Файл: Методика расчета сил и средств при тушении пожаров на объектах азс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

71
1   2   3   4   5   6   7

5. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Под социальной ответственностью в данном разделе понимается комплекс мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья работников в процессе выполнения настоящего исследования, а также ответственность перед обществом по обеспечению экологической безопасности. Для этого в настоящем разделе будут рассмотрены такие вопросы, как производственная санитария, экологическая безопасность, безопасность в чрезвычайных ситуациях, правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности.
5.1 Производственная безопасность
В условиях АЗС в задачи производственной санитарии входит предупреждение профессиональных отравлений, предотвращение воздействия на работающих ядовитых и раздражающих веществ, производственной пыли, шума и других вредных факторов, определение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе производственных помещений, разработка и эксплуатация средств индивидуальной защиты, система вентиляции и отопления, рационального освещения и т.п.
5.1.1 Анализ вредных и опасных факторов, которые может создать
объект исследования.
На основе анализа видов работ выявим источники опасности, т.е. части производственных систем, производственного оборудования и элементы среды, формирующие эти опасности. Данные представлены в таблице 16.

72
Таблица 14 – Основные элементы производственного процесса, формирующие опасные и вредные факторы
Источник фактора, наименование видов работ
Факторы (по [11])
Нормативные документы
Вредные
Опасные
1 2
3 4
1. Наружная площадка
АЗС. Заправка автотранспортных средств
1. Повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны.
2. Утечки токсичных и вредных веществ в атмосферу.
1. Пожаро- опасность, взрывоопасность.
[12], [13], [14]
2. Насосная станция
АЗС. Перекачка горючего.
1. Утечки токсичных и вредных веществ в атмосферу.
1. Пожаро- опасность, взрывоопасность.
2. Повышенный уровень статического электричества.
[13], [14], [15]
Опасная для жизни концентрация паров бензина составляет 30-40 мг/л при экспозиции 5-10 мин. Легкие отравления могут возникнуть при вдыхании паров бензина в концентрации 5-10 мг/л в течение нескольких минут, а тяжелая интоксикация возникает при концентрациях яда в воздухе
15-20 мг/л. Концентрации паров бензина более 40 мг/л могут вызывать молниеносные формы отравлений (быстрая потеря сознания и смерть).
Последнее прогнозируется исходя из величин коэффициентов распределения вода/воздух (кровь/воздух). Пары бензинов имеют очень низкие коэффициенты растворимости в воде и крови [14].


73
5.1.2 Обоснование мероприятий по защите от действия опасных и
вредных факторов
АЗС должны иметь санитарно-бытовые помещения в соответствии с типовыми проектами.
В помещении
АЗС запрещается использовать временную электропроводку, электроплитки, рефлекторы и другие электроприборы с открытыми нагревательными элементами, а также электронагревательные приборы не заводского изготовления.
При обнаружении неисправности в электросети или электрооборудования оператор обязан немедленно отключить общий аппарат электросети, сообщить администрации предприятия, которому подчиняется
АЗС, сделать соответствующую запись в журнале учета ремонта оборудования.
Оператору АЗС запрещается производить какие-либо исправления в электрооборудовании.
Ремонт и техническое обслуживание электрооборудования АЗС должны проводиться электромонтерами, имеющими квалификацию не ниже
III группы.
Электроподогрев масел в резервуарах должен отвечать нормативным требованиям.
На территории АЗС запрещается:
- проводить без согласования с руководством предприятия, которому подчиняется АЗС, какие-либо работы, не связанные с приемом или отпуском нефтепродуктов;
- курить и пользоваться открытым огнем;
- мыть руки, стирать одежду и протирать полы помещения легковоспламеняющимися жидкостями;
- присутствовать посторонним лицам, не связанным с заправкой или сливом нефтепродуктов и обслуживанием;

74
- заправлять транспорт, водителя которого находятся в нетрезвом состоянии;
- заправлять тракторы на резиновом ходу, у которых отсутствуют искрогасители, и гусеничные тракторы;
- заправлять автомобили, кроме легковых, в которых находятся пассажиры.
Огневые работы на территории АЗС должны осуществляться по письменному разрешению, выданному главным инженером (директором) предприятия, которому подчиняется АЗС.
В случае ухода сварщика с рабочего места сварочный агрегат должен быть отключен.
Для открытия и закрытия пробок металлической тары и проведения других работ во взрывоопасных местах на АЗС должен быть набор инструмента из неискрообразующего металла.
Вырытые на территории АЗС траншеи и ямы для технических целей должны быть ограждены, а по окончании работ немедленно засыпаны.
При заправке транспорта на АЗС должны соблюдаться следующие правила:
- мотоциклы, мотороллеры, мопеды необходимо перемещать к топливо- и смесераздаточным колонкам и от них вручную с заглушенным двигателем, пуск и остановка которого должны производиться на расстоянии не менее 15м от колонок;
- все операции при заправке автотранспорта должны проводиться только в присутствии водителя и при заглушенном двигателе, разрешается заправка автомобильного транспорта с работающим двигателем только в условиях низких температур, когда запуск заглушенного двигателя может быть затруднен;
- облитые нефтепродуктами части транспорта до пуска двигателя обязаны протереть насухо; пролитые при заправке водителями автотранспорта нефтепродукты должны быть засыпаны ими песком, а


