Файл: Характеристика организации как объекта управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализ факторов внешней среды косвенного воздействия магазина «Рябинушка» представлен в табл. 4).
Таблица 4

Факторы внешней среды косвенного воздействия магазина «Рябинушка»

Факторы

Характеристика

Социальный

Этот фактор очень важен, так как он оказывает влияние на другие составляющие внешней среды и на внутреннюю среду организации. К социологическим факторам относятся : рождаемость, средний возраст населения, возрастно-половая характеристика населения и др. Основное влияние на развитие деятельности магазина оказывают следующие явления:

рост населения;

демографическая структура общества;

уровень образования;

возрастно-половая характеристика.

Важно отметить такое социальное явление как отношение людей к качеству жизни, которое положительно сказывается на развитии магазина в последнее время и придает дополнительный стимул.

Экономический

Этот фактор оказывает непосредственное влияние на развитие организации, так как позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы. Экономические процессы, протекающие на всем протяжении существования организации, безусловно повлияли на ее функционирование. Нестабильность экономики, влияние таких факторов как инфляция, уровень цен, безработица, непосредственно отразились на деятельности магазина.

Технологический

Этот фактор прямо или косвенно влияет на работу магазина. Новинки в области технологии, в частности персональный компьютер, селекторная связь между разными отделами магазина, улучшают, делают работу более удобной. Все бухгалтерские документы оформляются с помощью компьютера.

Политический

Эти факторы необходимо изучать для ясного представления о том, что органы власти предполагают предпринять в отношении развития бизнеса. Инфляционное ожидание, возможная смена политической власти, появление новых законов влияют на спрос и предложение, и, соответственно на цены реализуемых товаров. Поэтому руководитель должен немедленно реагировать на любое изменение, во избежание нежелательных последствий. Такие составляющие политического фактора как налогообложение доходов организации, установление налоговых льгот, контроль цен имеют важное значение для руководства.



Все перечисленные выше компоненты внешней среды организации находятся в непосредственном взаимодействии и влияют друг на друга. Степень воздействия отдельных компонент на различные организации различна, при этом изменение одной составляющей может привести к изменениям другой.

Проведем анализ факторов внешней среды прямого воздействия магазина «Рябинушка» (Таблица 5).

Подводя итоги анализа факторов внешней среды магазина, получив данные о факторах представляющих опасность или открывающих новые возможности руководство должно оценить: обладает ли организация внутренними силами, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Для этого нужно провести анализ угроз и возможностей организации с помощью экспертных оценок.

Дальнейшая успешная деятельность предприятия напрямую зависит от того, насколько правильно выбрана стратегия поведения данного предприятия на рынке.

В нашем случае предлагается произвести выбор стратегии предприятия на основе использования метода SWOT – анализа, который позволяет оценить силу, слабость, возможности и угрозы, а также других методов, на основе которых будет произведен выбор стратегического поведения предприятия.

Таблица 5.

Факторы внешней среды прямого воздействия магазина «Рябинушка»


Факторы

Характеристика

Потребители

Полное и качественное удовлетворение спроса потребителей – цель деятельности любого торгового предприятия. Именно потребитель диктует, какие товары или услуги ему необходимы и по какой цене. Можно сказать, что магазин занимает достаточно выгодное месторасположение, так как в непосредственной близости больше нет магазинов с таким ассортиментом товаров. Магазин рассчитан на любой контингент покупателей, т.е. в нем совершают покупки люди, как с низким уровнем дохода, так и с высоким.

Поставщики

Все виды товара, необходимые для реализации деятельности, магазин приобретает у поставщиков. Магазин «Рябинушка» имеет хозяйственные связи с около 100 поставщиками продовольственных товаров. Основными из них являются Кировградская птицефабрика, Кушвинский хлебокомбинат, «Кушвинский гормолзавод», ОАО Жировой комбинат Екатеринбург, ЗАО «Конфи», ЗАО «Вим Билль Данн», Торговый дом «Флорин», ОАО Ассорти, ОАО Форум, Торговый дом Юниленд, УМОКо, ОАО Пересвет-Трейд, ОАО Тагилводка, ОАО ТАПИ и т.д.

Конкуренты

Это организации с которыми магазины приходится бороться за покупателей, чтобы обеспечить свое существование. Изучение конкурентов является важным для руководства магазина и направлено на выявление слабых и сильных сторон конкурентов, для дальнейшего построения своей стратегии. Основными конкурентами магазина «Рябинушка» являются: гастроном «Ночка», магазин продукты «Садко», гастроном «УКМ», ИП Гущина, которые занимаются тем же видом деятельности и расположены в непосредственной близости с магазином.


Матрица SWOT дает возможность свести результаты проведенных исследований в систему, установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи предприятию, внешними угрозами и возможностями, которые в дальнейшем будут использованы для формулирования его стратегии. Как показал анализ, наибольшее количество баллов получило поле сильные стороны предприятия. Для наиболее полного представления о дальнейшем развитии и выбора стратегии предприятия необходимо составить обобщающую матрицу SWOT (табл. 6).

Таблица 6.

