Файл: Тактическая медицина современной иррегулярной войны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 303

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

61 получивший ранение и впавший в состояние шока, в любую секунду может потерять сознание. В таком состоянии он не способен сообщить о том, что с ним произошло или описать симптомы. Поэтому любая информация, полученная от пострадавшего до наступления потери сознания, должна быть записана и передана вместе с ним медицинскому персоналу.
История повреждения: что случилось, где и когда? на что жалуется?
Пострадавшего необходимо тщательно осмотреть и записать нижеследующую информацию (на момент осмотра): а. Ранение, где расположено, характер и т.д. б. Если травма не одна, то описать все остальные обнаруженные травмы. в. Пульс и дыхание. г. Цвет кожи и состояние: теплая, сухая или влажная. д. Наличие - отсутствие сознания.
На листе бумаги также отмечается: время выполнения всех манипуляций, тип применяемых лечебных средств, их количество и так далее. Этот лист передаётся вместе с раненым в лечебное учреждение, и его наличие существенно облегчит медработникам определение тактики дальнейшего лечения данного пациента. Потому медработник подразделения должен иметь с собой блокнот и ручку (или карандаш).
1.3.5. Использование подручных средств: носилки, жгуты, шины.
Лучше всего, разумеется, использовать специально приспособленное медицинское оборудование и расходные материалы. К сожалению, как показывает опыт, всё предусмотреть не всегда возможно - поэтому нужно быть готовым к творческой импровизации. Кроме того, существенным плюсом является сама по себе готовность оказать помощь невзирая ни на какие обстоятельства.
Здесь давать универсальные рецепты довольно тяжело - в оказании медицинской помощи подручными средствами очень важна фантазия и готовность к импровизации.
Отметим только, что широкой и тонкой полиэтиленовой плёнкой (аналогичной той, которой обёртывают сумки в магазинах) очень удобно бинтовать обширные раны (в том числе брюшной стенки и грудной), фиксировать переломы (в сочетании с журналом или пустой бутылкой), бинтовать голову и шею. Очень хорошая повязка из неё получается на область таза при ранениях её - мало того, что она не сползает и не разматывается, в отличие от бинтов, но и ещё, будучи намотана во много слоёв, иммобилизуется место перелома. Существенным минусом является её герметичность: воздух под неё не проходит, вследствие чего при длительной транспортировке присутствует опасность развития газовой гангрены. Выходом из ситуации является наматывание её поверх бинтовой повязки, пропитанной перекисью, или промывание тканей под ней перекисью из шприца.
При отсутствии штатных жгутов можно использовать для замены их пластиковые хомуты-стяжки (одноразовые или многоразовые). При этом необходимо иметь в виду. Что даже одноразовую стяжку можно ослабить (или снять) не разрезая – поджав кончиком ножа её пластиковый выступ-фиксатор, которым она удерживает ленту за насечки. Кроме того, жгут можно свернуть из той же широкой и тонкой полиэтиленовой плёнки.
Существенным недостатком обоих типов указанных жгутов является то, что они являются


