Файл: Учебник для вузов Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова, Д. В. Бугая. Москва Академический проект, 2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
личных целей и т.п.
Но неограниченное пользование этими правами ведет либо к «войне всех против всех», то есть к социальному хаосу; либо же к установлению такого социального порядка, при котором одни жестоко и несправедливо угнетают других, что, в свою очередь, порождает социальный взрыв и опять-таки хаос. Поэтому необходимо, чтобы все граждане добровольно отказались от части своих естественных прав и передали их государству, которое
– под контролем народа
– будет гарантировать законность, порядок и справедливость.
2)Познание начинается с воздействия внешнего мира на органы чувств человека, и у него возникают определенные ощущения и восприятия. От рождения сознание человека представляет из себя
«чистый лист бумаги». Все, что он узнает – это приобретенное в результате взаимодействия органов чувств с окружающим миром. Таким образом, все знания, заблуждения человек получает из чувственного опыта.
Г. Лейбниц
Монады – элементы всех вещей.
Монады как исходные начала всего сущего просты и неделимы, это "истинные атомы природы",
"элементы вещей", которые, однако, не обладают протяженностью и фигурой, и в силу этого есть "метафизические точки", "духовные единицы бытия". Монады вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем.
Эпоха Просвещения
Дэвид Юм
Идея причинности порождена привычкой.
Согласно Юму, между причиной и следствием не существует логической связи, каузальная связь обнаруживается только в опыте. До опыта все может быть причиной всего, однако опыт обнаруживает три обстоятельства, неизменно соединяющих данную причину с
данным следствием: смежность во времени и пространстве, первичность во времени, постоянство связи.
Веру в единообразный порядок природы, причинно-следственный процесс нельзя доказать, однако благодаря ей становится возможным само рациональное мышление. Таким образом, не разум, а привычка становится нашим руководителем в жизни.
Немецкая классическая философия
И. Кант
Рассудок изначально ограничен категориями.
Кант систематизирует категории в специальной таблице, параллельной таблице суждений, заимствованной им из логики3. Он выделяет четыре группы категорий — количества, качества, отношения и модальности, в каждой из которых оказывается по три категории — 1) единство, множество, целокупность,
2) реальность, отрицание, ограничение, 3) субстанция — акциденция, причина — действие, взаимодействие, 4) возможность — невозможность, существование — несуществование, необходимость — случайность.
Именно через категории многообразие чувств подводится
«продуктивным воображением» под
«трансцендентальное единство апперцепции», чистое Я, с которым соотнесены все наши представления. Если бы явления не подчинялись категориям, эти явления не могли бы осознаваться нами.
Ф. Гегель
Мир – это самораскрытие и самопознание Абсолютной Идеи.
Это процесс теоретического мышления, возведенный в абсолют.
Деятельность мысли и вся сознательная, целенаправленная, практическая деятельность человека, преобразующая мир, идеалистически трактуется Гегелем как творческое самораскрытие
«абсолютной идеи», которая находит в себе все то, что сразу, на поверхности, предстает как развитие природы и общества.


Русская философия
В. Соловьёв
Добро, Любовь и Всеединство.
Всеединство
– это видение целостности мира, в котором нет отделения частей от целого, нет вражды и раздора. Опираясь на выдвинутую славянофилами идею
«цельного знания», Соловьев делает вывод, что только с помощью такого знания можно познать всеединство.
«Цельное знание» в философии
Соловьева – это синтез религии, философии и науки (веры, мысли и опыта). В общественной жизни идея всеединства раскрывает себя как духовное единство людей, которое рано или поздно приведет к объединению всех церквей и национальностей.
Социальный идеал Соловьева – «вселенская церковь», чуждая национализма и объединяющая все религии, что позволит приблизиться к высшей стадии в развитии истории – стадии
«богочеловечества».
Философия XIX-XX вв.
К. Маркс
Человек – продукт социальных отношений.
Человек, в представлении
К.
Маркса, — это совокупность общественных отношений.
Это утверждение К. Маркса говорит о том, что личность человека формируется в ходе его отношений с внешним миром, а прежде всего, в ходе его коммуникаций с другими людьми.
Ф. Ницше
Всё стремится к максимуму власти.
Ницше пришел к выводу, что человечество движимо волей к власти.
Основополагающим импульсом всех наших действий следует признавать только этот источник. Концепт Ницше воля к власти явился превосходным инструментом для анализа человеческих побуждений.
Действия, которые до этого расценивались как благородные или бескорыстные, рассматриваются теперь как декадентские или неадекватные.
Э. Гуссерль
Сознание интенционально.
Вначале
Гуссерль использует термин «интенциональность» для описания психических актов, в которых нам дан объект, что
соответствует основной установке
Брентано, согласно которой все, что познается с очевидностью, предполагает существование имманентного объекта. При этом
Гуссерля интересует не сам по себе объект, на который направлено сознание, а те интенциональные акты сознания, в которых конституируется этот объект
Л.
Витгенштейн
Философия – это языковая игра.
«Мир есть совокупность фактов, а не вещей», отчего «мир распадается на факты», и при этом «любой факт может иметь место или не иметь места, а все остальное останется тем же самым». Иначе говоря, мир есть совокупность независимых друг от друга «атомарных фактов», каждый из которых может быть описан сам по себе. Витгенштейн отрицает то, что в классической философии называлось всеобщая взаимосвязь или субстанция.