Файл: Научного исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если опрашиваемый не понял вопроса, то интервьюеру рекомендуется еще раз медленно повторить его и дать возможность подумать респонденту.

Те вопросы, цель которых – выявление мнения респондента о каких-либо фактах, более всего требуют точности формулировок, и интервьюеру надо придерживаться только той формулировки, которая дана в анкете. При постановке вопросов о фактах интервьюер может уточнять, разъяснять вопрос, чтобы добиться правильного понимания.

Приведём наиболее распространенные средства, которые используются большинством интервьюеров для стимулирования ответов респондентов, получения наиболее полной и точной информации.

Выражение согласия – внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание. Использование коротких пауз. Повторение основного вопроса. Частичное несогласие, например: «Вы говорите, что.… Однако некоторые люди полагают, что …». Просьба пояснить, например: «Мне не совсем ясно, как… не могли бы вы объяснить, что имеете в виду…», «Итак, Вы только что сказали, что. … Уточните, пожалуйста…»

Уточнение с помощью неправильного повторения ответа. Указание на противоречия в ответах. Повторение последних слов респондента (метод «эхо»). Нейтральное требование добавочной информации, например: «Это интересно, я хотел бы знать больше о проведении Вами свободного времени. Не могли бы Вы рассказать об этом немного подробнее?».

Требование определённой добавочной информации, например: «Почему Вы думаете именно так? Как Вы пришли к этому выводу? Когда?».

После всякого выраженного сомнения или несогласия и получения на них разъяснения интервьюер должен выразить своё понимание, согласие, одобрение: «Да, да, Вы правы. Сейчас мне ясно. Это очень интересно» и т.д.

Если интервьюер получил ответ типа «Не знаю», то обязательно должен понять, что скрывается за ним: а) действительное ли незнание; б) непонимание смысла вопроса; в) неумение выразить свое мнение; г) боязнь выразить вслух; д) боязнь дать «неправильный» ответ, т.е. не то, что могли сказать другие. В зависимости от этого интервьюер должен выбрать линию поведения. Например, если есть подозрение в некомпетентности респондента, рекомендуется детализировать вопрос; если не понял содержания, – повторить; если респондент боится высказать мнение, поставить вопрос в косвенной, безличной форме.

Записывать ответы надо сразу, по ходу интервью. Регистрировать ответ может сам респондент, но интервьюер обязан контролировать эти записи. При регистрации «открытых» вопросов важно, чтобы респондент наиболее полно записывал ответ. Если ответы записывает сам интервьюер, то он должен это делать полно и дословно, не допускать никаких обобщений, улучшения речевого стиля респондента и пр. Записывать ответы надо быстро, чтобы не замедлять скорость интервьюирования.


В заключение беседы интервьюер может вернуться к вопросам, на которые получены неполные ответы. Закончив беседу, интервьюер спрашивает о согласии респондента принять участие в последующих социологических исследованиях: они могут проводиться в форме почтовой анкеты или телефонного опроса (по проблемам, требующим оперативного решения). Затем интервьюер интересуется, сколько, по мнению респондента, продолжалась беседа. Уход из ситуации «домашнего интервью» должен быть вежливым по отношению ко всем членам семьи респондента.

Эксперимент – это такой метод исследования, когда студент не только фиксирует то или иное явление, но и активно вмешивается в условия, в которых оно протекает, изменяя их в необходимом или желательном для него направлении. Кроме того, эксперимент дает возможность управлять явлением, которое изучается, контролировать его. В этом его преимущество перед другими методами исследования.

Подготовительный этап к эксперименту включает работу над продуманной во всех деталях программой его проведения, устанавливает место, время проведения, его объем, цель, характеристику лиц, участвующих в эксперименте, описание материалов, используемых для него, описание методик проведения, контроль за ходом эксперимента, обработку его результатов.

Намечая программу эксперимента, определяющую способы и приемы вмешательства студента в изучаемый объект, и методику его проведения, необходимо исходить из следующих требований: 1) выдвигать гипотезу (научное предположение) на основании предварительных наблюдений над объектом исследования; 2) подготовить такие условия, в которых возможен намечаемый эксперимент; 3) разработать последовательный ход всех мероприятий по эксперименту; 4) систематически наблюдать за тем, как протекает эксперимент; 5) добиваться наиболее точной, разнообразной, полной и систематической регистрации материалов всего хода эксперимента; 6) подтверждать данные эксперимента повторными ситуациями; 7) не подгонять выявленные в процессе эксперимента факты под гипотезу, а

объективно их обрабатывать и обобщать.

На результатах экспериментальной работы сказывается характер взаимоотношений между студентом и объектами эксперимента. Взаимное доверие и симпатия - одно из важных условий успеха этой работы.

Эксперименты могут быть широкие и узкие, сложные и простые в зависимости от темы исследования. Различаются эксперименты по временным признакам – продолжительные и кратковременные. По цели исследования определяются такие типы экспериментов, как преобразующий (или формирующий), констатирующий, контролируемый, эксперимент «до-после» без контрольного объекта. По организации эксперименты классифицируются на лабораторные, натурные (естественные или полевые), мысленные и т.д.

