Файл: Становление древнерусского права, его основные источники.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3

1. Становление древнерусского права, его основные источники …… 4

2. Русская Правда: источники, редакции ……………………………... 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………. 23

ВВЕДЕНИЕ
В России в первой половине XIX в. существенно усилился процесс разложения крепостнического строя и развития буржуазных отношений.

В основных отраслях экономики страны происходило становление капиталистических отношений. Они проникли и в сельское хозяйство, что привело к еще большему социальному расслоению крестьянства. Незначительная часть разбогатевших крестьян активно участвовала в торговых операциях, осваивала промыслы, вкладывала свои капиталы в мануфактуры и фабрики. Все это способствовало интенсивному развитию капиталистических отношений в промышленности и привело к формированию новых классов: буржуазии и пролетариата.

Однако развитие промышленности и широкое применение на промышленных предприятиях наемной рабочей силы привело к обострению социально–политической обстановки в стране. В 1820 г. произошли волнения в Семеновском гвардейском полку, а затем среди военных поселенцев. В 1825 г. против самодержавия восстали представители дворянства. Хотя восстание декабристов и было подавлено, оно оказало существенное влияние на дальнейшее развитие революционного движения в стране. В частности, более широкие масштабы стали принимать выступления крепостных, посессионных и наемных рабочих на мануфактурах, фабриках и заводах. Кроме того, в 1830–1831 гг. произошло крупное восстание в Польше.

Все это свидетельствовало, с одной стороны, об усилении абсолютизма особенно в период правления Николая I, а, с другой – о зарождении в недрах феодально–крепостнического государства капиталистических отношений, которые и предопределили необходимость проведения реформ во второй половине XIX в.

Целью контрольной работы является рассмотрение вопроса развития государственной системы Российской империи в первой половине XIX в.

Вопросам темы исследования посвящали свои труды такие ученые как,
Исаев И.А., Милов Л.В., Портнов, В.П., Титов, Ю.П. и другие.

1. Общественный строй
В условиях официально существовавших четырех сословий (дворянство, духовенство, мещанство и крестьянство) социально–классовая структура российского общества стала изменяться. В первой половине XIX в. начали зарождаться новые классы – буржуазия и пролетариат.

Дворянство. Дворяне, владевшие большей частью земельных угодий и крепостных крестьян, были наиболее привилегированным, экономически и политически сильным сословием. В государственном аппарате они занимали высшие должности. В этот период был существенно ограничен доступ во дворянство. Если раньше для получения звания потомственного дворянина необходимо было дослужиться по Табели о рангах до VII класса, теперь для этого надо было получить IV класс.

В связи с тем, что Александр I восстановил действие «Грамоты на права и преимущества благородного российского дворянства» 1785 г., которую упразднил в конце XVIII в. Павел I, дворяне сохранили за собой все привилегии, полученные в годы правления Екатерины II. Кроме того, им было предоставлено прав приобретать в городах фабрики и заводы, а также заниматься торговлей. Для практической реализации этих прав государство оказало экономическую поддержку дворянам, предоставив им льготные кредиты через Государственный заемный банк и другие учреждения.

Представители крупного дворянства получили также право занимать соответствующие выборные должности. Так, в Манифесте «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным» от 6 декабря 1831 г. было установлено, что на дворянские должности могли быть избраны дворяне, являвшиеся собственниками более 100 крепостных крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной земли. В 1845 г. было принято решение, в соответствии с которым заповедные дворянские имения (майораты) мог наследовать только старший сын, их нельзя было делить и передавать посторонним лицам.1

Духовенство. Оно подразделялось, как и в предшествующий период на черное (монашествующее) и белое (приходское). Однако правовой статус духовенства в первой половине XIX в. изменился, оно окончательно превратилось в служилое сословие, состоявшее на государственной службе. В то же время священнослужители получали новые привилегии. С 1801 г. они были освобождены от телесных наказаний, а в 1835 г. такую привилегию получили и их дети. Кроме того, дома служителей церкви в 1807 г. были освобождены от поземельного сбора, а в 1821 г. – от постоя военных подразделений, которые были достаточно обременительными.



Параллельно с данными мерами государство стремилось ограничить духовное сословие только священнослужителями, несшими службу в церквах. Так, в 1803–1805 гг. всем лицам духовного звания, не имевшим штатных мест при церкви, было предоставлено право избирать по своему усмотрению государственную службу. А в соответствии с Указом 1828 г. всем детям священнослужителей, не получившим штатной должности при церкви, было предложено в течение года поступить на гражданскую или военную службу. В противном случае мог быть понижен их правовой статус, а они могли быть переведены в одно из сословий, обязанное платить налоги. Затем представителям духовенства было предоставлено право на получение звания потомственных почетных граждан.

Хотя после завершения секуляризация в 1764 г. было полностью ликвидировано церковное землевладение, с 1822 г. священнослужители, имевшие дворянское происхождение, получили право покупать мастеровых и крестьян. Сохранялся также установленный Павлом I порядок, в соответствии с которым представители духовенства, награжденные орденами, приобретали дворянские права. В 1825–1845 гг. дворянские права получили свыше 10 тыс. служителей церкви.

Крестьянство. Большую часть населения России составляли феодально–зависимые крестьяне, подразделявшиеся на следующие категории: помещичьи, посессионные, удельные и государственные.

