Файл: Международные правовые акты как источники образовательного права.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


а) настоятельной потребностью сделать европейское образование конкурентно способным по отношению к системам образования США, Австралии, Юго-Восточной Азии иных регионов, куда в настоящее время происходит отток обучающихся как из стран Европы, так и из государств «третьего мира»;

в) объективными закономерностями развития глобальной мировой экономики, вынуждающими менять подходы к образованию и обучению.

«В силу данных закономерностей значимы, прежде всего, следующие:

1. в профессиональной деятельности всё большую роль играют информационный и творческий факторы; происходит «интеллектуализация» и «дематериализация «труда;

2. возрастает роль гибких краткосрочных проектов, для решения которых выгоднее иметь временные трудовые коллективы вместо постоянного персонала;

3. исчезает понятие стабильного профессионального роста - карьеры, сделанной на одном рабочем месте, в штате одного учреждения или предприятия;

4. однотипность и взаимозаменяемость работников уступает место персонализации профессиональных задач; ценится нестандартизированный» характер рабочей силы;

5. утрачивается идентификация традиционных видов труда; разрушается замкнутость профессиональных каст, формируются «плавающие» границы профессий;

6. нарастает динамика и глобализация профессий; профессиональное образование утрачивает ориентировку на единственную дальнейшую специализацию и т.п.

Таким образом, происходит кардинальное изменение подходов к оценке профессиональных качеств работников, необходимо перенести акценты с содержания образования на результаты обучения.»[4] Болонский процесс имеет своим началом встречу в Сорбонне 25 мая 1998 г. четырёх министров, представлявших Великобританию, Германию, Францию и Италию, подписавших Совместную декларацию о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования

«Министры, заявляя, что Европа должна стать Европой знаний, отметили необходимость строительства и усиления интеллектуальной, культурной, социальной и технической базы Европы. Особая роль в этом процессе отводилась университетам, которые должны были сыграть переломную роль в таком развитии».

19 июня 1999 года в Болонье министры образования 29 европейских государств сделали Совместное заявление «Зона европейского высшего образования», которое положило начало Болонскому процессу.

Болонский процесс сводится к системе договоренностей, суть которых можно сформулировать следующим образом: из документов об образовании, выданных в любой стране - участнице Болонского процесса, должно быть ясно, чему именно и в какой степени (с какой глубиной) научился выпускник, какие профессиональные действия он способен совершать и на какие рабочие места может быть принят.


В соответствии с динамическим характером современной картины мира, сложившейся на протяжении всего 20 века к нашим дням, характеризующейся чрезвычайно ускорившимися техническими, социальными, политическими и главное, - информационными процессами, стремительно меняющимися моделями существования в этом мире. Образование, и особенно высшее профессиональное, не может не соответствовать духу времени, меняя парадигму статическую («классическую») - на динамическую, адекватную вызовам усложняющейся картине мира. Именно поэтому Болонский процесс предполагает описывать результаты обучения с помощью «компетенций», представляющих собой динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент может продемонстрировать после завершения образовательной программы (или её части).

В ходе обучения компетенции формируются благодаря изучению различных дисциплин, прохождению практик, участию в коллоквиумах и студенческих научных конференциях, работе в коллективных студенческих научно-исследовательских и творческих проектах. В ходе самостоятельной работы студента, при индивидуальной работе студента с преподавателями и научным руководителем выпускной квалификационной работы, прочих видов образовательной деятельности.

Как правило, компетенции вырабатываются благодаря сочетанию различных форм и технологий обучения - когда услышанное на лекции анализируется на семинарских занятиях, проверяется в процессе текущего кон тролля успеваемости, отрабатывается на практике и т.п. - и могут быть оценены в полной мере лишь после завершения всех видов учебной работы.

Таким образом, работу студента можно уподобить подготовке участника боевых действий, когда сама обстановка боя предполагает быструю смену картины боя, применение «противником» различных видов оружия, смены рельефа местности, метеорологических условий и т.д. От хорошо подготовленного студента следует ожидать всесторонней подготовки, умения самостоятельно мыслить, «вести бой» с разнообразными обстоятельствами. Это означает приоритет реальных знаний и умений - компетенциями - перед формальным «обладанием корочкой» (дипломом, степенью).

Как правило, образовательные программы, нацеленные на формирование компетенций, имеют так называемую модульную структуру и представляют собой не просто перечни теоретических дисциплин и практических курсов, но сопоставимые по объёму (трудозатратам студентов на их освоение) группы модулей.



Модуль - совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определённую логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитании, обучения, то есть отвечающая за выработку той или иной компетенции или группы компетенций. Содержание модулей и сам их набор могут быть различны в аналогичных (ведущих к получению одной и той же квалификации) образовательных программах вузов. Это зависит от существующих в учебных заведениях традиций обучения, научных школ, региональной и государственной образовательной политики и т.п. Однако, если те или иные модули ведут к формированию сопоставимых (тождественных или сходных) компетенций и занимают у студента примерно одинаковый объем трудозатрат, то различия в наполнении модулей перестаёт быть существенным, как для выпускников, так и для работодателей. А потому разные вузы после проведения взаимной экспертной оценки программ могу

на основе заключённых друг с другом соглашений взаимно перезачитывать своим студентам модули, освоенные в вузе-партнёре. Тем самым закладываются основы для академической мобильности студентов и преподавателей, которая представляет собой одно из базовых условий создания единого образовательного пространства в Европе.

