Файл: 1. 1 введение в психологию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

  • ТЕМА 1.1  ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.

  • 1.1.1  Предмет и задачи психологии

  • 1.1.2 Значение психологии в жизни человека

  • 1.1.3 Методы психологии: наблюдение, эксперимент, опрос, тесты, беседа, консультация, психодиагностика, тренинг и др.

1.1.1  Предмет и задачи психологии

Психология С греч. psyche – душа, logos – учение, наука, изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психология представляет собой науку о самом сложном понятии, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой;

♦ психология является сравнительно молодой наукой. Условно ее научное оформление связывают с 1879 г., когда немецким психологом В. Вундтом в Лейпцигском университете была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии, организован выпуск психологического журнала, положено начало проведению международных психологических конгрессов, а также образована международная школа профессиональных психологов. Все это обеспечило возможность формирования мировой организационной структуры психологической науки;

♦ психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как она позволяет глубже познать самого себя, свои возможности, достоинства и недостатки, а значит, и изменять себя, управлять своими психическими функциями, действиями и своим поведением, лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними; она необходима родителям и педагогам, а также каждому деловому человеку, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния коллег и партнеров.

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности. В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:


♦ душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;

♦ в XVIII в. место души заняли явления сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;

♦ в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;

♦ согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;

♦ процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология;

♦ личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология.

В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

Основные задачи психологии:

– изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;

– изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;

– использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

1.1.2 Значение психологии в жизни человека

В настоящее время на человека сваливается огромное количество проблем, вопросов. То, как себя ведет человек при их решении, объясняет психология. Каждый житель планеты индивидуален, а потому просто нереально предусмотреть все возможные варианты. Это говорит о том, что сегодня очень сложно находиться в современном обществе без начальных психологических знаний. Ведь каждый из нас находится в непосредственном контакте с окружающими, поведение и настроение которых крайне неустойчиво.


Крайне важна роль психологии во времена свежих технологий и прогресса. Cовременная психология помогает человеку решить жизненно важные проблемы. Сегодня для многих людей психология стала жизненно важной потребностью. Она помогает человеку самореализоваться, развиваться как личности, помогать другим людям. Хороший современный психолог с помощью психологических тренингов, анализов, различных методов не позволяет человеку стоять на месте.   Людям, у которых еще сохранились сомнения по поводу того, что в его жизни важную роль играет психология, следует задуматься, чтобы случилось, если бы отсутствовала социальная психология, не существовало техники делового диалога. Если бы так было, то человек бы не понимал значение слов «общество», «общественность», многих других. Поэтому современная психология дает жизненно необходимые знания.

Благодаря таким знаниям любой человек легко сможет адаптироваться к новым условиям, которые до этого были для него непонятной тайной. Он сможет приспособиться правильно к ним и психика его при этом не пострадает. Сложно сегодня переоценить роль этих знаний в жизни современного человека. Поэтому невозможна без психологии сегодня жизнь современного общества. Важно, чтобы каждый вовремя это понял и принял соответствующие меры.

Нет в мире на сегодняшний день другой такой науки, которая могла бы изучать человека, как психология. Самое важное в жизни любого человека – успех, радость, счастье, душевный покой. Развивается это все только психологическим путем. Человек, не знающий этого, не начнет изучать самого себя. Ведь современная психология, это не только изучение окружающих, но и самого себя. Изучив себя, вы легко сможете изучать окружающих.

Польза психологии сегодня в том, что большинство людей, в современное время нуждается в помощи, и как не странно, именно в психологической помощи. Ведь только она помогает человеку создавать счастливый, успешный, материальный мир, меняя привычки и образ мышления. Смело изучайте психологию, обращайтесь за помощью к профессионалам.

1.1.3 Методы психологии: наблюдение, эксперимент, опрос, тесты, беседа, консультация, психодиагностика, тренинг и др.

Эксперимент - это организованное исследователем взаимодействие между испытуемым или группой испытуемых и экспериментатором в целях изучения причинно-следственных связей какого-либо психического явления.

