Файл: Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 446
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• экономические союзы как способ интегрирования экономик стран-участниц и построения ими общего рынка товаров, услуг, ка¬питалов и рабочей силы;
• преференциальные системы, которые предоставляют особые льготы и привилегии (таможенные, например) для определенного круга стран, как правило развивающихся и наименее развитых (гло¬бальная система торговых преференций (ГСТП), разработанная для развивающихся стран).
Источники международного торгового права. В качестве источ¬ников международного торгового права следует рассматривать преж¬де всего двусторонние и многосторонние международные договоры. Их условно можно разделить на:
• международные торговые договоры, устанавливающие общие условия сотрудничества государств в области внешней торговли;
• межправительственные торговые соглашения, заключаемые на основе договоров о торговле и содержащие конкретные обязатель¬ства сторон в отношении товарооборота между ними;
• соглашения о товарных поставках (товарные соглашения) как разновидность торговых соглашений, предусматривающие конкрет¬ный список взаимопоставляемых товаров;
• соглашения о товарообороте и платежах (помимо прочего содержат основные условия и порядок расчетов за поставленный товар);
• клиринговые соглашения, предусматривающие порядок расче¬тов по взаимным поставкам путем зачета сумм по экспорту и импорту;
• и наконец, торговые конвенции, определяющие отношения между государствами по специальным вопросам в области торговли (например, таможенные конвенции).
К другим источникам международного торгового права можно отнести:
• международные торговые обычаи, то есть международную практику, повторяющуюся в течение длительного периода в между¬народных торговых отношениях;
• судебные прецеденты международных судов и арбитражей;
• решения и постановления международных организаций, при¬нятые в пределах их компетенции, если они не противоречат прин¬ципам международного права.
Вопросами систематизации и кодификации международно-пра¬вовых норм в области международной торговли занимается Комис¬сия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).
Система международного торгового права. По мере глобализа¬ции мировой экономики и стремительного развития трансграничной торговли государства во все большей степени стали ощущать неадек¬ватность или по меньшей мере недостаточную эффективность своих национальных средств регулирования торговых отношений. Исходя из этого, государства пришли к необходимости создания глобального интеграционного соглашения. С этой целью в 1947 году было заклю¬чено многостороннееГенеральное соглашение о тарифах и торгов¬ле (ГАТТ), дополнившее послевоенную «международную экономи¬ческую конституцию», основанную на Бреттон-Вудских соглашениях 1944 года, которая, тем не менее, осталась незавершенной из-за нератификации Гаванской хартии Международной торговой орга¬низации 1948 года. Первоначальное число участников Соглаше¬ния равнялось 23, а к апрелю 1994 года оно возросло до 132. Развитие ГАТТ со временем привело к образованиюdefactoодноимен¬ной международной организации с постоянно действующим Секре¬тариатом. Прогрессивное превращение ГАТТ из временного крат¬косрочного договора о взаимной либерализации тарифов в комплекс¬ную долгосрочную систему из более чем 200 многосторонних торговых соглашений весьма ощутимо сказалось на международной торговле. ГАТТ играло ключевую роль в ее развитии посредством проведения многосторонних торговых переговоров (раундов), си¬стематизировавших развитие международной торговли, и создании норм и правил международного торгового права, придающих систе¬ме международной торговли необходимую ясность и юридическую силу.
ГАТТ не содержало четкого перечисления своих целей и прин¬ципов, однако их можно вывести из смысла его статей. Цели ГАТТ можно определить следующим образом: установление режима наи¬большего благоприятствования, означающего недискриминацию, со¬блюдение принятых обязательств, единый режим для развивающихся стран; снижение тарифов; запрет на дискриминационные налоги на иностранный экспорт; антидемпинговая политика; либерализация торговли.
Основные принципы ГАТТ можно рассматривать как отраслевые принципы международного торгового права:
• торговля без дискриминации;
• прогнозируемый и возрастающий доступ на рынки;
• содействие добросовестной конкуренции;
• свобода торговли;
• принцип взаимности;
• развитие торговли через многосторонние переговоры.
