Файл: Мультимедиа технологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 574

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

254 особенности, которые присущи каждому варианту, а также методы стереосъемки, которые могут к нему применяться.
Один фотоаппарат.Для того чтобы пользоваться этим способом, не нужно иметь две камеры, необходима только сноровка. Суть способа заключается в том, что фотографируется один ракурс, после чего камера немного смещается, и фотографируется второй ракурс. Смещение камеры должно быть строго горизонтальным, а небольшую рассинхронизацию кадров можно без проблем устранить во время монтажа стереофото.
Метод стереосъемки одним фотоаппаратом может использоваться только для того, чтобы снимать статические объекты, так как при перемещении камеры объекты, которые двигаются, изменяют свое положение относительно первого кадра, и как результат – не будут объемными.
Сделать стереофото с использованием одного фотоаппарата можно таким образом: поднести видоискатель фотоаппарата к одному глазу – сделать снимок. После этого фотоаппарат нужно аккуратно переместить к другому глазу, и сделать второй снимок. Или же можно осуществить перемещение фотоаппарата, расположенного на рельсах либо штативе, при этом качество стереофото улучшится, ведь перемещение будет точнее. Если не использовать рельсы либо штатив, съемка одним фотоаппаратом осуществима только с использованием параллельного метода, так как правильно переместить фотоаппарат проблематично и без соблюдения угла направленности.
К плюсам данного вида съемки можно отнести то, что для нее достаточно одного фотоаппарата. Из минусов стоит отметить возможность съемки только неподвижных объектов, а также сложности во время перемещения фотоаппарата.
Фотоспарка,
или
синхронизированные
фотоаппараты.
В профессиональной среде фотоспарка получила наибольшее распространение.
Этот метод хорош тем, что фотограф может самостоятельно выбрать, какое

255 оборудование для съемки ему использовать, ориентируясь на стоимость аппаратуры и качество.
Рис.11.5 Фотоспарка
Фотоспарка выглядит следующим образом: два фотоаппарата, или же большее их количество для лентикулярного видео, размещаются на горизонтальной площадке, и в синхронном режиме производят съемку.
Фотоспарки бывают вертикальные и горизонтальные. Съемка при помощи фотоспарки может осуществляться как с применением направленного, так и параллельного метода, в зависимости от того, под каким углом камеры закреплены на площадке.
Из плюсов этого способа можно отметить то, что можно использовать практически любые фотоаппараты. Из минусов – стоимость и необходимость в самостоятельном изготовлении.
Готовый стереоаппарат. Мы так назвали это устройство, потому что съемка осуществляется посредством специального фотоаппарата, к которому нет нужды прилагать какие-либо дополнительные усилия – купил, и можешь сразу же начинать снимать. Метод съемки данным фотоаппаратом только параллельный, так как объективы камеры являются неподвижными.
Рис. 11.6 Стереоаппарат


256
К плюсам данного способа можно отнести его простоту, ведь обо всем уже подумали за вас. Из минусов можно отметить неизменный
(фиксированный) стереобазис между объективами, который в основной массе случаев бывает достаточно мал, вследствие чего возможности съемки данного устройства уменьшаются. Имеется в виду дальность объемного восприятия.
Стереообъективы. Данный способ похож на предыдущий, однако здесь применяется направленный метод фотосъемки. К зеркальной камере присоединяется специальный объектив, посредством которого она и превращается в стереокамеру. Объективы этого типа оснащены системой зеркал, которая направляет на матрицу устройства два ракурса объекта, который фотографируется. Как результат – уже готовая параллельная стереопара. Регулируя угол зеркал можно менять направленность каждого ракурса.
Рис. 11.7 Стереообъективы
К плюсам данного метода можно отнести его простоту. Из минусов можно отметить немаленькую стоимость объектива, составляющую около
150 долларов, а также возможность съемки только вертикального кадра вследствие того, что на горизонтальную матрицу попадает два ракурса одновременно, которые по ширине равны ее половине.

