Файл: Дисциплина Детская литература с практикумом по выразительному чтению Практическое занятие 4 Обучающийся Котельникова Яна Владиславовна Преподаватель Ледовская Инна Викторовна Цель занятия.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Практическое занятие 4


Выполнил:

Обучающийся Котельникова Яна Владиславовна

Преподаватель:

Ледовская Инна Викторовна


Цель занятия: закрепление знаний о детской литературе с практикумом по выразительному чтению, совершенствование навыков её практического применения.

 

Задание 1. Максимальное количество баллов – 5

Заполните таблицу, согласно ее структурному содержанию: укажите название программы (не менее 2-х программ) и её автора, перечислите рекомендованные сказки для прочтения с детьми (не менее 7-ми сказок) разных классов в начальной школе.

Название программы, автор

Класс

Название сказок

Классификация сказок

  1. УМК «Школа России»Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий,М.В.Голованова

1

Теремок, Курочка ряба, Гуси-лебеди, Рукавичка, Петух и собака, Каша из топора, Лиса и жураврь.

Сказки о животных

Волшебные сказки




2

Петушок и бобовое зернышко, у страха глаза велики, лиса и тетерев, лиса и жураврь, два мороза, царевна-лягушка, сивка-бурка.

Сказки о животных

Волшебные сказки




3

Сказка о жабе и розе, сказке о потерянном времени, серебрянное копытце, оранжевое горлышко, приемыш, малыш и карлсон, маленький принц.

Сказки о животных
Волшебные сказки




4

Аленький цветочек, городок в табакерке, что любит мишка, ёлка, выскочка, борбос и жулька, корзина с еловыми шишками.

Сказки о животных
Волшебные сказки

  1. Начальная школа XXI Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова

1

Сказка о царе салтане, волшебное письмо, Томкины сны, пузырь соломинка лапоть, Лис и мышонок, аисты и лягушка, кораблик.

Сказки о животных
Бытовые сказки
Сказки смешанного типа




2

Кот Васька, старый гриб, уж спаситель, плутишка кот, журавль и цапля, зимовье зверей, сказка про воробья Воробеича и Урша Ершовича.

Сказки о животных
Бытовые сказки

Сказки смешанного типа




3

Снеговик, собачье сердце, теплый хлеб, кошкин дом, девочка на шаре, зимняя сказка, умная дочь крестьянина.

Сказки о животных

Бытовые сказки
Сказки смешанного типа




4

Конек горбунок, лягушка путишественница, дикие лебеди, дети года, спящая царевна, Ивана царевч и серый волк, детство Темы.

Сказки о животных
Бытовые сказки

Сказки смешанного типа















После заполнения таблицы, ответьте письменно на следующие вопросы:

1.      Каково назначение сказок по каждой программе?

2.      В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?

Ответ:

1) УМК Школа России. Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.

Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

1) техника чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),

2) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

УМК Начальная школа XXI в.формировать представление о слове и предложении: их различие, выделении слов из предложений; характеризовать языковые единицы: предложение, слова, звуки, слоги, буквы;

 научить детей читать, отрабатывать механизм чтения и осмысление текста, составлять рассказы разного вида (описание, повествование, рассуждение);


  1. В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?


Перед чтением сказок о животных желательно напомнить о повадках животных, звуках, которые они издают и показать иллюстрацию этих животных.

Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных

Сказку читает учитель, но желательно ее рассказывать.

Задание 2. Максимальное количество баллов – 5

 

Выполните анализ одной детской книги, предназначенной для прочтения в начальной школе (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1.      название книги, класс обучающихся;

2.      смысл содержания книги и какова возрастная аудитория книги;

3.      ваше мнение об авторе книги и о художнике (при наличии иллюстраций);

4.      ценность книги в качестве учебного материала на уроке литературного чтения (опишите на каком именно этапе и чем определена ценность книги);

5.      предложите альтернативу этой книге, не меняя учебно-воспитательной задачи.



 

Перечень книг для анализа по установленному плану:

-        Ершов П. П. «Конек-Горбунок»;

-        Тургенев И. С. «Бежин луг»;

-        Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик»;

-        Куприн А. И. «Белый пудель»;

-        Андреев Л. Н. «Петька на даче. Ангелочек. Кусака»;

-        Свирский А. И. «Рыжик»;

-        Пришвин М. М. «Лисичкин хлеб»;

-        Катаев В. П. «Цветик-семицветик»;

-        Олеша Ю. К. «Три толстяка»;

-        Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч»;

-        Некрасов А. С. «Капитан Врунгель»;

-        Успенский Э. Н. «Стихи и сказки».

Ответ:

  1. Катаев. В. П. «Цветик-семицветик» 4 класс

  2. Смысл сказки «Цветик -семицветик» заключается в том, что люди иногда бездумно, впустую растрачивают свои возможности. У девочки был шанс чтобы принести счастье себе и другим людям, а в итоге 6 лепестков были потрачены на пустую. Возврастная категория 8-10 лет.

  3. Замечательная добрая и интересная сказка. Иллюстрации яркие и милые. Текст легко читаем для детей.

  4. В процессе чтения и анализа с учащимися сказки «Цветик-семицветик» привести детей к пониманию вечных ценностей жизни, научить ценить простые человеческие радости. Учить сравнивать и анализировать произведения. Развивать навыки пересказа литературного текста.

  5. Альтернативу сказки «Цветик-семицветик» я могу предложить сказку «Старик Хоттабыч» так как сказка добрая, юморная написана простым языком, а своим волшебством схожа со сказкой «Цветик-семицветик».



