Файл: 3. 2 Типология услуг в зарубежном дополнительном образовании детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Дополнительное образование детей: история и современность

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Слободченко Анастасия Александровна

Преподаватель:

Чащинов Евгений Николаевич

Практическое занятие 2

Задания по теме 3.2 Типология услуг в зарубежном дополнительном образовании детей

Цель занятия: закрепление знаний о типологии услуг в зарубежном дополнительном образовании детей; формирование умений использовать знания о типологии услуг в зарубежном дополнительном образовании детей в практической деятельности педагога дополнительного образования.

Задание 1.

Проанализируйте типологию услуг в зарубежном дополнительном образовании детей по месту функционирования и форме собственности провайдера (по итогам анализа заполните таблицу о 3-4 странах).

№ п/п

Страна

Типология услуг в зарубежном дополнительном образовании детей по месту функционирования и форме собственности провайдера

Сходства и различия с системой дополнительного образования России

1

 Швеция

 1. Муниципальные школы дополнительного образования

2. Государственные досуговые и культурно - просветительские организации

Необязательное участие, преимущественно платная форма, возможна условно-бесплатная для социально уязвимых групп.

2

 Испания

 1. Профильные государственные образовательные организации

2. Государственные досуговые и культурно - просветительские организации

Необязательное участие, преимущественно бесплатное или условно - бесплатное обучение.

3

 Сингапур

1. Государственные общеобразовательные школы и колледжи

2. Государственные культурно-просветительские организации

Обязательное участие, бесплатно проводится 1 предмет, остальные платно и по желанию.

4

 США

 1. Частные коммерческие образовательные организации

2. Государственные досуговые и культурно - просветительские организации

3. Смешанный провайдер (сотрудничество государственной и частной организации)

Желательное участие, условно - бесплатная форма в госсекторе и платная в частных организациях.


 

Задание 2.

Проанализируйте типологию услуг в зарубежном дополнительном образовании детей по предметной области (по итогам анализа заполните таблицу о 3-4 странах).

№ п/п

Страна

Типология услуг в зарубежном дополнительном образовании детей по предметной области

Сходства и различия с системой дополнительного образования России

1

 Швеция

 В Швеции тематическое разнообразие дополнительного образования зависит от состоятельности коммуны.

Небольшие муниципалитеты имеют минимум две школы дополнительного образования для детей: творческую и спортивную.

Богатые коммуны могут располагать сразу несколькими типами школ, в них может быть представлен также третий тип школ — музыкальный.

Творческая школа (kulturskola) включает в себя: занятия по изобразительному искусству, созданию керамики, обучению игре на музыкальных инструментах, написанию песен и стихов, хоровому искусству, а также танцевальные и театральные занятия.

В больших коммунах творческие школы имеют минимальное количество музыкальных классов, поэтому существуют специальные музыкальных школы в пропорции 2:3 или 2:4.

2

Испания

На сайте Министерства Образования, культуры и спорта Испании перечислены лишь три направления подготовки в дополнительном образовании: спорт, творчество (музыка, театр, танцы, пластические виды искусства, сохранение и реставрация культурного наследия) и иностранные языки. Также Министерство образования включает в список дополнительного образования религию — все государственные и частные образовательные центры и школы обязаны предлагать такой курс, но ученики не обязаны его посещать, участие добровольное.

В разнородной по вероисповеданию группе (католики, мусульмане, иудеи и т. д.) обучающимся будет преподаваться предмет «История и культура религий», в однородной — основы выбранной религии

3

 Сингапур

В Сингапуре Министерство Образования выделяет четыре группы дополнительных занятий с примерным перечнем видов активности:

  • клубы и сообщества: шахматы, дебаты, занятия по предметам (например, естественные науки);

  • физическая активность и спорт: баскетбол, настольный теннис, футбол и другие;

  • военно-патриотическое воспитание (Uniformed groups): кадетский корпус, детский Красный крест, Сингапурские скауты, корпус Гражданской защиты, военные;

  • визуальные и зрелищные виды искусства: фотография, рисование, скульптура, каллиграфия, хор, музыкальная группа, ансамбль, театр

Отличительная особенность Сингапура — наличие специальных программ по музыке и творчеству, которые преподаются в государственных, автономных и частных школах.

Они называются AEP (art elective programme) и MEP (music elective programme).

Чтобы поступить на этот курс, нужно, во-первых, удовлетворять определенным критериям (успеваемость и скорость освоения материала), а во-вторых, сдать внутренний экзамен.

Курс длится четыре года, искусство или музыка изучаются наравне с общеобразовательными предметами.

Программу можно пройти как в средней, так и в старшей школе (школьный и предуниверситетский уровни).

4

США

Предлагается деление согласно основной цели образовательной программы:

  • кружки по специальностям (спорт, искусство, наука, театр, скаутское движение) — в итоге ученик получает более глубокие знания в выбранной области;

  • универсальные кружки (клубы для мальчиков и девочек, группы продленного дня) — детям помогают выполнять домашнее задание, они играют, основная цель — переключение ребенка, активный отдых;

  • академические кружки (летние образовательные программы, предметные занятия) — целью таких занятий является повышение академических успехов, наверстывание пропущенного материала и изучение нового сверх программы. 

