Файл: Сборник примерных программ профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 1189

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема № 3.3.2 Обеспечение пожарной безопасности технологического оборудования.

Тема 3.5. Порядок создания и работы поста безопасности

Тема 3.3. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность. Правоохранительные органы Российской Федерации.

Итого по дисциплине 10.:

В результате изучения дисциплины обучаемые должны:

Тема 8.2.8. Государственное регулирование экономики и экономический рост.

Введение

Тема 10.1.2. Электрические измерения

Тема 10.2.1 Электронные приборы

Тема 10.3.2. Пожарная профилактика электрических сетей

Тема 11.4.16. Тушение лесных пожаров

Тема 11.6.1. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций

Дисциплина 12. ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА И ПРОТИВОПОЖАРНОЕ

ВОДОСНАБЖЕНИЕ

Тема 3.15 Техническое обслуживание и ремонт автоподъёмника

Тема 1.2. Электроустановки и электрические сети напряжением

до 1000 В

Дополнительная:



Практические занятия проводятся 2 преподавателя (по согласованию).

В результате изучения дисциплины обучаемые должны:


- знать:

- основные процессы, происходящие в обществе;

- понятие мировой цивилизации;

- современное положение России;

- принципы человеческого общества;

- уметь:

- грамотно выражать свои мысли;

- ориентироваться в социально-экономических и политических процессах, происходящих в Российской Федерации;

- иметь представление:

- о путях предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций;

- об этикете сотрудника ГПС МЧС России.

Содержание дисциплины

Тема 2. 1. Что такое философия? Специфика философского знания.


Предмет философии. Становление философии: от мифа к Логосу. Мифология – основа для возникновения философии. Философия, наука, искусство и религия: сходство и различие.

Первые философские системы в Древнем Китае, Древней Индии, Древней Греции.

Философия как феномен культуры. Многообразие философских вопросов. Философия как основа мировоззрения. В чем заключается значение философии для сотрудников пожарной охраны?

Рекомендуемая литература: [245].
Тема 2.2. Человек и мир: историко-философский аспект.

Специфика восточной философии. Гуманизм древнекитайской философии. Конфуций, Лао Цзы. Философия Древней Индии: учение Будды о 4-х благородных истинах. Основные принципы западноевропейской философии. Космос и проблема человека в античности: философские воззрения Парменида, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.

Человек в христианской модели мира: Августин Блаженный, П. Абеляр, Ф. Аквинский. Рационализм в понимании человека в философии Нового времени: идеи Л. Фейербаха.

Антропоцентризм и иррационализм в философии ХIХ-ХХ вв.: основные идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, К. Ясперса. Физическая и натуралистическая картина мира.

Национальные особенности русской философии. Философия в России. Специфика русской философии, ее основные формы и исторические этапы. Проблема гармонии человека и космоса в русском космизме. Основные направления русского космизма.

Философия всеединства В.С. Соловьева: Проблема человека и Бога в русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв. Философские труды Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского. Сущность учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

Рекомендуемая литература: [245].
Тема 2.3. Культурология, ее предмет и место в системе социо-гуманитарного знания.



Предпосылки становления культурологии в контексте философии, социологии, истории, этнографии, археологии, психологии и других наук гуманитарного цикла.

Философия культуры - раздел философского знания; мировоззренческая и методологическая основа культурологии. Взаимосвязь теории и истории культуры. Преемственность в развитии культуры. Личностное и социально-групповое отношение к культурному наследию. Причины многообразия определений культуры. Специфика культурологического подхода к анализу человеческой деятельности в сфере общественной жизни. Человек в мире культуры: в мире вещей, в мире идей и в мире людей. Основные зарубежные и отечественные ученые - культурологи (Э. Тейлор, Л. Уайт, Ф. Кребер, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Я. Данилевский, П. Н. Милюков, Д. С. Лихачев, Г. С. Кнабе, Ю. М. Лотман и др.)

Рекомендуемая литература: [212, 241].
Тема 2.4. Культура и личность.

Факторы, формирующие личность. Самоценность личности. Соотношение личности и общества. Значение культурной реальности в становлении и реализации личности. Роль личности в культурном процессе. Культурология и психоанализ (З.Фрейд, Э. Фромм и др.) Нравственность и культура поведения. Этика. Мораль и нравственность.

Рекомендуемая литература: [212, 235, 241].

Тема 2.5. Предмет, структура и функции социологии.

Специфика объекта социологического исследования.

Предмет социологии и его изменение в процессе развития общества и познания. Дискуссия о специфике социологии в современной литературе: достижения и проблемы.

Структура и содержание социологии. Социологическая теория, ее основные уровни и способы построения. Основные современные социологические теории (общесоциологические и специальные социологические исследования). Теоретическая и прикладная социология. Микро и макросоциология. Методы социологических исследований, их взаимосвязь с теориями различных уровней. Законы и категории социологии.

