Файл: Мультимедиа технологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 550

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

373 чутье, подсказывающее автору, что именно, где и для чего нужно расположить на странице.
Чтобы научиться наиболее эффективно использовать пестрый букет разнообразных шаблонов, прилагаемых к издательской программе, нужно понять их внутреннюю структуру и научиться модифицировать готовые формы, приводя их в соответствие с особенностями конкретного материала.
Если бы хороший дизайн сводился к ограниченному набору четких правил, место художников давно заняли бы компьютеры, и все рекламные буклеты, книги, брошюры, информационные листки и плакаты выглядели бы одинаково. Скучное единообразие погубило бы то, что столь необходимо для журналов, газет и даже для будничной корреспонденции, – их оригинальность и визуальную привлекательность.
Нередко от дизайнеров можно услышать, будто не существует правил, которые нельзя было бы нарушить. Это, конечно, верно – но лишь отчасти.
Профессионалы порой нарушают каноны, но они делают это красиво. Как бы там ни было, все правила имеют определенные основания, и отступить от них ради придания работе новизны и оригинальности способны лишь те, кто хорошо изучил и понимает их.
Создать красиво оформленную работу невозможно без глубокого понимания основ графического дизайна. Необходимо уметь вычленять и объединять связанные элементы. Однако здесь кроется серьезный подвох: приемы и методы, эффективные в одной ситуации, вовсе не обязательно будут работать в другой. Предлагаемые принципы лучше рассматривать как общее руководство, помогающее критически оценить свое произведение.
Успешный дизайн требует также и определенной гибкости ума, а именно:
 готовности экспериментировать;
 уверенности в своем видении предмета;
 признания того факта, что эффективный дизайн – это всегда процесс, а не конечный результат;

374
 повышенного внимания к деталям.
Поскольку хороший дизайн часто «невидим», понимание его фундаментальных принципов – этих «кирпичиков», позволяющих превратить нацарапанную от руки записку в профессионально оформленный и приятный для глаза документ, – как раз и даст нам те необходимые средства, с помощью которых мы сможем наилучшим образом наладить процесс подготовки публикаций.
Итак, для начала давайте рассмотрим некоторые наиболее общие правила и подготовительные операции, которые помогут нам заложить прочную основу для реализации будущих проектов.
Сообщение должно быть понятным
Дизайн – это продолжение работы по организации материала, которая начинается с того самого момента, когда мы впервые задумываемся над новым проектом. Хороший дизайн создает порядок из хаоса.
То, насколько отчетливо мы понимаем цель всего проекта и можем оценить значимость тех или иных частей сообщения, определяет в конечном счете визуальную привлекательность и информационную ценность готового печатного продукта. Иными словами, нам не обойтись без навыков логического мышления и умения приводить в порядок разрозненные материалы.
Предположим, мы разрабатываем проект информационного бюллетеня, который должен включать в себя серию фотографий. Не оценив предварительно роль иллюстраций в документе, мы не сможем правильно их расставить и будем вынуждены полагаться на ряд случайных суждений типа:
«Вот этот снимок, кажется, будет неплохо смотреться здесь». Если же мы хорошо представляем себе связь фотографий с текстом, то без труда определим нужный порядок их следования и подходящие размеры.
В этом смысле приемы подготовки публикаций в настольных издательских системах и средства графического дизайна можно рассматривать как продолжение коммуникативных умений. Опираясь на них, мы сможем легко расставить нужные акценты и визуально выделить


375 логическую структуру нашего сообщения. Однако эти средства ни в коей мере не могут компенсировать недостаток организации и планирования на начальном этапе, поэтому успех всего проекта закладывается уже в самом начале работы над ним.
Прежде чем приступать к работе, нужно задать себе следующие вопросы:
1. Кому адресована наша публикация?
2. Какова основная суть передаваемого сообщения?
3. Каким образом документ будет предъявлен читателям: на экране компьютера, в виде слайдов или в печатной форме?
4. Получают наши читатеи похожие сообщения из других источников или от наших конкурентов?
5. Каким образом данная публикация связана с другими нашими публикациями?
Чем яснее мы будем представлять себе цели проекта и ту среду, для которой он разрабатывается, тем более качественного результата можно ожидать.
Планирование и эксперимент
Не включайте компьютер на этом этапе работы. Профессиональные средства неизбежно накладывают свой отпечаток на конечный результат.
Если же говорить об этапе планирования, то здесь самыми сложными инструментами для нас должны стать карандаш и бумага. Воспользуйтесь этой старой проверенной технологией и попытайтесь сначала просто сделать набросок на листе. На планирование, как правило, отводится 25–30 % времени от общего срока работы над проектом.
Если на выигрыш в лотерее мы решим построить дом, то для реализации своей мечты мы, скорее всего, наймем архитектора, чтобы тот подготовил проект будущей постройки. Архитектор едва ли примется изготавливать нужный проект при помощи пилы и молотка. Тщательно продуманный план в виде эскизов и чертежей имеет решающее значение для успешного завершения строительства и получения в результате

