Файл: Введите запрос Тревога как психологический феномен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введите запрос

Тревога как психологический феномен

Помощь с обучением

Получи бесплатный расчет за 15 минут!

E-mail *


Что требуется сделать?

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Введение 3 Глава 1. Тревога, тревожность и тревожные состояния в современной психологической литературе 4 1.1 Понятие тревожности в психологической науке 4 1.2 Причины возникновения и фиксации тревожности как личностной черты 9 Глава 2. Диагностика и коррекция тревожности в практической психологической работе 19 2.1 Организация и методы исследования 19 2.2Анализ результатов исследования тревожности и тревожных состояний на примере детей, обучающихся в 1 классе 20 Заключение 24 Список литературы 26

Введение

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности в подростковом возрасте, данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах. Тревожность оказывает влияние на все психические функции, особенно на эмоциональную сферу. В связи с появлением тревожности исчезает жизнерадостность, развивается хроническая и эмоциональная неудовлетворенность, удрученность. В зарубежной и отечественной психологии проблемами тревожности, причинами ее возникновения, а также способами коррекции тревожности занимались такие известные ученые, как З. Фрейд, К. Хорни, А. Фрейд, Дж. Тейлор, Г. Салливан, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Славина, Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Е.В. Новикова и многие другие. Таким образом, выбранная тема курсовой работы «Тревога как психологический феномен» на сегодня является актуальной. Объектом исследования является тревожность. Предмет исследования — тревожность как личностная черта. Целью данной курсовой работы является анализ понятия «тревожность» как личностной черты. Задачи исследования: — проанализировать сущность понятия тревожности в психологической науке и выделить основные причины тревожных состояний; — выделить виды тревожных расстройств в соответствии с МКБ10; -провести диагностику и составить рекомендации по коррекции тревожности в практической психологической работе. Курсовая работа по структуре состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1. Тревога, тревожность и тревожные состояния в современной психологической литературе


1.1 Понятие тревожности в психологической науке

В психологических литературных источниках сегодня имеются разнообразные толкования понятия тревожности, однако, большинство ученых сходятся в том, что существует необходимость исследовать его дифференцированно – в качестве ситуативного явления и в качестве личностной характеристики, учитывая переходное состояние и его динамику. Понятие «тревога» в русском языке было известно еще с начала 18 века и определялось как «призыв к битве». Несколько позже появилось понятие «тревожности», которое понималось как не часто возникающее и единичное состояние тревоги, которое могло превратиться в устойчивое состояние. Тревожность – это психологическая индивидуальная особенность, которая проявляется в склонности индивида к интенсивным частым переживаниям, состояниям тревоги, а так же низком пороге возникновения его. Понятия «страх» и «тревожность» необходимо уметь различать и четко видеть их различие. «Тревога» является множественным эмоциональным проявлением одной из составляющих, которой является страх. «Страх» — это специфические эмоции, которые являются отдельной от тревоги категорией. Среди эмоций, которые включены в состояние тревоги, следовательно, ключевое место занимает страх. В «тревожном состоянии», однако, могут наблюдаться и вина, и стыд, и печаль и пр. Эмоции страха переживают люди всех возрастов, и в каждом возрасте может наблюдаться свой «возрастной» страх, который изучен и подробно описан в многочисленных исследованиях. В отечественной и зарубежной психологической литературе существует множество определений понятия «тревожность». Прихожан А. М. определяет тревожность в качестве переживания эмоционального дискомфорта, предчувствия надвигающейся опасности выступает как выражение неудовлетворения значимых потребностей человека, которые актуальны при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности. Тревожность можно характеризовать в качестве устойчивого личностного образования, которое сохраняется в течение достаточно длительного промежутка времени. У тревожности есть собственная побудительная сила и константные формы реализации в поведении с преобладанием в последних защитных и компенсаторных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуют как сложное строение, которое включает эмоциональный, когнитивный и операциональный аспекты при преобладании эмоционального [19]. С. Л. Рубинштейн под тревожностью понимает склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагополучного развития событий [20]. По мнению В. К. Вилюнаса, тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из главных параметров индивидуальных различий [4]. Высокий уровень тревожности обычно снижает эффективность деятельности, сопровождается неадекватным, противоречивым поведением личности. Р.С. Немов считает, что тревожность – это

