Файл: Лучший урок письма Разработала учитель русского языка и литературы Адаменко Кристина Юрьевна Тема урока Письмо. Цели урока.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Беседа. (Особенности написания письма).
- Письмо. Существует ли сейчас это средство общения? В какой форме? (ПРИЛОЖЕНИЕ №2 - опережающее задание: подготовленный ученик рассказывает о современных средствах общения)
5 ученик: -Растущая с каждым годом популярность компьютеров, электронной почты и электронных блокнотов, СМС, наборов стикеров с напечатанными фразами-подсказками, а также других средств быстрого общения постепенно уводит современного человека от возможности выразить свои мысли, написав их собственноручно. Все-таки в электронных письмах так не пишут.
Письмо последнее, наверно,
Тебя расстроило слегка.
Бывает так на сердце скверно,
Что пишет жалобы рука.
Это уже история, причем история живая. За письмами мысленно видятся когда-то живые люди. А через много лет кому-то и электронные письма, заботливо собранные в какую-нибудь папочку, озаглавленную «от тети Сони» тоже покажутся историей. Если, конечно, каким-то чудом сохранятся. Хотя говорят, что в Мировой Паутине ничего не пропадает. И возможно, в недалеком будущем письмо или открытка, написанные «от руки», станут желанным приобретением.
- А как вы думаете, есть ли правила написания письма? (ПРИЛОЖЕНИЕ №3- опережающее задание: подготовленный ученик рассказывает о правилах написания письма)
6 ученик: -Правила написания письма (на доске):
1. Пиши ясно, просто, сжато.
2. Умей учитывать, кому именно пишешь.
3. Не пиши дурного.
4. Не отправляй во гневе.
5. Не читай чужих писем.
6. Пиши четко.
7. Ставь число и подпись.
8. Не задерживай ответа.
9. Пиши на хорошей бумаге.
- Почему сейчас люди все реже пишут письма? (Письменное общение заменили нам телефоны и компьютеры. Даже по праздникам все реже стали мы получать красивые открытки.)
- Несомненно, когда есть быстрая связь - это удобно, хорошо. Но, как вы считаете, могут ли телефоны и компьютеры заменить общение через письма? (Ответы учащихся)
- Ребята, можно ли письмо назвать документом? ( Да, можно)
- Действительно, любое письмо – это документ. Скажите, а документы составляются как угодно или по определенному плану? (Документы строятся по определённому образцу)
- А как построено письмо? Из каких частей оно состоит?
- Давайте вернёмся с вами к письму, с которым познакомились в начале урока. Посмотрите ещё раз на него внимательно, обсудите в группах и сделайте вывод о композиции письма: как построено письмо, из каких частей оно состоит?
Готовность группы покажете сигнальной карточкой. (Ответы учащихся из каждой группы)
- Давайте обратимся к слайду №6 и посмотрим, правильные ли выводы вы сделали.
2. Композиция письма и речевые формулы, используемые в письме (слайд №6)
Основные части письма
Содержание
Речевые формулы
Вступление
1.Приветствие
2.Обращение
3.Место написания
4.Круг вопросов, которые адресант хочет обсудить с адресатом
Здравствуйте Привет!
Дорогой, любимый, родной, уважаемый и т. д.
Имя и все его формы
Основная часть
Изложение информации, с которой хочет поделиться автор.
Сообщение интересующей адресата информации
Рад сообщить…
Хотел бы рассказать…
Новостей немного…
Ты спрашиваешь, что у нас нового…и т.д.
Заключение
1.Прощание с адресатом, в котором выражается благодарность, уверение в дружбе, признание в любви, просьба писать.
2.Дата написания письма, подпись (имя автора).
3.P.S.(PostSkriptum), что означает « после написанного», это та информация, которую забыли написать в письме.
С уважением…Уважающий Вас…
Всегда Ваш… Любящий тебя…До свидания!
До скорого свидания! Всего доброго!
