Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
Высшая школа экономики и управления
Кафедра «Экономическая теория, региональная экономика, государственное и муниципальное управление»
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой, д.э.н., профессор
/ В.С. Антонюк /
«_____» _______________ 2017 г.
Совершенствование системы социальной защиты семьи, материнства и детства в
муниципальном образовании (на примере Нязепетровского муниципального района)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ЮУрГУ – 38.03.04.2017.006.ВКР
Руководитель, доцент кафедры ЭТГМУ
/ Т.Ф. Амирова /
«_____» _______________ 2017 г.
Автор
студент группы ЗЭУ – 547
/ Е.Л. Господарь /
«_____» _______________ 2017 г.
Нормоконтролер, доц. кафедры ЭТГМУ
/ О.В. Ефимова /
«_____» _______________ 2017 г.
Челябинск 2017

2
АННОТАЦИЯ
Господарь. Е.Л. Совершенствование системы социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании (на примере Нязепетровского муниципального района). –
Челябинск: ЮУрГУ, ЭУ – 547, 97 с.,
27 ил., 16 табл., библиогр. список –
64 наим., 2 прил..
Объектом дипломной работы является экспортная политика фирмы.
Цель дипломной работы – разработка рекомендаций по повышению эффективности экспортной политики ОАО «ЧКПЗ».
В дипломном проекте выявлена сущность экспортной политики, проанализированы формы экспортной политики фирмы, проведен анализ эффективности экспортной политики ОАО «ЧКПЗ», разработаны рекомендации по повышению эффективности ОАО «ЧКПЗ», определен экономический эффект от внедрения этих рекомендаций.
Результаты дипломного проекта имеют практическую значимость и могут применяться ОАО «ЧКПЗ» при формировании экспортной политики.

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………..………………………………………………
4 1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
1.1 Понятие и сущность социальной защиты семьи, материнства и детства…………………………………………………………………………..
6 1.2 Система социальной защиты семьи, материнства и детства в Российской
Федерации …………………………………………......................
18 1.3 Методика анализа системы социальной защиты семьи, материнства и детства в Нязепетровском муниципальном районе…………………...……..
2 АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ,
МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В НЯЗЕПЕТРОВСКОМ
МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
2.1 Анализ социальной защиты семьи, материнства и детства в
Нязепетровском муниципальном районе….……………………..…………..
24 2.2 Анализ эффективности деятельности органов социальной защиты семьи, материнства и детства в Нязепетровском муниципальном районе…………………………………………………… …….……………….
30 3 НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В
НЯЗЕПЕТРОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
3.1 Предложение по совершенствованию системы социальной защиты семьи, материнства и детства …………………………………………….......
54 3.2 Мероприятие по созданию Сектора мобильной службы социальной защиты населения Нязепетровского муниципального района ……………..
67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….
72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………… 74
ПРИЛОЖЕНИЯ


4
Приложение А – Образец заявления о предоставлении социальных услуг
Приложение Б – Образец анкеты с перечнем вопросов о выявлении нуждающихся в Секторе мобильных услуг

5
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темывыпускной квалификационной работы обусловлена тем, что поддержка семьи, материнства и детства является важнейшим условием решения демографической проблемы в России. Социальная защита материнства и детства является предметом особого внимания со стороны государства, поскольку через заботу о здоровье и благосостоянии женщин и детей гарантируется прирост здорового населения страны. Состояние здоровья матери и ребенка остается одним из важнейших направлений в деятельности Всемирной организации здравоохранения, начиная с 1948 г. В
2005-2007 гг. семейная политика координировалась Правительством РФ через национальные проекты, ориентированные на решение проблем семьи, материнства и детства. Выделяются такие направления, как «доступное жилье», «современное здравоохранение», «качественное образование». 2008 год был объявлен в России Годом семьи.
В условиях многолетнего реформирования и модернизации здравоохранения в России сохраняется устойчивое состояние депопуляции нации. В то же время ухудшается здоровье населения в целом и женщин репродуктивного периода в частности. Болезни беременных, материнская и младенческая смертность, заболеваемость новорожденных называются в числе приоритетных проблем здоровья, по которым общество несет наибольшие потери. Количество женщин, умерших от осложнений беременности и родов, превышает европейский уровень более чем в 2 раза.
Проблема сохранения численности населения обостряется из-за недостаточности финансирования национальной системы здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования.
Объект дипломного проекта семья, материнство и детство в муниципальном образовании.
Предмет дипломного проекта развитие системы социальной защиты семьи, материнства и детства.

6
Цель дипломного проекта
– разработка мероприятий по совершенствованию системы социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятие и сущность социальной защиты семьи, материнства и детства.
2) охарактеризовать систему социальной защиты семьи, материнства и детства в Российской Федерации
3) проанализировать систему социальной защиты семьи, материнства и детства в Нязепетровском муниципальном районе.
4) проанализировать эффективность деятельности органов социальной защиты семьи, материнства и детства в Нязепетровском муниципальном районе.
Результатыработы рекомендуется использовать для разработки рекомендаций по совершенствованию системы управления социальной защиты семьи, материнства в Нязепетровском муниципальном районе.