эмоциональное состояние и устойчивое свойство, черта личности или темперамента. Под тревожностью ученый понимает «постоянно или ситуативно-проявляемое качество личности приходить в состояние повышенного беспокойства, чувствовать тревогу и страх в определенных социальных ситуациях» [16]. А.В. Петровский утверждает, что тревожностью является склонность человека к тревоге, которая характеризуется низким порогом появления реакции тревоги; один из главных критериев индивидуальных отличий. Тревожность, как правило, повышается при нервно – психических и тяжелых соматических болезнях, а также у здоровых людей при субъективным проявлением неблагополучия человека [21]. Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт рассматривают тревожность, как многозначное понятие, описывающее как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека [1]. Изучение тревожности начали в зарубежной психологии психоаналитики и психиатры. Многими представителями психоанализа рассматривалась тревожность как врождённое качество человека, как изначально характерное ему состояние. Основатель психоаналитической теории З. Фрейд полагал, что индивид имеет ряд инстинктов — врождённых влечений, которые выступают движущей силой поведения личности, определяют ее настроение. По З. Фрейд тревожность и неврозы возникают, когда происходит столкновение биологических влечений с социальными запретами. Вопросы тревожности стали предметом специального изучения у представителей неофрейдизма и, у К. Хорни. По мнению К. Хорни, главные источники тревожности и беспокойства личности заключаются не в конфликтах между биологическими влечениями и социальными запретами, а выступают итогом неверных человеческих отношений. К. Хорни полагает, что с помощью удовлетворения данных потребностей человек хочет уйти от тревоги, но невротические потребности отличаются ненасыщаемостью, удовлетворить их невозможно, а тем самым, от тревоги не существует путей избавления [3]. Реферирование и анализ современной литературы дали возможность исследовать тревожность с разных точек зрения, которые утверждают положение о том, что повышенная тревожность проявляется и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, поведенческих и аффективных реакций, которые провоцируются при воздействии на человека различных стрессовых факторов. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления и запрете. Состояние тревоги, как и любое другое психическое состояние, выражается на различных уровнях человеческой организации: • на физиологическом уровне – тревога выражается в частом сердцебиении, учащенном дыхании, увеличении минутного объёма циркуляции крови, повышением артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, возникновении сухости во рту, слабости в ногах и пр.; • на эмоционально-когнитивном уровне – отличается ощущением беспомощности, незащищенности, бессилия, наличием амбивалентности чувств, рождающей трудности в принятии решений и целеполагании; • на поведенческом уровне – характеризуется бесцельным хождением по помещению, качание на стуле, обрывании ногтей, постукиванием пальцами по столу, тереблением волос, кручением в руках различных предметов и пр. Так, А.М. Прихожан [19] определяет 2 типа тревожности: • беспредметная тревожность, когда человек не способен соотносить появляющиеся у него переживания с определенными объектами; • тревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в разных видах деятельности и обобщения. Исследования А.М.Прихожан [19] доказали, что имеются разные формы тревожности, т.е. особые способы её осознания, переживания преодоления и вербализации. Среди них можно выделить такие варианты переживания и преодоления тревожности: — Открытая тревожность, которая осознанно переживается человеком и проявляется в деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в разных формах, к примеру: — как
нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность, которая чаще всего дезорганизует деятельность человека; — регулируемая и компенсируемая тревожность, которую человек может использовать как стимул для исполнения соответствующей деятельности, что, впрочем, возможно, как правило, в стабильных, привычных ситуациях; — культивируемая тревожность, которая связана с поиском «вторичных выгод» от своей тревожности, что требует определённой личностной зрелости. — Скрытая тревожность – в различной степени неосознаваемая, которая проявляется или в чрезмерном спокойствии, в уходе от ситуации, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, или косвенным путем через специфические формы поведения. Ч.Д. Спилберг выделил два основных вида тревожности: ситуативная и личностная. Ситуативная тревожность вызывается конкретной ситуацией. Личностная тревожность рассматривается Спилбергом как склонность к постоянным переживаниям тревоги в самых разных ситуациях, даже когда ситуация к этому не располагает [2]. Таким образом, при изучении данного вопроса были рассмотрены многочисленные определения и толкования феномена тревожности вподростковом возрасте. Реферирование и анализ современной литературы дало возможность исследовать тревожность с разных точек зрения, которые утверждают положение о том, что повышенная тревожность у подростков проявляется и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, поведенческих и аффективных реакций, которые провоцируются при воздействии на человека различных стрессовых факторов.

