Файл: Курсовой проект по дисциплине оп. 02 Механика тема проекта Привод механизма передвижения мостового крана.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




7)Определяем число зубьев шестерни



8)Определяем число зубьев колеса


9) Определяем фактическое передаточное число и проверяем его отклонение от заданного :





11)Определяем фактическое межосевое расстояние



12) Определяем фактические геометрические параметры передачи:

Делительный шестерни dе1=mеz1=28 мм

Делительный колеса dе2=mеz2=109 мм

Вершин зубьев шестерни dае1=dе1 + 2·me·cos(δ1)=31 мм

Вершин зубьев колеса dае2=dе2 + 2·me·cos(δ2)=111 мм

Впадин зубьев шестерни dfе1=dе1 – 2,4·me·cos(δ1)=24,4 мм

Впадин зубьев колеса dfе2=dе2 - 2,4·me·cos(δ2)= 105,4 мм

10) Определяем окружную силу в зацеплении зубьев по формуле





Рисунок 2.1 – Геометрические размеры цилиндрической зубчатой передачи

11) Проверяем цилиндрическую зубчатую передачу по контактным напряжениям


Условие прочности по контактным напряжениям (730<743) выполняется.
2.1.3 Проектный расчет быстроходного и тихоходного валов редуктора

Исходные данные: вращающий момент на быстроходном валу ТII= 23,8 Н·м. Вращающий момент на тихоходном валу ТIII =89 Н·м; размеры закрытой передачи b= 19мм , daе1=28мм , [τ]= 15 МПа.

Быстроходный и тихоходный валы изготавливают ступенчатыми, где каждая ступень – это участок, на который устанавливают детали: колеса, подшипники, шкивы. Тихоходный вал – пятиступенчатый (на нем расположено ведомое колесо). Быстроходный вал – четырехступенчатый, так как его изготовляют заодно с ведущим звеном (шестерней), поэтому такой вал называют вал-шестерня и пятой ступени у него нет. Функциональное назначение ступеней и расположение деталей на валу показано на рис .2.2 и рис. 2.3



Рисунок 2.2 - Расположение деталей на валу



Рисунок 2.3 - Обозначения ступеней вала

Диаметры и длины ступеней быстроходного вала

Первая ступень:

диаметр

длина

Вторая ступень

,

Длина l2Б =

Третья ступень

Диаметр

Длина для конической передачи l3Б = = 43 мм

Четвертая ступень



(где - ширина подшипника быстроходного вала)

Диаметры и длины ступеней тихоходного вала

Первая ступень:

диаметр

длина

Вторая ступень

Диаметр ( округляем до числа, кратного пяти

)

Длина

Третья ступень

Диаметр

Длина

Четвертая ступень

Диаметр

Длина (где - ширина подшипника тихоходного вала)

Пятая ступень

Диаметр

Длина для цилиндрической (берем конструктивно)

Значение - ширины подшипника, выберем из справочной таблицы после определения номера подшипника
2.1.4 Выбор подшипников быстроходного и тихоходного валов
Предварительный выбор подшипника состоит в определении номера подшипника, который может содержать от трех (***) до пяти цифр (*****). Нули, стоящие в номере (справа налево) опускают.

Первая и вторая - внутренний диаметр подшипника (результат деления диаметра на 5)

Цифра для быстроходного вала *****05 (d2Б/5=25/5=05)

Цифра для тихоходного вала *****07 (d2Т/5=35/5=07)

Третья - серия подшипника по ширине (2 ,если Т≤50 Н∙м; 3, если Т>50 Н∙м)

Цифра для быстроходного вала ****2** (ТII=15.33 Н·м<50 Н·м)

Цифра для тихоходного вала ****3** (ТIII=56,52 Н·м>50 Н·м)

Четвертая - тип подшипника (0 – для цилиндрических косозубых колес при β≤8°; 6 – для цилиндрических косозубых колес при β>8°и конических прямозубых колес; 7 – для червячной передачи)

Цифра для быстроходного вала ***6***

Цифра для тихоходного вала ***6***

Пятая - конструктивная особенность подшипника (0 – для 7-го и 0-го типа; 3 – если Т≤50 Н∙м; 4 – если Т>50 Н∙м)

Цифра для быстроходного вала **3****

Цифра для тихоходного вала **4****

Полный номер для быстроходного вала 0205

Полный номер для тихоходного вала 0307

Размеры выбранных подшипников берем из ГОСТ 8338-75

Размеры подшипника быстроходного вала

dБ= 25 мм, DБ= 52 мм, BБ =15 мм, CrБ = 14 кН

Размеры подшипника тихоходного вала

dТ
= 35 мм, DТ= 80 мм, BТ = 21 мм, CrТ = 33,2 кН
2.1.5 Конструктивное оформление подшипниковых узлов редуктора

Подшипниковый узел – это защита и фиксация подшипников качения в корпусе редуктора. Защита - это недопущение попадания на дорожки качения посторонних твердых частиц снаружи и изнутри корпуса. Фиксация – это неподвижность и возможность регулировки расположения подшипника в осевом направлении.

