Файл: Методика расчета сил и средств при тушении пожаров на объектах азс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20 экземпляр которой оставляет на АЗС, а три экземпляра возвращает водителю, доставившему нефтепродукты.
При выявлении несоответствия поступивших нефтепродуктов товарно- транспортной накладной, составляется акт на недостачу в трех экземплярах, из которых первый - прилагается к сменному отчету, второй – вручается водителю, доставившему нефтепродукты, а третий остается на АЗС. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка на всех экземплярах товарно-транспортной накладной.
Объем нефтепродуктов, принятых по трубопроводу, товарный оператор нефтебазы и оператор АЗС определяют в присутствии представителя администрации нефтебазы измерением уровня, температуры до перекачки нефтепродукта и после нее, а также уровень подтоварной воды в резервуаре АЗС.
По окончании перекачки нефтепродукта задвижку на трубопроводе от предприятия до
АЗС пломбирует представитель администрации предприятия, пломбир хранится у руководителя предприятия.
Нефтепродукты, расфасованные в мелкую тару, должны транспортироваться в упаковке.
При приеме нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, оператор проверяет число поступивших мест и соответствие трафаретов данным, указанным в товарно-транспортной накладной.
Количество принятых и проданных на АЗС расфасованных нефтепродуктов фиксируется в книге учета движения расфасованных нефтепродуктов, фильтров, запасных частей.
Отработанные нефтепродукты принимаются на АЗС без анализа.
Слитые из картера двигателя непосредственно на станции отработанные масла принимаются как моторные (ММО), все прочие нефтепродукты - как смешанные (СНО).
АЗС, которые принимают отработанные нефтепродукты, должны быть оборудованы эстакадой, сборником и оснащены измерительными
21 приспособлениями для определения объема и массы принимаемых нефтепродуктов. [5]
Хранение нефтепродуктов
Нефтепродукты на АЗС хранятся в подземных и наземных металлических резервуарах и таре.
Все изменения в расположении резервуаров, колонок, трубопроводов и арматуры должны производиться в соответствии с документацией, утвержденной главным инженером предприятия, которому подчиняется АЗС, и вноситься в технологическую схему АЗС.
Уровень масла в заполненном резервуаре при подогреве должен поддерживаться на 150-200 мм ниже предельного.
Хранение легковоспламеняющихся жидкостей в мелкой расфасовке разрешается в количестве, необходимом для пятисуточной продажи, за исключением тормозной жидкости, запасы которой в торговом зале не должны превышать 20 бутылок.
Начальник или оператор АЗС должен ежедневно осматривать склады, проверяя состояние тары и упаковки.
Технические средства сбора отработанных нефтепродуктов должны обеспечивать их сохранность при хранении, транспортировке и приемо- сдаточных операциях.
Принятые отработанные нефтепродукты допускается хранить в любых маркированных и градуированных резервуарах, а также в бочках и бидонах
[6].
Отпуск нефтепродуктов
Расфасованные в мелкую тару нефтепродукты выставляют в витрине для ознакомления потребителей с ассортиментом, ценой. Отпускает их оператор АЗС.
Оператор, отпускающий нефтепродукт, обязан:
22
- следить за исправностью и нормальной работой колонок;
- требовать от водителя заправляемого транспорта наблюдения за ходом заправки, не допуская переливов нефтепродуктов и нарушения правил пожарной безопасности на АЗС;
- проверять наличие и исправность пломб по схеме, указанной в формуляре данной колонки;
- поддерживать чистоту на территории и внутри помещения АЗС.
Топливо из образцового мерника при ежесменной проверке точности работы топливораздаточной колонки необходимо сливать в бак владельца автотранспортного средства, предварительно получив его согласие на слив, при этом заполнение мерника и проверка дозы осуществляются в присутствии водителя заправляемого автомобиля. Бензин из мерника, недолитого на величину, превышающую допустимого погрешность колонки, в бак автотранспортного не сливается. Колонку необходимо отключить и отрегулировать. Бензин из недолитого мерника следует слить в резервуар, оформив это актом с указанием причины и показаний счетчика колонки.
О результатах государственной поверки делают запись в паспорте и журнале учета ремонта оборудования.
Отпуск нефтепродуктов через колонку с погрешностями запрещается.
Весь автотранспорт заправляется нефтепродуктами в порядке очереди, за исключением автомобилей специального назначения (автомобили пожарной охраны, милиции, скорой помощи, хлебные и молочные, снегоуборочные, связи; автомобили, занятые междугородными перевозками грузов, рейсовые маршрутные автобусы), а также индивидуальных автомобилей инвалидов труда, участников войны. Автомобили, перевозящие скоропортящиеся продукты, заправляются вне очереди без ограничения.
Директор предприятия несет ответственность за бесперебойное обеспечение АЗС необходимым ассортиментом нефтепродуктов.
Начальник, мастер или старший оператор АЗС несут ответственность за своевременное представление заявок на завоз нефтепродуктов на АЗС.
23
Отпускать бензин в полиэтиленовые канистры и стеклянную тару запрещается.
