Файл: Инклюзивные технологии в профессиональной деятельности рабочая программа дисциплины.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
БРЯНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе и региональному развитию
_______________В.И. Рулинский
«31» августа 2022 г.
ИНКЛЮЗИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Укрупненная группа направлений и
специальностей
37.00.00 Психологические науки
Направление подготовки:
37.03.01 Психология
Профиль:
Консультативная психология
Разработал: кандидат психологических наук, доцент Осипова В.В.
№
пп
На учебный год
ОДОБРЕНО
на заседании кафедры
УТВЕРЖДАЮ
заведующий кафедрой
Протокол
Дата
Подпись
Дата
1 2022- 2023
№ 1
«31» августа 2022 г.
«31» августа 2022 г.
2 20__ - 20__
№
«__»________20__г.
«__»________20__г.
3 20__ - 20__
№
«__»________20__г.
«__»________20__г.
4 20__ - 20__
№
«__»________20__г.
«__»________20__г.
Брянск 2022
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФГОС ВО
В соответствии с учебным планом направления подготовки, разработанным на основе
Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень высшего образования бакалавриат),
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.07.2020 г. № 839, дисциплина «Инклюзивные технологии в профессиональном деятельности» входит в состав обязательной части блока 1 «Дисциплины (модули)». Данная дисциплина, в соответствии с учебным планом института, является обязательной для изучения.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Инклюзивные технологии в профессиональном деятельности» включает
10 тем. Темы объединены в три дидактические единицы: «Определение инклюзивного образования. Этикометодологические аспекты инклюзивного иинтегрированного образования», «Опыт России и стран зарубежья в реализации инклюзивного и интегрированного обучения», «Организация инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми возможностями здоровья в раннем и дошкольном возрасте».
Цель изучения дисциплины заключается в способности использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
- знания понятия инклюзивной компетентности, ее компоненты и структуру,
особенности применения базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах;
- умение планировать и осуществлять профессиональную деятельность с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
- владение навыками взаимодействия в социальной и профессиональной сферах с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ)
В результате изучения дисциплины «Инклюзивные технологии в профессиональном деятельности» у студента формируются следующие компетенции:
УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах.
Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций, предусмотренных
ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриат) и на основе профессиональных стандартов:
"Психолог в социальной сфере", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 682н (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2013 г., регистрационный N
30840);
2
"Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 514н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 августа 2015 г.,
регистрационный N38575).
Категория
универсальных
компетенций
Код и наименование универсальной компетенции
Код и наименование индикатора достижения универсальной компетенции
Формы образовательной деятельности,
способствующие формированию и развитию компетенции
Инклюзивная
компетентность
УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1
Знает понятие инклюзивной компетентности,
ее компоненты и
структуру, особенности применения базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах.
УК-9.1.
Умеет планировать и
осуществлять профессиональную деятельность с лицами с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
УК-9.3.
Владеет навыками взаимодействия в
социальной и
профессиональной сферах с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Контактная работа:
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
4. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Инклюзивные технологии в профессиональной деятельности» включена в обязательную часть Блока 1 учебных планов по направлению подготовки 37.03.01
Психология уровень бакалавриат.
Согласно учебному плану дисциплина «Инклюзивные технологии в профессиональной деятельности» изучается на 1 курсе во 2 семестре при очно-заочной форме обучения и на 2 курсе в 4 семестре при очной форме обучения.
3
Компетенции, знания и умения, а также опыт деятельности, приобретаемые студентами после изучения дисциплины, будут использоваться ими в ходе осуществления профессиональной деятельности.
5. ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И ИХ ТРУДОЕМКОСТЬ
очная форма обучения
Вид учебной работы
Всего зачетных единиц
(академических часов –
ак. ч.)
Семестр
4
Общая трудоемкость дисциплины
2(72)
2 (72)
Аудиторные занятия (контактная работа обучающихся с преподавателем), из них:
36 36
- лекции (Л)
18 18
- семинарские занятия (СЗ)
- практические занятия (ПЗ)
18 18
- лабораторные занятия (ЛЗ)
Самостоятельная работа студента (СРС),
в том числе:
36 36
- курсовая работа (проект)
- контрольная работа
- доклад (реферат)
- расчетно-графическая работа
Вид промежуточной аттестации зачет зачет
очно-заочная
форма обучения
Вид учебной работы
Всего зачетных единиц
(академических часов –
ак. ч.)
Семестр
2
Общая трудоемкость дисциплины
2 (72)
2 (72)
Аудиторные занятия (контактная работа обучающихся с преподавателем), из них:
36 36
- лекции (Л)
10 10
- семинарские занятия (СЗ)
- практические занятия (ПЗ)
26 26
- лабораторные занятия (ЛЗ)
Самостоятельная работа студента (СРС),
в том числе:
36 36
- курсовая работа (проект)
- контрольная работа
- доклад (реферат)
- расчетно-графическая работа
Вид промежуточной аттестации зачет зачет
6. ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
№
ДЕ
Наименование модуля
(дидактические
№
п.п.