Обобщающая матрица SWOT предприятия




Возможности

Угрозы

Баллы (26)

Баллы (23)

Сильные стороны

Баллы (36)

26*36 = 936

23*36 = 828

Слабые стороны

Баллы (33)

26*33 = 858

23*33 = 759

Результаты расчета показали, что наибольшее значение было определено в поле «Сила и возможности», следовательно, основная цель деятельности - получение максимальной прибыли. Рекомендуется использовать:

Стратегию роста - использование сильных сторон предприятия для реализации возможностей, связанных с внешней средой его деятельности;

Расширение торговых площадей (строительство пристроенного кафетерия, строительство собственной пекарни);

Стратегические альтернативы:

  • Интенсивный рост:

увеличение сбыта существующих товаров (применение стимулирования сбыта, поиск новых поставщиков, контроль над качеством поставляемого товара, мониторинг цен конкурентов);

создание новых товаров на существующем рынке (открытие собственной пекарни);

  • Диверсификационный рост:

концентрическая диверсификация (распределение новых товаров по налаженным сбытовым каналам);

оценка маркетинговых решений на предприятии «Рябинушка», а так же анализ показателей хозяйственной деятельности показали, что руководству данного предприятия необходимо уделить особое внимание осуществлению товарной и ценовой политики. Поэтому целесообразно при разработке стратегии предприятия выделить эти составляющие как наиболее важные.

Внешняя среда предприятия оказывает воздействие на внутреннюю среду, которая является частью общей среды находящаяся в пределах организации. Она оказывает постоянное и непосредственное воздействие на функционирование организации.


Анализ факторов внутренней среды организации. Внутреннюю среду магазина «Рябинушка» можно охарактеризовать, проведя анализ финансово-хозяйственной деятельности, персонала и доминирующей организационной структуры.

Базой для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности является годовая отчетность магазина «Рябинушка» за 2008 и 2009 годы.

Так же имеется Карта SWOT деятельности предприятия «Рябинушка»

Глава 5. Структура управления организацией.


Существующая организационная структура анализируемого магазина «Рябинушка», строящаяся по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему, представлена далее.

Управление деятельностью осуществляется директором. Директор самостоятельно определяет структуру управления предприятия и формирует штат сотрудников. Прием на работу сотрудников, увольнение, кадровые перемещения штатное расписание, а также формы, размеры и оплата труда оформляются приказами директора.

Численность сотрудников магазина по штатному расписанию составляет 39 человек. Общим руководством магазина занимается непосредственно директор, в подчинении у которого находится штат из 38 человек, работающих по найму.

Структуру управления магазином «Рябинушка» является линейной. Рассмотрим достоинства и недостатки линейной организационной структуры управления (табл. 7).

Таблица 7.

Достоинства и недостатки линейной организационной структуры управления.

ДОСТОИНСТВА

НЕДОСТАТКИ

  • Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности подразделения;

  • Согласованность действий;

  • Четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным;

  • Единство и четкость распорядительства;

  • Единоначалие и быстрота реакции в ответ на прямые приказы.

  • Высокие требования к руководителю;

  • Перегрузка высшего уровня управления, что ограничивает возможность эффективно управлять.


В этом пункте контрольной работы были описаны основные моменты в деятельности предприятия розничной торговой сети, магазина «Рябинушка», прослежены уровни управления персоналом организации на основе организационной структуры, отмечены положительные и отрицательные стороны в таких структурах управления.
Глава 6. Позиция основных видов продукции на рынке. Матрица БКГ.
Торговля одним товаром может быть достаточно успешной и прибыльной, а другим – приносить лишь убытки. Поэтому необходимо определить, сколько и каких товаров следует иметь, чтобы обеспечить эффективную деятельность. Для решения такой проблемы может быть использована матрица «Бостон консалтинг групп». В этой матрице есть ячейки, в которых указываются товары предприятия с учетом темпов роста объемов продаж всех аналогичных товаров конкурентов и относительной доли на рынке отдельных товаров: «Звезда», «Трудные дети», «Дойные коровы» и «Собаки». Показатели темпов роста откладываются по вертикали и отражают среднегодовой темп роста рынка, на котором функционирует каждая бизнес-единица. Относительная доля рынка откладывается по горизонтали. Она отражает долю рынка каждой ассортиментной группы относительно его крупнейшего конкурента.

В данной дипломной работе будет использован метод наподобие классической матрицы Бостон Консалтинг Групп, предложенный руководителем Консалтинг-центра «Эркон» г. Харькова Игорем Рыбальченко. Единицей анализа выступают группы продукта, характерными параметрами – К – удельный вес группы в объеме сбыта и Т – удельный вес группы в темпе изменения объемов реализации (Таблица 8).

Причины использования данного метода:

  • отсутствие стратегического планирования на предприятии;

  • дефицит достоверной рыночной информации (объема рынка), т.к. большинство информации скрывается.



Таблица 8.

Удельный вес отдельных товарных групп в общем объеме реализации продукции и в тренде.

Товарная группа

Товарооборот, тыс. руб.

Измене- ние, +/-

К

Т

2007 г.

2008 г.

Мясо, рыба

6656,47

7705,37

1048,9

23,2

25,6

Масло, жиры

2295,34

2590,32

294,984

8

7,2

Молочные продукты

2783,1

3147,72

364,62

9,7

8,9

Алкогольная продукция

6570,41

7639,79

1069,38

22,9

26,1

Мука

1836,26

2032,91

196,644

6,4

4,8

Сахар

2237,95

2557,52

319,572

7,8

7,8

Крупа

2295,34

2590,32

294,984

8

7,2

Овощи

1377,2

1508,28

131,076

4,8

3,2

Фрукты

1606,74

1803,38

196,644

5,6

4,8

Прочие товары

1032,9

1213,19

180,288

3,6

4,4

Итого

28691,71

32788,8

4097,09

100

100