Файл: Сборник примерных программ профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1183
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема № 3.3.2 Обеспечение пожарной безопасности технологического оборудования.
Тема 3.5. Порядок создания и работы поста безопасности
В результате изучения дисциплины обучаемые должны:
Тема 8.2.8. Государственное регулирование экономики и экономический рост.
Тема 10.1.2. Электрические измерения
Тема 10.2.1 Электронные приборы
Тема 10.3.2. Пожарная профилактика электрических сетей
Тема 11.4.16. Тушение лесных пожаров
Тема 11.6.1. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций
Дисциплина 12. ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА И ПРОТИВОПОЖАРНОЕ
Тема 3.15 Техническое обслуживание и ремонт автоподъёмника
современная учебно-материальная база, которая включает:
специальные классы (кабинеты), оснащённые современными техническими средствами обучения и контроля знаний, умений и навыков;
кабинеты, оборудованные аппаратурой контроля психологического состояния обучаемых;
специально оборудованные площадки, полосы, участки психологической подготовки;
тренажёры и имитаторы аварийных ситуаций;
компьютеры и видеоаппаратуру, мультимедийные проекторы;
комплекты учебно-тематических планов, учебных пособий, методических материалов, видеофильмов, плакатов, слайдов, тестов для оценки качеств, важных для профессии пожарного и спасателя.
Изучение дисциплины завершается итоговым контролем (зачётом).
Тема 1.1. Психологические основы профессиональной деятельности
пожарного и спасателя в современном обществе.
Спасение людей – смыслоoбразующая основа жизни пожарного и спасателя, доминирующий мотив профессии. Профессиональное становление пожарного и спасателя. Роль морального фактора. Примеры самоотверженных действий пожарных и спасателей при аварии на ЧАЭС, в других чрезвычайных ситуациях. Роль профессиональных традиций, истории поисково-спасательного и пожарного дела в формировании личностных качеств спасателя и пожарного. Демонстрация документальных видеофильмов.
Возрастание социальной значимости профессий пожарного и спасателя в связи с ростом в современных условиях числа аварий и катастроф техногенного и природного характера.
Практическое занятие
Проведение тестирования с целью выявления особенностей мотивации поведения обучаемых.
Тема 1.2. Психологическая подготовка пожарного и спасателя
к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Методы психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях. Создание моделей чрезвычайных ситуаций. Проведение тренировок в экстремальных погодных и климатических условиях, на огневой полосе. Психологическая подготовка пожарных и спасателей с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, химически опасных веществ. Создание трудных ситуаций по спасанию пострадавших (манекенов) из-под завалов при наличии загораний. Тушение загораний на манекенах.
Тренировки по решению задач с применением видео и компьютерных имитаторов ситуаций аварий на химически и радиационно-опасных объектах. Принятие решений в условиях неопределённости, дефицита времени, внезапного изменения обстановки. Психологическая закалка: посещение морга, демонстрация учебных фильмов по подготовке врачей-травматологов.
Практическое занятие.
Тренинг психологической устойчивости к стрессам.
Тема 1.3. Профессионально-важные качества пожарного и спасателя.
Понятие о профессионально-важных качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности пожарных и спасателей.
Личностные характеристики. Эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях. Готовность к риску и дисциплинированность. Настойчивость и целеустремлённость при ведении спасательных работ.
Статистические и динамические характеристики психических процессов: зрительного и слухового восприятия, пространственного представления, пространственной ориентировки, внимания, памяти и мышления в экстремальных условиях функционирования.
Способности: к управлению собственным состоянием и работоспособностью; к мобилизации психических и физических резервов организма; к воздействию на других пожарных и спасателей в критической обстановке; творческой организации деятельности в условиях неопределённости.
Практическое занятие.
Проведение тестирования обучаемых с целью выявления степени развития необходимых профессионально-важных качеств, умений и навыков. Беседа и обсуждение результатов тестирования в рамках индивидуальной психологической консультации.
Тема 1.4. Психологические особенности поведения
населения в чрезвычайных ситуациях.
Психологическое воздействие обстановки при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера. Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека: масштабы события, скорость его развития, опасность для жизни, потеря близких, утрата материальных ценностей, резкое изменение жизненного уклада, наличие массовых жертв, дефицит информации, потеря управления. Демонстрация документальных кинофильмов, комментарии и беседа по результатам их просмотра.
Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию: сохранении самообладания, способности к активной деятельности; кратковременных изменениях психического состояния; патологических нарушениях психической деятельности.