1.2 Причины возникновения и фиксации тревожности как личностной черты

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления и запрете. Надо заметить, что для каждого возрастного периода развития характерны особые преобладающие источники беспокойства. Например, если для двухлетнего ребенка источником тревоги становится разлука с матерью, то для 6-ти летних детей источником тревоги кроется в отсутствии адекватных образцов для выполнения идентификации с родителями. Для подросткового возраста источники тревоги находятся в совершенно другой плоскости. Например, подростки боятся быть отвергнутыми сверстниками. И в таком случае тревога толкает ребенка на поведение, при котором он может избавиться от неприятностей и страха[21]. Тревожные дети имеет низкую самооценку, они в себе не уверены. Такие дети склонны постоянно испытывать чувство страха перед неизвестностью, что приводит к тому, что они не проявляют инициативу. Они стараются быть послушными и не привлекать к себе внимание взрослых, всегда ведут себя примерно, выполняют все требования учителей, родителей, не нарушают дисциплину. Такие дети считаются застенчивыми и скромными. Но это все проявления защиты ребенка от неудач[1]. Доказано, что предпосылки тревожности заключаются в повышенной чувствительности ребенка (его сензитивности). Тем не менее, не каждый ребенок с повышенной чувствительностью обзаводится повышенной тревожностью. Очень многое зависит от методов общения родителей с ребенком. Иногда действия родителей могут спровоцировать развитие тревожности. Например, высокие шансы воспитать тревожного ребенка имеет родители, занимающиеся гиперпротекцией (метод воспитания, основанный на тотальном контроле, чрезмерной заботе, большом количестве разных ограничений и запретов, постоянных замечаниях). В подобном случае взрослый общается с ребенком с авторитарной позиции. В результате малыш теряет уверенность в собственных силах и в себе, он боится, что его оценят отрицательно, беспокоится, что может сделать что-нибудь не так. То есть он постоянно испытывает тревогу, которая со временем может закрепиться и вырасти в устойчивое личностное образование – тревожность[9]. Гиперопека может сочетаться с симбиотическим воспитанием, т.е. ребенок имеет очень близкие отношения с одним из родителей, как правило, с матерью. В таком случае отношения между взрослым и ребенком могут быть авторитарными или демократичными, когда взрослый не высказывает ребенку свои требования, а
согласуется с его мнением, советуется. Обычно подобные отношения с ребенком развивают и поддерживают родители с некоторыми особенностями характера – мнительные, тревожные, неуверенные в себе. Имея тесный эмоциональный контакт с ребенком, родитель передает свои страхи сыну или дочери, т.е. всячески способствует формированию тревожности у своего ребенка[10]. Также на повышение тревожности ребенка оказывает значительное влияние недостаточный уровень интеллектуальной и физиологической зрелости. Эти признаки можно увидеть у многих детей, и во многом данные проявления являются закономерными. К моменту поступления в школу совпадает с одним из возрастных кризисов. Из него дети выходят с разными приобретениями и в разное время. Один ребенок сообразительный и активный, ругой «тугодум» и медлительный, третий вызывает раздражение своей агрессивность и упрямством. С течением времени шероховатости исчезают, способности детей уравниваются со сверстниками. Но это случится только в том случае, если ребенок не потеряет веру в себя и у него не сформируется отвращение к детскому саду[19]. Специалисты полагают, что у детей младшего школьного возраста проявления тревожности выше у мальчиков, а после достижения 12 лет – у девочек. При этом мальчики чаще всего беспокоятся по поводу наказания и насилия, а девочки переживают из-за своих взаимоотношений с другими людьми. Совершив неблаговидное деяние, девочки переживают, что педагог или мама плохо о них подумают, а подружки не станут больше звать их в свои игры. В подобной ситуации мальчики будут бояться наказания со стороны взрослых, или станут ожидать расправы со стороны сверстников. Авторы книги отмечают, что ровно через шесть недель после начала нового учебного года, уровень тревожности у школьников повышается. Снять это явление можно, предоставив детям семи- или десятидневный отдых[3]. Тревога не всегда бывает явной. Это связано с тем, что чувство тревоги – весьма тягостное состояние. И как только она появляется, активируется комплекс компенсирующих механизмов, которые пытаются «переработать» данное состояние во что-нибудь другое, даже если новое состояние будет неприятным, но не настолько невыносимым. Такая трансформация способна изменить внешнюю и внутреннюю картину тревоги до неузнаваемости[4]. Наиболее простой механизм психологической защиты срабатывает практически мгновенно: ребенок решает, что лучше бояться чего-то конкретного, чем неизвестности. Именно так проявляются детские страхи. Страх является «первой производной» тревоги. Его преимущество заключается в его определенности, а также в том, что он всегда оставляет свободное пространство для маневра. При ярко выраженном страхе его объект может не иметь практически ничего общего с настоящей причиной тревоги, которая его породила. Ребенок может испытывать панический страх перед школой, но в основе этого страха находится семейный конфликт, который он глубоко переживает[12]. Несмотря на то, что страх по сравнению с тревогой не столь травматичен, все же и он является состоянием, в котором жить очень трудно. По этой причине переработка тревожных переживаний не заканчивается с переходом на стадию страха. Чем старше становятся дети, тем реже проявляется страх, и тем чаще появляются другие, более скрытые формы тревоги. Для многих детей прибежищем, своеобразным местом для спасения от тревоги видится мир фантазий. В своих фантазиях ребенок способен решить свои неразрешимые конфликты, в своих мечтах он находит удовлетворение для своих неудовлетворенных потребностей. Сама по себе фантазия является замечательным качеством, присущим многим детям. Она помогает ребенку мысленно выходить за пределы действительности и выстраивать свой внутренний мир, который не будет скован условностями. Ребенок может творчески подходить к решению самых разных вопросов. Тем не менее, фантазии не должны полностью отрываться от действительности: между ними существует постоянная взаимосвязь. Но подобный уход в мир иллюзий недостаточно надежен. И рано или поздно реальный мир вторгнется в мир ребенка и ему понадобятся более веские методы, чтобы защититься от тревоги. Тревогу трудно разглядеть за агрессивностью. Агрессивные, самоуверенные дети, при каждом удобном случае унижают других и вовсе не выглядят тревожными. Речь и манеры такого ребенка небрежны, одежда иногда несет на себе оттенок бесстыдства и «раскомплексованности». Но часто в глубине души у них скрывается тревога. Их поведение и вызывающий внешний вид являются всего лишь способом