62 весьма узкими – следовательно, при наложении могут достаточно сильно травмировать ткани и нервные стволы конечностей.
При переломах верхней конечности весьма удачная шина получается из пластиковой бутылки, одна сторона которой вмята вдоль, в сочетании с этой же полиэтиленовой плёнкой.
В качестве носилок в условиях города широко использовались одеяла, покрывала и тому подобные предметы. Для удобства переноски раненого рекомендуется как минимум подворачивать их боковые стенки вдоль и захватывать получившийся валик в кулак - так нести будет значительно легче.
При необходимости импровизированные носилки можно изготовить следующим образом: взять три полевых куртки и вывернуть рукава наизнанку вовнутрь – пуговицы на обшлагах застегнуть. Застегнуть все пуговицы спереди на куртке, кроме самой верхней.
Сквозь рукава продеть палки (шесты). Если предстоит переноска пострадавшего на длинную дистанцию, то в голове и в ногах закрепить поперечные упоры.
Настоятельно рекомендуем в полевых условиях использовать повязанную на шею косынку (арафатку, куфию, шарфик из хлопчато-бумажной ткани и так далее) маскировочного цвета. В холод она согревает сонные артерии и верхние дыхательные пути (гортань, трахею), в жару, будучи смочена водой – охлаждает их же. При передвижении ползком в высокой густой траве. Будучи надвинута на нижнюю часть лица
– защищает верхние дыхательные пути от попадания в них пыльцы, насекомых и так далее – а они иногда могут обладать ярко выраженным аллергенным действием. В засаде позволяет маскировать лицо, при холодной погоде – не только скрывает пар от дыхания, но и сохраняет его тепло.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Однако наиболее примечательным является то, что ту часть косынки, которая находится на затылке, можно предварительно пропитать: с одной стороны - раствором 5% уксуса (половина столовой ложки на стакан воды), с другой – раствором 10% соды
(столовая ложка на стакан). При попадании в сферу действия химически активных газов
(хлора, аммиака) сдвинутая на органы дыхания косынка позволяет некоторое время не задохнуться. Этого времени может хватить для того чтобы покинуть место заражения.
В случае воздействия раздражающих газов (например, «черёмухи») и при отсутствии противогаза целесообразно сделать глубокий вдох, после одеть на голову полиэтиленовый пакет, желательно перевязать его чем-то на шее (той же косынкой) и максимально быстро двигаться к ближайшему краю задымления. У вас будет около трёх минут, что как правило более чем достаточно, чтобы покинуть эпицентр воздействия.
1.3.6. Работа с гражданским населением, взаимодействие с командованием.
В боевых условиях гражданское население является одной из главных проблем военного медика. В отличие от военнослужащих оно не организовано, содержит в своих рядах высокий процент людей, имеющих проблемы со здоровьем или нуждающихся в особом уходе (дети, инвалиды, престарелые и так далее) - особенно в зоне боевых действий. Причина этого в том, что здоровые и благополучные имеют возможность (и как правило, ею пользуются) при первых признаках грядущих неприятностей покинуть зону активных боевых действий.
Структура потерь (и типы оказываемой медицинской помощи) также существенно отличаются от таковых в рядах военнослужащих. Во-первых гражданских гибнет (при

63 позиционной фазе боевых действий, в отсутствие крупных наступательных боёв) в абсолютном числе - больше чем военнослужащих (противник наш - фашисты, и как им и положено, обстреливает кварталы где проживает гражданское население, кроме того, военные имеют укрытия и обучены действиям при обстреле). Во-вторых, по опыту ДНР, при том что убитые артиллерийским огнём противника исчислялись десятками, морги были завалены. Причина - массовая смертность населения от самых различных заболеваний в условиях слома привычного уклада жизни, отсутствия медикаментов, продуктов питания, воды, транспорта. Происходит вроде бы незаметный "бархатный" геноцид, лучше всего описываемый формулой: "война - это не там, где стреляют, это там где убивают".
Боевой стресс у гражданских выражен намного более ярко, чем у военнослужащих, это надо иметь в виду и уделять внимание профилактике его последствий (методы были описаны нами выше).
Типовые операции по работе с гражданским населением: эвакуация, помощь на дому, организация пунктов сбора, сбор и анализ информации.
Для помощи беженцам обычно гражданские власти создают места их временного размещения, пункты питания и так далее. Для тактического медика основная задача - успешная доставка беженцев до этих пунктов. В принципе, задача аналогична эвакуации своих раненых, принципиальное отличие в одномоментном поступлении очень большого количества пострадавших (чаще всего массовый исход беженцев начинается с резким усилением боевой активности в данной местности при этом попечение о них командиры самых разных степеней, как правило, возлагают на медицину). Для успешной эвакуации необходимо располагать многоместным транспортом - более удобными и вместительными являются гражданские автобусы, более проходимыми - армейский транспорт типа "Урал" и "Камаз". Для эвакуации нужно определять места сбора населения - и всеми способами оповещать желающих покинуть местность о необходимости самостоятельно прибывать в эти места. По возможности крайне желательно, чтобы места сбора беженцев были защищены строениями, терриконами и так далее от воздействия вражеской артиллерии, не просматривались их наблюдателями,
В работе с гражданским населением нужно как можно активнее привлекать волонтёров - как из числа местных жителей в очаге эвакуации, так и из числа жителей близлежащих селений, выразивших желание оказать содействие. Сильной стороной первых является знание местности и владение информацией об основных местах скопления, не успевших эвакуироваться, а также, зачастую - о минных полях, позициях противника и так далее. Сильной стороной вторых - высокая инициатива и решимость действий. В то время как местные волонтёры. как правило длительное время находившиеся под воздействием огня противника и различных лишений, в существенной степени психологически и физически истощены, те люди, у которых хватило желания и сил прибыть в другой город для оказания помощи местному населению, как правило, достаточно активны. Естественно, местных волонтёров надо распределять между группами не знающих города - как волонтёров, так и военнослужащих. Это существенно облегчит ориентирование и ускорит поиски.
Психика гражданских людей в такой ситуации, как правило, весьма сильно подавлена
- в общении с ними крайне желательно избегать без необходимости излишней экспрессии в тоне и содержании команд, желательно подбадривать и успокаивать. При этом обязательно нужно иметь в виду, что каждый привлечённый на помощь доброволец - большое подспорье, однако если уж они досидели до крайних стадий эвакуации, то это скорее всего означает, что они - малоинициативные, нерешительные люди, и могут не проявить достаточного рвения помогать вам. В таких случаях нужно найти аргументацию,