75 пропитанный песок собран в металлический ящик с плотно закрывающейся крышкой; песок вывозят с территории автозаправочной станции в специально отведенные места;
- после заправки автотранспорта горючим водитель обязан установить раздаточный кран в колонку;
- расстояние между автомобилем, стоящим под заправкой и следующим за ним, должно быть не менее 3 м, а между последующими автомобилями, находящимися в очереди, - не менее 1 м;
- при скоплении у АЗС автотранспорта необходимо следить за тем, чтобы выезд с АЗС был свободным, и была возможность маневрирования.
Заправка автомашин, груженных горючими или взрывоопасными грузами, производится на специально оборудованной площадке, расположенной на расстоянии не менее 25м от территории АЗС, нефтепродуктами, полученными на АЗС, в металлические канистры, или
ПАЗС, специально выделенную для этих целей.
Во время грозы сливать нефтепродукты в резервуары и заправлять автотранспорт на территории АЗС запрещается.
Здание и сооружения АЗС должны быть защищены от прямых ударов молнии, электростатической, электромагнитной индукции, заноса высоких потенциалов в соответствии с «Инструкцией по устройству молниезащиты зданий и сооружений» и «Правилами защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности».
Молниезащитные устройства следует осматривать не реже 1 раза в год.
При этом следует измерять сопротивление заземляющего устройства, а результаты измерений и осмотров заносить в журнал эксплуатации молниезащитных устройств.
В электроустановках напряжением до 1000 В с глухо заземленной нейтралью сопротивление заземляющего устройства, к которому присоединены нейтрали трансформаторов или выводы источника

76 однофазного тока, в любое время года должно быть не более 4 и 8 Ом соответственно при линейных напряжениях 380 и 220В источника трехфазного тока, или 220 и 127В источника однофазного тока.
Сопротивление заземлителя, расположенного в непосредственной близости от нейтрали трансформатора или вывода источника однофазного тока, должно быть не более 30 и 60 Ом соответственно при указанных напряжениях.
В электроустановках напряжением до 1000 В с изолированной нейтралью сопротивление заземляющего устройства должно быть не более 4
Ом.
При эксплуатации защитных средств должны соблюдаться нормы и сроки эксплуатационных электрических испытаний. Для учета и содержания средств защиты необходимо вести журнал по рекомендуемой форме.
Слив нефтепродуктов в резервуары АЗС должен быть герметичным, особенно на КАЗС, места слива должны быть оборудованы устройствами для заземления автоцистерн, заземляющее устройство должно быть установлено вне взрывоопасной зоны, слив падающей струей категорически запрещается.
Допускается при необходимости слив нефтепродуктов из автоцистерн и топливозаправщиков с применением на них насосной установки при работающем двигателе только через герметизированные сливные приборы.
Наконечники сливных рукавов должны быть изготовлены из не искрящего металла и заземлены.
Автоцистерны во время слива должны быть присоединены к заземляющему устройству. Гибкий заземляющий проводник должен быть постоянно присоединен к корпусу автоцистерны и, иметь на конце струбцину или наконечник под болт для присоединения к заземляющему устройству.
При наличии инвентарного проводника заземление надо проводить в следующем порядке: заземляющий проводник сначала присоединяют к корпусу цистерны, а затем – к заземляющему устройству. Не допускается подсоединять заземляющие проводники к окрашенным и загрязненным


77 металлическим частям автоцистерн. Каждая цистерна автопоезда должна быть заземлена отдельно до полного слива из нее нефтепродукта.
Все соединения токоотводов в заземляющих устройствах должны быть сварными.
Трубопроводы должны быть проложены с уклоном и выходом в колодцы резервуаров для контроля за возможной утечкой нефтепродуктов.
Соединения трубопроводов в патронах (лотках) должны быть выполнены только сваркой.
При возникновении пожара на площадке ПАЗС необходимо эвакуировать в безопасное место.
При невозможности эвакуации ПАЗС или при загорании самой станции заправщик должен немедленно прекратить заправку автотранспорта, вызвать пожарную команду, принять меры по тушению пожара и сообщить о случившимся предприятию, которому подчиняется АЗС.
Для работников АЗС должна быть разработана, согласована с органами пожарной охраны, утверждена главным инженером предприятия, которому подчиняется АЗС, инструкция по технике безопасности.
Ответственность за организацию необходимых мероприятий по охране труда и пожарной безопасности возлагается на директора предприятия, начальника или мастера АЗС.
На каждой АЗС должна быть аптечка с набором необходимых медикаментов для оказания первой помощи пострадавшим.
Начальник АЗС (старший оператор) осуществляет повседневный контроль за состоянием техники безопасности и пожарной безопасности. [19, с. 170-179]

78
5.2 Экологическая безопасность
5.2.1 Анализ влияния объекта исследования на окружающую среду
По особенностям технологического процесса автозаправочные станции являются постоянными источниками загрязнения воздуха, воды и почвы даже при нормальной безопасной работе. Основными источниками загрязнения окружающей среды являются:
– нефтепродукты;
– выхлопные газы;
– пожары.
5.2.2 Обоснование мероприятий по защите окружающей среды
Сокращение
вредного
воздействия
нефтепродуктов
на
окружающую среду
На территории автозаправочной станции по технологическому процессу обращаются нефтепродукты: бензины, дизельное топливо, масла.
Пролив нефтепродуктов происходит по причинам:
– разгерметизация емкостей;
– неосторожное пользование оператором и водителями заправочным оборудование;
– неисправность автотранспорта;
– большое и малое дыхание оборудования.
Нефтепродукты накапливаются на площадке АЗС, при атмосферных осадках разливаются прилегающую территорию. Легкие фракции частично осаждаются, а основная масса уносится в атмосферу. Тем самым загрязнение нефтепродуктами происходит, как на самой АЗС, так и на прилегающей территории.
Для снижения возможных выбросов нефтепродуктов предлагаются мероприятия: