Файл: Мультимедиа технологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 547

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

64 сжатия растровых файлов, загружаемых по телефонной линии), то оказался идеальным форматом для применения в Веб и стал первым графическим форматом, поддерживаемым в нем. GIF использует алгоритм сжатия
Лемпела-Зива и Уэлча (Lempel-Ziv-and-Welch) – LZW-сжатие без потерь ряда одинаковых символов в один, умноженный на количество повторений. Этот формат обычно используется для хранения графических файлов перед выгрузкой их в интернет. GIF-файлы могут быть импортированы во многие графические программы и программы верстки, в том числе и для Macintosh.
Данный формат не поддерживает больше 256 цветов (8-битный индексированный цвет).
В настоящее время существует несколько технологий создания анимации для WWW: анимационный (animated) GIF, Flash, Java и JavaScript.
Из этих технологий анимационный GIF является, пожалуй, самым простым в создании, и практически любой современный браузер может его показать.
Формат GIF позволяет размещать в одном файле несколько кадров или фреймов (frames) с изображениями для их последовательного вывода на экран. В отличие от обычного фильма, где длительность анимации определяется скоростью воспроизведения, для каждого кадра GIF-анимации может быть задана длительность его показа на экране, а для всей анимации может быть указано количество повторений. Кроме того, в отличие от обычного фильма, изображения, содержащиеся в кадрах GIF-анимации, не обязательно должны быть одного размера. Для изображения каждого кадра или слоя анимации можно установить индивидуальный размер и расположить его по своему усмотрению, независимо от других слоев.
Анимационные GIF-файлы могут быть легко подготовлены в программах
Adobe Image Ready или Ulead GIF Animator.
PNG – переносимая сетевая графика. В 1994 г. фирма Unisys, изобретатель метода сжатия GIF, объявила, что будет требовать плату со всех разработчиков ПО, которое поддерживает формат GIF. Понадобился новый графический формат, который должен был быть бесплатным и лучше форматов JPEG и GIF. В результате появился формат «переносимая сетевая

65 графика» (PNG – Portable Network Graphics). Считается, что PNG обеспечивает лучшее сжатие, чем GIF (10–30 %), но размер файлов больше, чем у JPEG. Как и GIF, это формат без потерь, PNG-файлы не ограничены
256 цветами.
Большинство графических редакторов, предназначенных для работы с растровыми иллюстрациями, ориентированы не столько не столько на создание изображений, сколько на их обработку.
Наиболее часто используемые графические редакторы, в которых используется растровая графика: Paint, PhotoShop.
4.3 Векторное представление графической информации
Векторная графика. Представляет изображение как набор примитивов, в качестве которых обычно выбираются точки, прямые, окружности, прямоугольники, а также сплайны некоторого порядка. Объектам присваиваются некоторые атрибуты (толщина линий, цвет заполнения и т.д.).
Рисунок хранится как набор координат, векторов и других численных значений, характеризующих набор примитивов. Изображение в векторном формате дает простор для редактирования, поскольку может без потерь (в отличие от растрового изображения) масштабироваться, поворачиваться, деформироваться. Вместе с тем, не всякое изображение может быть представлено в виде набора примитивов. Такой способ представления хорошо для схем, используется для масштабируемых шрифтов, деловой графики, очень широко используется для создания мультфильмов и просто роликов разного содержания.
Преимущества перед растровой графикой:
 размер, занимаемый описательной частью, не зависит от реальной величины объекта, что позволяет, используя минимальное количество информации, описать сколько угодно большой объект файлом минимального размера;
 в связи с тем, что информация об объекте хранится в описательной форме, можно бесконечно увеличить графический примитив, например, дугу