376 качественного, добротного и красивого здания. Начинать всегда следует с самого начала.
Хотя настольные издательские системы и позволяют работать с графикой на экране компьютера, начинать лучше с карандаша и бумаги, делая пробные наброски в свободном стиле. Никакая компьютерная система, сколь бы мощна она ни была, не научит нас принимать грамотные решения в области дизайна. Человек оперирует идеями, и идеи эти уникальны в каждый момент времени.
Не нужно заботиться о деталях на этом этапе. Мыслить нужно крупными блоками: текст обозначать тонкими линиями, заголовки – толстыми, вместо фотографий и рисунков вставлять рамочки.
Почему не надо заниматься планированием на компьютере? Если бы даже у нас был процессор с частотой 1000 мегагерц, все равно на компьютере планирование и поиск подходящих вариантов заняли бы куда больше времени, чем работа с карандашом и листком бумаги.
Допустим, мы можем очень быстро в уме представить себе облик готовой страницы. Затем, сверившись со своим «мысленным справочником» и подобрав нужные команды, мы переведем его в последовательность нажатий клавиш и щелчков мышью и получим на экране образ документа.
После этого мы остановимся и начнем сравнивать результат с первоначальным замыслом. Обнаружив расхождение, мы внесем первую поправку. Затем еще две. И еще три или четыре. В конечном итоге мы потратим две трети всего времени на обработку содержимого публикации и только одну треть – на ее оформление!
Рисование набросков от руки помогает сосредоточиться на способах подачи и размещения элементов страницы, а также подобрать нужный стиль публикации. Планирование в данном случае означает принятие решения об общей структуре, модульной сетке, числе элементов страницы и т. д.
Экспериментирование же состоит в нахождении и сопоставлении нескольких вариантов такого решения.


377
Начав с составления эскизов на бумаге, мы получим конкретное руководство для последующих действий. А если мы изготовим и разложим перед собой макеты всех страниц, будет очень легко следить за соблюдением последовательности и логики изложения. Таков быстрый и эффективный метод подготовки публикаций.
Ищите вдохновение
Привыкайте анализировать работу других. На чужих дизайнерских ошибках можно многому научиться. Необходимо чаще обращать внимание на примеры удачного и неудачного дизайна. Обнаружив привлекательную на вид открытку, нужно внимательно рассмотреть ее и попытаться понять, чем она нам нравится. А если встретится в газете невнятное и скучное рекламное объявление, нужно подробно его исследовать и разобраться, почему оно не выполняет возложенных на него функций.
Заведите папку с образцами. Почти у любого опытного художника имеется специальная папка, куда он складывает понравившиеся образцы работ. Эта папка есть не что иное, как обычная коллекция привлекательных на вид и удачных по дизайну материалов. В ней могут храниться рекламные объявления, брошюры, учебные примеры из руководств или другие интересные экземпляры.
Необходимо отмечать для себя, что нам нравится или, наоборот, не нравится в тех или иных работах. Всякий раз, встречая образец удачного дизайна, нужно откладывать его себе в папку, пусть он даже и не имеет непосредственного отношения к проекту, над которым мы в данный момент работаем.
Цель здесь состоит вовсе не в копировании чужих работ, а в поиске идей. Взяв что-то из одного источника, что-то из другого, можно составить собственное комбинированное решение. Наша папка, таким образом, превратится в генератор идей, очень полезный в начале работы над новым проектом или в том случае, когда возникает нужда в свежих образах.
Учитесь смотреть на свою работу со стороны. Подготовка публикации на компьютере и поиск дизайнерских решений – занятие настолько