257
11.9 История развития стереокинематографа
Сейчас выход фильма не в 3D-формате является скорее исключением, чем правилом, и зрителей заманивают в кресла IMAX-кинотеатров обещаниями незабываемых «объемных» впечатлений от просмотра. Однако действительно ли 3D-кинематограф существует, или за этим обозначением и симпатичными 3D-очками прячется ловкий маркетологический ход? Что такое стереокинематограф (и при чем он тут вообще)? IMAX круче, чем 3D, или то же самое, но в другой обертке? Предвкушая IMAX-приключение в фильме «Изгой-один: Звездные войны. Истории», мы изучили историю 3D- кинематографа и обнаружили, что все новое – хорошо забытое старое.
Начнем с того, что 3D в кинематографе не существует. В классическом понимании технология 3D вообще никак не может относиться к фильму с эффектом объемного изображения. То, что применяется сейчас при съемках фильмов, есть не что иное, как моделирование трехмерных объектов с помощью компьютерной графики, которые, впрочем, в конечном итоге все равно будут плоскими.
То, что мы привыкли называть «3D-кино» (вернее, нас приучили к этому маркетологи), на самом деле является стереокинематографом, и появилось это еще на заре индустрии кино. Легче всего понять суть стереокинематографа, вспомнив стереонаушники. У нас есть два уха, мы вкладыванием в них два наушника – левый и правый, которые настроены таким образом, что наш мозг, соединяя полученную слева и справа информацию, будет «думать», что перед нами – звуковая сцена, обладающая объемом и глубиной. Причем если мы уберем один наушник, то сразу весь эффект стерео пропадет. То же самое со стерео – или 3D – кинематографом: на экран проецируются сразу две картинки, одна предназначена для правого глаза, другая – для левого. Специальные очки, которые нам любезно выдаются при входе в кинозал, разделяют изображение, и каждый глаз видит то, что должен увидеть, и передает картинку в мозг. Мозг же, не понимая, что его обманывают самым прогрессивным способом, соединяет полученную информацию и сам достраивает в нашем сознании объемное изображение.


258
Тут справедлив тот же фокус, что и с одним наушником: если мы закроем один глаз, даже будучи в очках, весь эффект 3D пропадет, потому что эта технология рассчитана на бинокулярное зрение.
Еще одно важное отличие стереоизображения от реального 3D – принудительная фокусировка. То есть, например, если ваш домашний 3D- принтер «напечатал» вам замок Винтерфелл, то вы можете сами решить, будете ли вы фокусировать свой взгляд на башенках, которые дальше от вас, или же на крепостной стене, которая ближе. В стереокинематографе зрители всецело зависят от оператора (как и в обычном кино): следуя задумке режиссера, оператор сам решает, что будет сейчас в фокусе, первый ли план, или второй, и мы не можем сами выбрать предмет для фокусировки. Отчасти поэтому у некоторых людей после просмотра 3D-фильмов (особенно с некачественной картинкой) возникает головная боль: глаза, пытаясь уследить за навязанным фокусом, устают от излишнего напряжения, а мозг, понимая, что его обманывают, совершает в два раза больше работы, выстраивая в сознании более-менее приемлемое объемное изображение.
Считается, что первым в истории игровым стереофильмом была «Сила любви» – именно так называется немая короткометражка, которую в 1922 году снял американец Гарри Фейролл. Для того времени это было новшество: фильм был снят на двойную пленку, изображение на которой было окрашено в красный и зеленый цвета. Чтобы увидеть объем, зрители надевали специальные анаглифические очки. В результате пред ними было однотонное черно-белое, но объемное изображение.
Однако из-за общего экономического спада в мире (в США, в частности, из-за Великой депрессии) к началу 30-х годов производство анаглифических фильмов для широкого проката прекратилось, режиссеры переключились на обычное кино, так оно было дешевле и не требовало для демонстрации специальных технологий.
Любопытно, что «отцы» кинематографа братья Люмьер тоже не остались в стороне от «объемного» кино и в 1934 году создали анаглифический ремейк своей короткометражки «Прибытие поезда».

259
Однако анаглифический метод получения стереоизображения был не единственным. В начале 20-х годов прошлого века инженеры-изобретатели
Лоуренс Хаммонд и Уильям Кэссиди добились объемного изображения с помощью более сложного «затворного» метода, еще сильнее опирающегося на инерционность человеческого зрения. Его суть была в том, что кинозал был оборудован двумя проекторами, которые поочередно показывали кадры, предназначенные для левого и правого глаза. В это же время специальные затворы, встроенные в подлокотники зрительских кресел, поочередно открывались и закрывались. Однако из-за сложности этого метода широкого распространения он не получил – в подобном формате был снят только один фильм, и он был показан в единственном кинотеатре, оборудованном этой системой.
В 1932 году были изобретены и выпущены в широкую продажу первые поляризационные фильтры фирмы
Polaroid.
Первоначальное их предназначение было в защите автомобилистов от блеска автомобильных фар (и сейчас на их основе выпускают солнцезащитные очки для водителей), однако киноинженеры обнаружили, что эти фильтры пригодятся и для стереокинематографа. Однако использование поляризационных фильтров обозначило необходимость модернизировать проекторы и вообще все оборудование кинозалов. Теперь изображения сразу с двух кинопленок, содержащих визуальную информацию для левого и правого глаза, должны были быть строго синхронизированы – иначе из-за фильтров зритель бы вместо объема видел неясную «шевеленку». Также потребовалось заменить киноэкраны – прежние матовые не отражали поляризованный свет, и потому их стали изготавливать из отражающих материалов, например, с посеребренной поверхностью.
Вторая мировая война и послевоенные годы обозначили застой в развитии стереокинематографа, тогда же были утеряны многие уже снятые стереоленты – их попросту выкидывали за ненадобностью. В передвижных кинотеатрах, колесивших по военным лагерям, не было необходимого для показа стереофильмов оборудования.
В городах содержание


