Файл: Программа психологопедагогического сопровождения детей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программа психолого-педагогического сопровождения детей

( подростков) с девиантным поведением.

Актуальность программы: подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?

Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости. Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.

В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я».

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т.д. В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворённость жизнью вообще.

Благодаря мониторингу развития личности подростка легко сделать вывод о том, что для учащихся 10-12 лет нашей школы характерны следующие личностные особенности:

1. для подростков характерна неадекватность самооценки. Высоким уровнем самооценки отличается 60-70% детей, что свидетельствует о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими.


2. 52-56% подростков имеют высокий уровень тревожности, который может провоцировать развитие эмоциональных нарушений и неврозов.

3. подросткам характерен инфантилизм (55-63%) , который свидетельствует о неумении самостоятельно принимать решение, о безволии.

4. подростки агрессивны. Около 30% учащихся проявляют ту или иную форму агрессивности.

С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска»- детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям.

Таким образом, появилась необходимость создания программы психолого - педагогического сопровождения подростков. (в разработке программы и её осуществлению участвуют: педагог психолог, классный руководитель, социальный педагог, уполномоченный по правам ребёнка в ОУ)

Цель программы: создать условия для развития, реабилитации и успешной социализации несовершеннолетнего, вступившего в конфликт с законом, восстановить личностную и социальную продуктивность воспитанника, восстановить изначально позитивное личностное состояния воспитанника, связанное с глубинными изменениями «Концепции», основанной на созидательной системе ценностей.

Основные задачи программы:

- организация индивидуальной диагностической, коррекционно-развивающей работы;

- создание условий для формирования у воспитанников основ нормативного поведения, развитие конструктивных ресурсов личности воспитанников, коррекции криминальных установок;

- профилактика возникновения проблем развития и реабилитации воспитанников;

- содействие воспитаннику в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

- осуществление в реабилитационном процессе стимулирования самопознания, самооценки, саморегуляции и самокоррекции.

Этапы реализации программы:

1.Психодиагностика.

2.Консультирование.

3.Коррекция.

4.Профориентация.

5.Анализ и мониторинг результатов.
Предполагаемый результат: у обучающихся должны быть сформированы основы нормативного (законопослушного) поведения, несовершеннолетний должен быть готов к конструктивной самореализации в социуме и успешной социализации.

Психолого-педагогическая коррекция включает в себя следующие компоненты:

1.Целенаправленная работа по нравственному просвещению.

2.Актуализация всех источников нравственного опыта воспитанника (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в коллективе, отношения детей с родителями, с учителями, стиль работы всего педагогического коллектива).



3.Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанника.

4.Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей воспитанника.

Основные условия развития учащихся:

учет возрастных особенностей;

развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей;

создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения подростка и взрослого, учащегося и сверстников.

Особенности подростков с девиантным поведением:

Наличие неблагоприятных социальных условий.

Медицинские проблемы, усугубляющие физическое и психическое состояние ребёнка.

Отклоняющееся от нормы поведение.

Трудности обучения.

Программа реализуется по этапам нахождения подростков в школе (классе):

1 этап. Адаптационный период (три месяца). Изучение индивидуальных особенностей подростков.

Диагностика личностного и интеллектуального развития.

2 этап. Реконструктивно - поддерживающий: Индивидуальная, групповая работа и психодиагностический мониторинг.

Индивидуальная работа - поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее.

Групповая работа - психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Я и мир вокруг меня»

Психодиагностический мониторинг.

Анализ результатов работы. Отслеживание динамики личностного роста.

3 этап: интеграционный (выпускной).

Выявление профессиональной направленности подростка через изучение его интересов, склонностей эмоционального отношения к избираемой профессиональной деятельности.

Первый этап:

Изучение индивидуальных особенностей подростков

Цель этапа: выявление детей «группы риска», диагностика личностного и интеллектуального развития подростков.