378 увлекательное, что можно легко забыть об истинной цели работы, а именно о том, что документ служит в первую очередь для передачи определенной информации.
Если мы хорошо разбираемся в чем-то, нам трудно представить себе, что ощущает человек, не обладающий нашим знанием. Иными словами, мы в какой-то степени утрачиваем способность идентифицировать себя с теми, кто не знаком с той областью, о которой мы рассказываем. Нужно, по крайней мере, постараться поставить себя на место тех, кому ничего или почти ничего не известно заранее о предмете публикации. Такой прием поможет нам взглянуть на свой проект со стороны и увидеть его в новом свете.
15.2 Принципы дизайна
Самый важный принцип, с которого стоит начать, – это принцип единства, целостности и экономии средств. Формулировки этого принципа многочисленны и разнообразны: тут и «талант – это, прежде всего, чувство меры», и «не вводи лишних сущностей», и даже «висящее на стене ружье должно выстрелить». Все это – об одном и том же: всегда старайтесь пользоваться только тем, что уже введено в вашу композицию, экономьте, одергивайте себя и никогда не старайтесь добавить украшений по принципу
«чтобы повеселее смотрелось». Коротко говоря, «если можешь не писать – не пиши».
Принцип этот удивителен тем, что необычайно плодотворен, хотя формулировка его абсолютно отрицательна (т. е. говорит лишь о том, чего делать не надо). Подчас воздержание тяжелее любой работы. Да и просто обидно запрещать себе делать то, что ты, как тебе кажется, умеешь делать не хуже других. Но факт остается фактом: только научившись видеть и создавать красоту простоты и одинаковости, можно позволить себе разнообразие и «поэтические вольности».
Таким образом, важнее всего этот принцип именно для начинающих дизайнеров, хотя, как раз они чаще всего против него и грешат. Вот еще две


379 подходящих к случаю сентенции: «не зная языка, лучше помалкивать» или даже «молчи – за умного сойдешь».
Хорошо, но если ничего нельзя, то что же тогда можно? Чем пользоваться для оформления заголовков, иллюстраций, кнопок навигации?
Нельзя же просто взять и покидать весь материал на страницу, не задумываясь о красоте?
Само собой, нельзя. Дизайн есть работа, и работа нелегкая – часто размещение и оформление материала отнимают больше времени, чем даже его написание. Но нужно осознать одну простую вещь: введение в композицию нового элемента в подавляющем большинстве случаев требует не «украшения», т.е. усложнения его, а, наоборот, упрощения,
«обтесывания», отбрасывания лишнего, приведения к общему знаменателю.
Разнообразия и так будет предостаточно: его обеспечит сам материал, который нужно оформить.
Исходный материал (сам текст и иллюстрации) может быть источником той логики и структуры, которую нужно сделать видимой средствами дизайна. Прежде чем приниматься за оформление, дизайнеру на практике приходится выполнять несвойственную ему функцию редактора и приводить в систему ворох более чем разнородного материала. И как
«приведение в систему» есть не что иное, как уменьшение до минимума числа категорий и групп, на которые разлагается содержимое, так и дизайн есть по большей части сведение к минимуму набора средств, нужных для оформления этого содержимого.
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   37

Академический стиль. Подход, при котором оформление документа полностью определяется его структурой, совсем не оригинален. Именно академический стиль и является наилучшим выходом для тех, кому, по большому счету, дизайн не слишком важен (по крайней мере, не настолько, чтобы тратить немалое время на его изучение или немалые деньги на оплату труда профессионального дизайнера) или кто просто еще не чувствует себя достаточно опытным в дизайне. Разумеется, если всерьез заниматься

380 дизайном, академический стиль может стать только самой первой ступенью на лестнице, ведущей к совершенству.
Достоинства академического стиля:
 он не требует почти никаких затрат времени и ресурсов. Логическую разметку удобно вносить прямо при работе над содержимым, и дизайн как отдельная стадия проекта просто не нужен;
 он меньше всего зависит от наличия в системе определенных шрифтов, способности компьютера воспроизводить цвета и тому подобных условий, – на которые не слишком разумно полагаться, если вы хотите донести свою информацию до максимально широкой аудитории;
 «академические» страницы (в веб-дизайне) находятся в наилучшем согласии с духом и буквой официальной спецификации языка HTML;
 наконец, самое главное достоинство: этот «дизайн по умолчанию» привычен и прозрачен для восприятия. Он не раздражает ни тех, кто равнодушен к дизайну и потому не замечает его отсутствия, ни, наоборот, профессиональных дизайнеров. В нем вряд ли можно проявить оригинальность, но зато нельзя и «пустить петуха», по недомыслию или неопытности переборщив с украшениями.
Конечно, есть у такого подхода и недостатки. Не раздражая как дизайн, академический стиль вызывает у многих неприятие как свидетельство якобы безразличия или даже презрения автора страницы к своим читателям – «раз он ленится позабавить нас графикой или хотя бы необычным подбором цветов, мы его и читать не станем». Некоторые авторы боятся, что их зрители могут так подумать. И начинают загромождать свои страницы
«трехмерными» заголовками, мраморными фонами, линейками.
Возвращаясь к принципу единства, хотелось бы отметить, что, хотя точное копирование объектов и повторение их свойств есть (особенно для начинающего дизайнера) самый простой и эффективный способ улучшить композицию, ни в коем случае недопустимо приблизительное копирование и
«почти одинаковость». Если по какой-то причине мы не можем сделать два