Для того, чтобы стало возможным соотносить объёмы трудозатрат на освоение отдельных модулей или целых учебных программ, реализуемых в образовательных учреждениях разных стран, предложено ввести единую систему зачётных (кредитных) единиц, не зависящих от форм обучения (в «кредит» могут входить аудиторные теоретические занятия, практические работы, самостоятельная работа студента, а также мероприятия текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации).

Таким образом, «болонские» образовательные программы характеризуются следующими важнейшими признаками:

а) компетентностным подходом (ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций);

в) модульным построением;

в) объёмом учебной нагрузки, исчисляемой в зачетных единицах (кредитах).

«Болонская декларация конкретизировала инструменты создания единой европейской системы высшего образования - это:

- принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;


- введение системы двухуровневой подготовки;

- внедрение системы кредитов по типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами;

- содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее: учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам; преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в Европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом;

- содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий;

- содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Более 300 европейских высших учебных заведений и их основных представительских организаций собрались в Саламанке 29-30 марта 2001 года. Их цель состояла в подготовке пражской встречи министров, отвечающих за высшее образование в странах, вовлеченных в Болонский процесс.

Европейские высшие учебные заведения подтвердили свою поддержку принципов Болонской декларации, свои обязательства по созданию к концу десятилетия Зоны европейского высшего образования».

Во всём мире высшие учебные заведения всегда возникали и развивались в рамках социально-политических и экономических систем своих стран. Долгое время не существовало какой-либо единой международной системы высшего образования, общей сразу для нескольких, а тем более многих государств. Однако, процессы глобализации экономики и бизнеса, а также необходимость совместно решать общечеловеческие проблемы (связанные, например, с изменением климата, освоением космоса и океана, изобретением эффективных методов лечения и т.д.) поставили в конце 20-го века перед высшим образованием развитых стран новые задачи. Важнейшая из них - подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка и глобальной «научной лаборатории». В условиях отсутствия единых международных стандартов, предъявляемых к содержанию и форме высшего образования, эта задача была не решаема. Выпускники национальных университетов, желающие работать за рубежом, вынуждены были для этого проходить сложную процедуру подтверждения имеющихся дипломов, сдавать дополнительные экзамены.


Очевидно, что решить эту и другие проблемы, связанные с конвертируемостью и повышением качества высшего образования, можно было, только создав единое европейское пространство высшего образования. Именно с этой целью и была разработана и подписана Болонская конвенция. Выбор места проведения этого форума неслучаен: Болонский университет -старейший в Европе (создан в 1088г.). За основу была принята двухуровневая система высшего образования (бакалавриат и магистратура), хорошо зарекомендовавшая себя во многих странах мира, включая США, Канаду и Австралию. Сегодня болонский процесс включает 48 стран-участниц.

Россия присоединилась к нему в сентябре 2003г., а уже в 2007г. ввела закон, предполагающий переход российского высшего образования на двухуровневую систему с соответствующими государственными стандартами, вступительными экзаменами и итоговыми аттестациями.

Двухуровневая система высшего образования включает бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года), рассматриваемые в качестве самостоятельных уровней высшего образования. Каждый из них предполагает государственную итоговую аттестацию.

Бакалавриат формирует у студентов базовые профессиональные компетенции: гуманитарные, технические или творческие. Он дает законченное высшее образование с присвоением квалификационной степени «бакалавр».

Выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на штатные должности, для которых, согласно существующей нормативно-правовой базе, предусмотрено законченное высшее образование.

Бакалавриат предусматривает подготовку квалифицированных рядовых сотрудников, осуществляющих исполнительские функции в соответствующей профессиональной сфере. Например, в области рекламы, линейных менеджеров, специалистов по продажам, администраторов, коммуникационных аудиторов, имидж-консультантов, бренд-менеджеров, PR-менеджеров, рекламистов, спичрайтеров, копирайтеров, модераторов, переговорщиков и т.д.

Магистратура готовит специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной и научно-исследовательской деятельности; самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Магистратура - это дальнейшее развитие специалиста либо в сторону более узкой и углубленной специализации, либо в область научной или управленческой карьеры. Магистратура - обязательная ступень к аспирантуре, являющейся формой подготовки кадров для высших учебных заведений. Должности, на которые может претендовать магистр, скажем, в той же рекламной сфере: старший сотрудник или руководитель рекламного, или PR-отдела, вице-президент компании по связям с общественностью, продюсер, главный аналитик систем социальных коммуникаций, руководитель пресс-службы и т.д.