Файл: Урок литературы 11 класс Тема урока М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Цели урока Познавательные.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Протягиваю две руки
Как два костра, глаза твои я вижу,

Пылающие мне в могилу -- в ад,-

Ту видящие, что рукой не движет,

Умершую сто лет назад.
Со мной в руке -- почти что горстка пыли --

Мои стихи! -- я вижу: на ветру

Ты ищешь дом, где родилась я -- или

В котором я умру.
На встречных женщин -- тех, живых, счастливых,

Горжусь, как смотришь, и ловлю слова:

-- Сборище самозванок! Всe мертвы вы!

Она одна жива!
Я ей служил служеньем добровольца!

Все тайны знал, весь склад ее перстней!

Грабительницы мертвых! Эти кольца

Украдены у ней!
О, сто моих колец! Мне тянет жилы,

Раскаиваюсь в первый раз,

Что столько я их вкривь и вкось дарила, --

Тебя не дождалась!
И грустно мне еще, что в этот вечер,

Сегодняшний -- так долго шла я вслед

Садящемуся солнцу, -- и навстречу

Тебе -- через сто лет.
Бьюсь об заклад, что бросишь ты проклятье

Моим друзьям во мглу могил:

-- Все восхваляли! Розового платья

Никто не подарил!
Кто бескорыстней был?! -- Нет, я корыстна!

Раз не убьешь, -- корысти нет скрывать,

Что я у всех выпрашивала письма,

Чтоб ночью целовать.
Сказать? -- Скажу! Небытие -- условность.

Ты мне сейчас -- страстнейший из гостей,

И ты окажешь перлу всех любовниц

Во имя той -- костей.

Август 1919

Некоторые стихотворения Цветаевой полны философских размышлений о жизни и смерти, об одиночестве и даже о самоубийстве. Вот одно из таких стихотворений.

Чтение стихотворения «Вскрыла жилы…»

В этом итоговом стихотворении тесно связаны такие понятия, как жизнь и стихи, т.е. поэтическое творчество.

Закрепление: Итак, ребята, мы познакомились с наиболее интересными фактами биографии М. Цветаевой, которые не могли не отразиться в ее творчестве.

  1. 1. Практикум Чтение стихотворений и краткий анализ (см. приложение)


У меня на столе карточки с заданием. Задание у всех одно: прочитайте выразительно стихотворение, определите на какую тему оно написано, стихи разные.
А теперь давайте ответим на вопросы, которые я назвала в начале урока.

1. Какие факты биографии отразились в творчестве М. Цветаевой?

2.Какие темы звучат в ее поэзии?

Итак, вспомним эпиграф к уроку: «Стихи – есть бытие»,

т.е. стихи для Цветаевой есть сама жизнь. И мы видим, что вся ее жизнь отразилась в стихах.

5. Итог урока:

Какую цель мы поставили на уроке? Достигли мы поставленной цели?

Для этого вам предстоит заполнить портфолио-анкету (см. приложение)(слайд №19)
Оценки. Рефлексия.
Домашнее задание
Написать эссе на тему «Моя Цветаева»

Приложение
Карточка 1.

Облака - вокруг,

Купола - вокруг.

Надо всей Москвой-

­Сколько хватит рук -

­Возношу тебя, бремя лучшее,

Деревцо мое

Невесомое!

В дивном граде сем,

В мирном граде сем,

Где и мертвой мне

Будет радостно,-

Царевать тебе, горевать тебе,

Принимать венец,

О мой пер венец!

Ты постом - говей,

Не сурьми бровей,

И все сорок - чти –­

Сороков церквей.

Исходи пешком – молодым шажком-

­Все привольное

Семихолмие.
Карточка 2

Новый год я встретила одна.

Я, богатая, была бедна,

Я, крылатая, была проклятой.

Где-то было много-много сжатых

Рук - и много старого вина.

А крылатая была - проклятой!

А единая была - одна!

Как луна - одна, в глазу окна.

Карточка 3

Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду и кольцом на стеклах, -

и на стволах, которым сотни зим ...

И, наконец, - чтоб было всем известно!­

ЧТО ты любим! любим! любим! Любим!

Расписывалась - радугой небесной.
Карточка 4

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

В месте с которой из двух - не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!

С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединую душу!
Карточка 5

Поэт - издалека заводит речь.

Поэта - далеко заводит речь.

Планетами, приметами ... окольных

Притч рытвинами ... Между да и нет

Он, даже разлетевшись с колокольни,

Крюк выморочит. Ибо путь комет-

Поэтов путь. Развеянные звенья

Причинности - вот связь его! Кверх лбом-

Отчаятесь! Поэтовы затмения

Не предугаданы календарем.
Карточка 6

Тоска по родине!

Давно Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно­

Где - совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма,



Карточка №7

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге!

­Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны!­

Под крыльями раскинутых бровей­

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху!

Такие - в роковые времена-

Слагают стансы - и идут на плаху.


Карточка№8

О неподатливый язык!

Чего бы попросту - мужик,

Пойми, певал и до меня:

- Россия, родина моя!

Но и с калужского холма ё

Мне открывалася она ­

Даль, - тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,

Настолько родина и столь­

Рок, что повсюду, через всю

Даль - всю ее с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,

Даль, говорящая: «Вернись

Домой!»

Ты! Сей руки своей лишусь­

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля

­Гордыня, родина моя!


Анкета-портфолио

  1. Ф.и.о поэтессы__________________




  1. Годы жизни__________________

  2. Семья ____________________




  1. Яркие жизненные впечатления__________________



  1. Современники поэтессы ____________________

  2. Первый сборник стихов __________________________

  3. Основные темы творчества_______________________

  4. Какие факты из жизни вас удивили?