64 призванную привлечь их к сотрудничеству. Лучшим способом является отправить семьи мужчин в тыл, на пункт сбора беженцев, а им самим объяснить, что спасение населения - общий долг, и теперь, когда их семьи в безопасности, они должны помогать.
Обязательно необходим краткий инструктаж по способам поиска желающих эвакуироваться, эвакуации неспособных самостоятельно передвигаться и так далее: люди, проинструктированные чувствуют себя намного увереннее. Пару команд на построение: смирно, направо и так далее тоже успокаивающе действуют на психику (разумеется. без злоупотребления). Телефонная связь скорее всего будет заглушена (как всегда в очагах интенсивных боевых действий), а у местных аккумуляторы будут разряжены
(электричества там, как правило, нет), поэтому координация усилий и руководство действиями - только через посыльных. Важным моментом является заранее обозначенный сборный пункт для желающих эвакуироваться в относительно безопасном месте недалеко от медпункта: необходимо, чтобы они сообщали о его месторасположении максимальному числу местных жителей. которых обнаружат. Даже в отсутствие какой бы то ни было связи эта информация распространится среди местных очень быстро, и искать придётся гораздо меньшее число - многие придут сами.
У эвакуирующихся местных мирных жителей необходимо активно собирать информацию о местах нахождения местных, желающих эвакуироваться, и при малейшей возможности оказывать им содействие.
Об особенностях взаимодействия с командованием и подчинёнными в условиях иррегулярных боевых действий можно написать целую книгу. Если говорить совсем кратко, в отношении командования они сводятся к тому, что чудовищный беспорядок на всех уровнях, отсутствие какой-либо (не говорю уже - нормально налаженной) службы тыла и боевого обеспечения, приводят к жуткому цейтноту и сильнейшему стрессу у командиров всех уровней. Учитывая это, чем меньше вы будете напрягать командировать
(и больше задач решать самостоятельно) - тем лучше. Вторым важным фактором является жуткий дефицит нормальных людей на командирских должностях: на них крайне редко попадают не просто кадровые офицеры, но даже и просто нормальные люди. Самый распространённый вариант - калька с гражданского общества, когда на командные должности пролезают те, у кого есть деньги и привычка быть на денежных местах - спекулянты и воры всех мастей, которых по недоразумению в современном обществе именуют "бизнесменами" и "коммерсантами". Если в мирное время они своим неуёмным воровством и полным отсутствием какой-либо работы "на перспективу" поставили нашу страну на край гибели, то в условиях войны (напомним, "война - это та же самая мирная жизнь, просто сконцентрированная до предела") они, как правило, раз за разом губят свои подразделения, чаще всего - вполне осознанно, частично или в полном составе, ради получения какой-либо материальной выгоды. Самое печальное, что даже наличие военного образования и "кадрового" прошлого не гарантирует от этой напасти - в современном обществе, когда именно торгашеские способности являются мерилом всех добродетелей человека, таких достаточно и в регулярной армии. Простейший рецепт борьбы с этой напастью - тщательно выбирать себе командира. Как правило, в условиях иррегулярной войны имеется много возможностей (особенно для медика) перейти в то подразделение. которое кажется ему более достойным.
С подчинёнными, военнослужащими своего подразделения и так далее гораздо проще: будьте всегда честны и доблестны, ни в коем случае не пятнайте себе расхищениями гуманитарной помощи или мародёрством, в бою старайтесь быть всегда с пехотой, решительно и профессионально исполняйте свой долг - и заслужите любовь и уважение простых бойцов, а также младших командиров. Правда, отношения со старшими
(см. выше) этим вы можете испортить - но это в случае, если не последуете совету выбирать их из числа возможно более достойных людей.


