Файл: Природа в романе И. В. Гете Страдания юного Вертера Докладчик Ромашова Е. А.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина
Доклад на тему:
Природа в романе И. В. Гете «Страдания юного Вертера»
Докладчик: Ромашова Е. А.
Проверил: Маркин А. В.
Природа – это неотъемлемый элемент каждого существа с начала его возникновения. Понятие "природа" означает как первоначальную сущность (ядро) вещи, так и все вещи, которые не затронуты человеком. Человек, с точки зрения его происхождения и существования, является частью природы. В этом смысле природа – это совокупность всех вещей и событий, связанных между собой; формально – это бытие вообще. Она есть все.
Роман "Страдания юного Вертера" немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гете - одно из наиболее ярких произведений литературы эпохи Романтизма. Среди важнейших тем романа - природа и ее влияние на человека.
Гете описывает природу в своем романе как нечто духовное, оживляющее и наделенное эмоциональной значимостью. Природа, в которой юный Вертер проводит столько времени, является для него источником восхищения и умиротворения. Романтический герой не может жить без природы, которая, как он считает, единственное место, где он может по-настоящему чувствовать, думать и быть с самим собой. Вертер часто отдыхает на природе, где находит вдохновение и красоту.
Гете описывает природу как естественную силу, которая может помочь человеку понять себя и познать суть вещей. В природе можно найти ответы на вопросы жизни, а также понять смысл своего существования. В данном произведении природа является важным элементом, добавляющим уникальности и глубины литературной композиции.
Для Вертера несказанно прекрасными казались горные ландшафты, реки, озера, леса и поля. Он восхищался красотой природы и считал ее идеальным миром, в котором нет зла и страданий. Он наслаждался видами красивых горных вершин, где единственными звуками были шелест листьев и пение птиц. Ему нравилось рассматривать отражение неба и деревьев в гладкой поверхности озер и рек.
В письме от 19 июня Вертер рассказывает о своем возвращении с бала, начиная со славословия сияющему утру: «Что это был за великолепный восход солнца! Вокруг окропленный дождем лес и освеженные поля!» Так он говорит о своей влюбленности к Лотте. Главный герой описывает свои эмоции, которые находят отклик в природе. Можно сказать, что природа служит фоном для описания эмоций и переживаний героя: «Пока передо мной сияют эти глаза, - сказал я, смело глядя на нее, - мне сон не угрожает». Свое письмо Вертер заканчивает словами о том, что не различает более, где ночь, где день. Это говорит о том, насколько главный герой стал одержим влюбленностью, что не видит ничего вокруг себя. Поэтому данный переход очень важен для общей логики романа Вертера.
Смысл слова "природа" меняется в зависимости от движения сюжета: сначала она служит символом красоты и недостижимого идеала, затем становится причиной разочарования и пустоты, которые переносятся на Вертера.
Средствами своего искусства Гете сделал так, что история любви и мук Вертера сливается с жизнью всей природы. Гете сопоставил времена года душевными переживаниями героя, тем самым подчеркнув связь Вертера с природой.
Первое время года, сопровождающее Вертера в романе – это весна. Главный герой чувствует себя по-настоящему счастливым, он наслаждается природой и каждым ее явлением. Он словно заново родился. Также происходит и встреча с Лоттой. Все это необычайно символично. Именно весна – символ зарождения всего: весной обновляется природа, возникает новая жизнь, весной «перерождается» Вертер, он впервые встречается с Лоттой, и в его душе рождается любовь к ней.
Лето – это период расцвета природы, и для Вертера это самое счастливое время любви. Он ощущает счастье, которое приближает его к природе, и внимательно слушает ее с еще большей чувственностью: «Никогда не был я так счастлив, никогда моя любовь к природе, к малейшей песчинке или былинке не была такой всеобъемлющей и проникновенной…»
Осень символизирует обострение кризиса. Вертер встречает осень с грустью и тоской. Его летняя идиллия с Лоттой закончилась, с приездом ее жениха. Он понимает, что не может быть счастлив с ней, и начинает осознавать боль и страдания от неразделенной любви. Его взаимопонимание с природой мгновенно теряется, и 18 августа он пишет: «Могучая и горячая любовь моя к живой природе, наполнявшая меня таким блаженством, превращая для меня в рай весь окружающий мир, теперь стала моим мучением и, точно жестокий демон, преследует меня на всех путях.…зрелище бесконечной жизни превратилось для меня в бездну вечно отверстой могилы».
Вертер сильно скучает по тому времени, но он не перестал понимать природу, просто его страдания от безответной любви не дают ему почувствовать всю ту гармонию, доступную для ощущения раньше.
Самое мучительное для него начинается осенью: с каждым письмом нарастает чувство безысходности и природа становится отражением душевной трагедии молодого человека: «Эта дивная природа мертва для меня, точно прилизанная картинка; и вся окружающая красота не в силах перекачать у меня из сердца в мозг хоть каплю воодушевления, и я стою перед лицом божьим, точно иссякший колодец…».
Зима символизирует смерть Вертера, его письмо, написанное им утром, 21 декабря. «Природа в романе Гете – это вся история мира от ее сотворения до момента ее созерцания Вертером. Природа, пронизанная циклом метаморфоз, принуждена вечно проигрывать свою смерть, и та невидимая связь между ней и Вертером передала ему роковой для человека ритм. Теперь Вертеру ничего не остается, как только банально сорваться последним осенним листком и стать перегноем под шапкой холодного снега пришедшей зимы.»
Данное произведение во многом похоже с романом Ж..Ж. Руссо «Новая Элоиза». Руссо пытался доказать, что рука об руку с прогрессом культуры идет падение нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в философско-научную форму, заглушают голос природы и разума. За лозунгом женевского мыслителя «Назад к природе!» стоит призыв к правде в человеке, к правде в его культуре и морали. Но природа слишком правдива своей бурей, холодом, жарой, градом, - пред коими человек бессилен, бессилен он и перед правдой Вертера.
В письмах своему другу, Вертер оценивает характер и личность Лотты, женщины, которую он любит. Несмотря на то, что мы видим Лотту только через глаза Вертера и его интерпретацию ее поступков и слов, нельзя отрицать того факта, что он был близок к ней и знал ее очень хорошо. Главный герой описывает Лотту как идеальное сочетание души и тела, как женщину с безупречной красотой и интеллектом. Он также подчеркивает ее благородство, добродушие и заботливость.
Вертер рассказывает про характер и личность Лотты в своих письмах на основе своих эмоций и впечатлений, поэтому его оценки не всегда могут быть адекватными и объективными.
Таким образом, природа играет важную роль в романе "Страдания юного Вертера" и справедливо считается одним из главных символов произведения. Она становится для героя источником вдохновения и утешения, одновременно отражает его внутреннее состояние и присутствует в каждой сцене, создавая особую атмосферу. Отношение Вертера к природе может быть рассмотрено как отражение его эмоционального состояния и степени его развития. В то время как природа самодостаточна, Вертер использует ее в качестве укрытия от трагической действительности своей жизни. В целом, природа не просто украшает описание, она раскрывает глубину эмоций и мыслей главного героя и помогает читателю лучше понять его духовный мир.