Расчет за отпущенный нефтепродукт должен осуществляться через кассовый аппарат с выдачей чека, в котором указывается стоимость и количество нефтепродукта.
Используемые кассовые аппараты должны быть зарегистрированы в налоговой инспекции [7].
24
2. АНАЛИЗ ПОЖАРНОЙ ОБСТАНОВКИ НА ОБЪЕКТЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Общая характеристика АЗС ООО «Элке» и технологического
процесса
Рассматриваемая автозаправочная станция – АЗС ООО «Элке» (рис.
2.1) расположена в городе Томске. Площадь территории в условных границах составляет 3663 м
2
. Данная АЗС относится к стационарному типу в соответствии с НПБ 111-98*. Комплекс АЗС предназначен для хранения и отпуска трех видов топлива: бензины марок «Регуляр-92», «Премиум-95», дизельное топливо; организации платной заправки автомобилей топливом.
Рисунок 2.1 – Схема размещение автозаправочной станции
1 – операторная; 2 – навес; 3 – ТРК; 4 – резервуары с топливом;
5 – аварийный резервуар; 6 – резервуар для сбора ливневых вод;
7 –общественный туалет; 8 – площадка для слива топлива;
9 – люки технологических отсеков; 10 – колодцы ливневых стоков;
11 – рекламный щит; 12 – насосная станция.
25
Территория АЗС делится функционально на подъездную зону, зону
АЗС, зону общественного центра. В пределах подъездной зоны размещаются дороги въезда-выезда, информационные и рекламные щиты.
Зона АЗС делится на:
– «складскую» (где размещаются резервуары с топливом и приямок для слива топлива в резервуары);
– «очистных сооружений» - колодцы производственно-ливневых стоков и оборудование для сбора и передачи стоков на очистные сооружения;
– «заправочных островков» - топливо-раздаточные колонки, площадка подпора транспортных средств (зона ожидания автомобилей для заправки);
– «производственную часть», на которой размещается помещение оператора.
– «насосную часть».
Состав зданий и сооружений технологического назначения:
– операторная;
– насосная станция;
– навес и топливораздаточные колонки (далее ТРК) для заправки легковых автомобилей;
– ТРК для заправки грузовых автомобилей;
– резервуарный парк;
– резервуар для сбора аварийного пролива топлива;
– площадка для АЦ;
– лотковые каналы для трубопроводов.
Операторная расположена в одноэтажном кирпичном здании III степени огнестойкости. Здание электрифицировано, отопление центральное водяное. Стены, перегородки кирпичные, перекрытия железобетонные, кровля чердачная. Размеры здания в плане 7×10 м, одноэтажное, высота помещений 2,6 м. Несущие конструкции здания установлены и крепятся на монолитную фундаментную плиту, в соответствии с паспортом завода изготовителя. Перегородки из гипсокартонных листов в 2 слоя по
26 металлическому каркасу.
Кровля из линокрома, утеплитель
– теплоизоляционный материал «УРСА». В здании операторной расположены помещения:
– рабочее помещение оператора АЗС;
– комната отдыха персонала;
– комната старшего оператора;
– электрощитовая;
– санузел персонала;
– подсобное помещение;
– помещение электрослесаря.
Из здания имеются 2 эвакуационных выхода. Смонтирована автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения людей о пожаре.
ТРК для заправки легковых и грузовых автомобилей. ТРК располагаются на островках, которые возвышаются над проезжей частью на
2000 мм и огорожены специальными устройствами, предотвращающими их повреждения при случайном наезде автотранспорта. Количество ТРК – 4 шт.
Управление ТРК дистанционное из операторной. ТРК защищены от солнечного излучения, осадков навесом размерами в плане 7,5×23 м, высотой
4,9 м от уровня земли. Конструктивные элементы навеса:
– фундаменты – монолитные железобетонные столбчатые из тяжелого бетона класса В15, совмещенные с технологическими приямками для ТРК;
– колонны стальные труб диаметром 325×5 мм;
– балки и прогоны покрытия из прокатных стальных профилей;
– покрытие навеса – оцинковый профнастил НС 44 – 1000 - 0,8. Уклон покрытия навеса 2,4 %.
Для отделки навеса применен фриз из алюминиевого профиля и подвесной потолок из алюминиевой рейки. Устойчивость каркаса навеса обеспечивается жесткой заделкой колон в фундаментах и наличием в диске
27 покрытия профнастила, закрепляемого к сжатому поясу балок в каждой волне.
Резервуарный парк имеет в своем составе 4 резервуара:
– 2 топливных резервуара;
– 1 емкость для аварийного пролива топлива;
– 1 емкость для сточных вод.
Резервуары подземные двустенные горизонтальные, двухкамерные объемом 50 (20+30) м
3
. Межстенное пространство заполнено инертным газом
– азотом для контроля герметичности резервуара. Каждый резервуар имеет четыре технологических отсека – два приборных и два для осмотра.
Технологические отсеки возвышаются на уровнем земли на 200 мм и закрыты откидными крышками для предотвращения попадания атмосферных осадков.