В одноступенчатом редукторе два вала – быстроходный и тихоходный. Н каждом валу два подшипниковых узла – сквозной и глухой.

Для каждого узла назначить – тип крышки, способ наружной и внутренней защиты и регулирования. За основу выбора берм опыт конструирования, а также протопи редуктора [1, рис.А14, с.379].

1) Тип крышки подшипника (позиция 4 на рис.2.4):

на быстроходном валу: торцевая (сквозной узел) + стакан

на тихоходном валу: врезная (сквозной и глухой узел)

Применение стакана необходимо для прохождения быстроходного вала в основание корпуса. Стакан для быстроходного вала необходим, так как da1DБ

а) б)

1 – винт большого диаметра, 2 – винт малого диаметра, 3 – самоустанавливающаяся шайба, 4 – крышка подшипника; 5 – контргайка (стопорит винт 2)

Рисунок 2.4 - Крышки подшипников и разновидности регулировочных винтов: а) торцевая; б) врезная

2) Способ наружной защиты подшипника (только сквозной узел)

на быстроходном валу: окружная скорость второй ступени v`=d2Б/2·ωII=3,9 м/с, поэтому выбираем манжетное уплотнение (v`<10 м/с)

на тихоходном валу: окружная скорость второй ступени v``=d2Т/2·ωIII=01,4 м/с, поэтому выбираем манжетное уплотнение (v``<10 м/с)

Элементы наружной защиты подшипника (иллюстрированы на рис. 2.2) - манжетное уплотнение (стандартное армированное резиновое кольцо)

1 – крышка подшипника, 2 - вал

Рисунок 2.5 - Наружная защита подшипника: а) манжетой; б) щелевое уплотнение

3) Элементы внутренней защиты подшипника
:

на быстроходном валу: МЗШ (брызговик не ставим, так как вал не в масле)

на тихоходном валу: МУШ (так как ЦС не предусматривается)

где ЦС – это централизованная смазка (масляный туман или смазочные каналы в корпусе)

Элементы внутренней защиты (иллюстрированы на рис. 2.3):

МЗШ (маслозащитная шайба) – для защиты подшипника быстроходного вала от попадания частиц из участка зацепления редукторной пары;

МУШ (мазеудерживающая шайба) – дополнительно сохраняет смазочный материал в подшипнике качения тихоходного вала.

а) б) в))

Рисунок 2.6 - Внутренняя защита подшипника: а) МЗШ – Маслозащитная шайба; б) МУШ – Мазеудерживающая шайба; в) УП – уплотнительная шайба; г) Бр - брызговик

4) Способ регулирования подшипникового узла

Элементы разновидностей регулировочных винтов (иллюстрированы на рис. 2.4). Способ регулирования подшипникового узла определяет эргономику (простоту) регулировки, стоимость деталей и точность расположения колес редукторной пары (при настройке зацепления после первичной сборки корпуса).

на быстроходном валу: металлические шайбы (только на сквозном узле)

на тихоходном валу: регулировочные втулки (на сквозном и глухом узлах)
2.1.6 Конструктивное оформление элементов корпуса редуктора

Корпус редуктора – элемент, необходимый для правильного расположения и защиты редукторной пары. В корпусе выполнены отверстия правильных формы для прохода в корпус деталей редукторной пары и монтажа вспомогательных элементов (крышек, пробок, маслоуказателя, крепежных деталей, отдушины)

Отверстия в корпусе дополнительно упрочняются фланцем (утолщением корпуса), показанном на рисунке 2.7,

где d - диаметр крепежной детали (болта или винта)

K - ширина фланца

С - расстояние оси отверстия от торца фланца

h - высота фланца

n - число крепежных деталей на фланце



Рисунок 2.7 – Фланец корпуса

1) форма корпуса

Контур формы корпуса - параллелепипед