Файл: Лучший урок письма Разработала учитель русского языка и литературы Адаменко Кристина Юрьевна Тема урока Письмо. Цели урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»


Лучший урок письма

Разработала учитель русского языка и литературы

Адаменко Кристина Юрьевна

Тема урока: Письмо.

Цели урока:

-Познакомить учащихся с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со структурой письма и правилами его написания;

-Развивать интерес к эпистолярному жанру, навыки критического мышления учащихся (самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы).

-Воспитывать уважение к ценностям родного языка.

Задачи урока:
Образовательные.

1.      Возрождать российские традиции эпистолярного жанра.

2.      Научить грамотному оформлению писем.

Развивающие:

1.Способствовать формированию информационной культуры.

2. Способствовать развитию навыка использования эпистолярного жанра.

Воспитательные.

1. Дать возможность проявить себя в написании письма.

2. Воспитывать творчески активную, духовно богатую личность

3.Воспитывать эстетическое отношение к слову
4. Воспитывать достойного гражданина своей малой Родины, России.

5. Формировать активную жизненную позицию, чувство сопереживания и сопричастности ко всему, что происходит рядом.

Методы: проблемный, исследовательский, тренинговый, объяснительно-иллюстративный 

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, фронтальная

Оборудование: проектор, компьютер, презентация.
Ход урока

I. Организационный этап «Минутка приятных воспоминаний»

- Здравствуйте, ребята! Я вижу, что к уроку вы уже приготовились – распределились по группам, достали все необходимое. Но предлагаю сделать еще вот что: давайте закроем на несколько секунд глаза, вспомним о чем-нибудь хорошем и…улыбнемся. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало. Итак, мы начинаем урок. Открыли тетради, записали число, классная работа,
оставили одну строчку для того, чтобы немного позже записать тему урока.

II. Проверка домашнего задания.

-Зачитайте предложения, составленные дома, назовите обращения.

-Как вы их выделили на письме?

-Для чего обращение служит в речи?

III. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения. (Актуализация знаний учащихся)

1.Знакомство с текстом.

- Ребята, вашему вниманию предлагается текст (слайд №1)

Милая мама!

Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьёзно поговорить. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжёлой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самое главное - береги себя.

Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Всё будет сделано так, как ты хочешь.

Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.

Любящий тебя сын.

IV. Организация наблюдения над материалом. Беседа. Работа с текстом.

1. Беседа. - Можно назвать эту запись текстом? Назовите признаки текста.

- К какому стилю речи относится текст? Как вы это определили?

- К какому жанру вы отнесёте этот текст? (Перед вами письмо Н.А.Островского к своей матери).

- Какие особенности жанра письма вы увидели?

- Каким чувством проникнуто это письмо? (Письмо полно заботы, тепла и ласки)

- Назовите обращения, которые вы увидели в данном тексте? Как они выделены?

2. Метод смысловых ассоциаций.

- Письмо... Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?

Запишите ассоциативный ряд к этому слову в тетради. Назовите свои ассоциации. Ряд наиболее часто встречающихся слов записывается на доске.

ПИСЬМО→текст→рассказ→сообщение→информация→исповедь→извест-ие→послание →приглашение→просьба→поздравление→благодарность→ общение →мысль

Прокомментируйте свои ассоциации. Почему эти слова так часто звучали в ваших ответах?

3. Работа с толковым словарём.

- Ребята, теперь попытайтесь дать определение, как даются в толковых словарях, слову “письмо”.



- А теперь проверим, открыв толковый словарь, правильность ваших определений.

( Один учащийся читает материал толкового словаря).

- Сколько значений имеет слово “письмо”?

(работа в группах. Задание: найдите словарную статью слова «письмо»)

1 группа – 

Современный толковый словарь

ПИСЬМО , 1) знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние. 4 основных буквенно-звуковых типа письма: идеографическое, словесно-слоговое, силлабическое (слоговое) и буквенно-звуковое (алфавитное), а также стенография. Известно с кон. 4-го - нач. 3-го тыс. до н. э. (Египет, Месопотамия). Письму предшествовали средства, служившие запоминанию устных сообщений (вампумы, кипу, пиктография). 2) Письмо как литературный жанр, см. Эпистолярная литература.

2 группа

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

ПИСЬМО, -а, мн. письма, -сем, -сьмам, ср. 1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н. Написать п. родным. Заказное п. 2.Умение писать. Учиться чтению и письму. Искусство письма. 3. Системаграфических знаков для передачи, запечатления речи. Словесно-слоговое п.Иероглифическое п. 4. Манера художественного изображения. Реалистическое п.Икона старинного письма. II уменьш. письмецо, -а, ср. (к 1 знач.). II унич. письмишко, -а, ср. (к I знач.).

- Зачем и кому пишут письма? (Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями).

- Как вы думаете, какими были первые письма? ( ПРИЛОЖЕНИЕ №1 - опережающее задание: подготовленный ученик рассказывает об истории письма).

1 ученик: -Письма стали отправлять в те далёкие времена, когда люди ещё не владели письменностью. Правители хотели знать о планах соседних государств, купцов интересовали возможности торговли в других городах и странах, а девушки мечтали получить весточку от любимого.

Оказывается, проблема в способах передачи информации возникла очень давно, и разные народы по- своему научились её решать. В Африке использовали барабаны, индейцы при помощи дыма своих костров «писали письма» соседним племенам, в Монголии пользовались цветными лоскутками.

