Файл: Тематический план по изучению какойлибо языковой темы (по Вашему выбору). Тематический план по изучению темы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 3.1

Цель занятия: приобретение и закрепление знаний типах уроков русского языка младших школьников; формирование умений разработки структуры уроков изучения языковой теории и правописания, анализа уроки русского языка.

 Задание 1.

Разработайте тематический план по изучению какой-либо языковой темы (по Вашему выбору).

Тематический план по изучению темы:

Класс:

УМК (программа):

Количество часов:

Предмет: Русский язык

Класс: 2 «г»

Тема: Что такое части речи?

Тип урока: изучение нового материала.

1) Цель: формирование у учащихся первоначальных представлений о частях речи (имени существительном, прилагательном, глаголе).

2) Задачи:

Образовательные: формировать представление о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

Развивающие:

  • развивать устную речь, слух учащихся;

  • развивать образное и логическое мышление;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • развивать словарный запас учащихся;

  • расширять кругозор детей;

  • развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять;

  • развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность, внимательность у учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание интерес и любовь к русскому языку с помощью увлекательного материала;

  • воспитание умения работать в группах;

  • воспитывать умение слушать товарища, дополнять, доказывать.

4) Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослым;

  • формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.

Метапредметные:

  • формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью;

  • формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;


Предметные:

  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;

  • формирование общего представления о частях речи;

  • расширение словарного запаса учащихся;

  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;

  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, игровой, проблемно-поисковый

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал. , Учебник «Русский язык. 2 класс.» В 2 ч. В.П. Канакина,
В.Г. Горецкий М.: 2014 - Ч.2 - 159с.в 2-х ч., 2 ч.,листы с индивидуальным заданием.

Задание 2.

Проанализируйте предложенный в данном задании урок по данному ниже плану. Предложите не менее трех рекомендаций по улучшению данного урока.

План анализа урока: 

п/п

Этапы анализа

Количество баллов

1

Основные цели:

·        Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей.

·        Достигнуты ли поставленные учителем цели?

·        Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками? 

 0

2

Как организован урок?

Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. 

 0

3

Какие способы мотивации применяет педагог?

 1

4

Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?

·        Ориентированность на стандарты нового поколения.

·        Развитие УУД (универсальных учебных действий).

·        Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др. 

 0

5

Содержание урока:

·        Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.

·        Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы.

·        Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).

·        Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.

 1

6

Методика проведения урока:

·        Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.

·        Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.)

·        Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер?

·        Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)?

·        Использование диалога в качестве формы общения.

·        Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний.

·        Наличие обратной связи между учеником и учителем.

·        Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.

·        Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.

·        Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока.

·        Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия?

·        Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.

 1

7

Психологические моменты в организации урока:

·        Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению?

·        Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания?

·        Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности?

·        Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся?

·        Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению?

 1


 

В графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта сделайте пометки и выставите баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.

 

Урок для анализа:

Класс: 4

УМК: Учебник “Русский язык” 4 класс, часть 1, авторы: С. В. Иванов, М. и. Кузнецова, Л. В. Петленко, В.Ю. Романова, программа “Начальная школа XXI века”.

Тема: “Неопределенная форма глагола”

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока:

Постановка проблемы.

(на доске написаны слова: строить, думать, кидать, мечтать, убираться, мерзнуть, смотреть, спать, ждать)

Уч.: Прочитайте слова, которые называют действие.

Д.: строить, кидать, убираться.

Уч.: Прочитайте остальные слова.

Д.: думать, мечтать, мерзнуть, смотреть, спать, ждать.

Уч.: Чем эти слова не похожи на слова: строить, кидать, убираться?

Д.: Эти слова отвечают на вопрос “ что делать?”, но не называют действие (трудовую деятельность, передвижение предмета).

Уч.: Какой возникает вопрос?

Д.: Являются ли эти слова глаголами?

Поиск решения.

Уч.: В 3 классе мы говорили, как изменяются слова, выраженные разными частями речи. Прочитайте слова.

Д.: - существительное: медведь, медведем, медведя, медведь, медведи.

Вывод: существительное изменяется по падежам и числам.

- прилагательное: бурый медведь – бурые медведи, бурая краска, бурое животное, бурыммедведем, бурому медведю, бурого медведя.

Вывод: прилагательное изменяется по числам, родам и падежам.

- глагол: Настоящее время (сейчас) что делаю? Работаю.

·      прошедшее время (вчера) что делал? Работал.

·      будущее время (завтра) что буду делать? Буду работать.