Приборные технологические отсеки оснащены:
– трубопроводом линии наполнения с установленным клапаном отсечным поплавковым;
– трубопроводом линии выдачи с клапаном обратным, огнепреградителем, краном поворотным;
– трубопроводом линии обесшламливания;
– трубой замерной;
– патрубком для датчика контроля верхнего уровня топлива;
– патрубком продувки азотом;
– патрубком для установки датчика контроля паров бензина в межстенном резервуаре;
– краном шаровым;
– фланцем для установки уровнемера.
Насосная станция расположена в одноэтажном кирпичном здании III степени огнестойкости. Здание электрифицировано, отопление центральное водяное. Стены, перегородки кирпичные, перекрытия железобетонные, кровля чердачная. Размеры здания в плане 7×10 м, одноэтажное, высота
28 помещений 2,6 м. Несущие конструкции здания установлены и крепятся на монолитную фундаментную плиту, в соответствии с паспортом завода изготовителя.
Площадка для автоцистерн (АЦ). Площадка оборудована:
– пандусами для безопасного въезда и выезда;
– приямком и сливным трубопроводом, обеспечивающим слив топлива с площадки без его перелива при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ.
В приямке установлены хлопушки, выполняющие функции запорной арматуры. От одной хлопушки трубопровод идет к резервуару для сбора аварийного пролива топлива, от второй – к емкости для сбора ливневых стоков, загрязняющих нефтепродуктами. Лотковые каналы представляют собой бетонные углубления в покрытии АЗС. Глубина заложения трубопроводов не менее 200 мм с уклоном трубопроводов в строну резервуара с топливом. Технологические выбросы паров бензина осуществляется путем вывода дыхательных клапанов за территорию АЗС и подъем на высоту 4,5 м.
Расстояние от АЗС до границ жилой застройки составляет более 200 м.
Дороги, проезды и площадки имеют асфальтобетонное, цементно-бетонное покрытие. Вертикальная планировка решает отвод поверхностных вод системой открытых и закрытых ливнестоков и обеспечивает благоприятные условия для движения транспорта и пешеходов.
Таким образом, АЗС
является взрывопожароопасным объектом, так как на ней осуществляются технологические процессы с участием горючих жидкостей которые могут образовать взрывоопасную концентрацию при нормальной работе.
29
2.2 Анализ пожарной опасности на автозаправочной станции
Под пожарной безопасностью объекта согласно ГОСТ 12.1.033-81 [8] понимается такое его состояние, при котором с регламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара, воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей. Для обеспечения пожарной безопасности объекта необходимо провести предварительный анализ его пожарной опасности. Оценка пожарной опасности любого промышленного объекта, либо технологического процесса включает в себя:
– оценка возможности образования горючей среды внутри технологического оборудования;
– оценка возможности образования горючей среды при выходе веществ наружу как из нормально работающего оборудования, так и при его повреждении;
– оценка возможности появления внешних источников зажигания;
– определение возможных причин и путей распространения пожара.
2.2.1 Оценка возможности возникновения горючей среды внутри
технологического оборудования
Применяемые на
АЗС аппараты и трубопроводы с пожаровзрывоопасными жидкостями при определенных условиях могут явиться местом возникновения пожара или взрыва. Для выявления возможности возникновения горения внутри технологического оборудования необходимо, прежде всего, оценить возможность образования в нем горючей среды. Под горючей средой понимается смесь горючего вещества с окислителем в таких соотношениях, при которых возможно возникновение и дальнейшее развитие горения. В нашем случае горючие вещества являются легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
30
Для оценки возможности образования горючей среды внутри технологического оборудования необходимо знать основные режимные параметры (рабочую температуру, давление, концентрацию, наличие свободного объема над зеркалом жидкости.
В закрытых аппаратах с жидкостями горючая среда может образовываться только в том случае, когда над зеркалом жидкости имеется свободный объем. При этом жидкость будет испаряться, и ее пары постепенно распределятся в свободном пространстве. Если в свободном объеме аппарата имеется воздух или любой другой окислитель, то пары жидкости, смешиваясь с ним, могут образовывать горючую среду. Наряду с наличием свободного объема, для образования горючей среды должно выполняться следующее неравенство:
φ
н
≤ φ
р
≤ φ
в
,
(2.1) где φ
н
- нижний концентрационный предел распространения пламени;
φ
р
- концентрация паров над зеркалом жидкости;
φ
в
- верхний концентрационный предел распространения пламени.
При этом следует учитывать, что концентрация паров по высоте свободного пространства распределяется неравномерно. Над поверхностью жидкости она близка к концентрации насыщения, а у крышки аппарата ее значения минимальны.
В общем случае возможность образования горючей среды в аппаратах с горючими и легковоспламеняющимися жидкостями может быть оценена путем:
1) проверки наличия над зеркалом жидкости свободного паровоздушного объема;
2) сравнения рабочей концентрации паров жидкости с концентрационными пределами распространения пламени;
3) сравнения рабочей температуры жидкости со значениями температурных пределов воспламенения.