Индивидуальные и коллективные формы панических реакций в чрезвычайных ситуациях. Условия их возникновения, методы предупреждения и пресечения паники при ведении спасательных работ. Поведение спасателя и пожарного среди паникующей и социально напряжённой толпы, в условиях боевых действий, терроризма, уголовной среде. Массовое помешательство при галлюцинации. Приёмы противодействия слухам. Разбор конкретных ситуаций из практики ведения спасательных работ.
Практическое занятие.
Ознакомление с клинической картиной психогенных расстройств, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Демонстрация учебных фильмов для подготовки врачей-психиатров (психотерапевтов).
Тема 1.5. Методы управления психическим состоянием
при действиях в чрезвычайных ситуациях.
Психологическая подготовленность, опыт действий в чрезвычайных ситуациях, индивидуальные особенности – факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя и пожарного.
Изменение текущего состояния пожарного и спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределённости, лимита времени, длительных и интенсивных физических нагрузок, острых эмоциональных воздействий (работа с ранеными, погибшими). Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности. Страх, его проявления.
Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации. Управление состоянием пожарного (спасателя) и повышение эффективности спасательных работ. Сохранение здоровья пожарного (спасателя).
Практическое занятие.
Методы управления состоянием. Аутогенная тренировка, техника её проведения. Дыхательные и физические упражнения. Приёмы психической саморегуляции. Способы вывода пострадавшего из обморочного состояния. Приёмы рациональной организации труда и отдыха при проведении работ.
Тема 1.6. Основы саморегуляции и психологической реабилитации.
Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия. Методики восстановления. Отдых. Лечение. Профилактические мероприятия: питание, аутогенная тренировка, активный отдых, функциональный покой, функциональная музыка. Основы восстановления работоспособности. Патологические и непатологические изменения в организме.
Практическое занятие.
Формирование практических навыков аутогенной тренировки. Обучение упражнениям для проведения аутогенной тренировки. Освоение методик проведения тренировки. Освоение методик определения состояния человека. Формирование практических навыков по быстрому восстановлению, снятию усталости и боли.
Итоговый контроль по дисциплине(вопросы к зачету).
1. Социальная значимость профессии спасателя и пожарного. Роль и место психологической подготовки в их профессиональной деятельности.
2. Доминирующие мотивы в профессии пожарного и спасателя.
3. Роль профессиональных традиций, истории поисково-спасательного и пожарного дела в формировании личностных качеств спасателя и пожарного.
4. Методы психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях.
5. Психологическая подготовка пожарных и спасателей с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, химически опасных веществ.
6. Сущность психологической закалки пожарных и спасателей.
7. Понятие о профессионально-важных качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности пожарных и спасателей.
8. Структура профессионально-психологической подготовленности пожарного и спасателя.
9. Факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя и пожарного.
10.Эмоционально-волевая устойчивость и нервно-психическая выносливость пожарного и спасателя.
11 .Готовность к риску и дисциплинированность.
12.Психологическая устойчивость к стрессам.
13.Настойчивость и целеустремлённость при ведении спасательных работ.
14.Статистические и динамические характеристики психических процессов.
15.Зрительное и слуховое восприятие, пространственное представление, пространственная ориентировка в экстремальных условиях функционирования.
16.Внимание, память и мышление в экстремальных условиях профессиональной деятельности.
17.Способности к управлению собственным состоянием и работоспособностью.
18. Способности к творческой организации деятельности в условиях неопределённости.
19. Способности к воздействию на других пожарных и спасателей в критической обстановке.
20.Принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки.
21 .Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека.
22.Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию.
23.Психологические особенности поведения спасателя и пожарного среди паникующей и социально напряжённой толпы, в условиях боевых действий, терроризма, уголовной среде.
24.Приёмы противодействия слухам.
25.Изменение текущего состояния пожарного и спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределённости.
26.Субъективные и оперативные признаки состояний пере возбуждения, апатии, боевой готовности.
27.Страх, его проявления.
28.Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации.
29.Управление состоянием пожарного (спасателя) и повышение эффективности спасательных работ.
30.Сохранение психического здоровья пожарного (спасателя).
31.Аутогенная тренировка, техника её проведения.
32.Приёмы психической само регуляции.
33.Приёмы рациональной организации труда и отдыха при проведении работ.
34.Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия.
35.Контроль и самоконтроль в профессиональной деятельности. Методика самоконтроля-саморегуляции.
36.Самоуправление и его приемы. Самообладание пожарного и спасателя.
Дисциплина 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГПС МЧС РОССИИ.