Вывод: глагол изменяется по временам.

Открытие нового знания

1) Уч.: Как изменяются слова? думать, мечтать, мерзнуть, смотреть, спать, ждать?

Д.: По временам: Настоящее время (сейчас) “что делаю?”. думаю, мечтаю, мерзну, сплю, смотрю, жду.

·      прошедшее время (вчера) “что делал?”. думал, мечтал, мерз, спал, смотрел, ждал.


·      будущее время (завтра) “что буду делать?”. буду думать, буду мечтать, буду мерзнуть, буду спать, буду смотреть, буду ждать.

Все эти слова изменяются по временам, значит это глаголы.

Уч.: Молодцы! Главный признак глагола - изменение по временам. Неважно, что глагол называет:

·      мыслительные процессы – знать, думать, рассуждать,

·      чувства - слышать, смотреть, нюхать, мерзнуть,

·      физическое состояние – спать, лежать, сидеть.

Все что не относится к действию, объединили под понятием “состояние”.

Значит, глагол называет действие предмета и его состояние.

(учитель дополняет карточку “состояние предмета” в строку “глагол называет действие предмета и его состояние”).

2) Чтение правила по учебнику (стр. 63).

Уч.: Прочитайте правило на странице 63 учебника.

Что важно запомнить о глаголах?

Д.: глагол называет действие предмета и его состояние.

Глаголы отвечают на вопросы: “что делать? что сделать?” и т.д.

Глаголы изменяются по временам.

Кроме разнообразных лексических значений, глагол имеет разнообразные грамматические признаки и формы.

Самостоятельная работа.

Уч.: Прочитайте текст, записанный на доске. (дети читают.)

Определите время и число глаголов. (один ученик работает за доской.)

Трудно увидеть в лесу дикое животное. Зверя можно узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со следами других зверей.

 

Проверка, используя схему:




Настоящее время (сейчас): что делаю?

Говорю.

Прошедшее время (вчера): что делал?

говорил.

Будущее время (завтра): что буду делать,

Буду говорить.

 

 

Увидеть

Что сделать?

глагол

 

Узнать

Что сделать?

глагол

 

Читать

Что делать?

глагол

 

Спутать

Что сделать?

глагол

 


Постановка проблемы

Уч.: Вы смогли определить время и число глаголов?

Д.: нет.

Уч.: В чем было затруднение?

Д.: Эти глаголы не изменяются по временам.

Поиск решения. Организация наблюдения над глаголами.

Уч.: Можно ли определить действующее лицо?

Д.: нельзя. Потому что нельзя сказать:

Я увидеть, узнать, читать, спутать

Ты увидеть, узнать, читать, спутать

Он увидеть, узнать, читать, спутать

Уч.: Чем похожи глаголы?

Уч.: Эти глаголы отвечают на вопросы: “что делать?” “что сделать?” и оканчиваются на “– ть”.

Уч.: Определите число у глаголов.

Д.: Нельзя определить число у этих глаголов.

Открытие нового знания

1) Уч.: Предложите, как можно назвать форму глаголов, у которых нельзя определить время и число. (дети высказывают свои предложения)

Уч.: Назовите тему урока.

Д.: Неопределенная форма глагола.

Постановка проблемы.

Уч.: Прочитайте предложения, записанные на доске.

Д.: Коля делал домашнее задание. Коля сделал домашнее задание

Уч.: Что интересного вы заметили?

Д.: В первом предложении глагол отвечает на вопрос: “что делал?” Во втором предложении глагол отвечает на вопрос: “что сделал?”

Уч.: чем еще различаются эти глаголы?

Д.: Эти глаголы отличаются значением. В первом предложении коля еще не закончил выполнять домашнее задание, а во втором предложении - закончил выполнять.

Поиск решения.

Уч.: определите время и число этих глаголов.

Д.: делал, (что делал?) - прошедшее время, единственное число. сделал, (что сделал?) - прошедшее время, единственное число.

Уч.:Сравните грамматические признаки этих глаголов.

Д.: время и число у этих глаголов одинаковое. У глаголов “делал” и “сделал” форма прошедшего времени, единственного числа. А различаются они каким – то другим грамматическим признаком. Мы его еще пока не знаем.

Сообщение темы.

Уч.: Этот грамматический признак – вид глагола. Совершенный и несовершенный.

Работа над определением. На странице 66 - 67 в учебнике.

Первичное закрепление.

Уч.: На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида?

Д.: Что делать? Что делал? Что делает? Что будет делать?