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных условиях. Лица, которые подвергаются эксперименту, знают о нем. Это накладывает определенный отпечаток на их поведение, хотя исследователь активно вмешивается в изучаемый процесс, меняет, повторяет его по своему усмотрению. Вследствие этого студент направляет внимание группы в сторону, отвлекающую от целевой установки эксперимента. Так, например, эксперимент позволяет установить степень инициативы личности и готовность ее принять на себя лидерство, ответственность.

Группе лиц предлагают в короткий срок рассортировать по цвету и форме картонные фишки (треугольники, круги, квадраты, окрашенные в три цвета: красный, синий, зеленый или др.). В группе объявляется о том, что идет проверка на быстроту реакции и внимательность. В действительности студент регистрирует, кто из испытуемых примет на себя оперативное руководство этой совместной работой. В начале каждый участник пытается сортировать картонки сам за себя. Затем кто-то предлагает распределить функции: одним отбирать фишки по цвету, другим - по форме. Этот человек и может стать лидером коллектива. Ясно, что, объяснив заранее подлинную цель эксперимента, студент провалил бы его, не успев начать.

Натурный (полевой) эксперимент проходит в естественной обстановке (например, во время занятий клубного объединения). О нем участники эксперимента могут даже не подозревать. Во время занятий в коллективе студент, не нарушая естественного течения событий, ставит изучаемых личностей в такие условия, при которых они легче и скорее могут проявить
себя со стороны, интересующей студента. Наиболее полные данные достигаются сочетанием того и другого вида эксперимента.

Контролируемый эксперимент применяется в тех случаях, когда полученный в одних условиях результат хотят проверить в новых условиях, когда необходимо разобраться в спорном факте, подтвердить или опровергнуть бытующее мнение и во всех других случаях, если надо сравнить результаты деятельности учреждения социокультурной сферы до и после опыта.

Необходимость в проведении контролируемого эксперимента появляется тогда, когда перед большинством учреждений социально-культурной сферы возникают новые задачи по обслуживанию населения, а сложившаяся практика не подсказывает достаточно эффективные формы и методы работы. Найти их практикам бывает очень трудно. Возникает необходимость помочь им разыскать эти правильные приемы, новые пути, формы и методы социокультурной деятельности.

При организации контролируемого эксперимента в контрольных условиях изменяются один или несколько факторов (например, какой-либо элемент в оформлении или содержании дискотечного вечера), все остальные остаются неизменными. Основное достоинство эксперимента – то, что он позволяет видеть причину и следствие (например, новая информация увеличивает посещаемость дискотеки). Структура и проведение такого эксперимента носит систематизированный характер.

В ходе преобразующих (формирующих) экспериментов выявляется высокая результативность перераспределения обязанностей специалистов в условиях работы объединенного коллектива, эффективность комплексного использования материально-технической базы и ресурсов учреждений социально-культурной сферы Каждый элемент экспериментального исследования: отбор выборки, структура анкет, вопросников, выбор и обучение опрашивающих лиц, обработка ответов, тщательно выполняется. Если исследования недостаточно глубоки, можно получить неправильные заключения. В заключительном исследовании проводится сбор данных, их обработка и анализ, обобщение результатов, формулирование выводов и рекомендаций.

В исследовании социально-культурной деятельности применяются математические методы для измерения различных величин. Под измерением понимается процедура извлечения информации из того, что наблюдает
студент. Для исследователя эта информация должна иметь отношение к тем социально-культурным проблемам, которые он изучает. Измеряются не объекты сами по себе, а их свойства, например, возраст, социальные установки участников творческого коллектива, их сплоченность, информированность и т.д.

Измерение основано на регистрации, например, отношения между членами коллектива относительно изучаемого свойства: например, информированности, или творческого отношения к работе, больше или меньше информирован.

В исследованиях используется ранжирование, т.е. измерение, основанное на операции упорядочения, с помощью которой объекты или явления располагаются в порядке возрастания или убывания величины определенного признака.

Исследователи применяют измерения, связанные с операцией соотнесения, перевода качественных показателей в количественные. Измерение количественной определенности каких-либо свойств этого объекта предполагает наличие общего представления об объекте. С помощью математических методов в ряде случаев вычисляются средние величины полученных при измерении показателей. Студент, обобщая передовой опыт специалистов социально-культурной сферы, выявляя условия эффективности различных технологий социокультурной деятельности, анализирует и обобщает результаты своего исследования.

В многообразии методов анализа материалов исследования можно выделить два основных: традиционный, классический, и формализованный, количественный (контент-анализ). Существенно различаясь между собой, они взаимно дополняют друг друга.

Традиционный анализ – это умственные операции, логические построения, направленные на выявление сути анализируемого материала. Проведение традиционного, классического анализа означает преобразование первоначальной формы информации в необходимую студенту форму. Фактически это интерпретация содержания документа, материалов исследования, его толкование. Основной его слабостью является субъективность. Как бы ни был добросовестен исследователь, как бы ни старался он беспристрастно и объективно рассмотреть материал, интерпретация всегда в большей или меньшей степени будет субъективна.

Анализ материала в рамках каждого конкретного исследования есть