Файл: Урок литературы 11 класс Тема урока М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Цели урока Познавательные.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Урок литературы 11 класс

Тема урока: М.И.Цветаева. Жизнь и творчество.

Цели урока: Познавательные:

-осознанно строить сообщения, в том числе творческого характера;

-извлекать информацию и структурировать её;

-сравнивать и оценивать информацию.

Регулятивные:

-осуществлять контроль по результату;

-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

-адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок.

Коммуникативные:

-предлагать помощь и сотрудничество;

-строить монологическое высказывание;

-вести диалог, слушать собеседника;

-осуществлять взаимный контроль.

Планируемые личностные результаты:

-готовность и способность к саморазвитию;

-самооценка на основе критериев,

- навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты.

Предметные.

 Расширить и систематизировать свои знания о жизни Марины Цветаевой, познакомиться с некоторыми ее произведениями.

Ход урока:

Стихи – есть бытие.

М. Цветаева

Орг. момент.

II. Актуализация знаний

1. Вступительное слово учителя: ( включить романс) 1 слайд

Я думаю, вы все узнали романс из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром», но, наверно, не все знают, что слова к этой песне написаны Мариной Цветаевой.

Среди блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем Анны Ахматовой (творчество которой мы изучали на прошлых уроках) яркой звездой горит и имя Марины Цветаевой. Эти женщины по силе своего дарования ни в чем не уступали поэтам - мужчинам.

Как и для Ахматовой, Цветаевой характерна предельная искренность, отношение к творчеству как «к священному ремеслу», теснейшая связь с родной землей, ее историей и культурой, а также виртуозное владение словом. Все это позволило Цветаевой встать в один ряд с крупнейшими лириками 20 века.

Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии.


Этап активного усвоения знаний

  1. Лексическая работа

Запишите Тему нашего урока «Жизнь и творчество М.Цветаевой»

Эпиграфом к уроку станут слова М.И.Цветаевой «Стихи – есть бытие»

(работа с эпиграфом). (слайд №2)

Как понимаете слова Цветаевой? Что значит слово «бытие»?

Запишите в тетрадях «Лексическая работа»

- Бытие (книжное) – 1.Жизнь, существование. 2. Совокупность материальных условий жизни общества. Здесь слово употреблено в 1-м значении.

Стихи для Цветаевой есть жизнь, вся ее жизнь отразилась в стихах.

-Сформулируем цели нашего сегодняшнего урока (обучающиеся самостоятельно формулируют цели урока)
Сегодня на уроке мы вместе перелистаем страницы жизни и творчества этого поэта и проследим, как в стихах отразилась ее судьба.

  1. Просмотр видеоролика «Не женщина-ветер» (автор- Швыреев Влад, 11 класс МБОУ Погромская СОШ( слайд №3)

А свое знакомство с жизнью поэтессы мы начнем с ее стихотворения, а точнее с просмотра видеоролика «Не женщина –ветер»

II.Проблемное объяснение нового материала

Работа с текстом « Марина Цветаева»

  1. Прочитайте краткую биографию Цветаевой. Разбейте текст на смысловые отрезки, озаглавьте их

Марина Цветаева

 (26 сентября [8 октября1892, Москва — 31 августа 1941, Елабуга

Родители Марины были люди интеллигентные, образованные. Отец, Иван Владимирович Цветаев, был профессором Московского университета, одним из основателей Музея изящных искусств.Мать, Мария Александровна Мейн, была блистательной пианисткой, пожертвовавшей музыкальной карьерой во имя семьи, а также переводчицей с английского и немецкого языков. Дед Марины Ивановны со стороны матери был знаком с Львом Толстым, бывал у него дома.

Мать оказала большое влияние на формирование характера своих дочерей: Марины и младшей Анастасии. «Музыка, природа, стихи, Германия... Героика...». Влияние отца было более скрытым, но не менее сильным. Мать жила музыкой, отец – музеем.Музыка и Музей – два влияния сливались и сплетались в одном доме, накладывали неповторимый отпечаток на растущих сестер. «Жизнь на высокий лад». Дом в Трехпрудном навсегда остался в памяти Марины – лик и облик счастья и полноты существования. И, конечно же, Москва с ее храмами, колоколами и звонницами...



Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

После смерти матери от чахотки в 1906 году остались с сестрой Анастасией, единокровными братом Андреем и сестрой Валерией на попечении отца, который знакомил детей с классической отечественной и зарубежной литературой, искусством. Иван Владимирович поощрял изучение европейских языков, следил за тем, чтобы все дети получили основательное образование.

Марина начала писать стихи ещё в шестилетнем возрасте, не только на русском, но и на французском и немецком языках.

В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом», в который были включены в основном её школьные работы. Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этом же году Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник «Волшебный фонарь».

Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах).

В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 года — вышла за него замуж. В сентябре того же года у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).

В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (в Подмосковье) в возрасте 3 лет.

В мае 1922 года Цветаевой разрешили уехать с дочерью Ариадной за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца». В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.


В течение всего времени, проведённого в эмиграции (1922—1939), не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком, которому она посвятила также множество стихов. В мае 1926 года по инициативе Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке.

С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете.

Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода.

Из воспоминаний Марины Цветаевой

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.

В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью.  27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке (по другим данным — в Орловском централе); Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955 году.

В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.

Великая Отечественная война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление:

«В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 

28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.

31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме Бродельщиковых, куда вместе с сыном была определена на постой. Оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить - «эвакуированным»,  Асеевым и сыну. Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился (был изъят в качестве вещественного доказательства милицией и утерян), её текст известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону.

Записка сыну:

Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.

Записка Асеевым:

Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь — просто взять его в сыновья — и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына — заслуживает. А меня — простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!

Записка «эвакуированным»:

Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы — страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом — сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте.

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно.

IV. Первичное закрепление

- Что вы узнали о Цветаевой из прочитанного текста?

- сопоставьте прочитанное с со слайдами презентации ( показ слайдов презентации с №4-13)

- Прочитаем составленный вами план

( 1 ученик читает свой план)

- У кого-нибудь есть предложения – разбить или озаглавить части как-то иначе?

- Несмотря на то, что творчество Цветаевой ценили такие великие поэты как Волошин, Брюсов, Пастернак, Мандельштам, Рильке; несмотря на то, что со многими неординарными мужчинами Цветаеву связывали романтические отношения, она считала, что ее истинный читатель и истинный возлюбленный родится через 100 лет, то есть в наше с вами время. И, возможно, кому-то из нас она посвятила строки:

ТЕБЕ - ЧЕРЕЗ СТО ЛЕТ(слайд №17)


К тебе,имеющему быть рожденным

Столетие спустя, как отдышу,-

Из самых недр -- как на смерть осужденный,

Своей рукой пишу:
-- Друг! не ищи меня! Другая мода!

Меня не помнят даже старики.

-- Ртом не достать! -- Через летейски воды