66 окружности, и она останется гладкой. С другой стороны, если кривая представлена в виде ломаной линии, увеличение покажет, что она на самом деле не кривая;
 параметры объектов хранятся и могут быть легко изменены. Также это означает что перемещение, масштабирование, вращение, заполнение и т.д. не ухудшает качества рисунка.
Недостатки векторной графики:
 Не каждый объект может быть легко изображен в векторном виде – для подобного оригинальному изображению может потребоваться очень большое количество объектов и их сложности, что негативно влияет на количество памяти, занимаемой изображением, и на время для его отображения (отрисовки);
 перевод векторной графики в растр достаточно прост. Но обратного пути, как правило, нет – трассировка растра, при том, что требует значительных вычислительных мощностей и времени, не всегда обеспечивает высокое качество векторного рисунка;
 преимущество векторной картинки – масштабируемость – пропадает, когда начинаем иметь дело с особо малыми разрешениями графики
(например, иконки 32×32 или 16×16).
Векторные форматы
I (Adobe Illustrator) поддерживают практически все программы, так или иначе связанные с векторной графикой. Данный формат идеально подходит для переноса векторных изображений в другие программы на разные платформы. Но, как и у любого векторного формата могут возникнуть проблемы с переносом градиентов. Так же, несмотря на заявления производителей, данный формат не поддерживает внедрения шрифтов.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

CDR (Corel DRAW). Векторный формат файлов, создаваемых программой Corel Draw. В файлах применяется раздельная компрессия для

67 векторных и растровых изображений, могут внедряться шрифты, файлы CDR имеют огромное рабочее поле
45х45 метров, поддерживается многостраничность. Формат известен низкой устойчивостью, плохой совместимостью файлов, искажением цветовых характеристик внедряемых битовых карт.
WMF (Window Metafile) – данный векторный формат использует графический язык Windows и, можно сказать, является ее родным форматом.
Служит для передачи векторов через буфер обмена (Clipboard). Понимается практически всеми программами Windows, так или иначе связанными с векторной графикой. Однако, WMF искажает цвет, не может сохранять множество параметров, которые могут быть присвоены объектам в различных векторных редакторах, не может содержать растровых объектов.
4.4 Универсальные и векторные графические форматы
В отличие от растровых форматов, построенных практически по одному принципу, векторные форматы для кодирования графической информации используют различные алгоритмы и различный математический аппарат. Поэтому процесс стандартизации пока слабо коснулся векторных форматов. Разработчики векторных программ предпочитают иметь дело с собственными форматами, что связано со спецификой алгоритмов формирования изображения. Это обусловливает сложность передачи данных
(экспорт), но так как экспорт актуален и в векторной графике, то стандартом стали файловые форматы пакетов Adobe Illustrator, Corel DRAW, а также конвертация собственных форматов в универсальные форматы EPS, PDF.
PDF – формат, разработанный компанией Adobe как средство электронного распространения документов на платформах Macintosh,
Windows, Unix, DOS. Файлы в этом формате используются пакетом программ Adobe Acrobat, дающим возможность создавать мобильные документы, которые можно посмотреть и на PC, и на Macintosh даже в случае, если на них нет никакого графического ПО. Это осуществляется следующим образом: создается проект, включающий в себя цифровые

68 изображения; файл сохраняется в каком-либо формате, затем при помощи
Acrobat сжимается в PDF; файл передается заказчику или коллегам, которые просматривают его при помощи Acrobat, снабжают замечаниями и предложениями; при помощи Acrobat все сопоставляется, объединяется в один PDF-файл; вносятся соответствующие изменения. Формат может использоваться для представления и векторных, и точечных изображений, включающих гиперссылки и электронное оглавление.
EPS – один из наиболее широко используемых графических файловых форматов. Он поддерживается большинством графических векторных редакторов и программ верстки, а также используется для записи растровой графики. Программы, сохраняющие файлы в формате EPS, предоставляют варианты выбора, которые называются опциями сохранения:
 просмотр – создание просмотрового файла, т.е. файла, в котором изображение сохраняется с низким разрешением, поэтому им можно легче и быстрее манипулировать. Можно выбрать черно-белый или цветной вид файла;
 ASCII/Binary – текстовый/двоичный формат. Двоичные файлы меньше по размеру;
 DCS – цветоделение документа. Этот формат состоит из 5 файлов, 4 из которых содержат данные о CMYK-цветах, а 5-й является просмотровым изображением.
Существует несколько разновидностей формата EPS, и каждая из них существенно отличается от других. Поскольку Adobe Illustrator является одной из наиболее популярных оформительских программ на платформе
Macintosh, файлы формата AI служат удобным способом обмена данными между разными платформами. Файлам программы Adobe Illustrator иногда придаются расширения .eps, а в ряде случаев – расширения .ai. Однако в обоих случаях формат файлов программы Adobe Illustrator – это на деле всего лишь небольшое подмножество формата EPS.


