Файл: Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 445
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; промышленные контракты; оговорки о заранее оцененных убытках и штрафных неустойках; уни¬версальная расчетная единица для международных конвенций; пра¬вовые вопросы, возникающие в связи с автоматической обработкой данных. Были определены также дополнительные темы: положения, защищающие стороны от влияния валютных колебаний; банковские коммерческие кредиты и банковские гарантии, общие условия купли-продажи; бартерные сделки и сделки бартерного типа; многонацио¬нальные предприятия; обеспечительные интересы в товарах, ответст¬венность за ущерб, причиненный товарами, предназначенными для международной торговли или являющимися предметом международ¬ной торговли; положения о режиме наиболее благоприятствуемой нации.
Среди подготовленных Комиссией актов:
• Конвенция об исковой давности в международной купле-прода¬же товаров 1974 года и Протокол о поправках к ней 1980 года, Кон¬венция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года;
• Арбитражный регламент ЮСИТРАЛ (1976 г.), Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже (1985 г.);
• Конвенция о морской перевозке грузов 1978 года;
• Типовой закон по электронной торговле 1996 года.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) была учреждена в 1964 году Генеральной Ассамблеей в качестве вспомо¬гательного органа, однако давно уже переросла в самостоятельный автономный орган ООН. ЮНКТАД является основным органом ГА ООН в области торговлин развития. ЮНКТАД – это координаци¬онный центр в рамках ООН для комплексного рассмотрения пробле¬матики развития и взаимосвязанных вопросов в области торговли, финансов, технологии, инвестиций и устойчивого развития.
Основными целями Конференции являются: максимальное рас¬ширение возможностей развивающихся стран в области торговли, инвестиций и развития и оказания им содействия в решении задач, связанных с процессом глобализации и интеграции в мировую эко¬номику на справедливой основе.
Для достижения указанных целей ЮНКТАД осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
• глобализация и стратегия в области развития;
• международная торговля товарами и услугами и вопросы сырье¬вых товаров;
• инвестиции, технологии и развитие предприятий;
• инфраструктура услуг для развития и эффективности тор¬говли;
• наименее развитые, не имеющие выхода к морю и островные развивающиеся страны;
• межсекторальные вопросы.
В своей деятельности ЮНКТАД сотрудничает с Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ), Програм¬мой развития ООН (ПРООН), ВТО, Международным торговым цент¬ром (МТЦ), ЮНИДО, ВОИС и другими организациями.
Область международной торговли товарами и услугами, а так¬же вопросы сырьевых товаров – сфера весьма активной работы ЮНКТАД. Она оказывает содействие развивающимся странам и, в частности, наименее развитым из них в максимальном усилении по¬зитивного воздействия глобализации и либерализации на устойчивое развитие путем предоставления им помощи в деле реальной интегра¬ции в международную торговую систему.
ЮНКТАД анализирует влияние соглашений Уругвайского раунда на торговлю и развитие и помогает странам в использовании возмож¬ностей, вытекающих из этих соглашений, в частности путем укреп¬ления их экспортного потенциала.
Конференция содействует интеграции проблематики торговли, окружающей среды и развития, она поощряет диверсификацию в раз-вивающихся странах, зависящих от сырьевого сектора, и оказывает им помощь в управлении рисками, связанными с торговлей.
ЮНКТАД в своей работе добивается ощутимых результатов. Были разработаны: Соглашение о глобальной системе торговых преференций между развивающимися странами (1989 г.); Руководящие прин¬ципы международных мер в области реструктуризации задолжен¬ности (1980 г.); Основная новая программа действий для наименее развитых стран (1981 г.) и Программа действий для наименее разви¬тых стран на 90-е годы (1990 г.). Был принят ряд конвенций в области транспорта.
Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО (МТЦ) был создан на основе соглашения между ЮНКТАД и ГАТТ в 1967 году для оказания международной помощи развивающимся странам в рас¬ширении их экспорта. МТЦ управляется ЮНТАД и ВТО совместно и на равных началах.
МТЦ – организация технического сотрудничества, чья задача состоит в поддержке развивающихся стран и стран с переходной эко¬номикой, и в частности их делового сектора, в усилиях по реализа¬ции своего потенциала в развитии экспорта и совершенствовании импортных операций для достижения в конечном счете устойчивого развития.
Международная торговля сырьевыми товарами регулируется мно-госторонними соглашениями, многие из которых заключались при непосредственном участии ЮНКТАД (международные соглашения по какао, сахару, натуральному каучуку, джуту и джутовым изделиям, тропической древесине, олову, оливковому маслу и пшенице). Созда¬ются международные организации с участием стран-импортеров и экспортеров либо только экспортеров. Примером последних может служить Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК), защищаю¬щая интересы нефтедобывающих стран (преимущественно развиваю¬щихся) путем согласования цен на нефть и введения квот на нефте¬добычу для стран, участвующих в этой Организации.
