Файл: Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 444
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государства-участники обязуются:
• Ни при каких обстоятельствах не приобретать и не накапливать биологическое оружие.
• Уничтожить или переключить на мирные цели всё, что с связано с биологическим оружием.
• Не передавать, не помогать никоим образом, не поощрять и не понуждать кого бы то ни было к приобретению и накоплению БО.
• Принимать необходимые изменения в своё законодательство.
• Консультироваться друг с другом с целью разрешать все вопросы, касающиеся выполнения положений КБТО.
• Сотрудничать в проведении любых расследований, касающихся жалоб других участников КБТО, поданных в Совет Безопасности ООН
• Оказывать помощь государствам, которые могут подвергнуться опасности в результате нарушения Конвенции.
• Выполнять всё вышеперечисленное с целью мирного использования научных разработок в области бактериологии.
58. Средства и методы ведения военных действий.
Средства ведения войны- оружие, снаряды, веще¬ства, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для нанесения вреда и поражения противнику.
Методы ведения войны- это порядок использования средств ведения войны.
Средства и методы ведения:
• запре¬щенные (или частично запрещенные) МП
• не запрещенные МП
Согласно ст. 35 Дополнительного протокола I к Же¬невским конвенциям 1949 г. право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным.
Запрещается приме¬нять оружие, снаряды, вещества и методы ведения во¬енных действий, способные причинить излишние повре¬ждения или страдания или делающие смерть сражаю¬щихся неизбежной, а также ведущие к массовому разру¬шению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей (ст. 22 Приложения к Гаагской конвенции 1907 г. о законах и обычаях сухопутной войны).
МП запрещает следующие средства и методы ведения войны (сухопутной, морской, воздушной):
• яды или отравленное оружие, удушливые, ядовитые или другие газы, аналогичные жидкости, вещества и про¬цессы, а также бактериологическое оружие;
• средства воздействия на природную среду во враж¬дебных целях;
• любое оружие, если его действие заключается в нане¬сении повреждений осколками, которые не обнаружива¬ются в человеческом теле с помощью рентгеновских лу¬чей (стекло, пластмасса и т. д.); мины, мины-ловушки и другие устройства в виде детских игрушек и предметов медицинской помощи;
• любое зажигательное оружие про¬тив гражданского населения, населенных пунктов и не¬военных объектов;
• другие виды обычного оружия, которые могут считать¬ся наносящими чрезмерные повреждения или имеющие неизбирательное действие;
• осуществление геноцида на захваченной территории;
• предательское убийство или ранение сложившего ору¬жие или безоружного неприятеля;
• объявление оборо¬няющимся, что в случае сопротивления им не будет по¬щады;
• бессмысленное разрушение городов и населенных пунктов и уничтожение неприятельской собственности, если это не вызывается военной необходимостью;
Однако МП не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение или побудить его дей¬ствовать опрометчиво. Примерами таких хитростей яв¬ляются: использование маскировки, ловушек, ложные операции и дезинформация (ст. 37 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г.).
В связи с развитием научно-технического прогресса и повышением его уровня в военно-промышленном ком¬плексе особое место в МП вооруженных конфликтов за¬нимают средства и методы ведения воздушной войны. Положения Дополнительного протокола I направлены на защиту гражданского населения от нападений с воздуха. Нападения с воздуха могут быть направлены только против военных объектов. Запрещается нападение или угроза нападения, основная цель которого состоит в том, чтобы терроризировать гражданское население.
59 Участие РФ в международно-правовом регулировании экономического, научно-технического, и культурного сотрудничества.
Сотрудничество государств в торговой, научно-технической и культурной областях имеет глубокие исторические корни. На совре¬менном этапе развития цивилизации тем более немыслимо нормаль¬ное существование любого государства без международных обменов в сфере торговли, культуры, науки и техники. Глобализация многих сфер жизни человечества ведет к углублению и усложнению таких обменов.
Международное право играет весьма существенную роль в орга¬низации сотрудничества государств в этих областях. Сложились не¬которые общепризнанные обычаи, регулирующие экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество. Государства за¬ключают по этим вопросам многие тысячи двусторонних договоров и сотни региональных и универсальных договоров. В сфере этих от¬ношений функционируют десятки международных организаций.
Особенностью этой области международно-правовых отноше¬ний является то, что именно здесь более всего переплетаются международные публичные и частноправовые отношения. Субъек¬тами правоотношений здесь выступают в публично-правовом плане государства и международные межправительственные организации, а в частноправовом – физические и юридические лица. Государства заключают в этих сферах международных отношений «рамочные», или «зонтичные», и унификационные договоры, а субъекты частно¬правовых отношений на базе таких договоров заключают контракты, сделки и иные соглашения.
Другой специфической чертой правоотношений в экономичес¬кой, научно-технической и культурной областях является очень тесное взаимодействие международного права с национальными правовыми системами, поскольку «рамочные», или «зонтичные», договоры государств не могут непосредственно регулировать международные отношения в этих областях без трансформации и конкре¬тизации этих договоров в национальном законодательстве.
Международные договоры по экономическим, таможенным, транс-портным, научно-техническим, финансовым, туристическим, куль¬турным и другим подобным вопросам все чаще становятся основой для принятия решений национальными судебными органами. Соот¬ветственно, знание основ международного права становится абсо¬лютно необходимым для сотрудников всех судебных инстанций, а также других правоприменительных органов.
2. Международное экономическое право
Комплекс международных экономических отношений составля¬ет предмет международного экономического права. Эти отноше¬ния весьма разнообразны, поскольку включают в себя не только торговые отношения, но и производственные отношения, валютно-финансовые, научно-технические, в области использования интел¬лектуальной собственности, затрагивающие сферу услуг (транспор¬тных, туристических, телекоммуникационных). Критерием, позволяющим разграничивать сферы применения норм различных отраслей международного права к этой значительной части между¬народных отношений, является коммерциализация этих отношений. То есть применение элемента торговли (в широком смысле) к объек¬там этих отношений.
Международное экономическое право можно определить как отрасль международного публичного права, представляющую со¬бой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного пра¬ва в области международных экономических отношений в целях гармонизации и взаимовыгодности их развития.
Международное экономическое право – сравнительно молодая отрасль международного права, о которой можно сказать, что она находится еще в стадии становления.
Значение норм этой отрасли состоит в том, что они сообщают упорядоченность экономическим отношениям, способствуя их даль¬нейшему развитию и, в конечном счете, установлению единого меж¬дународного экономического порядка.
Решения международных организаций охватывают весьма широ¬кий спектр вопросов, связанных с урегулированием международных экономических отношений. Особое значение для создания нового международного экономического порядка имеют резолюции Гене¬ральной Ассамблеи ООН, акты Конференции ООН по торговле и раз¬витию (ЮНКТАД), других специализированных учреждений ООН. К числу основополагающих источников международного экономического права можно отнести такие документы, как Принципы меж¬дународных торговых отношений и торговой политики, способст¬вующие развитию, принятые ЮНКТАД в 1964 году, Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Программа действий по установлению нового международного эко¬номического порядка, принятые наVIспециальной сессии Генераль¬ной Ассамблеи ООН в 1974 году, Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятая на 29-й сессии Генеральной Ас¬самблеи ООН в 1974 году, резолюции Генеральной Ассамблеи «О ме¬рах укрепления доверия в международных экономических отноше¬ниях» (1984 г.) и «О международной экономической безопасности» (1985 г.).
Хартия 1974 года – один из ярких примеров документов, обра¬зующих современное международное экономическое право. Положе¬ния Хартии, с одной стороны, содержат общепризнанные принципы международного права (такие, как принцип суверенного равенства государств или принцип сотрудничества) применительно к экономи¬ческим отношениям; с другой стороны, в Хартии сформулировано много новых принципов, касающихся обеспечения учета особых интересов развивающихся и наименее развитых стран и создания благоприятных условий для их развития, экономического роста и преодоления экономического разрыва между ними и развитыми странами.
Хотя Хартия принята в качестве резолюции Генеральной Ассамб¬леи и не имеет обязательной силы, можно тем не менее отметить, что содержащиеся в ней положения оказывают влияние на международ¬ные экономические отношения, на последующий нормотворческий процесс в этой области.
Торговые отношения составляют основу международных экономи-ческих связей, поскольку все иные отношения (кредитно-финансо¬вые, валютные, страховые) так или иначе связаны с ними, обслужи¬вают их. Как и любые другие, международные торговые отношения нуждаются в правовом регулировании, чтобы обеспечить охрану взаимных интересов в торговле, поставить развитие международного сотрудничества на правовую основу и повысить его эффективность.
Международное торговое право –это совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, связанные с осуществлением международного торгового оборота.
Существуют разного рода торгово-экономические объединения государств:
• зоны (ассоциации) свободной торговли, которые устанавли¬вают более благоприятный режим торговли всеми или отдельными видами товаров между странами-участницами (посредством снятия таможенных и иных ограничений). При этом торговая политика и условия торговли этих стран с третьими странами остаются без из¬менений. Примерами могут служить Североамериканская зона сво¬бодной торговли (НАФТА) и Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ); свободные экономические зоны в Калининград¬ской, Читинской и других областях;
• таможенные союзы, означающие введение единого тарифа и проведение общей торговой политики стран – участниц таких союзов;