Файл: 1. 1 введение в психологию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Акмеологический период развития охватывает возраст от 18 до 60 лет. Данным термином принято обозначать период зрелости как самого продуктивного, творческого периода жизни человека. Этот период характеризуется тем, что в нем завершается общесоматическое развитие и половое созревание человека, который достигает своего оптимума физического развития. Этот период характеризуется также наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений.

Период геронтогенеза — это поздний период человеческой жизни. В нем принято выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин — 60-74 года, для женщин — 55-74 года); старческий возраст — 75-90 лет; долгожители — 90 лет и старше. В целом данный период характеризуется угасанием физических и психических функций. Снижается общая активность организма. В то же время отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания, мышления. Особое значение для противостояния инволюции человека имеет его творчество. Сегодня мы знаем много примеров выдающихся ученых и деятелей искусств, которые очень долго сохраняли трудовую и творческую активность. Так, И. П. Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» — в 77 лет.

Сознание особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека. Сознание обеспечивает разумное, целенаправленное поведение человека, которое основано на понимании законов объективного (реально-существующего) мира.

Функции сознания:

  1. познание

  2. переживание

  3. отношение к миру

  4. рефлексия

  5. регуляция поведения

Свойства сознания:

  • категоричность – отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на основе концептуальных схем;

  • отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей;

  • осознавание целейдеятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений;

  • обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания;

  • сознание – концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Бессозна́тельное — совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания 
субъекта, то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания. 

Проявление бессознательного:

С точки зрения Лейбница, которая затем стала привычной для многих ученых, бессознательное - это то, что не замечает сознание, потому что это очень малые/слабые переживания. Сюда же относятся автоматизмы. Это то что называется подпороговым ощущением. Иногда такое бессознательное осознается усилием воли - например, дыхание, в других случаях - остается неизвестным, пока не суммируется в некий сильный эффект.

Для Фрейда бессознательное - это то, что не замечает сознание, потому что не хочет (и для этого работает механизм вытеснения). Такое бессознательное прорывается там, где контроль оказался слабее чем нужно. Это прежде всего сны и ошибочные действия, которые мы считаем просто ничего не значащей случайностью.

Многие ученики Фрейда были уверены, что бессознательное - это то, что скрыто и глубоко подавлено, однако другие психоаналитики резонно отмечали, что иногда бессознательные вещи - на поверхности, они очевидны окружающим, но игнорируются самим человеком. Самый яркий пример такого бессознательного - это отношение к некоторым вещам, которое "проговаривается". Представьте себе человека, который очень много говорит о том, как ему неприятны или безразличны определенные люди/вещи. То, что он много об этом говорит - уже доказательство, что ему это нравится (говорить) или очень важно (даже если говорит обратное).

Поэтому бессознательное проявляется и в словах, и в действиях, в которых есть какая-то скрытая подоплека, неосознанный мотив.

6.Нарушения сознания.

Сознание – это способность объективно воспринимать окружающий мир.
Критерии нарушения сознания (по К. Ясперсу)
1.    Отрешенность от реального мира
2.    Дезориентация
3.    Бессвязность мышления
4.    Амнезия

Виды нарушения сознания
Количественные (выключение сознания): оглушение, сопор, кома.
Качественные (помрачение сознания), присутствует продуктивная симптоматика: делирий, онейроид, аменция, сумеречные расстройства сознания.


Выключение сознания


Оглушение. Повышение порога восприятия всех внешних раздражителей.
Обеднение психической деятельности. Заторможенность, сонливость, частичная дезориентация.

Сопор. Полная дезориентация. Сохранены простые психические реакции на внешние раздражители (укол – отдергивание руки).

Кома. Полное отсутствие сознания. Отсутствие всех рефлексов.


Оглушение, сопор и кома встречаются при органических заболеванияхалкоголизменаркомании.

Отдельно выделяют кратковременную потерю сознания (обморок, синкопальное состояние). Обмороки встречаются при соматической патологии, органических заболеваниях головного мозга.


Синдромы помрачения сознания Делирий



1.    Нарушение ориентации во времени и пространстве (но не в собственной личности)
2.    Психомоторное возбуждение в пределах комнаты
3.    Парейдолические иллюзии и истинные галлюцинации: зрительные (зоологические, демономанические), слуховые, тактильные.
4.    Нарушение мышления по типу застревания
5.    Чувственно-образный бред (как правило преследования)
6.    Аффективная лабильность
7.    Частичная амнезия
В развитии делирия различают три стадии:
I.    Повышение настроения, ускорение течения ассоциаций, наплывы ярких образных воспоминаний, суетливость, явления гиперестезии, нарушения засыпания, тревожные сновидения, неустойчивость внимания, кратковременные эпизоды нарушения ориентировки во времени, обстановке, ситуации, аффективная лабильность.
II.    Парейдолические иллюзии, нарастает беспокойство, усиливается тревожность, пугливость, сновидения приобретают характер кошмаров. В утренние часы сон несколько улучшается.
III.    Истинные галлюцинации, возбуждение, дезориентировка. Выход из делирия нередко критический, после длительного сна, с последующей астенией.