Передавай привет…Прощай!
-Итак, мы с вами успешно прошли первый этап, заполните, пожалуйста, карточку личного контроля. (ПРИЛОЖЕНИЕ №3 ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ 1 ЭТАП)
(Я знаю все композиционные части письма и речевые формулы, используемые в письме)
- Обратимся к анализу частей.
Обращение к адресанту задает тон всему письму. Поэтому обращение может быть дружеским, официальным, фамильярным. По нему мы судим об отношении пишущего к адресату.
VIII. Организация первичного узнавания и определения тона обращения.
-Обратимся к анализу частей. Обращение к адресанту задает тон всему письму. Поэтому обращение может быть дружеским, официальным, фамильярным. По нему мы судим об отношении пишущего к адресату.
Цель – научиться определять тон обращения. Мы с вами назвали основные композиционные части, а сейчас попробуем определить тон обращения. Работаем в группах. В каждой группе свой вариант. (Обсудите в группе, готовность покажете сигнальной карточкой).
1. Задание по группам (слайд №7)
Определите тон обращения:
1 группа. Дорогие немецкие друзья! Пишет вам Лена Петрова (дружеское).
2 группа. Уважаемый товарищ Смирнов! Просим Вас... (официальное).
3 группа. Привет,Слон! Пишет тебе твой друг Фока (фамильярное).
2. Творческая работа «Пишу письмо маме»
Слово учителя. (на доске) Письмо (послание)- слово, которое пришло в наш язык из греческого, - эпистоле (epistole). В литературе написание письма относится к эпистолярному жанру. В обычной жизни письма - это индивидуальная форма общения, своеобразное выражение личного мировосприятия, которое мы передаём своим близким людям.
- Писали ли вы когда - нибудь письма? Кому они были адресованы?
-В течение пяти минут напишите письмо своей маме. (Учащиеся по желанию читают свои письма вслух)
(ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ 2 ЭТАП)
(Я умею определять тон обращения и писать основную часть письма)
3. Словарная работа.
Запишите в словарик слова: конверт, фамилия, инициалы, почтальон, улица, привет, индекс, область, район, город, село, здравствуй, адресат, адресант. (слайд №8) Значения каких слов вы не поняли?
IX. Организация работы с конвертом.
1. Правила заполнения конверта.
-Каким образом письма попадают к месту назначения?
-Чтобы ваши письма доходили до адресанта, давайте поучимся правильно оформлять конверт.
-Что обязательно указывается на конверте?
- А что ещё необходимо, чтобы письмо дошло до адресата?
2. Практическая работа. Заполнение конверта
На столе у каждого лежит конверт, который учащиеся заполняют самостоятельно, затем организуется взаимопроверка в группах. (В группе назначается ответственный ученик – эксперт)
X.Домашняя работа
-Вы сегодня молодцы, но у Вас осталось ещё одно очень трудное задание. Учредитель конкурса ФГУП «Почта России» объявила всероссийский конкурс «Лучший урок письма». И Вам предлагается дома оформить и написать письмо на одну из этих тем:
-
"Как я понимаю слова "творить добро" -
"Человек, которому я верю" -
"Олимпийцы среди нас" -
"Победы родное лицо" -
"Народы издревле родные" -
"Моя семья" -
"Из глубины веков. Истории и легенды моей семьи" -
"А.С.Пушкин: Чтение - вот лучшее учение!" -
"Первый в космосе"
XI. Рефлексия
-Мне было комфортно сегодня с Вами работать, а сейчас я предлагаю Вам оценить свою работу на уроке. Вам всем раздали красные, желтые и зеленые конвертики. С каким утверждением вы согласны, такого цвета поднимаете конвертики.
-Мне сегодня на уроке было комфортно, и я все делал правильно - красный конвертик.
-Не все я понял(а) - желтый конвертик
-На уроке я столкнулся(лась) с большими трудностями - зеленый конвертик.
-Большое спасибо за урок!