ОХРАНА ТРУДА
Введение
Основным назначением дисциплины «Организация деятельности ГПС МЧС России» является формирование у обучаемых соответствующей современным требованиям и нормам степени профессиональной подготовленности, необходимых знаний, умений и навыков в области организации и несения службы в частях и гарнизонах пожарной охраны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности. В результате изучения дисциплины слушатели должны:
специальные классы (кабинеты), оснащённые современными техническими средствами обучения и контроля знаний, умений и навыков;
кабинеты, оборудованные аппаратурой контроля психологического состояния обучаемых;
специально оборудованные площадки, полосы, участки психологической подготовки;
тренажёры и имитаторы аварийных ситуаций;
компьютеры и видеоаппаратуру, мультимедийные проекторы;
комплекты учебно-тематических планов, учебных пособий, методических материалов, видеофильмов, плакатов, слайдов, тестов для оценки качеств, важных для профессии пожарного и спасателя.
Изучение дисциплины завершается итоговым контролем (зачётом).
Тема 1.1. Психологические основы профессиональной деятельности
пожарного и спасателя в современном обществе.
Спасение людей – смыслоoбразующая основа жизни пожарного и спасателя, доминирующий мотив профессии. Профессиональное становление пожарного и спасателя. Роль морального фактора. Примеры самоотверженных действий пожарных и спасателей при аварии на ЧАЭС, в других чрезвычайных ситуациях. Роль профессиональных традиций, истории поисково-спасательного и пожарного дела в формировании личностных качеств спасателя и пожарного. Демонстрация документальных видеофильмов.
Возрастание социальной значимости профессий пожарного и спасателя в связи с ростом в современных условиях числа аварий и катастроф техногенного и природного характера.
Практическое занятие
Проведение тестирования с целью выявления особенностей мотивации поведения обучаемых.
Тема 1.2. Психологическая подготовка пожарного и спасателя
к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Методы психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях. Создание моделей чрезвычайных ситуаций. Проведение тренировок в экстремальных погодных и климатических условиях, на огневой полосе. Психологическая подготовка пожарных и спасателей с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, химически опасных веществ. Создание трудных ситуаций по спасанию пострадавших (манекенов) из-под завалов при наличии загораний. Тушение загораний на манекенах.
Тренировки по решению задач с применением видео и компьютерных имитаторов ситуаций аварий на химически и радиационно-опасных объектах. Принятие решений в условиях неопределённости, дефицита времени, внезапного изменения обстановки. Психологическая закалка: посещение морга, демонстрация учебных фильмов по подготовке врачей-травматологов.
Практическое занятие.
Тренинг психологической устойчивости к стрессам.
Тема 1.3. Профессионально-важные качества пожарного и спасателя.
Понятие о профессионально-важных качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности пожарных и спасателей.
Личностные характеристики. Эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях. Готовность к риску и дисциплинированность. Настойчивость и целеустремлённость при ведении спасательных работ.
Статистические и динамические характеристики психических процессов: зрительного и слухового восприятия, пространственного представления, пространственной ориентировки, внимания, памяти и мышления в экстремальных условиях функционирования.
Способности: к управлению собственным состоянием и работоспособностью; к мобилизации психических и физических резервов организма; к воздействию на других пожарных и спасателей в критической обстановке; творческой организации деятельности в условиях неопределённости.
Практическое занятие.
Проведение тестирования обучаемых с целью выявления степени развития необходимых профессионально-важных качеств, умений и навыков. Беседа и обсуждение результатов тестирования в рамках индивидуальной психологической консультации.
Тема 1.4. Психологические особенности поведения
населения в чрезвычайных ситуациях.
Психологическое воздействие обстановки при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера. Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека: масштабы события, скорость его развития, опасность для жизни, потеря близких, утрата материальных ценностей, резкое изменение жизненного уклада, наличие массовых жертв, дефицит информации, потеря управления. Демонстрация документальных кинофильмов, комментарии и беседа по результатам их просмотра.
Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию: сохранении самообладания, способности к активной деятельности; кратковременных изменениях психического состояния; патологических нарушениях психической деятельности.
Индивидуальные и коллективные формы панических реакций в чрезвычайных ситуациях. Условия их возникновения, методы предупреждения и пресечения паники при ведении спасательных работ. Поведение спасателя и пожарного среди паникующей и социально напряжённой толпы, в условиях боевых действий, терроризма, уголовной среде. Массовое помешательство при галлюцинации. Приёмы противодействия слухам. Разбор конкретных ситуаций из практики ведения спасательных работ.