Вышеупомянутые признаки характеризуют клиническую картину типичного, наиболее часто встречающегося делирия. Возможны другие его варианты (абортивный, гипнагогический, систематизированный, мусситирующий, профессиональный, делирий без делирия).
Делирий встречается при органических поражениях головного мозгаалкоголизменаркомании.
Аменция (утяжелившийся делирий, длится неделями)
1.    Нарушение ориентации в месте, времени и собственной личности
2.    Психомоторное возбуждение в пределах кровати
3.    Фрагментарный бред
4.    Фрагментарные галлюцинации
5.    Аффективные нарушения
6.    Полная амнезия
Разграничивают классический (спутанный), кататонический (преимущественно ступорозный), маниакальный, депрессивный и параноидный варианты аменции.

Аменция встречается при органических поражениях головного мозганаркомании.
Онейроид
1.    Полное нарушение ориентации
2.    Психомоторный ступор
3.    Сценоподобные истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
4.    Чувственно-образный бред романтически-фантастического содержания.
5.    Аффективная лабильность (депрессивный и экспансивный варианты)
6.    Частичная амнезия
В процессе развития онейроида различаются три этапа.
I.    Иллюзорно-фантастическое восприятие действительности: окружающее воспринимается как часть сказочного сюжета, эпизод исторического события, сцена потустороннего мира и т.д. Возникает бред метаморфозы, чувство собственного перевоплощения в персонажи сказок, мифов, легенд. Выражены кататонические расстройства.
II.    Сознание больных заполнено грезами, они погружены в мир фантастических переживаний. Наблюдается полная отрешенность от окружающего. Максимально выражены кататонические расстройства.
III.    Характеризуется распадом единой сюжетной линии онейроидных переживаний, их фрагментарностью, спутанностью внутри самих грезоподобных фантастических событий. Этот этап напоминает аментивное помрачение сознания и обычно амнезируется.

Сумеречные расстройства сознания
1.    Внезапное начало и окончание
2.    Полное нарушение ориентации
3.    Автоматизированные движения
4.    Фрагментарные галлюцинации
5.    Вторичный фрагментарный бред
6.    Полная амнезия
Бредовый вариант — преобладают бредовые идеи, имеет место бредовое поведение. Галлюцинаторный вариант — характеризуется доминированием устрашающих иллюзий, слуховых и зрительных галлюцинаций, состоянием галлюцинаторного возбуждения, иногда частичной или отставленной амнезией. В детском возрасте по такому типу могут протекать некоторые виды ночных страхов.
Дисфорический вариант — превалируют аффективные нарушения в виде злобы, ярости, страха при относительно не грубом помрачении сознания.
Дромоманический вариант. Амбулаторный автоматизм — пароксизмы расстройства сознания с внешне упорядоченным поведением типа бесцельных и достаточно продолжительных блужданий (автоматизмов ходьбы) при отсутствии бреда, галлюцинаций, аффективных нарушений.
7. Заполнить таблицу «Методологические принципы»

Название принципа

Краткая характеристика

Принцип детерминизма

Зависимость психических явлений от производящих их факторов (биологических, социальных). Формами детерминизма являются: системный, статический, целевой. Детерминизм - причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Данный принцип предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений. В соответствии с материалистическим детерминизмом сознание человека определяется прежде всего его социальным бытием. То есть потребности, интересы, установки, представления людей определяются той социальной микро- и макросредой, в которой они находятся. В частности, поведение человека детерминируется не только внешними материальными причинами или социальной ситуацией,  но и мотивационно-целевыми субъективными факторами, а также своими представлениями о прошлых, настоящих и будущих событиях.

Принцип единства психики и деятельности

Психика возникает и развивается в рамках

деятельной активности человека. Поэтому лучший способ исследования психических явлений - это

изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности в

психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте). Сознание человека представляет собой

внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность - внешняя форма выражения сознания,

процесс его опредмечивания. Психика познаваема только в деятельности, которую она регулирует.

Принцип системности

Принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом (зависимость компонентов от свойств целого). Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение. Психику нельзя «слепить» из ощущений, восприятия, памяти и прочих процессов. Психическое представляет собой систему взаимодействующих компонентов ее структуры.

Принцип целостности

Ни один психологический процесс не является независимым, самостоятельным или автономным. Особенность психических процессов состоит в их целостности, взаимопроникновении; нерасчлененность психических процессов - специфическая характеристика психики. Психика изучается целостно, в единстве всех своих внутренних и внешних проявлений - это является

опорной базой всей методологии.

Принцип развития

Является существенным принципом методологии (С.Л.Рубинштейн): только с позиции поэтапного развития можно фиксировать различные уровни психического отражения, вскрыть эволютивную динамику психических процессов, проследить закономерности функционирования психики.

Принцип развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант.

Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминант развития и проявления психики. Данный принцип ориентирует психологов на изучение условий

возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных

характеристик этих изменений.

Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий

Любые внешние воздействия (стимулы, факторы, влияния) преломляются через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния).

Принцип активности сознания личности

Личность является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального (мира и преобразования).