Файл: Дисциплина Детская литература с практикумом по выразительному чтению Практическое занятие 4 Обучающийся Котельникова Яна Владиславовна Преподаватель Ледовская Инна Викторовна Цель занятия.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Практическое занятие 4
Выполнил:
Обучающийся Котельникова Яна Владиславовна
Преподаватель:
Ледовская Инна Викторовна
Цель занятия: закрепление знаний о детской литературе с практикумом по выразительному чтению, совершенствование навыков её практического применения.
Задание 1. Максимальное количество баллов – 5
Заполните таблицу, согласно ее структурному содержанию: укажите название программы (не менее 2-х программ) и её автора, перечислите рекомендованные сказки для прочтения с детьми (не менее 7-ми сказок) разных классов в начальной школе.
Название программы, автор | Класс | Название сказок | Классификация сказок |
| 1 | Теремок, Курочка ряба, Гуси-лебеди, Рукавичка, Петух и собака, Каша из топора, Лиса и жураврь. | Сказки о животных Волшебные сказки |
| 2 | Петушок и бобовое зернышко, у страха глаза велики, лиса и тетерев, лиса и жураврь, два мороза, царевна-лягушка, сивка-бурка. | Сказки о животных Волшебные сказки |
| 3 | Сказка о жабе и розе, сказке о потерянном времени, серебрянное копытце, оранжевое горлышко, приемыш, малыш и карлсон, маленький принц. | Сказки о животных Волшебные сказки |
| 4 | Аленький цветочек, городок в табакерке, что любит мишка, ёлка, выскочка, борбос и жулька, корзина с еловыми шишками. | Сказки о животных Волшебные сказки |
| 1 | Сказка о царе салтане, волшебное письмо, Томкины сны, пузырь соломинка лапоть, Лис и мышонок, аисты и лягушка, кораблик. | Сказки о животных Бытовые сказки Сказки смешанного типа |
| 2 | Кот Васька, старый гриб, уж спаситель, плутишка кот, журавль и цапля, зимовье зверей, сказка про воробья Воробеича и Урша Ершовича. | Сказки о животных Бытовые сказки Сказки смешанного типа |
| 3 | Снеговик, собачье сердце, теплый хлеб, кошкин дом, девочка на шаре, зимняя сказка, умная дочь крестьянина. | Сказки о животных Бытовые сказки Сказки смешанного типа |
| 4 | Конек горбунок, лягушка путишественница, дикие лебеди, дети года, спящая царевна, Ивана царевч и серый волк, детство Темы. | Сказки о животных Бытовые сказки Сказки смешанного типа |
… | | | |
После заполнения таблицы, ответьте письменно на следующие вопросы:
1. Каково назначение сказок по каждой программе?
2. В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?
Ответ:
1) УМК Школа России. Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.
Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:
1) техника чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),
2) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
УМК Начальная школа XXI в.формировать представление о слове и предложении: их различие, выделении слов из предложений; характеризовать языковые единицы: предложение, слова, звуки, слоги, буквы;
научить детей читать, отрабатывать механизм чтения и осмысление текста, составлять рассказы разного вида (описание, повествование, рассуждение);
-
В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?
Перед чтением сказок о животных желательно напомнить о повадках животных, звуках, которые они издают и показать иллюстрацию этих животных.
Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.
Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных
Сказку читает учитель, но желательно ее рассказывать.
Задание 2. Максимальное количество баллов – 5
Выполните анализ одной детской книги, предназначенной для прочтения в начальной школе (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. название книги, класс обучающихся;
2. смысл содержания книги и какова возрастная аудитория книги;
3. ваше мнение об авторе книги и о художнике (при наличии иллюстраций);
4. ценность книги в качестве учебного материала на уроке литературного чтения (опишите на каком именно этапе и чем определена ценность книги);
5. предложите альтернативу этой книге, не меняя учебно-воспитательной задачи.
Перечень книг для анализа по установленному плану:
- Ершов П. П. «Конек-Горбунок»;
- Тургенев И. С. «Бежин луг»;
- Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик»;
- Куприн А. И. «Белый пудель»;
- Андреев Л. Н. «Петька на даче. Ангелочек. Кусака»;
- Свирский А. И. «Рыжик»;
- Пришвин М. М. «Лисичкин хлеб»;
- Катаев В. П. «Цветик-семицветик»;
- Олеша Ю. К. «Три толстяка»;
- Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч»;
- Некрасов А. С. «Капитан Врунгель»;
- Успенский Э. Н. «Стихи и сказки».
Ответ:
-
Катаев. В. П. «Цветик-семицветик» 4 класс -
Смысл сказки «Цветик -семицветик» заключается в том, что люди иногда бездумно, впустую растрачивают свои возможности. У девочки был шанс чтобы принести счастье себе и другим людям, а в итоге 6 лепестков были потрачены на пустую. Возврастная категория 8-10 лет. -
Замечательная добрая и интересная сказка. Иллюстрации яркие и милые. Текст легко читаем для детей. -
В процессе чтения и анализа с учащимися сказки «Цветик-семицветик» привести детей к пониманию вечных ценностей жизни, научить ценить простые человеческие радости. Учить сравнивать и анализировать произведения. Развивать навыки пересказа литературного текста. -
Альтернативу сказки «Цветик-семицветик» я могу предложить сказку «Старик Хоттабыч» так как сказка добрая, юморная написана простым языком, а своим волшебством схожа со сказкой «Цветик-семицветик».