65 1.4. Профилактика и лечение основных заболеваний, наиболее часто применяемые медикаменты (теория).
Как показывает опыт, тактическому медику не обойтись в своей повседневной практике без умения оказывать помощь при наиболее распространённых в боевой обстановке заболеваниях, личного состава. Это, в порядке убывания распространённости: простуда, потёртости нижних конечностей, понос, гипертония, язва, заболевания сердечно-сосудистой системы, различные расстройства нервной системы вследствие боевого стресса
(бессонница, депрессия, чрезмерное перевозбуждение) (рис. 7).
Получают ранения, к счастью, гораздо реже, нежели страдают от данных расстройств здоровья.
В лечении данных заболеваний, как ни в чём другом, отчётливо проявляется необходимость для тактического медика заранее планировать свои действия и обеспечивать себя всем необходимым для выполнения своих задач. Во-первых, я бы в самой минимальной степени рекомендовал полагаться на "траволечение" и "терапию подсобными средствами".
Прежде всего потому, что в боевой обстановке зачастую довольно затруднительно отыскать их, и отправившись в неизвестной местности за "целебной ромашкой" можно легко найти "кардинально целебную, от всех болезней" мину. Во- вторых потому, что современный человек вообще плохо разбирается в травах, способах их приготовления и применения. В-третьих потому, что современная фармакология шагнула далеко вперёд, и большинство её препаратов обладают реально высокой эффективностью, а боевые действия - не самое подходящее место для сомнительных экспериментов. Лучше выбирать то, что реально работает.

66
В условиях иррегулярных боевых действий хороший тактический медик должен быть готов к тому, что у других подразделений, которые во время боевых действий будут действовать совместно с его группой или отрядом, военнослужащих, болеющих всевозможными заболеваниями, прежде всего из числа здесь перечисленных, будет достаточное количество, а своих медиков, скорее всего, не окажется. Стандартной ситуацией на пике боевых действий было, когда на сводный батальон приходилось три - четыре медика максимум. Отказ же в медпомощи бойцам других подразделений не только некрасив с морально-психологической точки зрения, но и банально вреден с прагматической точки зрения: скорее всего, вам с этими людьми ещё не раз совместно действовать. Они сформируют о вас своё мнение и будут делиться им в среде прочих военнослужащих. Уверенность пехоты в своей "медицине", как уже не раз было указано, основывается именно на таких случаях не в меньшей степени, чем на героизме, проявленной парамедиками на поле боя.
Вывод прост: медикаментов для лечения вышеперечисленных патологий надо брать с собой "с запасом", недаром речь идёт о том, что медику для работы "в поле" нужен именно рюкзак. Не нужно делать акцент на дорогих или импортных препаратах - отечественные показали себя вполне эффективно.
Для лечения простуды - когда она уже развилась - парацетамол, аспирин, по 1 таблетке два раза в день, при кашле, который весьма часто сопутствует - бромгексин по 2 табл. 2-3 раза в день, лазолван. Очень хорошо, особенно на начальных стадиях простудных заболеваний, помогают пакетированные "чаи" - препараты типа колдрекса, фармацитрона и так далее, которые нужно разводить в стакане горячей воды перед употреблением.
Потёртости нижних конечностей - невзирая на кажущуюся непосвящённым "незначительность" - весьма серьёзная проблема в боевых условиях, особенно когда действуют иррегулярные формирования. Дело в том, что тогда воюют необученные люди, часто - без навыков бивуачной жизни, в обуви собранной по принципу "что Бог послал".
Потёртости могут не только резко снижать подвижность военнослужащего, а с ним - и всего его подразделения, но и служить причиной развития отморожений ног в холодное время года - так как нарушают обменные процессы и температурный режим ног. Для профилактики рекомендуется мыть ноги водой комнатной температуры с хозяйственным мылом, часто менять носки и сушить обувь. В целях профилактики стоит рекомендовать тщательно подобранную и разношенную заранее походную обувь, ни в коем случае не тесную, и толстые носки (лучше портянки, кто умеет наматывать). Носки и портянки должны быть сухими, за этим надлежит тщательно следить в любой обстановке.
Места с намечающимися потёртостями - тщательно заклеивать лейкопластырем, чем раньше, тем лучше, оптимальным является специальный бактерицидный, который крепко фиксируется за поверхность кожи. Если на месте потёртости уже образовался волдырь - надрывать его нельзя, желательно аккуратно проткнуть его иглой шприца и удалить из него жидкость, а потом наклеить лейкопластырь.
Грибок (микоз) – это инфекционное заболевание, передающееся через полы душевых, дощатые настилы, лестницы, полотенца и т.д. Поражает, как правило, нижние конечности.
Симптомы: а. Появление покрасневших и сильно чешущихся участков между пальцами ног. б. На покрасневших участках появляются небольшие волдыри. в. Пораженные участки белеют и распухают. г. Верхний слой кожи отделяется, трескается и облупливается.