7 1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩТИЫ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
1.1
Понятие и сущность социальной защиты семьи, материнства и детства
Понятие «Семья» — это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями.
Также семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.
На рисунке 1 показана схема основных функций, которые осуществляет семья
Рисунок 1 – Функции семьи
Функции семьи
Экономическая
Репродуктивная
Хозяйственно-бытовая
Обучающая
Воспитательная
Коммуникативная
Развлекательно-рекреативная
Эмоциональная
Сексуально-эротическая
Духовно - психотерапевтическая

8
Расскажем подробно о каждой функции:

воспитательная (формирование личности ребенка);

коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством; организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха, связанного с общением);

хозяйственно – бытовая (удовлетворение членами семьи своих биологических и материальных потребностей; питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета);

экономическая (ведение членами семьи общего хозяйства);

репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода; забота о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения);

эмоциональная (удовлетворение членами семьи потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите);

обучающая (в семье происходит обучение подрастающего поколения; здесь учат говорить, ходить, читать, считать);

духовно – психотерапевтическая (духовное общение — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; психотерапевтическая
– позволяет членам семьи устраивать спонтанные психотерапевтические сеансы);

развлекательно – рекреативная (совместная организация развлечений и восстановления после работы; забота о здоровье и благополучии членов семьи; отдых, организация досуга);

сексуально – эротическая (существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи;


9 обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения).
Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, по его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства. Однако потенциал семьи реализуется неэффективно.
Сложившаяся социокультурная ситуация в семье требует целенаправленного создания условий с целью поддержания молодежи в условиях трансформации современной российской семьи. С этой целью становится необходимой разработка новых принципов и методов работы с семьей и молодежью. И имеет важное практическое значение, поскольку содействует оптимизации процесса воспитания молодежи, формированию у молодых людей ценностных ориентации соответствующих менталитету российского общества.
На рисунке 2 показана схема существующих типов семей

10
Рисунок 2 – Типы семей
Расскажем вкратце о них:

гармоничная семья – это в первую очередь семья, в основу которой положены любовь, взаимопонимание, уважение, знания и стремление к раскрытию Себя в каждом близком и родном человеке;

полная семья – это семья, в состав которой входят оба супруга;

простая семья – это состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей;

сложная семья – большая семья из нескольких поколений;

бездетная семья – в течение 10 лет совместного проживания супругов не рождается ребенок;

малодетная семья – семьи с одним или двумя детьми;

среднедетная семья – это семьи, где есть 3–4 детей;

многодетная семья – семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми;

11

распадающаяся семья – характеризуется острым конфликтом между родителями, в который вовлечены дети, назревает распад семьи;

неполная семья – семья, в которой отсутствует один из родителей;

отцовская семья – это семья, воспитание которой осуществляется отцом;

материнская семья – разновидность неполной семьи, когда женщина рожает (усыновляет) ребенка, не состоя в браке;

внебрачная семья семья, где отношения не зарегистрированы официально (юридически);

осиротевшая семья – образуется в результате смерти одного из супругов;

разведенная семья
это семья, возникшая в результате юридического расторжения брака супругами (с детьми или без детей);

распавшаяся семья семья, в которой один из родителей покинул семью, но продолжает поддерживать с ней контакты.
Социальные проблемы в зависимости от типа семьи подразделяются:

трудное материальное положение семьи оценивается по доходам, которые получают все члены, также здесь имеют значение расходы, которые являются тратами на необходимые для жизни нужды;

ухудшение состояния здоровья отдельных членов семьи (или всех) вследствие недоедания, стрессов, неудовлетворительных жилищных условий;

злоупотребление в семье (или членом семьи) алкоголем и наркотиками, что отражается на всей семье;

жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;

антиобщественный образ жизни кого-либо из членов семьи (ребенок- правонарушитель, мать-алкоголичка и др.), правонарушения и скандалы;


12

социальное сиротство — это явление устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей, искажение родительского поведения.
На рисунке 3 показана схема социальных проблем семьи
Рисунок 3 – Социальные проблемы семьи
Положение семьи в Российской Федерации в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения
России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей.
Практически все денежные доходы указанных семей используются на покупку продуктов, питания. Поэтому помощь необходима сегодня, сейчас, когда всем так трудно. Трудно по разным причинам. Многие оказались в результате реформ за той социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным. С не меньшей остротой возникли проблемы лечения,
Трудное материальное положение
Ухудшение состояния здоровья
Злоупотребление в семье
Жестокое обращение
Антиобщественный образ жизни
Социальное сиротство
Социальные проблемы семьи

13 образования детей, их отдыха. Страшит потеря работы, от безработицы не застрахован никто. Большую тревогу вызывают преступность, падение нравов, вседозволенность. Не у каждого есть силы бороться с подобным злом. Многие потеряли уверенность, надежду на лучшие перемены. Но ведь кто–то должен помочь этим людям. Важно знать: куда можно обратиться со своими проблемами.
Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны:
1) экономические – прожиточный уровень ниже черты бедности из – за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи
(многодетные семьи, семьи, в составе которых есть взрослые или дети – инвалиды); низкий уровень заработной платы или ее невыплата; безработица; семьи пенсионеров, последние даже при максимальном размере пенсии остаются за чертой бедности.
2) асоциальные – алкоголизм семьи или одного из ее членов, наркомания, проституция.
3) психологически–этические – жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров.
4) медицинские – хронические инфекционные (например, туберкулез) и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения, импотенция.
На рисунке 4 изображена схема причин, вызывающих дисфункцию семейных отношений.