Тема задания
Перечень
планируемых
4
единицы)
результатов
обучения (ПРО)
1.
Определение
инклюзивного
образования.
Этикометодологически
е аспекты
инклюзивного и
интегрированного
образования
1.
Особенности состояния здоровья современных школьников. Актуальные вопросы модернизации специального образования.
УК-9
2.
Кризис специального образования для учащихся с инвалидностью. Определение инклюзивного образования.
Обоснование необходимости инклюзивного образования.
3.
Специфика инклюзивного и интегрированного образования. Инклюзивное и интегрированное обучение и воспитание детей с особыми возможностями здоровья в контексте стратегии гуманизации процесса образования.
4.
Этикометодологические аспекты инклюзивного и интегрированного образования.
5.
Инклюзивное образование как долгосрочная стратегия. Проблемы и перспективы инклюзивного образования.
2.
Опыт России и стран
зарубежья в
реализации
инклюзивного и
интегрированного
обучения
6.
Обзор опыта российской системы образования в реализации инклюзивного подхода к детям с особыми возможностями здоровья.
Образ инклюзивного и интегрированного образования в массовом сознании россиян.
УК-9
7.
Обзор моделей инклюзивного и интегрированного образования детей с особыми образовательными потребностями
3.
Организация
инклюзивного
воспитания и обучения
детей с особыми
8.
Возможности абилитации детей с особыми возможностями здоровья в совместной
УК-9 5
возможностями
здоровья в
раннем и дошкольном
возрасте
деятельности и общении со сверстниками. Подражание как важный метод инклюзивного и интегрированного обучения.
9.
Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Организация инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми возможностями здоровья в раннем и дошкольном возрастов дошкольных образовательных учреждениях.
10.
Анализ ресурсов, опыт и проблемы организации ранней диагностики, коррекции и интегрированного обучения детей с особыми нуждами в практике Российского образования.
7. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
очная форма обучения
№
п.п.
Темы дисциплины
Трудоемкость Лекции
СЗ
ПЗ
ЛЗ
СРС
1
Особенности состояния здоровья современных школьников.
Актуальные вопросы модернизации специального образования.
8 2
2 4
2
Кризис специального образования для учащихся с инвалидностью.
Определение инклюзивного образования.
Обоснование необходимости инклюзивного образования.
8 2
2 4
3
Специфика
8 2
2 4
6
инклюзивного и интегрированного образования.
Инклюзивное и интегрированное обучение и воспитание детей с особыми возможностями здоровья в контексте стратегии гуманизации процесса образования.
4
Этикометодологические аспекты инклюзивного и интегрированного образования.
8 2
2 4
5
Инклюзивное образование как долгосрочная стратегия. Проблемы и перспективы инклюзивного образования.
8 2
2 4
6
Обзор опыта российской системы образования в реализации инклюзивного подхода к детям с особыми возможностями здоровья. Образ инклюзивного и интегрированного образования в массовом сознании россиян.
8 2
2 4
7
Обзор моделей инклюзивного и интегрированного образования детей с особыми образовательными потребностями
7 2
2 3
8
Возможности абилитации детей с особыми возможностями здоровья в совместной деятельности и общении со
7 2
2 3
7
Инклюзивное и интегрированное обучение и воспитание детей с особыми возможностями здоровья в контексте стратегии гуманизации процесса образования.
4
Этикометодологические аспекты инклюзивного и интегрированного образования.
8 2
2 4
5
Инклюзивное образование как долгосрочная стратегия. Проблемы и перспективы инклюзивного образования.
8 2
2 4
6
Обзор опыта российской системы образования в реализации инклюзивного подхода к детям с особыми возможностями здоровья. Образ инклюзивного и интегрированного образования в массовом сознании россиян.
8 2
2 4
7
Обзор моделей инклюзивного и интегрированного образования детей с особыми образовательными потребностями
7 2
2 3
8
Возможности абилитации детей с особыми возможностями здоровья в совместной деятельности и общении со
7 2
2 3
7
сверстниками.
Подражание как важный метод инклюзивного и интегрированного обучения.
9
Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Организация инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми возможностями здоровья в раннем и дошкольном возрастов дошкольных образовательных учреждениях.
5 1
1 3
10
Анализ ресурсов, опыт и проблемы организации ранней диагностики, коррекции и интегрированного обучения детей с особыми нуждами в практике
Российского образования.
5 1
1 3
ИТОГО:
72
18
18
36
очно-заочная форма обучения
№
п.п.
Темы дисциплины
Трудоемкость Лекции
СЗ
ПЗ
ЛЗ
СРС
1
Особенности состояния здоровья современных школьников.
Актуальные вопросы модернизации специального образования.
1 3
4 2
Кризис специального образования для учащихся с инвалидностью.
