Файл: Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине Информационнокоммуникационные технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1. Работа с книгой Excel
Порядок выполнения работы:

1. Теоретические сведения

В окне Microsoft Excel 2007 ленточный интерфейс. В верхней части окна расположена лента с вкладками инструментов, кнопка Office, панель быстрого доступа, строка заголовка. Под лентой меню расположена строка, в которой отображается название активной ячейки, а также строка ввода формул или содержимого выделенной ячейки. В нижней части окна расположена строка состояния, которая содержит различного рода вспомогательную информацию по работе с программой.


Панель быстрого доступа

Кнопка Office





Строка заголовка

Лента главного меню

Вкладки





Строка состояния

Кнопка открытия

диалогового окнагруппы

Строка формул

Строка названия ячейки


Рисунок 6.1 – Окно MS Excel

Кнопка Office предназначена для вызова наиболее часто использующихся команд по работе с файлами книг: СОЗДАТЬ, ОТКРЫТЬ, ПРЕОБРАЗОВАТЬ, СОХРАНИТЬ, СОХРАНИТЬ КАК, ПЕЧАТЬ, ПОДГОТОВИТЬ, ОТПРАВИТЬ, ОПУБЛИКОВАТЬ, ЗАКРЫТЬ.


На панели быстрого доступа размещены кнопки наиболее часто выполняемых операций. По умолчанию это: СОХРАНИТЬ, ОТМЕНИТЬ ВВОД, ПОВТОРИТЬ ВВОД.

Лента главного меню включает в себя вкладки: ГЛАВНАЯ, ВСТАВКА, РАЗМЕТКА СТРАНИЦЫ, ФОРМУЛЫ, ДАННЫЕ, РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ, ВИД. Каждая вкладка содержит группы инструментов, предназначенных для выполнения определенного класса задач.

На панелях инструментов вкладок вынесены наиболее часто используемые кнопки. Другие нужные команды группы можно вызвать, нажав на небольшую стрелку в правом нижнем углу определенной группы. Это позволит вызвать диалоговое окно, содержащее все команды данной группы.

Вкладка ГЛАВНАЯ состоит из следующих групп инструментов, позволяющих осуществлять базовые операции по редактированию и оформлению текста в ячейках, форматированию самих ячеек и работе с ними:

- буфер обмена (позволяет осуществлять копирование, вставку, специальную вставку, удаление, формат по образцу);

- шрифт (позволяет задавать разнообразные параметры шрифта, заливки и границ ячеек);

- выравнивание (позволяет устанавливать выравнивание текста в ячейках по горизонтали и вертикали, направление и перенос текста, объединение/разъединение ячеек);

- число (используется для задания формата отображения значений ячейки, регулирования разрядности числовых значений);

- стили (позволяет задавать разнообразные параметры стилей оформления ячеек, условное форматирование);

- ячейки (позволяет выполнять операции вставки, удаления, формата ячеек, строк, столбцов, листов, а также выставлять параметры защиты различных объектов);

- редактирование (предназначена для вставки функций в формулы, задания прогрессии, сортировки и фильтрации, очистки содержимого ячеек, поиска и выбора различных объектов листа).

Вкладка ВСТАВКА состоит из следующих групп, позволяющих осуществлять вставку в электронную таблицу различных элементов:

- таблицы (позволяет создать на листе новый объект – таблицу, вставить сводную таблицу и диаграмму);

- иллюстрации (позволяет вставлять рисунки, клипы, фигуры, объекты SmartArt);

- диаграммы (позволяет вставить на листы диаграммы и отформатировать их),

- связи (осуществляет вставку гиперссылок);

- текст (позволяет вставить предварительно отформатированные надписи, объекты WordArt, специальные символы, колонтитулы и другие объекты).

В нижней части окна программы находится строка состояния. По умолчанию в правой части строки отображаются ярлыки режимов просмотра книги, масштаб.



Рабочая книга состоит рабочих листов, которые в свою очередь состоят из столбцов и строк, в целом представляя собой матрицу ячеек. Адрес ячейки состоит из имени столбца и номера строки рабочего листа (например А1, BM55).