Задание 3. Максимальное количество баллов – 3
Выполните анализ сказки А.С. Пушкина (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. общая характеристика сказки;
2. время, место написания;
3. фольклорная и литературная основа;
4. главные герои;
5. основной конфликт;
6. тема, идея сказки.
Перечень сказок для анализа по установленному плану:
- «Сказка о Мертвой царевне»;
- «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- «Сказка о царе Салтане...»;
- «Сказка о золотом петушке»
- «Сказка о Медведихе»;
- «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- «Сказка о попе и работнике его Балде».
Ответ:
1.Сказка А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке-это кладезь народной мудрости. В ней представлены такие понятия, как человеческая мораль, осуждение алчности, жадности, влавствования.2.Сказка написана 2 октября 1833 года в период Болдинской осени. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения».3.Фольклорная основа. В сказке есть просторечие и пословицы, скащзка напоминает народное творчество.Литературная основа. В сказке есть добро зло и волшебство. Сюжет последователен развивается вокруг главного героя.
4.Главные герои. Старик-положительный герой. Старуха-отрицательный герой. Золотая рыбка-волшебный герой.5.Основной конфликт сказки заключается в том, что желания старухи не бесконечны последнее желание стало окончательным. Старуха осталась как и прежде у разбитого корыта и во всем винила старика.6.Идея автора показать на примере сказки о том, что человеческой жадности нет предела. Человеку всегда мало, хочется больше и больше но к сожалению в жизни есть эффект бумеранга.
Задание 4. Максимальное количество баллов – 3
Прочитайте повесть Л. Н. Толстого «Детство» и представьте развернутый ответ на следующие вопросы:
1. Каков характер основных событий?
2. Почему в повести о детстве так мало внешней динамики, приключений? Как это связано с авторским замыслом?
3. Охарактеризуйте главного героя повести – Николеньку Иртеньева.
4. Чем обогатило это произведение ваши представления о мире детства, о душе ребёнка?
Ответ:
1) В основу повести легли события из жизни Николеньки Иртеньева. Мальчик 10 лет рассказывает о событиях в его жизни.
2)Повесть «Детство» считается автобиографической, поскольку Толстой вложил в неё собственные детские впечатления, сумел передать атмосферу родного дома и той среды, в которой он рос. Так же, как и герой повести, Толстой в детстве лишился матери, только случилось с ним это совсем в раннем, полуторогодовалом возрасте. Он не помнил мать, однако вложил в образ maman в повести свои лучшие представления о женщине-матери, её некий священный идеал. Глубокое исследование себя и окружающего мира побудило Толстого написать повесть «Детство», в которой прослеживаются различные этапы становления человека в раннюю пору его жизни, определяющие его путь и судьбу.3) Николенька Иртеньев-десятилетний мальчик, отпрыск графского рода. Не очень прилежен в учении но склонен к рассуждения, анализу чувств и мыслей. Детство мальчика омрачило горе (смерть матери) это привело к раннему взрослению героя.
4) Детские впечатления, потому что именно они закладывают фундамент формирования характера, индивидуальности. События раннего детства обязательно повлияют на судьбу в дальнейшем. Толстой уделяет большое внимание духовному развитию личности, так как считает, что это важнейший непрерывный процесс, который берет начало еще в нежном возрасте.
Задание 5. Максимальное количество баллов – 3
Выполните анализ стихотворения (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. Опишите проблему, которая прослеживается в стихотворении.
2. Поясните, какие выразительно-изобразительные средства использует поэт.
Перечень произведений для анализа по установленному плану:
- Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»;
- С. Маршак «Снег уже теперь не тот»;
- М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс» (по выбору);
- А. Фет «Весенний дождь»;
- В. Брюсов «Детская»;
- Д. Кедрин «Бабье лето»;
- Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»;
- В. Берестов «Хитрые грибы»;
- А.А. Блок «Ветхая избушка».
Ответ:
А. А .Блок «Ветхая избушка»
1)Самый главный эпитет – «ветховая» вносит в образ свое особое дополнение. Сразу можно представить плачевное состояние здания и бедность его владельца. Позитивный контекст позволяет рассмотреть и другие стороны избы. Старый дом олицетворяет деревенский уклад, семейное тепло и прошлую жизнь. Образ избушки — это составляющая картины счастливого детства.
2)Эпитеты (ветхая избушка, внукам-шалунишкам, быстрых санок, резвая игра)Метафоры (избушка стоит, по калено в снегу, звонко раздаются)
Олицетворение (весел бег).
Задание 6. Максимальное количество баллов – 3
Прочитайте рассказ В.Г. Короленко «Дети подземелья» и представьте развёрнутый ответ на следующие вопросы:
1. Как меняется мировоззрение Васи после знакомства с «дурным обществом»?
2. Почему он приносит куклу своей сестры Марусе?
3. Как этот поступок повлиял на его отношения с отцом?
4. Как вы считаете, чем определена главная мысль данного произведения?
Ответ:
1) В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, убивают) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви. Изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека.
-
Вася принес куклу больной Марусе ведь девочка никогда не играла с красивыми игрушками и была в таком восторге и стала лучше себя чувствовать, что подумали, что болезнь отступит. Но болезнь не отступила, а приятный момент с куклой девочки облегчил страдания.