Хотя за 48 лет своего существования ГАТТ многого достигло в развитии международной торговли и ее правовых принципов, было немало ошибок и разочарований: во многих сферах, не охватывае¬мых правом ГАТТ, таких как международное движение услуг, физи¬ческих лиц и капитала, сохранялись проблемы двусторонности, секторальных соглашений о разделе рынка (например, в отношении воздушного и морского транспорта), монополий, картелизации и других форм протекционизма. Даже в сферах, охватываемых правом ГАТТ, таких как торговля сельскохозяйственной продукцией, сталью, текстилем, правительства часто обращались к мерам протекционист¬ского давления, отходя от своих обязательств по ГАТТ в отноше¬нии открытых рынков и недискриминационной конкуренции. Сек-торальное разрушение юридических положений ГАТТ в отношении свободной торговли также выявляло более широкие и серьезные «конституционные несовершенства» национальных систем и между¬народного торгового права. Это еще раз подтвердило, что правовые гарантии свободы и недискриминации не могут оставаться эффек¬тивными ни на национальном, ни на международном уровне, пока они не включены в интегрированную конституционную систему ин¬ституциональных «сдержек и противовесов».
Последний, восьмой раунд многосторонних торговых перегово¬ров ГАТТ, проходивший с 1986 по 1993 год и получивший название Уругвайского раунда, был призван привести систему ГАТТ в соот¬ветствие с современными требованиями международной торговли. Заключительный акт, закрепляющий результаты Уругвайского раун¬да, был подписан на проходившем на уровне министров совещании Комитета по торговым переговорам 15 апреля 1994 г. в Марракеше (Марокко). Генеральное соглашение о тарифах и торговле было зна¬чительно усовершенствовано и получило название «ГАТТ-1994». Были приняты Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собст¬венности (ТРИПС), и, наконец, было заключено Марракешское со¬глашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО), ко¬торое вступило в силу 1 января 1995 г.
Соглашение о ВТО, принятое 124 странами и ЕС 15 апреля 1994 г., не только является самым длинным соглашением, когда-либо заключенным (содержит свыше 25 тыс. страниц), но и самым важным всемирным соглашением со времен Устава ООН 1945 года. Оно вклю¬чает преамбулу и 16 статей, регулирующих сферу действия и функ¬ции ВТО, ее институциональную структуру, правовой статус и отно¬шения с другими организациями, процедуры принятия решения и членство. Его правовая комплексность исходит из 28 Дополнитель¬ных соглашений и договоренностей, включенных в четыре Приложе¬ния к Соглашению о ВТО, и его внесения в Заключительный акт, объединяющий результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, включающих 28 последующих министерских решений, деклараций и одну договоренность в отношении соглаше¬ний Уругвайского раунда.
В преамбуле Соглашения о ВТО содержатся цели новой организа¬ции: повышение уровня жизни и доходов, достижение полной заня¬тости, рост производства и торговли товарами и услугами, целесооб¬разное использование мировых ресурсов. Преамбула также вводит идею «устойчивого развития», увязывая ее с необходимостью целесо¬образного использования мировых ресурсов, защиты и сохранения окружающей среды с учетом неодинакового уровня экономического развития стран. Указывается также на необходимость дальнейших усилий, направленных на обеспечение развивающимся странам, в особенности наименее развитым, доли в росте международной тор¬говли, соответствующей потребностям их экономического развития.
Как глобальное интеграционное соглашение в области междуна¬родного движения товаров, услуг, физических лиц, капитала и пла¬тежей Соглашение о ВТО устраняет текущую фрагментарность от¬дельных международных соглашений и организаций, регулирующих отношения в этих сферах. После 50 лет, прошедших с Бреттон-Вудской конференции, вступление его в силу 1 января 1995 г. завершило формирование правовой структуры Бреттон-Вудской системы, осно¬ванной на Международном валютном фонде, группе Мирового банка и ВТО. И даже более того, так как Уставы МВФ и Мирового банка содержали только несколько существенных правил, связанных с пра-вительственной политикой и урегулированием споров, то ВТО была создана для исполнения также конституционных и нормотворческих функций в дополнение к своим исключительным функциям наблю¬дения и урегулирования споров в области внешнеторговой политики стран-членов:
• ВТО содействует выполнению, управлению и реализации по¬ложений Уругвайского раунда и любых новых соглашений, которые будут приняты в будущем;
• ВТО является форумом для проведения дальнейших перегово¬ров между странами-участницами по вопросам, охватываемым за-ключенными Соглашениями;
• ВТО уполномочена разрешать противоречия и споры, возни¬кающие между странами-участницами;
• ВТО издает периодические обзоры торговой политики стран-участниц.