1 3
4 8
Подражание как важный метод инклюзивного и интегрированного обучения.
9
Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Организация инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми возможностями здоровья в раннем и дошкольном возрастов дошкольных образовательных учреждениях.
5 1
1 3
10
Анализ ресурсов, опыт и проблемы организации ранней диагностики, коррекции и интегрированного обучения детей с особыми нуждами в практике
Российского образования.
5 1
1 3
ИТОГО:
72
18
18
36
очно-заочная форма обучения
№
п.п.
Темы дисциплины
Трудоемкость Лекции
СЗ
ПЗ
ЛЗ
СРС
1
Особенности состояния здоровья современных школьников.
Актуальные вопросы модернизации специального образования.
1 3
4 2
Кризис специального образования для учащихся с инвалидностью.
1 3
4 8
Определение инклюзивного образования.
Обоснование необходимости инклюзивного образования.
3
Специфика инклюзивного и интегрированного образования.
Инклюзивное и интегрированное обучение и воспитание детей с особыми возможностями здоровья в контексте стратегии гуманизации процесса образования.
1 3
4 4
Этикометодологические аспекты инклюзивного и интегрированного образования.
1 3
4 5
Инклюзивное образование как долгосрочная стратегия. Проблемы и перспективы инклюзивного образования.
1 3
4 6
Обзор опыта российской системы образования в реализации инклюзивного подхода к детям с особыми возможностями здоровья. Образ инклюзивного и интегрированного образования в массовом сознании россиян.
1 3
4 7
Обзор моделей инклюзивного и интегрированного образования детей с особыми образовательными
1 2
3 9
потребностями.
8
Возможности абилитации детей с особыми возможностями здоровья в совместной деятельности и общении со сверстниками.
Подражание как важный метод инклюзивного и интегрированного обучения.
1 2
3 9
Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Организация инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми возможностями здоровья в раннем и дошкольном возрастов дошкольных образовательных учреждениях.
1 2
3 10
Анализ ресурсов, опыт и проблемы организации ранней диагностики, коррекции и интегрированного обучения детей с особыми нуждами в практике
Российского образования.
1 2
3
ИТОГО:
72
10
26
36
8. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Учебным планом не предусмотрены.
9. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Учебным планом предусмотрено проведение практических занятий по дисциплине.
Рекомендуемые темы для проведения практических занятий:
10
8
Возможности абилитации детей с особыми возможностями здоровья в совместной деятельности и общении со сверстниками.
Подражание как важный метод инклюзивного и интегрированного обучения.
1 2
3 9
Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Организация инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми возможностями здоровья в раннем и дошкольном возрастов дошкольных образовательных учреждениях.
1 2
3 10
Анализ ресурсов, опыт и проблемы организации ранней диагностики, коррекции и интегрированного обучения детей с особыми нуждами в практике
Российского образования.
1 2
3
ИТОГО:
72
10
26
36
8. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Учебным планом не предусмотрены.
9. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Учебным планом предусмотрено проведение практических занятий по дисциплине.
Рекомендуемые темы для проведения практических занятий:
10
при очной и очно-заочной формах обучения:
1. Особенности состояния здоровья современных школьников. Актуальные вопросы модернизации специального образования.
2. Кризис специального образования для учащихся с инвалидностью. Определение инклюзивного образования. Обоснование необходимости инклюзивного образования.
3. Специфика инклюзивного и интегрированного образования. Инклюзивное и интегрированное обучение и воспитание детей с особыми возможностями здоровья в контексте стратегии гуманизации процесса образования.
4. Этикометодологические аспекты инклюзивного и интегрированного образования.
5. Инклюзивное образование как долгосрочная стратегия. Проблемы и перспективы инклюзивного образования.
6. Обзор опыта российской системы образования в реализации инклюзивного подхода к детям с особыми возможностями здоровья. Образ инклюзивного и интегрированного образования в массовом сознании россиян.
7. Обзор моделей инклюзивного и интегрированного образования детей с особыми образовательными потребностями.
8. Возможности абилитации детей с особыми возможностями здоровья в совместной деятельности и общении со сверстниками. Подражание как важный метод инклюзивного и интегрированного обучения.
9. Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка с особыми образовательными потребностями. Организация инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми возможностями здоровья.
10. Анализ ресурсов, опыт и проблемы организации ранней диагностики, коррекции и интегрированного обучения детей с особыми нуждами в практике Российского образования.
10. ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Учебным планом не предусмотрены.
11. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
11.1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Рекомендуются следующие виды самостоятельной работы:
- выполнение реферата;
- изучение теоретического материала с использованием конспекта лекций и рекомендованной литературы;
- подготовка к зачету в соответствии с перечнем контрольных вопросов для аттестации;
- дидактическое тестирование.
В комплекте учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся входят:
- методические указания для выполнения реферата;
- оценочные материалы.
11.2 КУРСОВАЯ РАБОТА
Учебным планом не предусмотрено.
11