Функции социологии: познавательная, методологическая, прогностическая, социотехнологическая. Роль социологического знания в жизни личности и общества.

Место социологии в системе социально-гуманитарных наук. Взаимодействие с философией, историей, экономической теорией, политологией, другими гуманитарными и естественными дисциплинами.

Рекомендуемая литература: [197].
Тема 2.6. Социологическое исследование: организация, подготовка и проведение.

Понятие программы социологического исследования и принцип ее разработки. Теоретическое осмысление исследуемой проблемы – исходная посылка составления программы социологического исследования. Структура программы.


Определение цели и задач в социологическом следовании. Типы задач: основные, не основные, теоретические, прикладные. Определение объекта и предмета исследования. Гипотеза в социологическом исследовании. Взаимосвязь гипотез и задач исследования.

Методы сбора первичной социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент. Анализ собранных данных и обобщения результатов социологического исследования.

Рекомендуемая литература: [197].
Тема 2.7. Предмет и метод политологии

Понятие «политика». Объект и предмет политологии. Основные категории и понятия политической науки. Специфика политических закономерностей, их связь с другими сферами социальной жизни. Место и роль политологии в системе социально-гуманитарных наук. Соотношение ее с философией, историей, социологией, экономическими науками, другими отраслями знаний. Структура, методы и функции политической науки. Политология как наука и учебная дисциплина. Содержание и методика чтения курса. Значение изучения политологии для формирования личности будущего пожарного специалиста, его гражданских качеств и политической культуры.

Рекомендуемая литература: [231, 236].
Тема 2.8. Политические реалии современной России.

Российская государственность: особенности формирования. Российское общество и государство. Советская политическая система. Причины кризиса и распада. Кризис и распад СССР. Постсоветское общество. Становление политической системы РФ. Попытки реализации либерально-демократической модели при строительстве российской государственности и причины кризиса этой модели. Федеративное государство: выработка механизмов и проблема сохранения единства. Роль силовых структур в политической системе РФ.

Рекомендуемая литература: [1, 231, 236,268,269].
Тема 2.9. Система категорий профессиональной этики.

Основополагающие нравственные категории “добро” и “зло” в практике пожарной охраны. Категория “долг” как сущность и содержание служебной деятельности сотрудника противопожарной службы. Совпадение требований служебного долга с нравственными побуждениями личности - неотъемлемая сторона высокого профессионализма; ответственного исполнения своих должностных обязанностей.

Категория “совесть” как осознанное чувство моральной ответственности за свои действия и поступки. Формы проявления совести: нравственное удовлетворение или стыд, угрызение совести из-за содеянного. “Совесть” и “долг” являются внутриличностными контрольно-императивными механизмами нравственного сознания, выражение должного в поведении человека, внутренний нравственный закон. Совесть как иммунитет против профессионально-нравственной деградации. Понятие “чести” и “достоинства” как отражение общественной ценности личности, ее социально-нравственной значимости. Справедливость и нравственность. Нравственный идеал, счастье и смысл человеческой жизни.


Рекомендуемая литература: [235,268,269].
Тема 2.10. Проблемы морально-нравственной деформации

Понятие профессионально-нравственной деформации. Структура деформации: деформация морального сознания; деформация служебных отношений; деформация профессиональной деятельности. Обстоятельства, причины, способствующие деформации: объективные и субъективные; социально-экономические; психологические. Пути и методы профилактики профессионально-нравственной деформации у сотрудников противопожарной службы. Проблема предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Рекомендуемая литература: [235, 236,268,269].

Дисциплина 3. МАТЕМАТИКА

Введение

Целью изучения дисциплины МАТЕМАТИКА является приобретение слушателями теоретических знаний и практических навыков, необходимых для эффективного выполнения функциональных обязанностей по должностному предназначению.

Учебный курс математики является фундаментом математического образования специалистов с ориентированием на приложение математических методов для решения прикладных задач.

Задача преподавания математики состоит в том, чтобы на примерах математических понятий и методов продемонстрировать обучаемым сущность научного подхода, специфику математики и ее роль в осуществлении научно-технического прогресса, научить приемам исследования и решения математически формализованных задач.

Структурно дисциплина состоит из 5 логически взаимоувязанных тем, скомпонованных в 2 раздела.

В тематическом плане приведена последовательность изучения дисциплины «Математика». Общий объем дисциплины составляет - 44, из них лекции - 12 часов, практических занятий – 28 часов. Форма итогового контроля – зачет 4 часа.

В результате изучения дисциплины обучаемые должны:

- знать:

- основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики;

- основные понятия теории множеств: объединение, пересечение;

- символы математической логики;

- понятие необходимого и достаточного условий;

- понятие функции одной переменной; основные элементарные функции, производные элементарных функций; представление степенными рядами;

- понятие предела функции одной переменной, свойства пределов;

- понятие дифференциала;

- понятие первообразной;