Выполнение задания:

  1. Создать новую книгу. Для создания новой книги нажать на КНОПКУ OFFICE и выбрать пункт СОЗДАТЬ. Появляется окно СОЗДАНИЕ КНИГИ. В его левой части необходимо указать категорию шаблонов, на основе которых будет создана книга. По умолчанию используйте вариант ПУСТЫЕ И ПОСЛЕДНИЕ. Для завершения создания нажать кнопку СОЗДАТЬ.

2 Переместить указатель ячейки (активной ячейки) в начало строки (клавиша HOME), в начало таблицы (комбинация клавиш CTRL+HOME), в последнюю заполненную ячейку (комбинация клавиш CTRL+END), с помощью мыши в ячейку Н13.

3 Выделить прямоугольный диапазон В5:Е7 (выделить первую ячейку и удерживая левую кнопку мыши переместиться до последней ячейки или выделить первую ячейку, а на последней ячейке SHIFT+ щелчок), столбец или строку (щелчок на имени столбца (строки)), всю таблицу (щелчок на кнопке в верхнем левом углу таблицы), несмежных диапазонов А1:С3 и Н5:К9 (выделить первый диапазон, а затем выделить следующий при нажатой клавише CTRL).

4 Установить ширину столбца равной 2 символам. Выделить столбец А щелкнуть правой кнопкой выбрать пункт контекстного меню ШИРИНА СТОЛБЦА. Повторить изменение ширины столбцов можно с помощью команды меню Главная  Формат или перетаскиванием границы столбца мышью.

5 Использовать автозаполнение. Ввести в ячейку A1 значение 1. Ввести в ячейку A2 значение 2. Выделить две ячейки A1 и A2. Установить указатель мыши на маркер автозаполнения и перетащить маркер автозаполнения вниз.
Задание 2. Работа с табличными данными и формулами
В ячейках электронной таблицы могут находиться данные трех типов: числовые значения (включая время и дату), текст, формулы.

В качестве десятичного разделителя в числе применяется запятая или точка, можно вводить знаки денежных единиц. Если перед числом ввести «минус», то оно считается отрицательным. Нули, набранные перед числом, игнорируются программой. Если необходимо получить значение с нулями впереди, его необходимо интерпретировать как текстовое.

Excel для представления дат использует внутреннюю систему порядковой нумерации дат. Даты вводятся в привычном для пользователя формате и распознаются автоматически. Временные значения также вводятся в одном из распознаваемом форматов времени. Представление даты и времени непосредственно на листе регулируется заданием формата отображения ячейки.


Как текстовые значения воспринимаются все введенные данные, не распознаваемые как числа или формулы. Текстовые значения выравниваются по левой границе таблицы. Если текст не умещается в одной ячейке, то он располагается поверх соседних ячеек, если они свободны. Параметры расположения текста в ячейке задаются через формат ячеек.

Выделив ячейку и вызвав диалоговое окно форматирования, можно применить различные способы оформления ячеек.

Для задания параметров шрифта (вид, начертание, цвет, размер, видоизменение) можно использовать инструменты с мини-панели, с панели ШРИФТ вкладки ГЛАВНАЯ, либо с вкладки ШРИФТ окна ФОРМАТ ЯЧЕЕК,

вызываемого через контекстное меню.

Выравнивание текста в ячейках по горизонтали и вертикали, наклон текста, перенос по словам, автоподбор ширины ячейки под текст, объединение/разъединение можно задать с помощью кнопок панели выравнивание вкладки ГЛАВНАЯ, мини-панели, вкладки ВЫРАВНИВАНИЕ окна ФОРМАТ ЯЧЕЕК.

Параметры границ и заливки ячеек задаются на панели ШРИФТ, мини-панели, вкладках ГРАНИЦА и ЗАЛИВКА окна ФОРМАТ ЯЧЕЕК.

Формат представления данных в ячейках может быть задан на вкладке ЧИСЛО окна ФОРМАТ ЯЧЕЕК, либо на панели ЧИСЛО вкладки ГЛАВНАЯ, либо на мини-панели.

Формулой считается любое математическое выражение. Формула всегда начинается со знака «=», может включать в себя, кроме операторов и ссылок на ячейки, встроенные функции Excel. Адреса ячеек в формуле могут вводиться вручную, а могут просто с помощью щелчка мыши по нужным ячейкам. В формулах адреса указываются с помощью ссылок – относительных, абсолютных или смешанных. Благодаря ссылкам данные, находящиеся в разных частях листа, могут использоваться в нескольких формулах одновременно.

Относительная ссылка указывает расположение нужной ячейки относительно активной (т. е. текущей). При копировании формул эти ссылки автоматически изменяются в соответствии с новым положением формулы (Примеры записи относительной ссылки: A2, С10).

Абсолютная ссылка указывает на точное местоположение ячейки, входящей в формулу. При копировании формул эти ссылки не изменяются. Для создания абсолютной ссылки на ячейку, поставьте знак доллара ($) перед обозначением столбца и строки (Пример записи ссылки: $A$2, $С$10).

Чтобы зафиксировать часть адреса ячейки от изменений (по столбцу или по строке) при копировании формул, используется смешанная ссылка с фиксацией нужного параметра. (Пример записи ссылки: $A2, С$10).

Пример ввода формул для ячеек смежного диапазона: вводится формула =срзнач( в ячейку G4, выделяется указанный диапазон C4:F4 ячеек в таблице и набирается ).


Пример ввода формул для ячеек несмежного диапазона: вводится =срзнач( в ячейку W4, выделяются ячейки G4,L4,R4,V4, удерживая клавишу CTRL и набирается ).

Для того чтобы не набирать формулы вручную, можно вызвать МАСТЕР ФУНКЦИЙ, введя в строку = и нажав на кнопку .

Защита данных листа с предварительным указанием диапазонов, не подлежащих блокировке, выполняется следующим образом: выделяется заданный диапазон, вызывается контекстное меню, выбирается пункт ФОРМАТ ЯЧЕЕК  ЗАЩИТА  СНЯТЬ ФЛАЖОК ЗАЩИТЫ.

Защитить весь лист: РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ  ГРУППА ИЗМЕНЕНИЯ  ЗАЩИТИТЬ ЛИСТ.

Выполнение задания:

1 Перейти на лист 2.

2 Изменить имя листа. Установить указатель мыши на ярлыке листа щелкнуть правой кнопкой и выбрать пункт контекстного меню  ПЕРЕИМЕНОВАТЬ и сменить имя листа (Список абитуриентов).

3 Оформить исходные данные таблицы в соответствии с рисунком 3.2. Для задания параметров ячеек использовать соответствующие инструменты форматирования.



Рисунок 6.2 – Внешний вид рабочего листа

4 Заполнить таблицу данными 10-15 строк.

5 Добавить в таблицу столбцы Средний балл, Максимальный балл, Минимальный балл и вычислить эти данные для всех абитуриентов, используя соответствующие формулы.
Задание 3. Работа с диаграммами
Для построения диаграммы необходимо выделить диапазон заданных данных (для выделения несмежных диапазонов использовать клавишу CTRL). Выбрать нужный вид диаграммы (например, График) на вкладке ВСТАВКА.


Рисунок 6.3 – Вкладка ВСТАВКА
Поместить диаграмму на листе в нужном месте рабочего листа можно путем перетаскивания.

Для редактирования диаграммы необходимо ее активизировать щелчком мыши. При этом на ленте появится вкладки для работы с диаграммами КОНСТРУКТОР, МАКЕТ, ФОРМАТ.

Для ввода названия диаграммы выполняют команду: вкладка МАКЕТ  НАЗВАНИЕ ДИАГРАММЫ.

Изменить тип диаграммы: правой кнопкой по уже созданной диаграмме  ИЗМЕНИТЬ ТИП ДИАГРАММЫ либо на вкладке КОНСТРУКТОР  ТИП  ИЗМЕНИТЬ ТИП ДИАГРАММЫ.