69
Формат CDR является «родным» форматом Corel DRAW. Иногда внутренняя структура файла типа CDR оказывается поврежденной, что ранее вызывало ошибки при попытке его открытия или импорта. Если программа обнаруживает в процессе открытия файла типа CDR поврежденный объект, она пытается пропустить такой объект и продолжить чтение файла. В большинстве случаев это все же позволяет открыть поврежденный файл, который ранее считался бы безнадежно потерянным. После этого требуется только отыскать на рисунке пропущенный объект и создать его заново.
Файлы типа СМХ использовались для хранения коллекций векторных рисунков, которые включались в поставку Corel DRAW прежних версий.
Можно и теперь сохранять файлы в данном формате, однако при этом имеются некоторые ограничения. Так, при сохранении графических эффектов утрачивается возможность последующей правки их параметров.
Это означает, что если в сохраняемом файле есть эффект перетекания, то объекты из состава группы перетекания будут сохранены как простая группа.
Ту часть рисунка, которая изначально создавалась как группа перетекания, будет в дальнейшем трудно редактировать, поскольку она превращается в обычную группу несвязанных объектов.
В CorelDRAW9 коллекции векторных рисунков хранятся в формате
CDR. Формат СМХ может пригодиться для файлов, загружаемых в Corel
PHOTO-PAINT или Corel VENTURA. Одно из преимуществ файлов СМХ заключается в сохранении слоев, тогда как в импортированных CDR-файлах информация о слоях утрачивается.
СРХ – это разновидность формата СМХ, но со сжатием файлов.
СРТ – формат файлов программы Corel PHOTO-PAINT.
В результате импорта файла формата СРТ с плавающими объектами на странице рисунка будет не один объект – растровое изображение, а группа объектов. Импорт растровой графики с плавающими объектами является одним из способов удаления ненужного в ряде случаев фона на фотографиях: можно разгруппировать объекты и удалить фоновый объект, если нужно удалить «белое поле» или другие ненужные элементы фона.

70
У веб-дизайнеров популярен формат ShockwaveFlash фирмы Adobe, богатый интерактивными и анимационными возможностями. Этот формат векторный, специально приспособлен для интернета и поддерживает гипертекстовые ссылки, пользуется сжатием информации на манер утилит- архиваторов. Для просмотра этого формата в браузере нужен подключаемый модуль (plugin), бесплатно распространяемый фирмой Adobe. В отличие от
GIF-анимации, которая позволяет размещать в файле только изображения,
Flash-технология предоставляет возможность объединить в одном формате анимацию, звук, текст, графику и, кроме того, элементы интерактивности, которые дают возможность пользователю или посетителю сайта определенным образом изменять данные на веб-странице, превращая его из наблюдателя в активного участника.
Особую разновидность векторной графики представляют 3D-форматы, самый известный и часто встречающийся из которых в интернете – язык.
VRML (Virtual Reality Modelling Language, язык моделирования виртуальной реальности). Описываемые этим форматом сцены состоят, как и векторные изображения, из математически описанных объектов; все их точки имеют по три пространственные координаты (а с поддержкой анимации еще и четвертую – временную координату). Кроме обычных объектов сцены могут содержать разноцветные и произвольно размещаемые источники освещения, а программа-интерпретатор может показать сцену с любой точки и даже позволяет «зайти» внутрь и «побродить» между объектами. Но на сегодняшний день трехмерность является любимой игрушкой непрофессионалов, в арсенале приемов профессионального веб-дизайна места для нее пока еще не нашлось. Экзотическая разновидность растровой графики – панорамные форматы, хранящие полный круговой обзор из некоторой точки, «склеенный» из нескольких снимков широкоугольным фотоаппаратом. Для просмотра такой панорамы нужно либо распечатать ее и свернуть в кольцо, либо прокручивать специальной программой. Некоторые из этих форматов дают не только панорамный, но и сферический обзор,


71 включающий вид «в зенит» и «под ноги». Такими панорамами пользуется, например, фирма Toyota для показа интерьера своих автомобилей.
4.5 Векторное кодирование графической информации
Векторный рисунок можно «разобрать» на части, растащив мышкой его элементы, а потом снова собрать полное изображение:
Рис. 4.7 Представление изображение векторной графики в виде отдельных составляющих
При векторном кодировании для отрезка хранятся координаты его концов, для прямоугольников и ломаных - координаты вершин. Окружность и эллипс можно задать координатами прямоугольника, в который вписана фигура.
Рисунки кодируются с помощью следующих команд:
Установить x, y – установить в качестве текущей точку с координатами (x, y);
Линия к x1, y1– нарисовать линию от текущей точки до точки с координатами (x, y), при этом точка (x1, y1) становится текущей;
Окружность x, y– нарисовать окружность с центром в точке (x, y) и радиусом;
Прямоугольник x1, y1, x2, y2– нарисовать прямоугольник, где (x1, y1) – координаты левого верхнего, а (x2, y2) – правого нижнего угла этого прямоугольника.
Пример 1
Нарисовать Прямоугольник х1, y1, x2,y2 (Прямоугольник 20, 70, 90,
20).

72
Рис. 4.8 Векторное представление прямоугольника
Пример 2
Нарисовать Окружность x, y, r (Окружность 50, 50, 30)
Рис. 4.9 Векторное представление окружности
Пример 3
Нарисовать фигуру из линий (х1, y1) – (x2,y2), (х3, y3)- (х4, y4), (х5, y5)
– (x6,y6).
При векторном представлении данная фигура – это три линии, каждая из которых описывается координатами ее концов.
Фигура:
Линия (4, 2) – (4,8),

73
Линия (5, 5)- (8, 2),
Линия (5, 5) – (8,8)
Рис. 4.10 Векторное представление фигуры из прямых линий
На рисунке 4.11 представлено изображение, созданное с помощью простых фигур (прямоугольник, квадрат, окружность, линия).
Рис.4.11 Векторное представление рисунка

74
Сложнее обстоит дело со сглаженными кривыми. На рисунке изображена линия с опорными точками.
Рис. 4.12 Процесс создания линии с помощью кривых Безье
У каждой из этих точек есть управляющие линии, перемещая концы данных линий можно регулировать наклон касательной и кривизну всех участков кривой. Если обе линии находятся на одной прямой, получается сглаженный узел, если нет – то угловой узел. Таким образом, форма этой кривой полностью задается координатами опорных точек и координатами рукояток. Кривые, заданные таким образом, называют кривыми Безье в честь их изобретателя французского инженера Пьера Безье.
Векторный способ кодирования рисунки обладает значительными преимуществами в сравнении с растровым тогда, когда изображение может быть полностью разложено на простейшие геометрические фигуры
(например, чертеж, схема, карта, диаграмма). В этом случае при кодировании нет потери информации.
Векторная графика применяется в компьютерной полиграфии, системе компьютерного проектирования, компьютерном дизайне и рекламе.
Большинство векторных редакторов предназначены, в первую очередь, для создания иллюстраций и в меньшей степени для их обработки. В оформительских работах, основанных на применении шрифтов и простейших геометрических элементов.
Графические редакторы, в которых используется векторная графика:
Corel Draw, Adobe Illustrator.