Файл: Программа психологопедагогического сопровождения детей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей
( подростков) с девиантным поведением.
Актуальность программы: подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?
Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости. Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.
В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я».
У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т.д. В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворённость жизнью вообще.
Благодаря мониторингу развития личности подростка легко сделать вывод о том, что для учащихся 10-12 лет нашей школы характерны следующие личностные особенности:
1. для подростков характерна неадекватность самооценки. Высоким уровнем самооценки отличается 60-70% детей, что свидетельствует о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими.
2. 52-56% подростков имеют высокий уровень тревожности, который может провоцировать развитие эмоциональных нарушений и неврозов.
3. подросткам характерен инфантилизм (55-63%) , который свидетельствует о неумении самостоятельно принимать решение, о безволии.
4. подростки агрессивны. Около 30% учащихся проявляют ту или иную форму агрессивности.
С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска»- детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям.
Таким образом, появилась необходимость создания программы психолого - педагогического сопровождения подростков. (в разработке программы и её осуществлению участвуют: педагог психолог, классный руководитель, социальный педагог, уполномоченный по правам ребёнка в ОУ)
Цель программы: создать условия для развития, реабилитации и успешной социализации несовершеннолетнего, вступившего в конфликт с законом, восстановить личностную и социальную продуктивность воспитанника, восстановить изначально позитивное личностное состояния воспитанника, связанное с глубинными изменениями «Концепции», основанной на созидательной системе ценностей.
Основные задачи программы:
- организация индивидуальной диагностической, коррекционно-развивающей работы;
- создание условий для формирования у воспитанников основ нормативного поведения, развитие конструктивных ресурсов личности воспитанников, коррекции криминальных установок;
- профилактика возникновения проблем развития и реабилитации воспитанников;
- содействие воспитаннику в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
- осуществление в реабилитационном процессе стимулирования самопознания, самооценки, саморегуляции и самокоррекции.
Этапы реализации программы:
1.Психодиагностика.
2.Консультирование.
3.Коррекция.
4.Профориентация.
5.Анализ и мониторинг результатов.
Предполагаемый результат: у обучающихся должны быть сформированы основы нормативного (законопослушного) поведения, несовершеннолетний должен быть готов к конструктивной самореализации в социуме и успешной социализации.
Психолого-педагогическая коррекция включает в себя следующие компоненты:
1.Целенаправленная работа по нравственному просвещению.
2.Актуализация всех источников нравственного опыта воспитанника (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в коллективе, отношения детей с родителями, с учителями, стиль работы всего педагогического коллектива).
3.Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанника.
4.Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей воспитанника.
Основные условия развития учащихся:
учет возрастных особенностей;
развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей;
создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения подростка и взрослого, учащегося и сверстников.
Особенности подростков с девиантным поведением:
Наличие неблагоприятных социальных условий.
Медицинские проблемы, усугубляющие физическое и психическое состояние ребёнка.
Отклоняющееся от нормы поведение.
Трудности обучения.
Программа реализуется по этапам нахождения подростков в школе (классе):
1 этап. Адаптационный период (три месяца). Изучение индивидуальных особенностей подростков.
Диагностика личностного и интеллектуального развития.
2 этап. Реконструктивно - поддерживающий: Индивидуальная, групповая работа и психодиагностический мониторинг.
Индивидуальная работа - поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее.
Групповая работа - психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Я и мир вокруг меня»
Психодиагностический мониторинг.
Анализ результатов работы. Отслеживание динамики личностного роста.
3 этап: интеграционный (выпускной).
Выявление профессиональной направленности подростка через изучение его интересов, склонностей эмоционального отношения к избираемой профессиональной деятельности.
Первый этап:
Изучение индивидуальных особенностей подростков
Цель этапа: выявление детей «группы риска», диагностика личностного и интеллектуального развития подростков.