Учебно-педагогические

- имеют стойкую неуспеваемость

Поведенческие

- имеют стойкие нарушения поведения

- испытывают трудности во взаимодействии с учителями, сверстниками

- употребляли алкоголь, ПАВ

Социальные

- жили в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребёнку, алкоголизм родителей)

- жили в малообеспеченной семье

- жили не с родителями


Медицинские

- имеют хронические заболевания внутренних органов

- имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи

- часто и длительно болеют

- состоят на учёте у психоневролога

Психологические

- имеют нарушения эмоционально – волевой сферы

- имеют высокий уровень агрессивности

Диагностика личностного развития

Диагностика интеллектуального развития

Изучаемые особенности личности

Методы диагностики: самопознание, тестирование, наблюдение, анкетирование, опрос.

Второй этап

Включает в себя ряд программ по коррекции:

1.Суицидального поведения и уровня личностной тревожности.

2.Самооценки.

3.Уровня конфликтности.

4.А также изучение личностных особенностей путем самопознания.

5.Работа с детьми с ОВЗ.

Цель: поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее.

Работа с подростками будет эффективной и полезной только при взаимодействии учителей, воспитателей, психолога, социального педагога.

Методы индивидуальной работы с подростками:

Диагностика(по необходимости).

Беседа.

Консультация.

Индивидуальное развивающее занятие.

Индивидуальное коррекционное занятие.

Групповые тренинговые занятия.

1.Профилактика суицидального поведения подростков.
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении, а так же по снижению уровня личностной тревожности.

ЗАДАЧИ:

1. Своевременное выявление таких особенностей ребёнка, которые могут способствовать суицидальному поведению;

2. Формирование жизненной цели и ценностных установок,

развитие стрессоустойчивости подростков

3. Оказание психолого - педагогической поддержки и медицинской помощи.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:

Принцип сотрудничества; Принцип гуманности;

Принцип доверия;

Принцип объективности;

Принцип доступности;

Принцип достоверности;

Принцип системности;

Принцип открытости;

Принцип последовательности;

Принцип теории с практикой.

Предполагаемый результат:

расширение форм конструктивного общения;

формирование позитивного отношения к жизни;


разрешение личностных проблем;

снижение уровня тревожности и депрессии.

гармонизация эмоциональной сферы;

умение действовать в группе;

оптимизация уровня тревожности;

развитие способности к саморегуляции поведения и к положительному разрешению конфликтных ситуаций;

создание положительного эмоционального фона для преодоления негативных проявлений.

Заключителный этап:

Критерии оценки эффективности реализации программы.

1.Выявление и поддержка детей в трудных жизненных ситуациях;

2.Расширение репертуара способов выхода из кризиса;

3.Оказание опосредованной помощи детям через взрослых;

4.Умение использовать подростками теоретические знания об особенностях суицидального поведения и способах «самопомощи» при возникновении критических ситуаций;

5.Развитие у воспитанников способности к саморегуляции, самоконтролю;

6.Изменения личностных установок в отношении суицида;

7.Повышение уровня психологической защищённости;

8.Применение методов психологической защиты;

9.Формирование положительных установок во взаимоотношениях подростка и взрослого.
2. Самооценка личности.

Становление самооценки происходит именно в подростковом возрасте. Потому в современной психологии активно ведутся исследования по выявлению факторов, способствующих становлению самооценки подростков.

Цель: Развитие самооценки у подростков.

Задачи:

1. Раскрыть понятие самооценки личности.

2. Диагностика самооценки у подростков.

3. Выявление особенностей адекватности, нормализованности, критичности и устойчивости самооценки.

4.Коррекция самооценки у подростков.

Ожидаемый результат:

Становление самооценки как сформировавшегося компонента самосознания.

Структура работы:

I этап – вводный (первичная диагностика, 1и 2 занятие)

Для диагностики самооценки существуют такие методики, как:

1.Шкалы Дембо-Рубинштейн

2.Проба Де Греефе

3.Методика «Лесенка»

4.Методика «нарисуй себя»

5.Методика «Три оценки» А.И. Липкиной.

6.Исследование уровня притязаний.

7.Определения самооценки (методика Будасси).
III этап – итоговый (итоговое занятие и повторная диагностика).