Отношения России с ГАТТ/ВТО стали складываться с 1992 года, когда Российская Федерация унаследовала от СССР статус наблю¬дателя в ГАТТ, предоставленный СССР в мае 1990 года. В 1992 году был начат процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полно¬правного члена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле». В целях координации деятельности федеральных органов исполни¬тельной власти по участию РФ в работе ВТО и процесса присоеди¬нения в 1993 году была образована Межведомственная комиссия (MBК) по ГАТТ, утверждены ее состав и межведомственное распре-деление обязанностей по основным направлениям ее деятельности. Головным ведомством в этом переговорном процессе является Ми¬нистерство торговли России. В связи с изменением институциональ¬ного статуса ГАТТ и возникновением Всемирной торговой органи¬зации данная комиссия была преобразована в 1996 году в МВК по вопросам ВТО (Постановление Правительства РФ от 12 января 1996 г. № 17). В ее состав в настоящее время входят более 40 ми¬нистерств и ведомств РФ. В августе 1997 года на основе указанной МВК была создана Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО. 16 июля 1993 г. Советом представителей ГАТТ в соответствии с установленной процедурой была образована Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, а в октябре 1993 года Россия получила статус ассоциированного участника Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Переговорная пози¬ция России по проблематике вступления в ВТО основывается на том, что условия членства России будут максимально приближены к стан¬дартным, исключающим ущемление прав России в торговле. При этом российская сторона заинтересована в понимании и признании всеми партнерами по ВТО особого переходного характера экономики России. Присоединение России к ВТО является неотъемлемым эле¬ментом стратегического курса на интеграцию России в мировую экономику в качестве полноправного участника.
Важная роль в развитии международной торговли и права между-народной торговли принадлежит Организации Объединенных Наций и ее органам и специализированным учреждениям.
Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. ЮНСИТРАЛ была учреждена в 1966 году наXXIсессии Генеральной Ассамблеи, чтобы дать возможность ООН играть более активную роль в сокращении и устранении правовых препятствий на пути международной торговли. Мандат, предоставленный ГА ООН Комис¬сии как «центральному правовому органу в рамках системы ООН в области права международной торговли», заключается в осуществле¬нии содействия прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли путем:
• координирования работы международных организаций в этой области и поощрения сотрудничества между ними;
• поощрения более широкого участия в международных конвен¬циях и более широкого признания существующих типовых и едино¬образных законов;
• подготовки или поощрения принятия новых международных конвенций, типовых и единообразных законов и поощрения кодифи-кации и более широкого признания международных торговых тер-минов, положений, обычаев и практики в сотрудничестве, когда это представляется уместным, с организациями, работающими в этой области;
• изыскания путей и средств, обеспечивающих единообразное толкование и применение международных конвенций и единообраз¬ных законов в области международной торговли;
• сбора и распространения информации о национальных законо-дательствах и современных юридических мероприятиях, включая прецедентное право, в праве международной торговли;
• установления и поддержания тесного сотрудничества с Конфе¬ренцией ООН по торговле и развитию, а также с другими организа¬циями ООН и специализированными учреждениями, занимающими¬ся проблемами международной торговли;
• принятия любых других мер, которые она сочтет полезными для выполнения своих функций.
Комиссия определила основу для своей существующей долгосроч¬ной программы работы на 11-й сессии в 1978 году следующими темами: международная купля-продажа товаров; международные оборотные документы; международный коммерческий арбитраж и согласитель¬ная процедура; международная перевозка грузов; правовые послед¬ствия нового экономического порядка