Файл: Билет Типы односоставных предложений в русском языке. Способы выражения главного члена. Определите типы односоставных предложений в строфе 3й стихотворения А. С. Пушкина Осень.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. А. Жуковский был поэтом-романтиком, близко связанным с культурой немецкого романтизма (был со многими лично знаком, переводил немецкие романтические произведения). Соответственно, его стихотворение «Невыразимое» (1819 г.) является характерным именно для романтизма.

В этом стихотворении говорится о невозможности выразить бесконечное (=невыразимое, Бог, «Создатель в созданье») человеческим словом. Человек может ощущать это бесконечное в сердце, но при попытке называть это словом «обессиленно безмолвствует искусство». Слово, «вдохновенье» в силах передать только фрагмент, отрывок («Едва-едва одну ее черту / С усилием поймать удастся вдохновенью...»), и «лишь молчание понятно говорит», то есть молчание, созерцание – единственный язык общения с Абсолютом, Творцом.

Природа наделяется у Жуковского сакральностью, она и есть Бог, храм, в котором не говорят, а лишь тихо молятся шёпотом или про себя.

Формальными способами выражения идеи стихотворения являются существительные среднего рода (невыразимое, смутное, воспоминание) с размытым лексическим значением, подвижная форма (нечёткие рифмы, неровный ритм: то 5 стоп, то 4 и т.д.,отсутствие строф).

При этом можно сказать, что Жуковский всё-таки нашёл слова, поэтому стихотворение в некотором смысле парадоксально. Однако эти слова эти, благодаря названным уже формальным средствам и высокой лексике, очень музыкальны, и именно эта музыка слов позволяет выразить бесконечность. Музыка же для романтиков – главный вид искусства, менее всего скованный формой.
Стихотворение Пушкина «Осень» (1833 г., период 2-ой Болдинской осени) относится к реалистической традиции, однако в нём также можно проследить связь с романтизмом. В первую очередь, стихотворение сознательно не завершено, причём обрывается оно в тот момент, когда поэт начинает говорить о процессе творчества, о содержании стихов. Во-вторых, как намёк на романтическое мироощущение может быть понят эпиграф из Державина: «Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?». Вероятно, это должно пониматься: созидаемый поэтом мир так велик, что не поддается описанию.

Однако в остальном стихотворение обладает реалистическими чертами. Если у Жуковского мы видим возвышенную лексику, абстрактные лексемы, то у Пушкина слова конкретны, язык тяготеет к бытовому, разговорному, просторечному: он употребляет слова «грязь», «мухи», «организм», в результате чего происходит прозаизация языка и ситуации.


В стихотворении Пушкина имеет чёткие строфы (8 стихов в каждой – октава, создающая настроение лёгкой грусти), ритм (шестистопный ямб на протяжении всего произведения) и рифму (первая, третья и пятая строчки рифмуются между собой вторая – с четвертой и шестой; последние две – друг с другом – такая последовательность проведена через все стихотворение).

Пушкин создаёт реалистическую картину осени, используя эпитеты, метафоры и сравнения. Явного сюжета в стихотворении нет, описываются картины природа и детали быта, что позволяет говорить о том, что эти стихотворение реалистическое.



  1. Перечислите типы односоставных предложений, изучаемых в школе. Приведите примеры.

Типы односоставных предложений изучают в 8 классе. Перед изучением типов односоставных предложений следует повторить материал о формах глагола, то есть вспомнить, какие формы имеет глагол, какими средствами они выражаются и какое значение имеют. Это важно, поскольку именно глагол в первую очередь входит в состав грамматической основы, именно эта часть речи своими формами создает основные типы односоставных предложений.

По программе Бабайцевой и Чеснокой изучаются:

1) определённо-личные: Люблю зимний лес.

2) неопределённо-личные: В поселке строят новую школу

3) Безличные: Светает

4) Назывные: Зима. Вот и снег.
Иногда также рассматривают обобщённо-личные предложения (Цыплят по осени считают).


  1. Охарактеризуйте прием сравнения, его роль и место в анализе литературного произведения. Предложите вопросы учащимся к сопоставления приведенных «отрывков»: «Невыразимого» В.А. Жуковского и «Осень» А.С. Пушкина


Сопоставление лежит в основе мышления, это психическая операция, важная при обучении. Приём сопоставления даёт возможность придать целостность изучаемому материалу, обеспечить внутрипредметные связи.

Прием сопоставления является средством анализа различных уровней произведения: направление, жанр, стиль, тематика, идея, композиция, система образов, показывает использование языковых средств.
Существуют следующие типы сопоставления в методике литературы:

  • внутритекстовое сопоставление (сопоставить строфы, образы и т.д.)

  • межтекстовый (данный случай)

  • интерпретационный (сопоставление интерпретаций произведения, например статей Добролюбова и Писарев о Катерине)



Сопоставление обязательно должно вести к какой-то цели, иметь результат.
При сопоставлении стихотворений Пушкина и Жуковского можно предложить такие вопросы:

  1. Сначала спросить о впечатлениях: понравилось ли? Какое больше? Разные ли впечатления они оставили?

  2. О жанре: к какому жанру принадлежат стихотворения? Какие черты роднят стихотворения?

  3. Сопоставьте темы и идеи стихотворений.

  4. Какие образы природы создаются в стихотворениях?

  5. Что говорится в стихотворениях о природе поэтического творчества?

  6. Охарактеризуйте рифму, ритм, строфы стихотворений.

  7. Сопоставьте лексику, которую используют поэты.

  8. К какому из направлений вы бы отнесли каждое из этих стихотворений? Почему?

В итоге – установление связей между направлениями.