Учебно-педагогические
- имеют стойкую неуспеваемость
Поведенческие
- имеют стойкие нарушения поведения
- испытывают трудности во взаимодействии с учителями, сверстниками
- употребляли алкоголь, ПАВ
Социальные
- жили в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребёнку, алкоголизм родителей)
- жили в малообеспеченной семье
- жили не с родителями
Медицинские
- имеют хронические заболевания внутренних органов
- имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи
- часто и длительно болеют
- состоят на учёте у психоневролога
Психологические
- имеют нарушения эмоционально – волевой сферы
- имеют высокий уровень агрессивности
Диагностика личностного развития
Диагностика интеллектуального развития
Изучаемые особенности личности
Методы диагностики: самопознание, тестирование, наблюдение, анкетирование, опрос.
Второй этап
Включает в себя ряд программ по коррекции:
1.Суицидального поведения и уровня личностной тревожности.
2.Самооценки.
3.Уровня конфликтности.
4.А также изучение личностных особенностей путем самопознания.
5.Работа с детьми с ОВЗ.
Цель: поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее.
Работа с подростками будет эффективной и полезной только при взаимодействии учителей, воспитателей, психолога, социального педагога.
Методы индивидуальной работы с подростками:
Диагностика(по необходимости).
Беседа.
Консультация.
Индивидуальное развивающее занятие.
Индивидуальное коррекционное занятие.
Групповые тренинговые занятия.
1.Профилактика суицидального поведения подростков.
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении, а так же по снижению уровня личностной тревожности.
ЗАДАЧИ:
1. Своевременное выявление таких особенностей ребёнка, которые могут способствовать суицидальному поведению;
2. Формирование жизненной цели и ценностных установок,
развитие стрессоустойчивости подростков
3. Оказание психолого - педагогической поддержки и медицинской помощи.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:
Принцип сотрудничества; Принцип гуманности;
Принцип доверия;
Принцип объективности;
Принцип доступности;
Принцип достоверности;
Принцип системности;
Принцип открытости;
Принцип последовательности;
Принцип теории с практикой.
Предполагаемый результат:
расширение форм конструктивного общения;
формирование позитивного отношения к жизни;
разрешение личностных проблем;
снижение уровня тревожности и депрессии.
гармонизация эмоциональной сферы;
умение действовать в группе;
оптимизация уровня тревожности;
развитие способности к саморегуляции поведения и к положительному разрешению конфликтных ситуаций;
создание положительного эмоционального фона для преодоления негативных проявлений.
Заключителный этап:
Критерии оценки эффективности реализации программы.
1.Выявление и поддержка детей в трудных жизненных ситуациях;
2.Расширение репертуара способов выхода из кризиса;
3.Оказание опосредованной помощи детям через взрослых;
4.Умение использовать подростками теоретические знания об особенностях суицидального поведения и способах «самопомощи» при возникновении критических ситуаций;
5.Развитие у воспитанников способности к саморегуляции, самоконтролю;
6.Изменения личностных установок в отношении суицида;
7.Повышение уровня психологической защищённости;
8.Применение методов психологической защиты;
9.Формирование положительных установок во взаимоотношениях подростка и взрослого.
2. Самооценка личности.
Становление самооценки происходит именно в подростковом возрасте. Потому в современной психологии активно ведутся исследования по выявлению факторов, способствующих становлению самооценки подростков.
Цель: Развитие самооценки у подростков.
Задачи:
1. Раскрыть понятие самооценки личности.
2. Диагностика самооценки у подростков.
3. Выявление особенностей адекватности, нормализованности, критичности и устойчивости самооценки.
4.Коррекция самооценки у подростков.
Ожидаемый результат:
Становление самооценки как сформировавшегося компонента самосознания.
Структура работы:
I этап – вводный (первичная диагностика, 1и 2 занятие)
Для диагностики самооценки существуют такие методики, как:
1.Шкалы Дембо-Рубинштейн
2.Проба Де Греефе
3.Методика «Лесенка»
4.Методика «нарисуй себя»
5.Методика «Три оценки» А.И. Липкиной.
6.Исследование уровня притязаний.
7.Определения самооценки (методика Будасси).
III этап – итоговый (итоговое занятие и повторная диагностика).