Помещичьи крестьяне принадлежали к наиболее бесправной категории.

Помещики имели право распоряжаться ими как движимым имуществом. Тем не менее, под влиянием развития капиталистических отношений государство вынуждено было предпринять ряд мер по изменению их статуса. Так, в Указе 1803 г. «О вольных хлебопашцах» помещикам было предоставлено право отпускать своих крестьян на волю за соответствующий выкуп. Однако данная мера не получила широкого распространения, так как помещики устанавливали достаточно высокий размер выкупа, который не были в состоянии выплатить крепостные крестьяне. Так, почти за 60 лет действия данного указа были отпущены на волю лишь около 12 тыс. крестьян.

В Указе 1842 г. «Об обязанных крестьянах» помещики получили право передавать крестьянам землю в пользование. За это крестьяне должны были нести повинности в пользу помещика, установленные в соответствующем договоре. Кроме того, за помещиками сохранялось право осуществления правосудия по незначительным делам. Статус обязанных крестьян до реформы 1861 г. получили свыше 27 тыс. крепостных.


В связи с отменой монополии дворян на землю вносились изменения и в имущественные права других сословий. В соответствии с Указом 1801 г. купцам, мещанам и крестьянам (за исключением помещичьих) было предоставлено право покупать землю. А в Указе 1848 г. такое право получили и помещичьи крестьяне.2

Однако такие меры не затрагивали основы крепостного права в России, что вызывало недовольство крестьян. Массовые выступления крестьян в Прибалтике способствовали тому, что в 1804 г. был издан Указ, в соответствии с которым крестьяне объявлялись прикрепленными к земле, а не к помещику. Был также введен запрет на их продажу без земли. Однако волнения продолжались и Александр I в 1816–1819 гг. вынужден был освободить крестьян Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерний без земли. Тем не менее получившие волю крестьяне вынуждены были арендовать у помещиков землю, выполняя за это феодальные повинности.

В 1816 году по предложению бывшего военного министра А.А. Аракчеева было принято решение переводить государственных крестьян на положение военных поселенцев. К 1825 г. такой статус получили около 400 тыс. человек. Фактически вся их деятельность регламентировалась нормами Воинского устава 1716 г. Такое положение вызвало недовольство и массовые выступления военных поселенцев.

В 1837 году была проведена реформа, в соответствии с которой управление государственными крестьянами было передано Министерству государственных имуществ.

В связи с низкой производительностью труда посессионных крестьян и более широким применением наемного труда в 1840 г. владельцам фабрик и заводов было предоставлено право их освобождать.

Городские жители. В первой половине XIX в. городское население подразделялось на следующие категории: почетные граждане (потомственные и личные); купцы двух гильдий; цеховые; мещане; рабочие люди.

В 1832 году в городах было учреждено личное и потомственное почетное гражданство. К категории потомственных почетных граждан относились: крупные промышленники, ученые, художники и дети личных дворян. Личными почетными гражданами становились чиновники низших классов и горожане, имевшие высшее образование.

Почетным гражданам предоставлялись следующие привилегии: они не платили подушной подати, не служили в армии на основе рекрутской повинности, а также были освобождены от телесных наказаний.

Купцы делились на две гильдии: оптовые торговцы и розничные торговцы.3


Они сохранили прежние привилегии. В частности, они могли награждаться орденами и получать чины соответствующих классов.

К цеховым относились ремесленники, прикрепленные к цехам, и подразделялись на мастеров и подмастерьев. Каждый цех формировал свои органы управления.

Большую часть населения городов составляли мещане, работавшие в основном на фабриках и заводах по найму. Их правовой статус в данный период практически не изменился.

Низшую социальную группу представляли, так называемые «рабочие люди», не имевшие постоянной работы и находившиеся под постоянным надзором полиции. Они являлись самой бесправной категорией городского населения.
2. Государственный строй
В первой половине XIX в. абсолютизм в России достиг своего расцвета.

В начале данного периода была предпринята попытка реформ государственного управления с тем, чтобы в условиях кризиса феодально–крепостнического строя, развития капиталистических отношений и обострения социально–политической ситуации в стране добиться более эффективной деятельности государственного аппарата.

Центральные органы власти и управления. Возглавлял огромный государственный аппарат император, обладавший всеми атрибутами абсолютного монарха. В управлении государством он опирался на большой чиновничий аппарат.

В 1801 году был создан Непременный совет, состоявший из 12 человек с чисто совещательными функциями, который заменил действовавший до этого Совет при Высочайшем дворе. Непременный совет прекратил свою деятельность после учреждения в 1810 г. Государственного совета.

Государственный совет, функционировавший до 1917 г., являлся высшим законосовещательным органом Российской империи. В Указе от 1 января 1810 г. о его учреждении, подчеркивалось, что законы не должны были представляться императору на утверждение, если они не обсуждались в Государственном совете. Тем не менее Государственный совет обладал только совещательными функциями, так как высшие законодательные полномочия принадлежали императору.4

Поэтому постановления Государственного совета по тому или иному проекту закона назывались мнениями, а вопрос об их утверждении решал монарх. Законопроекты вносились в Государственный совет министрами по инициативе императора. К ведению Государственного совета относились также вопросы, связанные с рассмотрением смет, уставов различных обществ, предложений по штатному составу отдельных учреждений.