Практическое занятие.
Ознакомление с клинической картиной психогенных расстройств, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Демонстрация учебных фильмов для подготовки врачей-психиатров (психотерапевтов).
Тема 1.5. Методы управления психическим состоянием
при действиях в чрезвычайных ситуациях.
Психологическая подготовленность, опыт действий в чрезвычайных ситуациях, индивидуальные особенности – факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя и пожарного.
Изменение текущего состояния пожарного и спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределённости, лимита времени, длительных и интенсивных физических нагрузок, острых эмоциональных воздействий (работа с ранеными, погибшими). Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности. Страх, его проявления.
Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации. Управление состоянием пожарного (спасателя) и повышение эффективности спасательных работ. Сохранение здоровья пожарного (спасателя).
Практическое занятие.
Методы управления состоянием. Аутогенная тренировка, техника её проведения. Дыхательные и физические упражнения. Приёмы психической саморегуляции. Способы вывода пострадавшего из обморочного состояния. Приёмы рациональной организации труда и отдыха при проведении работ.
Тема 1.6. Основы саморегуляции и психологической реабилитации.
Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия. Методики восстановления. Отдых. Лечение. Профилактические мероприятия: питание, аутогенная тренировка, активный отдых, функциональный покой, функциональная музыка. Основы восстановления работоспособности. Патологические и непатологические изменения в организме.
Практическое занятие.
Формирование практических навыков аутогенной тренировки. Обучение упражнениям для проведения аутогенной тренировки. Освоение методик проведения тренировки. Освоение методик определения состояния человека. Формирование практических навыков по быстрому восстановлению, снятию усталости и боли.
Итоговый контроль по дисциплине(вопросы к зачету).
1. Социальная значимость профессии спасателя и пожарного. Роль и место психологической подготовки в их профессиональной деятельности.
2. Доминирующие мотивы в профессии пожарного и спасателя.
3. Роль профессиональных традиций, истории поисково-спасательного и пожарного дела в формировании личностных качеств спасателя и пожарного.
4. Методы психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях.
5. Психологическая подготовка пожарных и спасателей с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, химически опасных веществ.
6. Сущность психологической закалки пожарных и спасателей.
7. Понятие о профессионально-важных качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности пожарных и спасателей.
8. Структура профессионально-психологической подготовленности пожарного и спасателя.
9. Факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя и пожарного.
10.Эмоционально-волевая устойчивость и нервно-психическая выносливость пожарного и спасателя.
11 .Готовность к риску и дисциплинированность.
12.Психологическая устойчивость к стрессам.
13.Настойчивость и целеустремлённость при ведении спасательных работ.
14.Статистические и динамические характеристики психических процессов.
15.Зрительное и слуховое восприятие, пространственное представление, пространственная ориентировка в экстремальных условиях функционирования.
16.Внимание, память и мышление в экстремальных условиях профессиональной деятельности.
17.Способности к управлению собственным состоянием и работоспособностью.
18. Способности к творческой организации деятельности в условиях неопределённости.
19. Способности к воздействию на других пожарных и спасателей в критической обстановке.
20.Принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки.
21 .Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека.
22.Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию.
23.Психологические особенности поведения спасателя и пожарного среди паникующей и социально напряжённой толпы, в условиях боевых действий, терроризма, уголовной среде.
24.Приёмы противодействия слухам.
25.Изменение текущего состояния пожарного и спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределённости.
26.Субъективные и оперативные признаки состояний пере возбуждения, апатии, боевой готовности.
27.Страх, его проявления.
28.Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации.
29.Управление состоянием пожарного (спасателя) и повышение эффективности спасательных работ.
30.Сохранение психического здоровья пожарного (спасателя).
31.Аутогенная тренировка, техника её проведения.
32.Приёмы психической само регуляции.
33.Приёмы рациональной организации труда и отдыха при проведении работ.
34.Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия.
35.Контроль и самоконтроль в профессиональной деятельности. Методика самоконтроля-саморегуляции.
36.Самоуправление и его приемы. Самообладание пожарного и спасателя.
Дисциплина 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГПС МЧС РОССИИ.
ОХРАНА ТРУДА
Введение
Основным назначением дисциплины «Организация деятельности ГПС МЧС России» является формирование у обучаемых соответствующей современным требованиям и нормам степени профессиональной подготовленности, необходимых знаний, умений и навыков в области организации и несения службы в частях и гарнизонах пожарной охраны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности. В результате изучения дисциплины слушатели должны: