Файл: Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для бакалавров, обучающихся по направлению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

_____________________________________________________________

Кафедра государственного, муниципального управления и управления персоналом

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению выпускной квалификационной работы

для бакалавров, обучающихся по направлению

38.03.03 "Управление персоналом"

профиль «Управление персоналом организации»


Сургут

Издательский центр СурГУ

2022
УДК 658.5.012.4 (075.8)

ББК 65.290-2 я 73

0-754

Печатается по решению редакционно-издательского совета Сургутского государственного университета.
Авторы:

Кауфман Н.Ю., к.э.н., доцент,

Хадасевич Н.Р., к.э.н., доцент.
Рецензенты:

д.э.н., профессор Зубова Л.В.

к.э.н., доцент Бакшеев С.Л.

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для бакалавров / Н.Ю. Кауфман, Н.Р. Хадасевич. Под ред. Н.Ю. Кауфман; Сургут. гос. ун-т ХМАО- Югры. - Сургут: ИЦ СурГУ, 2022.- 42 с.
Предназначены для бакалавров направления подготовки 38.03.03 - "Управление персоналом" профиль «Управление персоналом организации». Содержат основные требования, предъявляемые к содержанию выпускной квалификационной работы бакалаврской подготовки, порядку её выполнения и защиты, формы основных документов, используемых при оформлении выпускной квалификационной работы, примерную тематику.

© БУ ВО «Сургутский государственный университет ХМАО – Югры», 2022

СОДЕРЖАНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………..………………...……..

14

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ………………..……………………………………………

15

3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ………………..……………..

16

4. ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ………………………………

17

5. ОБЩАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ………………………………

311

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА ……….…………………….


413

7. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ………………………………

519

8. ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ……

9. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ……………………………….

10. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ВКР….29

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………30

523

226

2















1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие методические рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) предназначены для бакалавров – выпускников направления подготовки 38.03.03 – «Управление персоналом» профиль «Управление персоналом организации».

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам бакалаврских программ, направлений подготовки студентов вузов Российской Федерации, изложенными в:

- Федеральном государственном образовательном стандарте высшего (профессионального) образования по направлению подготовки (специальности)_ 38.03.03 «Управление персоналом», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от _14 декабря 2015 г., № 1461, зарегистрированным в Минюсте РФ от 19.01.2016 № 40640.

- Приказе Минобразования РФ от 29 июня 2015 г. № 636 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы.

Требования к содержанию, объёму и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением на основании действующего ПЛ ВКР-ИЭиУ-2.12.8 «Положения о выпускных квалификационных работах в институте экономики и управления» (принятым Ученым советом ИЭиУ 13.02.2018г., протокол №2).

ВКР бакалавра представляет собой самостоятельное и логически завершенное теоретическое (экспериментальное) исследование, связанное с разработкой теоретических вопросов, с экспериментальными исследованиями или с решением задач прикладного характера, являющихся частью научно-исследовательских работ, выполняемых в ИЭиУ.

Тематика ВКР разрабатывается выпускающей кафедрой и охватывает соответствующие предметные области. При этом студенту предоставляется право предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки.

Тема ВКР и руководитель утверждаются приказом проректора по учебно-методической работе на основании протокола заседаний выпускающих кафедр Института до начала срока, отведенного на выполнение ВКР учебным планом. Закрепление темы и назначение руководителя ВКР доводятся до студентов в виде списка тем, подписанного заведующим выпускающей кафедрой.



По решению выпускающей кафедры выпускная квалификационная работа может выполняться на базе предприятий, организаций, научных, проектно-конструкторских и других учреждений, может носить исследовательский, теоретический характер.

Необходимость изменения утвержденной темы ВКР инициируется руководителем студента и самим студентом. Изменение тем ВКР производится на основании служебной записки заведующего выпускающей кафедрой директору института, на основании чего директор института готовит и представляет проректору по УМР проект распоряжения об изменении тем ВКР.

Тема ВКР может быть изменена по прибытии обучающегося на базу преддипломной практики в соответствии с проблематикой предприятия и по согласованию с руководителем работы от Университета. В этом случае предприятие оформляет заявку на разработку конкретной темы в виде письма на имя проректора по УМР.

В методических указаниях рассмотрены цель и задачи выполнения, перечень примерных тем ВКР, ориентировочные сроки и трудоемкость разработки разделов, содержание и последовательность проведения исследования, оформления его результатов и защиты выпускной квалификационной работы. Методические указания позволяют обеспечить единство требований, предъявляемых к содержанию, качеству и оформлению выпускных квалификационных работ.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Целью написания выпускной квалификационной работы бакалавра является специализация знаний и навыков в области управления персоналом в условиях практического решения реальных научных и прикладных производственно-хозяйственных и управленческих проблем.

При выполнении ВКР обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углублённые знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. ВКР бакалавра может основываться на обобщении студентами выполненных ранее курсовых работ и проектов, иметь реферативный, обобщающий характер и оформляться в виде текста с соответствующими приложениями.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО бакалавр по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- организационно-управленческая и экономическая; - информационно-аналитическая;

- социально-психологическая;


- проектная.

Указанные виды профессиональной деятельности, а также соответствующие им профессиональные компетенции, в том числе дополнительные, определяемые профилем подготовки, и профессиональные задачи, которые должен решать бакалавр по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом», предопределяют тематику и содержание выпускных квалификационных работ

ВКР направлена на формирование следующих профессиональных компетенций:

  • знанием основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации, основ стратегического управления персоналом, основ формирования и использования трудового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника, а также основ управления интеллектуальной собственностью и умение применять их на практике (ПК-1);

  • знанием основ кадрового планирования и контроллинга, основ маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала и умением применять их на практике (ПК-2);

  • знанием основ разработки и внедрения требований к должностям, критериев подбора и расстановки персонала, основ найма, разработки и внедрения программ и процедур подбора и отбора персонала, владением методами деловой оценки персонала при найме и умение применять их на практике (ПК-3);

  • знанием основ социализации, профориентации и профессионализации персонала, принципов формирования системы трудовой адаптации персонала, разработки и внедрения программ трудовой адаптации и умение применять их на практике (ПК-4);

  • знанием основ научной организации и нормирования труда, владением навыками проведения анализа работ и анализа рабочих мест, оптимизации норм обслуживания и численности, способностью эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды и умение применять их на практике (ПК-5);

  • знанием основ профессионального развития персонала, процессов обучения, управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала, организации работы с кадровым резервом, видов, форм и методов обучения персонала и умением применять их на практике (ПК-6);

  • знанием целей, задач и видов аттестации и других видов текущей деловой оценки персонала в соответствии со стратегическими планами организации, умением разрабатывать и применять технологии текущей деловой оценки персонала и владением навыками проведения аттестации, а также других видов текущей деловой оценки различных категорий персонала (ПК-7);

  • знанием принципов и основ формирования системы мотивации и стимулирования персонала (в том числе оплаты труда), порядка применения дисциплинарных взысканий, владение навыками оформления результатов контроля за трудовой и исполнительской дисциплиной (документов о поощрениях и взысканиях) и умением применять их на практике (ПК-8);

  • знанием нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда, основ политики организации по безопасности труда, основ оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владением навыками расчетов продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала, а также владение технологиями управления безопасностью труда персонала и умение применять их на практике (ПК-9);

  • знанием Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, знанием процедур приема, увольнения, перевода на другую работу и перемещения персонала в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и владением навыками оформления сопровождающей документации (ПК-10);

  • владением навыками разработки организационной и функционально-штатной структуры, разработки локальных нормативных актов, касающихся организации труда (правила внутреннего трудового распорядка, положение об отпусках, положение о командировках) (ПК-11);

  • знанием основ разработки и внедрения кадровой и управленческой документации, оптимизации документооборота и схем функциональных взаимосвязей между подразделениями, основ разработки и внедрения процедур регулирования трудовых отношений и сопровождающей документации (ПК-12);

  • умением вести кадровое делопроизводство и организовывать архивное хранение кадровых документов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, знанием основ кадровой статистики, владением навыками составления кадровой отчетности, а также навыками ознакомления сотрудников организации с кадровой документацией и действующими локальными нормативными актами, умение обеспечить защиту персональных данных сотрудников (ПК-13);

  • владением навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению и умением применять их на практике (ПК-14);


информационно-аналитическая деятельность:

  • владением навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала организации, умением рассчитывать численность и профессиональный состав персонала в соответствии со стратегическими планами организации (ПК-15);

  • владением навыками анализа и мониторинга конкурентоспособности стратегии организации в области подбора и привлечения персонала и умением применять их на практике (ПК-16);

  • знанием основ разработки и внедрения профессиональных, в том числе корпоративных, стандартов в области управления персоналом, умением составлять описания и распределять функции и функциональные обязанности сотрудников, а также функции подразделений разного уровня (карты компетенций, должностные инструкции, положения о подразделениях) (ПК-17);

  • владением методами оценки и прогнозирования профессиональных рисков, методами анализа травматизма и профессиональных заболеваний, знанием основ оценки социально-экономической эффективности разработанных мероприятий по охране труда и здоровья персонала и умением применять их на практике (ПК-18);

  • владением навыками и методами сбора информации для выявления потребности и формирования заказа организации в обучении и развитии персонала, навыками сбора информации для анализа рынка образовательных, консалтинговых и иных видов услуг в области управления персоналом, а также навыками получения обратной связи и обработки результатов обучения и иных форм профессионального развития персонала (ПК-19);

  • умением оценить эффективность аттестации и других видов текущей деловой оценки персонала, владением навыками получения обратной связи по результатам текущей деловой оценки персонала (ПК-20);

  • знанием основ оценки качества обучения, управления карьерой, служебно-профессиональным продвижением и работы с кадровым резервом и умением применять их на практике (ПК-21);

  • умением формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение, владением навыками контроля за использованием рабочего времени (ПК-22);

  • знанием основ подготовки, организации и проведения исследований удовлетворенности персонала работой в организации и умением использовать их на практике (ПК-23);

  • способностью применять на практике методы оценки эффективности системы материального и нематериального стимулирования в организации (ПК-24);

  • способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-25);

  • знанием основ проведения аудита и контроллинга персонала и умением применять их на практике, владением важнейшими методами экономического и статистического анализа трудовых показателей, методами бюджетирования затрат на персонал (ПК-26);

  • владением методами и программными средствами обработки деловой информации, навыками работы со специализированными кадровыми компьютерными программами, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы при решении задач управления персоналом (ПК-27);

  • знанием корпоративных коммуникационных каналов и средств передачи информации, владением навыками информационного обеспечения процессов внутренних коммуникаций (ПК-28);