплина Математика Практическое занятие 2.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Математика
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся
Преподаватель:
Сазонова Элеонора Борисовна
Практическое занятие 2
Цель занятия: формирование умений решать текстовые задачи; применять математические методы для решения профессиональных задач; закрепление навыков решения простейших статистических задач; закрепление навыков применять правила приближенных вычислений; закрепление навыков работы с основными свойствами геометрических фигур на плоскости и в пространстве.
Задание 1. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
Заполните позицию «Необходимо определить» в графе «Интерпретация модели» таблицы «Виды моделирования при решении текстовых задач».
Таблица – «Виды моделирования при решении текстовых задач»
Задача | Модель | Интерпретация модели |
1. Было 7 кубиков, проиграно 4 кубика. Сколько кубиков осталось? | | Пример ответа: Известно: начальное состояние объекта; направленность отношения между начальным и конечным состоянием объекта; числовое значение величины отношения между состояниями объекта. Необходимо определить числовое значение величины конечного состояния объекта. |
2. Было 4 кубика, стало 7 кубиков. Что произошло? | | Известно: начальное и конечное состояние объекта; направленность отношения между ними. Необходимо определить характер и числовое значение величины отношений между состояниями объектов. |
3. Имеется 7 кубиков после того, как добавили 4 кубика. Сколько кубиков было до добавления? | | Известно: значение величины конечного состояния объекта, направленность отношений между состояниями объекта и числовое значение величины отношений между состояниями объектов. Необходимо определить числовое значение величины начального состояния объекта. |
4.Было 7 кубиков, стало 4 кубика. Что произошло? | | Известно: значение величины начального и конечного состояния объекта, направленность отношений между состояниями объекта. Необходимо определить числовое значение величины отношения между состояниями объекта. |
5.В первый раз принесли 7 кубиков, во второй раз – забрали 4 кубика. Что произошло в результате? | | Известно: направленность отношений между состояниями объекта; числовое значение величин отношений между состояниями объекта (начального, промежуточного и конечного). Необходимо определить значение величины отношения между начальным и конечным состояниями объекта. |
6. В первый раз забрали 7 кубиков, во второй – принесли 4 кубика. Что произошло в результате? | | Известно: направленность отношений между состояниями объекта; числовое значение величин отношений между состояниями объекта. Необходимо определить значение величины отношения между начальным и конечным состояниями объекта. |
7.В первый раз забрали 4 кубика. После того, как кубики забрали второй раз, всего было отдано 7 кубиков. Что произошло во второй раз? | | Известно: направленность отношений между состояниями объекта; числовое значение величин отношений между состояниями объекта. Необходимо определить значение величины отношения между начальным и конечным состояниями объекта. |
8. В первый раз забрали 7 кубиков. После того, как во второй раз принесли кубики, оказалось, что всего было отдано 4 кубика. Что произошло во второй раз? | | Известно: направленность отношений между состояниями объекта; значение величин отношений между начальным и промежуточным, между промежуточным и конечным состоянием объекта. Необходимо определить отношения между промежуточным и конечным состояниями объекта. |
Задание 2. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
Решите задачу, используя диаграммы Эйлера-Венна.
При выборе кружков для детей оказалось, что 60 % родителей желают, чтобы их ребенок посещал кружок рисования, 50 % предпочли занятия по гимнастике, 50% отметили, что выбрали бы занятия музыкой. При этом 30 % родителей предпочитают, чтобы их дети посещали занятия и по рисованию, и по гимнастике, 20 % сделали выбор в пользу занятий по гимнастике и музыке, а 40 % родителей пожелали бы, чтобы ребенок рисовал и занимался хоровым пением, и только 10 % из них высказались за посещение детьми всех кружков. Определите процентное соотношение родителей, которые:
1) не желают водить детей в кружки;
2) выбрали не менее двух кружков.
Решение:
1. Выбрали 2 и 3 кружка:
РГМ=10% - все три кружка
РГ=30-10=20%
ГМ=20-10=10%
РМ=40-10=30%
2. Выбрали один кружок:
Только Р=60-20-10-30=0%
Только Г= 50-20-10-10=10%
Только М=50-30-10-10=0%
3. Составим диаграмму Эйлера-Венна и нанесем на нее известные нам данные.
0%
0%
60%
50%
50%
30%
20%
музыка
10%
10%
гимнастика
10%
рисование
4. Таким образом,
1) выбрали не менее двух кружков 20%+10%+30%+10%=
70%,
2) не желают водить детей в кружки 100%-70%-10%=20%;
Задание 3 (максимальное количество баллов – 5 баллов)
При измерении получены данные:
Номер измерения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Данные | 20 | 20 | 5 | 10 | 10 | 15 | 20 | 5 | 5 | 20 |
Выполните задания с учетом исходных данных, подробно описывая ход решения.