Следующим этапом развития почтовых сообщений было использование гонца - «скорохода», а затем и почтовых крестьян, которые мчались от одного селения к другому.


Совсем другая жизнь пошла, когда изобрели письменность. 4000 тысячи лет назад неизвестный художник на стене гробницы изобразил воина, передававшего послание начальнику. А вот в III тысячелетии до н.э. ассирийцы и вавилоняне изобрели «почтовый конверт» из обожжённой глины.

2 ученик: - Я хочу рассказать о почтовых голубях, которые тоже хорошо послужили почтовому делу. Это необыкновенная птица! Куда голубя ни завези- всё равно домой вернётся. Так вот, голубиная почта возникла ещё у древних греков и египтян. В 12-13 веках почтовый голубь стоил столько же, сколько и арабский скакун. У голубей немало заслуг перед человечеством. В 1871 году во время осады Парижа они доставили более миллиона писем, в благодарность парижане поставили голубю памятник. А в Англии почтовый голубь № 888 за геройские заслуги во время Первой Мировой войны получил звание полковника. И таких историй великое множество, всех и не расскажешь…

4.Слово учителя.

-В жизни нам часто приходится писать письма друзьям, родным, знакомым, дорогим и близким людям. Умеем ли мы сочинять их так, чтобы принести своим посланием радость, согреть душу? Я хочу познакомить вас со стихотворением А.С.Пушкина, адресованное своей любимой няне Арине Родионовне, которая для поэта была самым близким и верным другом?

4 ученик читает наизусть стихотворение.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

На чёрный отдалённый путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе…

-Как красиво изображён поэтом домик няни, и она сама со спицами в руках. Ведь, правда, хочется нарисовать всё это вслед за пушкинскими строчками? Давайте мысленно войдём в ворота, приоткроем дверь в светлицу. У дубового стола сидит старая нянюшка с вязаньем в руках. Тепло и уютно в комнате.

Учитель: -Какие ассоциации вызывает у вас картина, нарисованная нами?

Ответ ученика: -Это напоминает мне дом моей бабушки, там тоже тепло и уютно, всегда пахнет пирожками и молоком. Моя бабушка является для меня таким же большим другом, как и няня для великого поэта.

Учитель: -Да, ты совершенно прав, бабушка также может быть другом. Но иногда мне приходится слышать, как внуки разговаривают со своими бабушками. Как думаете, приятно ли им, когда вы, входя в дом, крикнете: «Привет, ба! Ты чайник поставила?» Вроде ничего оскорбительного вы в этом не видите, но пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. Нет, не простое это искусство - обращение к человеку! Самое главное – не опоздать с посланием, с добрыми словами, которые порой так хочется услышать близким людям. Бывает, что прособирался написать письмо, сказать доброе слово - всё было некогда, а потом сердце будет жечь вечное раскаяние. Так и случилось с одним мальчиком , послание которого я предлагаю внимательно прочитать и вынести урок из него на всю жизнь.


(Слайд №4) «Здравствуй, дорогая и любимая бабушка!

Вот я и пишу тебе письмо. Ты даже не просила, я сам сел и пишу. Я живу хорошо, только скучаю по тебе очень-очень. Бабулечка, милая, я теперь помню твои руки, они все в морщинках. Даже помню, как пахнут они - оладушками и солнышком. Я очень плохой человек, а ты «ни за что» меня любила. Теперь я научился тебя любить, но ты этого не знаешь.

Бабушка, родная, я стану хорошим, правда- правда! Мне теперь очень стыдно… Ты прости меня за то, что не писал тебе писем, за то, что не ходил тебя проведывать, когда ты лежала в больнице. Я тогда не умел думать, что тебя может просто не стать.

Я помню, как ты мне в больнице сказала, что человек жив до тех пор, пока его помнят. Я тебя буду долго-долго помнить, всегда.

Я только успокаиваю себя тем, что тебе сейчас, когда ты умерла, не больно…

Учитель: - Я думаю, здесь не нужно что- то говорить, все слова видны в ваших глазах. Давайте попробуем не повторять ошибку внука - подростка и напишем бабушке письмо. Попробуйте в нём попросить прощение за все хоть и маленькие, но обиды.

V. Формулирование темы и запись в тетради.

- Ребята, давайте вместе с вами сформулируем тему нашего урока. Как же она будет звучать? (Ответы учащихся)

Запись на доске и в тетради.

Письмо. (слайд №5)

Вернёмся к определению слова «письмо» (слайд №2). Какое из них больше подойдёт к нашему сегодняшнему уроку? Запишите определение в тетрадь.

VI. Целеполагание.

- Итак, тема нашего урока: «Письмо». А как вы думаете, что нам необходимо знать о письме и чему мы должны научиться на уроке? (Ответы учащихся)

-Сегодня у нас не совсем обычный урок. На данном уроке Вы должны научиться:

✓ работать в команде;

✓ уметь анализировать текст;

✓ выстраивать цепочки событий;

✓ отвечать на поставленные вопросы.

- Писать письма - большое искусство, которому надо учиться с детства. Сегодня мы сделаем первый шаг в обретении этого умения.

-Обратите внимание на следующий слайд №6 и давайте ещё раз вместе ответим на вопрос:

- Что нам необходимо знать о письме и чему мы должны научиться? (слайд №6)

А получиться это у нас или нет, мы узнаем в конце урока.

VII. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей, выведенной на экран. («Стадия осмысления нового материала»)