260 стереокинотеатров обходилось дорого, это выливалось в относительно высокие цены на билеты, которые зрители не могли себе позволить. Потому владельцы залов переключались на «двухмерные» фильмы.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   37

«Золотой век» стереокино. Краткосрочный «Золотой век» стереокинематографа начался в 1952 году. Именно тогда вышел первый цветной стереоскопический фильм Bwana Devil, который демонстрировался с помощью двойного проектора. Из-за того, что такой проектор мог вместить пленку только на час показа, кинотеатры устраивали антракты. То ли специально, то ли случайно, но паузы делались в самых интересных местах фильма, и зритель волей-неволей возвращался в зал, чтобы узнать, чем все закончилось. Следующий стереофильм вышел в 1953 году – им стал «Дом восковых фигур» (House of Wax). Помимо того, что он был стереофильмом, то есть с «объемной» картинкой, он стал еще и первым фильмом, озвученным по технологии стерео, то есть с «объемным» звуком.
Стереофильмы выпускались один за другим – режиссеры в погоне за прибылью и популярностью своих картин старались снимать все более
«экстремальные» 3D-ленты, после просмотра которых у зрителей отмечались головокружения и приступы мигрени. Вслед за падением репутации стереокино стала падать и его популярность. Один из самых последних популярных 3D-фильмов – «Месть твари» - вышел в 1955 году. Впрочем, главным виновником того, что о стереокино стали забывать, была не головная боль, а фильмы с широкоэкранным форматом, которые зрителям, несмотря на очевидную двухмерность, понравились больше. Причин на то было несколько: во-первых, исход поляризационного метода стереопоказа был непредсказуем – если одна пленка во время показа порвалась, то вторую киномеханику надо было оперативно подогнать кадр-в-кадр с первой, что было не всегда возможно; во-вторых, угол обзора стереофильма, при котором действительно чувствовался объем, был слишком мал – те, кто сидел сбоку, никакой трехмерности изображения не замечали.
Третье пришествие. Тем не менее, когда широкоформатное кино зрителю тоже приелось, киноиндустрия снова вспомнила про стереокино. В

261 конце 60-х возобновились эксперименты с технологией показа «объемных» фильмов. Некоторые утверждали, что надо вернуться к простому анаглифу – это и проще, и дешевле, пусть даже на выходе получается не очень-то качественная картинка. Кто-то пытался совместить на одной пленке сразу два изображения, чтобы затем поляризовать их с помощью изощренных систем линз и фильтров, избавившись от необходимости строгой синхронизации проекторов. В это же время были изобретены системы Space-Vision 3D и
Stereovision, которые затем легли в основу современных 3D-киносистем.
Любопытный факт: в 1970 году в формате Stereovision была выпущена эротическая комедия «Стюардессы». До сих пор эта американская лента остается самым прибыльным стереофильмом в истории кинематографа: с бюджетом в 100 тысяч долларов она смогла собрать только на территории
США 27 миллионов долларов.
Канадская компания IMAX в 80-х годах проявила инициативу в изучении технических новшеств производства и показа стереофильмов, и благодаря ей у стереокинематографа наметилось полномасштабное «третье пришествие». Именно в недрах IMAX был «изобретен» огромный посеребренный экран, именно режиссеры IMAX в массовом порядке стали использовать для съемок стереофильмов 70-миллиметровую пленку вместо традиционной 35-миллиметровой (с помощью советских ученых, к слову), к тому же из IMAX вышла первая «стереокамера» с двумя объективами, а потом и стереопроектор. Безусловно, все это на голову повысило качество стереоизображения, однако кинотеатры и студии, заинтересовавшиеся новинкой, столкнулись с тем, что оборудование IMAX было дорогим, его надо было дорабатывать и «обкатывать», а прибыль требовалась здесь и сейчас. И хотя прорыв IMAX в 3D-кино был налицо, на более чем двадцать лет в этой сфере наступило затишье – ровно до того момента, когда появились цифровые «беспленочные» камеры и цифровое кино.
Приятно, что самую настоящую революцию в развитии стереокинематографа мы застали – ее совершил в начале 2000-х Джеймс
Кэмерон. И «Аватар» тут совершенно ни при чем. Кэмерон, после