Эксперимент имеет 4 главные особенности: 1) исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него; 2) экспериментатор может изменять условия, при которых протекает явление; 3) в эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов; 4) в результате эксперимента выявляются количественные закономерности, допускающие математическую формулировку. Главным достоинством экспериментального метода является высокая достоверность полученных научных данных. Эксперимент может быть лабораторным - когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным - когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых или групп.


Тестирование как метод исследования различных психических явлений получил широкое распространение и использование. Тест - это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных, которое состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашивающих.

В современной научной психологии тесты используются для психодиагностики различных психологических качеств, свойств, состояний человека. Они используются при проведении исследований практически во всех психологических науках.

Биографический метод основан на изучении психологических особенностей человека в контексте истории его жизни через описание его биографии. Биографический метод сочетается с использованием опросников, интервью, тестов, изучением продуктов деятельности человека.

Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе обработки полученных в исследовании данных.

Без метода беседы невозможно обойтись в психодиагностическом обследовании, так как беседа используется с разными целями:

1.   метод беседы используется для установления контакта, настройки на сотрудничество

2.   метод беседы используется для создания положительной мотивации на обследование и усиление ее. Это подготовка к психодиагностическому обследованию.

3.   метод беседы используется для получения диагностической информации от испытуемого

4.   метод беседы также используется для снижения уровня тревожности и оказания психологической помощи.

Если метод беседы используется для получения диагностической информации, то это диагностической интервью. Если метод беседы используется для снижения тревожности, то это уже клиническое интервью.

Их нельзя противопоставлять, они связаны друг с другом. Любой вид интервью начинается в установления контакта, настройки на сотрудничество.

В психотерапевтической беседе первый этап содержит этапы психодиагностического интервью, и наоборот психодиагностическое интервью может содержать элементы терапевтического воздействия.

Сложности, которые могут возникнуть при использовании метода беседы:

1.   в процессе беседы психодиагност вступает в непосредственное взаимодействие с испытуемым и должен использовать информацию, которая содержится не только в беседе, но и невербальную информацию, полученную методом наблюдения. Нужно фиксировать мимику, жесты, позы, отношение к беседе.


2.   психодиагност обязан обращать внимание и на формальную сторону беседы, на манеру речи испытуемого, так как она важна для оценки личностных особенностей.

3.   психолог, участвуя в беседе сам, влияет на поведение испытуемого своей речью, позой, мимикой; меняя ситуацию, может изменить и содержание ответов испытуемого.

4.   собеседники находятся в неравных позициях (психодиагност задает вопросы, испытуемый - отвечает). Ассиметрия позиций может нарушить отношения, человек может уйти в себя, отказаться отвечать на вопросы. Психодиагност должен понимать это неравенство и не утрировать, не подчеркивать этого.

·     надо отвечать на возможные вопросы испытуемого

·     перед началом беседы психолог просит ответить на вопросы, потом сам обязуется ответить на все вопросы испытуемого.

  каждый психолог априорно воспринимается как специалист по человеческим отношениям, и беседа выходит за рамки обычной беседы, так как к психологу предъявляются повышенные требования, и к его личности тоже - коммуникабельность - направленность на другого человека

·     эмоциональная отзывчивость

·     высокая эмпатия (способность к сочувствию и сопереживанию)

·     терпимость

·     тактичность

Вопросы по теме «Методологические принципы современной психологии»

1.Методологические принципы современной психологии.

Методология — система принципов организации теоретической и практической деятельности. Рассмотрим методологические принципы психологии.

Принцип детерминизма, или причинной обусловленности психических явлений, означает, что психические процессы, состояния, свойства определяются факторами внешней действительности.

Принцип единства сознания и поведения означает, что сознание и поведение не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. С одной стороны, поведение субъекта в определенной ситуации будет зависеть от того, как он внутренне ее сознает, а с другой — восприятие и отношение к ситуации будут зависеть от того, как субъект поведенчески с ней взаимодействует.

Принцип системности требует рассмотрения психики как сложного единства элементов, каждый из которых требует самостоятельного изучения. Принцип системности предполагает многообразие источников и движуших сил развития человека.

Принцип развития означает, что психику можно правильно понять и адекватно интерпретировать, если рассматривать ее как продукт развития и в процессе развития.