Наибольшее внимание уделяется кружкам по специальностям.

В США хорошо развиты так называемые industry-relations: представители известных корпораций проводят уроки в организациях дополнительного образования, устраивают совместные курсы с двойными сертификатами.

Осуществляется позитивная дискриминация девушек, создаются Girls only clubs, в которых преподают только девушкам.


 

Задания по теме 4.2 Перспективы развития дополнительного образования в общеобразовательных организациях

Цель: закрепление знаний о перспективах развития дополнительного образования в общеобразовательных организациях; формирование умений разрабатывать структуру уроков и учебных занятий.

Задание 3.

 Сравните возможности (3-4) организаций дополнительного образования и организаций общего образования в решении задач дополнительного образования детей.

По итогам сравнительного анализа заполните таблицу:

п/п

возможности организаций дополнительного образования в решении задач дополнительного образования детей

возможности организаций дополнительного образования и организаций общего образования в решении задач дополнительного образования детей

направления и перспективы развития организаций дополнительного и общего образования в решении задач дополнительного образования

1

Отсутствие государственного образовательного стандарта для программ дополнительного образования детей позволяет проявлять творчество и инициативу как по содержанию, так и по формам и методам реализации программ.

Государственным образовательным стандартом для школ установлены требования для основных образовательных программ. Наличие государственного стандарта и инвариативного учебного плана подразумевает реализацию определённых учебных предметов.

Художественное направление. Программы ориентированы на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства(программы музыкального творчества, программы театрального творчества, хореографического творчества, программы изобразительного и декоративно-прикладного творчества).

2

Варьировать содержание и темпы освоения программы обучающимися.

Существует основательная законодательная база, регламентирующая деятельность школ, содержание образования т.д.

Туристско-краеведческое направление. Туризм и краеведение — два взаимодополняющих способа постижения человеком природных и культурных особенностей среды проживания (региона, страны). Туризм(походы,путешествия с использованием спортивного оборудования.)Краеведческое(теоретическую познавательную исследовательскую деятельность учащихся по изучению природы, истории, культуры родного края).

3

Деятельность учреждений дополнительного образования детей не сопровождается большим объёмом законодательных и нормативных документов.

Классно-урочная система предусматривает проведение урока, который, как правило, ограничен стенами кабинета и регламентирован временными рамками.

Эколого-биологическое направление. Программы, имея своей целью развитие навыков изучения, исследования, сохранения живой природы. Они обеспечивают деятельность клубов юннатов, юных экологов, биологов, объединений исследователей природы.

4

Отметочная система знаний подразумевает, прежде всего, умение ребёнка учиться и оценивает его знания, умения и навыки, усвоение материала по предмету.

Отсутствует отметочная система, что позволяет ребёнку вести себя более естественно, раскрывая свой внутренний потенциал.

Техническое направление.



 

Задание 4. 

Составьте блок-схему «Направления развития дополнительного образования в общеобразовательных организациях РФ». Обоснуйте актуальность знания этих направлений для организации деятельности педагога дополнительного образования. 


Художественно - эстетическое

Научно - техническое

Естетственно - научное

Военно - патриотическое

Физкультурно - спортивное

Эколого - биологическое



Социально - педагогическое



Культурологическое

На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:

  • создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

  • обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Таким образом, сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в ХХI веке.


Вместе с тем развитие общественных и экономических отношений, изменения технологического уклада, трансформация запросов семей и детей формируют новые вызовы, стимулируя использование конкурентных преимуществ отечественной системы дополнительного образования детей и поиск новых подходов и средств.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в отсутствие конституционных гарантий общедоступности и бесплатности дополнительного образования детей все же закрепляет полномочия по организации предоставления дополнительного образования детей за региональными и муниципальными органами власти. Это позволяет оказывать государственную поддержку сфере дополнительного образования детей, но приводит к межрегиональной и межмуниципальной дифференциации доступности услуг, создает риски развития образовательного неравенства между социальными группами с различным уровнем дохода.

Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации, с одной стороны, позволяет создавать необходимую вариативность и обновляемость программ, с другой стороны, не всегда обеспечивает предоставление услуг достойного качества и эффективное расходование средств бюджетов всех уровней.

Инфраструктура современного дополнительного образования детей в массе своей создана десятилетия назад и отстает от современных требований. Система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ.

Наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования пока не приостановила отток наиболее квалифицированных кадров и не привела к массовому привлечению талантливых молодых специалистов.

Тенденции развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ. Однако обновление содержания дополнительного образования детей происходит медленно.

При наблюдаемой позитивной тенденции увеличения числа и расширения спектра направлений конкурсных мероприятий (олимпиад, чемпионатов, соревнований) пока не обеспечен необходимый уровень системности проводимой работы, позволяющий реализовать ее потенциал как механизма мотивации семей, выявления талантливых детей, и мониторинга эффективности работы организаций дополнительного образования.