Задание 3. Максимальное количество баллов – 3

Выполните анализ сказки А.С. Пушкина (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. общая характеристика сказки;

2. время, место написания;

3. фольклорная и литературная основа;

4. главные герои;

5. основной конфликт;

6. тема, идея сказки.
Перечень сказок для анализа по установленному плану:

- «Сказка о Мертвой царевне»;

- «Сказка о рыбаке и рыбке»;

- «Сказка о царе Салтане...»;

- «Сказка о золотом петушке»

- «Сказка о Медведихе»;

- «Сказка о рыбаке и рыбке»;

- «Сказка о попе и работнике его Балде».
Ответ:
1.Сказка А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке-это кладезь народной мудрости. В ней представлены такие понятия, как человеческая мораль, осуждение алчности, жадности, влавствования.2.Сказка написана 2 октября 1833 года в период Болдинской осени. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения».3.Фольклорная основа. В сказке есть просторечие и пословицы, скащзка напоминает народное творчество.Литературная основа. В сказке есть добро зло и волшебство. Сюжет последователен развивается вокруг главного героя.


4.Главные герои. Старик-положительный герой. Старуха-отрицательный герой. Золотая рыбка-волшебный герой.5.Основной конфликт сказки заключается в том, что желания старухи не бесконечны последнее желание стало окончательным. Старуха осталась как и прежде у разбитого корыта и во всем винила старика.6.Идея автора показать на примере сказки о том, что человеческой жадности нет предела. Человеку всегда мало, хочется больше и больше но к сожалению в жизни есть эффект бумеранга.
Задание 4. Максимальное количество баллов – 3

 

Прочитайте повесть Л. Н. Толстого «Детство» и представьте развернутый ответ на следующие вопросы:

1.      Каков характер основных событий?

2.      Почему в повести о детстве так мало внешней динамики, приключений? Как это связано с авторским замыслом?

3.      Охарактеризуйте главного героя повести – Николеньку Иртеньева.

4.      Чем обогатило это произведение ваши представления о мире детства, о душе ребёнка?

Ответ:
1) В основу повести легли события из жизни Николеньки Иртеньева. Мальчик 10 лет рассказывает о событиях в его жизни.

2)Повесть «Детство» считается автобиографической, поскольку Толстой вложил в неё собственные детские впечатления, сумел передать атмосферу родного дома и той среды, в которой он рос. Так же, как и герой повести, Толстой в детстве лишился матери, только случилось с ним это совсем в раннем, полуторогодовалом возрасте. Он не помнил мать, однако вложил в образ maman в повести свои лучшие представления о женщине-матери, её некий священный идеал. Глубокое исследование себя и окружающего мира побудило Толстого написать повесть «Детство», в которой прослеживаются различные этапы становления человека в раннюю пору его жизни, определяющие его путь и судьбу.3) Николенька Иртеньев-десятилетний мальчик, отпрыск графского рода. Не очень прилежен в учении но склонен к рассуждения, анализу чувств и мыслей. Детство мальчика омрачило горе (смерть матери) это привело к раннему взрослению героя.

4) Детские впечатления, потому что именно они закладывают фундамент формирования характера, индивидуальности. События раннего детства обязательно повлияют на судьбу в дальнейшем. Толстой уделяет большое внимание духовному развитию личности, так как считает, что это важнейший непрерывный процесс, который берет начало еще в нежном возрасте.

Задание 5. Максимальное количество баллов – 3

 

Выполните анализ стихотворения (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1. Опишите проблему, которая прослеживается в стихотворении.

2. Поясните, какие выразительно-изобразительные средства использует поэт.

 

Перечень произведений для анализа по установленному плану:

-        Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»;

-        С. Маршак «Снег уже теперь не тот»;

-        М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс» (по выбору);

-        А. Фет «Весенний дождь»;

-        В. Брюсов «Детская»;

-        Д. Кедрин «Бабье лето»;

-        Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»;

-        В. Берестов «Хитрые грибы»;

-        А.А. Блок «Ветхая избушка».
Ответ:
А. А .Блок «Ветхая избушка»

1)Самый главный эпитет – «ветховая» вносит в образ свое особое дополнение. Сразу можно представить плачевное состояние здания и бедность его владельца. Позитивный контекст позволяет рассмотреть и другие стороны избы. Старый дом олицетворяет деревенский уклад, семейное тепло и прошлую жизнь. Образ избушки — это составляющая картины счастливого детства.

2)Эпитеты (ветхая избушка, внукам-шалунишкам, быстрых санок, резвая игра)Метафоры (избушка стоит, по калено в снегу, звонко раздаются)

Олицетворение (весел бег).
Задание 6.  Максимальное количество баллов – 3

 

Прочитайте рассказ В.Г. Короленко «Дети подземелья» и представьте развёрнутый ответ на следующие вопросы:

1.      Как меняется мировоззрение Васи после знакомства с «дурным обществом»?

2.      Почему он приносит куклу своей сестры Марусе?

3.      Как этот поступок повлиял на его отношения с отцом?

4.      Как вы считаете, чем определена главная мысль данного произведения?

Ответ:

1) В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, убивают) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви. Изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека.


  1. Вася принес куклу больной Марусе ведь девочка никогда не играла с красивыми игрушками и была в таком восторге и стала лучше себя чувствовать, что подумали, что болезнь отступит. Но болезнь не отступила, а приятный момент с куклой девочки облегчил страдания.