а) Постройте статистический ряд распределения частот.
б) Постройте полигон распределения.
в) Вычислите выборочную среднюю, дисперсию, моду, медиану.
г) Постройте выборочную функцию распределения.
Решение:
Cтроим ранжированный ряд: 5; 5; 5; 10; 10; 15; 20; 20; 20; 20.
Cтроим статистическое распределение выборки:
xi | 5 | 10 | 15 | 20 |
fi | 3 | 2 | 1 | 4 |
Построим полигон распределения.
Таблица для расчета показателей.
xi | Кол-во, fi | xi·fi | Накопленная частота, S | |x-xср|·fi | (x-xср)2·fi | Относительная частота, fi/f |
5 | 3 | 15 | 3 | 24 | 192 | 0,3 |
10 | 2 | 20 | 5 | 6 | 18 | 0,2 |
15 | 1 | 15 | 6 | 2 | 4 | 0,1 |
20 | 4 | 80 | 10 | 28 | 196 | 0,4 |
Итого | 10 | 130 | | 60 | 410 | 1 |
Выборочная средняя
Мода – значение с наибольшей частотой, Mo = 20 .
Медиана – значение в середине ряда, в данном случае среднее арифметическое двух серединных значений:
Построим выборочную функцию распределения.
xi | 5 | 10 | 15 | 20 |
pi | 0.3 | 0.2 | 0.1 | 0.4 |
Функция распределения F(X).
F(x≤5) = 0
F(5< x ≤10) = 0,3
F(10< x ≤15) = 0,2 + 0,3 = 0,5
F(15< x ≤20) = 0,1 + 0,5 = 0,6
F(x>20) = 1
Задание 4 (максимальное количество баллов - 4 балла)
Решите примеры, связанные с погрешностями, подробно описывая ход решения.
a) Округлите число 4,45575250 до шести, пяти, четырех, трех, двух и одного десятичных знаков; до целого числа.
b) Число 12,75 определено с относительной погрешностью 0,3, %. Найдите абсолютную погрешность округления.
c) Определите верные и сомнительные цифры числа 13,27 ± 0,03.
Решение:
a) Округлите число 4,45575250 до шести, пяти, четырех, трех, двух и одного десятичных знаков; до целого числа.
Правило округления десятичных дробей:
- К цифре разряда, до которого округляют число прибавляют 1, если справа от нее стоят цифры 5, 6, 7, 8 или 9, а если справа от нее стоят цифры 0, 1, 2, 3 или 4, то цифру округляемого разряда оставляют без изменения;
- все цифры, расположенные правее разряда, до которого округляют число, отбрасывают.
Округлим до шести десятичных знаков 4,455752|50≈4,455753
Округлим пяти десятичных знаков 4,45575|250≈4,45575
Округлим четырех десятичных знаков 4,4557|5250≈4,4558
Округлим трех десятичных знаков 4,455|75250≈4,456
Округлим двух десятичных знаков 4,45|575250≈4,46
Округлим одного десятичного знака 4,4|5575250≈4,5
Округлим до целого числа 4,|45575250≈4
b) Число 12,75 определено с относительной погрешностью 0,3, %. Найдите абсолютную погрешность округления.
а – точное число (не известно),
=12,75 – приближенное число
δ=0,003 – относительная погрешность приближенного числа
Δ – абсолютная погрешность округления (истинная).
Погрешность мала, поэтому используем формулу:
c) Определите верные и сомнительные цифры числа 13,27 ± 0,03.
Цифра называется верной, если граница абсолютной погрешности данного приближенного значения числа не больше единицы того разряда, в котором записана эта цифра. В противном случае цифра называется сомнительной
х = 13,27 ± 0,03
Цифра 7 находится в разряде 0,01; граница абсолютной погрешности h = 0,03 > 0,01; значит цифра 7 – сомнительная.
Цифра 2 находится в разряде 0,1; граница абсолютной погрешности h = 0,03 < 0,01; значит цифра 2 – верная.
Если в записи приближенного значения числа какая-то цифра – верная, то и все предшествующие ей цифры так же являются верными.
Следовательно, 3, 1 – верные цифры.
Задание 5 (максимальное количество баллов – 3 балла)
Решите задачу, подробно описывая ход рассуждений. Решение сопроводите графическим отображением.
На стороне AC треугольника ABC отмечена точка D так, что AD=3см, DC=10см. Площадь треугольника ABC равна 39 см2. Найдите площадь треугольника ABD.
Решение: