Файл: Тематический план по изучению какойлибо языковой темы (по Вашему выбору). Тематический план по изучению темы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 3.1
Цель занятия: приобретение и закрепление знаний типах уроков русского языка младших школьников; формирование умений разработки структуры уроков изучения языковой теории и правописания, анализа уроки русского языка.
Задание 1.
Разработайте тематический план по изучению какой-либо языковой темы (по Вашему выбору).
Тематический план по изучению темы:
Класс:
УМК (программа):
Количество часов:
Предмет: Русский язык
Класс: 2 «г»
Тема: Что такое части речи?
Тип урока: изучение нового материала.
1) Цель: формирование у учащихся первоначальных представлений о частях речи (имени существительном, прилагательном, глаголе).
2) Задачи:
Образовательные: формировать представление о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.
Развивающие:
-
развивать устную речь, слух учащихся; -
развивать образное и логическое мышление; -
развивать орфографическую зоркость; -
развивать словарный запас учащихся; -
расширять кругозор детей; -
развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять; -
развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность, внимательность у учащихся.
Воспитательные:
-
воспитание интерес и любовь к русскому языку с помощью увлекательного материала; -
воспитание умения работать в группах; -
воспитывать умение слушать товарища, дополнять, доказывать.
4) Планируемые результаты:
Личностные:
-
формирование уважительного отношения к иному мнению; -
развитие навыков сотрудничества с взрослым; -
формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка; -
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -
формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.
Метапредметные:
-
формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью; -
формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей) -
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; -
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; -
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Предметные:
-
развитие умения списывать предложения по правилам русского языка; -
формирование общего представления о частях речи; -
расширение словарного запаса учащихся; -
формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи; -
формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, игровой, проблемно-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал. , Учебник «Русский язык. 2 класс.» В 2 ч. В.П. Канакина,
В.Г. Горецкий М.: 2014 - Ч.2 - 159с.в 2-х ч., 2 ч.,листы с индивидуальным заданием.
Задание 2.
Проанализируйте предложенный в данном задании урок по данному ниже плану. Предложите не менее трех рекомендаций по улучшению данного урока.
План анализа урока:
№ п/п | Этапы анализа | Количество баллов |
1 | Основные цели: · Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. · Достигнуты ли поставленные учителем цели? · Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками? | 0 |
2 | Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. | 0 |
3 | Какие способы мотивации применяет педагог? | 1 |
4 | Насколько урок соответствует требованиям ФГОС? · Ориентированность на стандарты нового поколения. · Развитие УУД (универсальных учебных действий). · Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др. | 0 |
5 | Содержание урока: · Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся. · Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы. · Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики). · Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей. | 1 |
6 | Методика проведения урока: · Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов. · Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.) · Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер? · Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)? · Использование диалога в качестве формы общения. · Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний. · Наличие обратной связи между учеником и учителем. · Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной. · Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности. · Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока. · Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия? · Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся. | 1 |
7 | Психологические моменты в организации урока: · Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению? · Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания? · Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности? · Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся? · Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению? | 1 |
В графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта сделайте пометки и выставите баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.
Урок для анализа:
Класс: 4
УМК: Учебник “Русский язык” 4 класс, часть 1, авторы: С. В. Иванов, М. и. Кузнецова, Л. В. Петленко, В.Ю. Романова, программа “Начальная школа XXI века”.
Тема: “Неопределенная форма глагола”
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока:
Постановка проблемы.
(на доске написаны слова: строить, думать, кидать, мечтать, убираться, мерзнуть, смотреть, спать, ждать)
Уч.: Прочитайте слова, которые называют действие.
Д.: строить, кидать, убираться.
Уч.: Прочитайте остальные слова.
Д.: думать, мечтать, мерзнуть, смотреть, спать, ждать.
Уч.: Чем эти слова не похожи на слова: строить, кидать, убираться?
Д.: Эти слова отвечают на вопрос “ что делать?”, но не называют действие (трудовую деятельность, передвижение предмета).
Уч.: Какой возникает вопрос?
Д.: Являются ли эти слова глаголами?
Поиск решения.
Уч.: В 3 классе мы говорили, как изменяются слова, выраженные разными частями речи. Прочитайте слова.
Д.: - существительное: медведь, медведем, медведя, медведь, медведи.
Вывод: существительное изменяется по падежам и числам.
- прилагательное: бурый медведь – бурые медведи, бурая краска, бурое животное, бурыммедведем, бурому медведю, бурого медведя.
Вывод: прилагательное изменяется по числам, родам и падежам.
- глагол: Настоящее время (сейчас) что делаю? Работаю.
· прошедшее время (вчера) что делал? Работал.
· будущее время (завтра) что буду делать? Буду работать.
Вывод: глагол изменяется по временам.
Открытие нового знания
1) Уч.: Как изменяются слова? думать, мечтать, мерзнуть, смотреть, спать, ждать?
Д.: По временам: Настоящее время (сейчас) “что делаю?”. думаю, мечтаю, мерзну, сплю, смотрю, жду.
· прошедшее время (вчера) “что делал?”. думал, мечтал, мерз, спал, смотрел, ждал.
· будущее время (завтра) “что буду делать?”. буду думать, буду мечтать, буду мерзнуть, буду спать, буду смотреть, буду ждать.
Все эти слова изменяются по временам, значит это глаголы.
Уч.: Молодцы! Главный признак глагола - изменение по временам. Неважно, что глагол называет:
· мыслительные процессы – знать, думать, рассуждать,
· чувства - слышать, смотреть, нюхать, мерзнуть,
· физическое состояние – спать, лежать, сидеть.
Все что не относится к действию, объединили под понятием “состояние”.
Значит, глагол называет действие предмета и его состояние.
(учитель дополняет карточку “состояние предмета” в строку “глагол называет действие предмета и его состояние”).
2) Чтение правила по учебнику (стр. 63).
Уч.: Прочитайте правило на странице 63 учебника.
Что важно запомнить о глаголах?
Д.: глагол называет действие предмета и его состояние.
Глаголы отвечают на вопросы: “что делать? что сделать?” и т.д.
Глаголы изменяются по временам.
Кроме разнообразных лексических значений, глагол имеет разнообразные грамматические признаки и формы.
Самостоятельная работа.
Уч.: Прочитайте текст, записанный на доске. (дети читают.)
Определите время и число глаголов. (один ученик работает за доской.)
Трудно увидеть в лесу дикое животное. Зверя можно узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со следами других зверей.
Проверка, используя схему: | | ||
Настоящее время (сейчас): что делаю? | Говорю. | ||
Прошедшее время (вчера): что делал? | говорил. | ||
Будущее время (завтра): что буду делать, | Буду говорить. | ||
| | ||
Увидеть | Что сделать? | глагол | |
Узнать | Что сделать? | глагол | |
Читать | Что делать? | глагол | |
Спутать | Что сделать? | глагол | |
Постановка проблемы
Уч.: Вы смогли определить время и число глаголов?
Д.: нет.
Уч.: В чем было затруднение?
Д.: Эти глаголы не изменяются по временам.
Поиск решения. Организация наблюдения над глаголами.
Уч.: Можно ли определить действующее лицо?
Д.: нельзя. Потому что нельзя сказать:
Я увидеть, узнать, читать, спутать
Ты увидеть, узнать, читать, спутать
Он увидеть, узнать, читать, спутать
Уч.: Чем похожи глаголы?
Уч.: Эти глаголы отвечают на вопросы: “что делать?” “что сделать?” и оканчиваются на “– ть”.
Уч.: Определите число у глаголов.
Д.: Нельзя определить число у этих глаголов.
Открытие нового знания
1) Уч.: Предложите, как можно назвать форму глаголов, у которых нельзя определить время и число. (дети высказывают свои предложения)
Уч.: Назовите тему урока.
Д.: Неопределенная форма глагола.
Постановка проблемы.
Уч.: Прочитайте предложения, записанные на доске.
Д.: Коля делал домашнее задание. Коля сделал домашнее задание
Уч.: Что интересного вы заметили?
Д.: В первом предложении глагол отвечает на вопрос: “что делал?” Во втором предложении глагол отвечает на вопрос: “что сделал?”
Уч.: чем еще различаются эти глаголы?
Д.: Эти глаголы отличаются значением. В первом предложении коля еще не закончил выполнять домашнее задание, а во втором предложении - закончил выполнять.
Поиск решения.
Уч.: определите время и число этих глаголов.
Д.: делал, (что делал?) - прошедшее время, единственное число. сделал, (что сделал?) - прошедшее время, единственное число.
Уч.:Сравните грамматические признаки этих глаголов.
Д.: время и число у этих глаголов одинаковое. У глаголов “делал” и “сделал” форма прошедшего времени, единственного числа. А различаются они каким – то другим грамматическим признаком. Мы его еще пока не знаем.
Сообщение темы.
Уч.: Этот грамматический признак – вид глагола. Совершенный и несовершенный.
Работа над определением. На странице 66 - 67 в учебнике.
Первичное закрепление.
Уч.: На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида?
Д.: Что делать? Что делал? Что делает? Что будет делать?