Существуют также международные организации, деятельность ко¬торых направлена на содействие международной торговле. Это Меж¬дународная торговая палата, Международное бюро публикации тамо¬женных тарифов, Международный институт по унификации частного права (ЮНИДРУА).
60. Международно-правовые средства обеспечения безопасности: система коллективной безопасности в рамках Устава ООН
Международно-правовое обеспечение мира и безопасности представляет собой совокупность урегулированных международно-правовых мер, направленных на мирное разрешение международных споров, создание систем коллективной безопасности, предотвращение возникновения войны, пресечение актов агрессии, сокращение вооружений, сужение материальной базы и пространственной сферы ведения войны, укрепление мер доверия и установление эффективного международного контроля за деятельностью государств в военной области.
Система международной безопасности состоит из целого рода компонентов, обеспечивающих безопасное и стабильное развитие международных отношений. Она предусматривает:
o Коллективные меры, предполагающие широкое международное сотрудничество.
o Превентивную дипломатию, задача которой состоит в предотвращении возникающих угроз миру и мирном урегулировании международных споров.
Международное право располагает набором средств обеспечения международной безопасности:
• коллективная безопасность (универсальная и региональная);
• мирные средства разрешения споров;
• меры по ослаблению международной напряженности, прекращению гонок вооружений и разоружению;
• меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы мира;
• неприсоединение и нейтралитет;
• меры по укреплению доверия между государствами и др.
Коллективная безопасность - означает систему совместных мероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии.
Система коллективной безопасности юридически оформляется договором, где наряду с конкретными обязательствами его участники закрепляют три положения:
• не прибегать к силе и угрозе силой;
• разрешать споры исключительно мирными способами;
• активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру, оздоровления международной обстановки.
Различают два вида системы коллективной безопасности:
1) Универсальную. Глобальной организацией коллективной безопасности является ООН. Она преследует ряд целей, но главная состоит в поддержании международного мира и безопасности, принятии для этого эффективных коллективных мер.
Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, охватывает:
• меры по запрещению угрозы силой или ее применение в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2);
• меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);
• меры разоружения (ст. 11, 26, 47);
• меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);
• меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);
• временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);
• принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41);
• принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42);
2) Коллективная безопасность на региональной основе. Допуская существование региональных соглашений и органов безопасности, Устав ООН (гл. VIII) предъявляет к ним определенные требования:
• участие только государств одного политико-географического района;
• действие соглашений не должно выходить за пределы данного района;
• акции, предпринимаемые в рамках региональной системы безопасности, не могут противоречить действиям ООН и должны быть совместимы с целями и принципами Устава ООН;
• СБ ООН должен быть информирован о предпринимаемых или намечаемых действиях по поддержанию международного мира и безопасности.
Среди подготовленных Комиссией актов:
• Конвенция об исковой давности в международной купле-прода¬же товаров 1974 года и Протокол о поправках к ней 1980 года, Кон¬венция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года;
• Арбитражный регламент ЮСИТРАЛ (1976 г.), Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже (1985 г.);
• Конвенция о морской перевозке грузов 1978 года;
• Типовой закон по электронной торговле 1996 года.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) была учреждена в 1964 году Генеральной Ассамблеей в качестве вспомо¬гательного органа, однако давно уже переросла в самостоятельный автономный орган ООН. ЮНКТАД является основным органом ГА ООН в области торговлин развития. ЮНКТАД – это координаци¬онный центр в рамках ООН для комплексного рассмотрения пробле¬матики развития и взаимосвязанных вопросов в области торговли, финансов, технологии, инвестиций и устойчивого развития.
Основными целями Конференции являются: максимальное рас¬ширение возможностей развивающихся стран в области торговли, инвестиций и развития и оказания им содействия в решении задач, связанных с процессом глобализации и интеграции в мировую эко¬номику на справедливой основе.
Для достижения указанных целей ЮНКТАД осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
• глобализация и стратегия в области развития;
• международная торговля товарами и услугами и вопросы сырье¬вых товаров;
• инвестиции, технологии и развитие предприятий;
• инфраструктура услуг для развития и эффективности тор¬говли;
• наименее развитые, не имеющие выхода к морю и островные развивающиеся страны;
• межсекторальные вопросы.
В своей деятельности ЮНКТАД сотрудничает с Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ), Програм¬мой развития ООН (ПРООН), ВТО, Международным торговым цент¬ром (МТЦ), ЮНИДО, ВОИС и другими организациями.
Область международной торговли товарами и услугами, а так¬же вопросы сырьевых товаров – сфера весьма активной работы ЮНКТАД. Она оказывает содействие развивающимся странам и, в частности, наименее развитым из них в максимальном усилении по¬зитивного воздействия глобализации и либерализации на устойчивое развитие путем предоставления им помощи в деле реальной интегра¬ции в международную торговую систему.
ЮНКТАД анализирует влияние соглашений Уругвайского раунда на торговлю и развитие и помогает странам в использовании возмож¬ностей, вытекающих из этих соглашений, в частности путем укреп¬ления их экспортного потенциала.
Конференция содействует интеграции проблематики торговли, окружающей среды и развития, она поощряет диверсификацию в раз-вивающихся странах, зависящих от сырьевого сектора, и оказывает им помощь в управлении рисками, связанными с торговлей.
ЮНКТАД в своей работе добивается ощутимых результатов. Были разработаны: Соглашение о глобальной системе торговых преференций между развивающимися странами (1989 г.); Руководящие прин¬ципы международных мер в области реструктуризации задолжен¬ности (1980 г.); Основная новая программа действий для наименее развитых стран (1981 г.) и Программа действий для наименее разви¬тых стран на 90-е годы (1990 г.). Был принят ряд конвенций в области транспорта.
Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО (МТЦ) был создан на основе соглашения между ЮНКТАД и ГАТТ в 1967 году для оказания международной помощи развивающимся странам в рас¬ширении их экспорта. МТЦ управляется ЮНТАД и ВТО совместно и на равных началах.
МТЦ – организация технического сотрудничества, чья задача состоит в поддержке развивающихся стран и стран с переходной эко¬номикой, и в частности их делового сектора, в усилиях по реализа¬ции своего потенциала в развитии экспорта и совершенствовании импортных операций для достижения в конечном счете устойчивого развития.
Международная торговля сырьевыми товарами регулируется мно-госторонними соглашениями, многие из которых заключались при непосредственном участии ЮНКТАД (международные соглашения по какао, сахару, натуральному каучуку, джуту и джутовым изделиям, тропической древесине, олову, оливковому маслу и пшенице). Созда¬ются международные организации с участием стран-импортеров и экспортеров либо только экспортеров. Примером последних может служить Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК), защищаю¬щая интересы нефтедобывающих стран (преимущественно развиваю¬щихся) путем согласования цен на нефть и введения квот на нефте¬добычу для стран, участвующих в этой Организации.
Существуют также международные организации, деятельность ко¬торых направлена на содействие международной торговле. Это Меж¬дународная торговая палата, Международное бюро публикации тамо¬женных тарифов, Международный институт по унификации частного права (ЮНИДРУА).
60. Международно-правовые средства обеспечения безопасности: система коллективной безопасности в рамках Устава ООН
Международно-правовое обеспечение мира и безопасности представляет собой совокупность урегулированных международно-правовых мер, направленных на мирное разрешение международных споров, создание систем коллективной безопасности, предотвращение возникновения войны, пресечение актов агрессии, сокращение вооружений, сужение материальной базы и пространственной сферы ведения войны, укрепление мер доверия и установление эффективного международного контроля за деятельностью государств в военной области.
Система международной безопасности состоит из целого рода компонентов, обеспечивающих безопасное и стабильное развитие международных отношений. Она предусматривает:
o Коллективные меры, предполагающие широкое международное сотрудничество.
o Превентивную дипломатию, задача которой состоит в предотвращении возникающих угроз миру и мирном урегулировании международных споров.
Международное право располагает набором средств обеспечения международной безопасности:
• коллективная безопасность (универсальная и региональная);
• мирные средства разрешения споров;
• меры по ослаблению международной напряженности, прекращению гонок вооружений и разоружению;
• меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы мира;
• неприсоединение и нейтралитет;
• меры по укреплению доверия между государствами и др.
Коллективная безопасность - означает систему совместных мероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии.
Система коллективной безопасности юридически оформляется договором, где наряду с конкретными обязательствами его участники закрепляют три положения:
• не прибегать к силе и угрозе силой;
• разрешать споры исключительно мирными способами;
• активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру, оздоровления международной обстановки.
Различают два вида системы коллективной безопасности:
1) Универсальную. Глобальной организацией коллективной безопасности является ООН. Она преследует ряд целей, но главная состоит в поддержании международного мира и безопасности, принятии для этого эффективных коллективных мер.
Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, охватывает:
• меры по запрещению угрозы силой или ее применение в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2);
• меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);
• меры разоружения (ст. 11, 26, 47);
• меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);
• меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);
• временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);
• принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41);
• принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42);
2) Коллективная безопасность на региональной основе. Допуская существование региональных соглашений и органов безопасности, Устав ООН (гл. VIII) предъявляет к ним определенные требования:
• участие только государств одного политико-географического района;
• действие соглашений не должно выходить за пределы данного района;
• акции, предпринимаемые в рамках региональной системы безопасности, не могут противоречить действиям ООН и должны быть совместимы с целями и принципами Устава ООН;
• СБ ООН должен быть информирован о предпринимаемых или намечаемых действиях по поддержанию международного мира и безопасности.