Файл: Взаимосвязь социально-психологического климата.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Считается, что на стадии зарождения организации в управлении ею преобладает культура власти, стадию роста характеризует ролевая культура, стадию стабильного развития — культура задачи или куль­тура личности, в кризисе предпочтительна культура власти.

1.2. Социально-психологический климат и его характеристики

Совершенствование социально-психологического климата способствует повышению удовлетворенности работников трудом, благоприятно влияет на производительность труда. Психологический климат является итогом работы психологических воздействий с членами группы, насколько осуществлялись специальные мероприятия, направленные на организацию отношений между администрацией и сотрудниками, настолько и будет в результате климат в организации.

За создание и совершенствование социально-психологического климата отвечают менеджеры, это их постоянная практическая задача. При формировании климата в организации важно включать творческий компонент, умение предвидеть возможные ситуации во взаимоотношениях членов группы способствует созданию благоприятной атмосферы, для этого требуется определенные знания природы и средств регулирования.

В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми.

В отечественной социальной психологии термин «психологический климат» впервые использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы.

Климат социально-психологический (от греч. klima (klimatos) – наклон) – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Синонимы понятия К. с. - п. - морально психологический климат, психологический климат, психологическая атмосфера коллектива.

Один из первых раскрыл содержание понятия социально-психологический климат Шепель В.М. Психологический климат, по его мнению – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми в организации включает в себя три составляющих.

Первая составляющая – это социальный климат. В социальном климате важно осознание общих целей и задач организации.


Вторая составляющая – моральный климат. Моральный климат включает в себя принятие моральных ценностей организации.

Третья составляющая – это психологический климат. Психологический климат характеризуется отношениями между работниками, которые складываются неофициально.

Отношения между членами трудового коллектива обусловлены двумя факторами: основной деятельностью (формальные отношения) и межличностными отношениями (неформальные отношения).Состояние неформальных межличностных отношений в коллективе так же называют то социально-психологическим климатом, который характеризуется прочностью внутренних связей между членами коллектива.

Социально-психологический климат несет в себе целую совокупность разных характеристик. Для оценки данного климата в организации существует система определенных показателей. За основу в исследовании обычно берут следующие показатели: стиль руководства фирмой, профессиональная подготовка персонала, удовлетворенность работников организации характером и содержанием труда, взаимоотношения с коллегами по работе и менеджерами, уровень конфликтности отношений.

Чтобы достичь организационного успеха, зарубежные исследователи выделяю важное психологическое понятие как доверие, которое и является основой успешности. (Роберт Брюс Шо). С одной стороны, доверие – это проблема отношений между людьми, т.е. важная составляющая социально-психологического климата организации.

Но с более широкой точки зрения, доверие – это мощная универсальная сила, которая способна влиять и на внутренние процессы организации, и на внешние, в отношениях между организациями. Доверие в свою очередь является одновременно структурной и культурной характеристикой организации. Р.Б. Шо, изучая доверие, определил факторы его формирования. Это – порядочность, компетентность, лояльность, открытость сотрудников фирмы. Все эти факторы рассматриваются во взаимосвязи как «социальный капитал», достигнутый в организации.

При изучении климата необходимо иметь в виду два его уровня. Первый уровень – статический, относительно постоянный. Социально-психологический климат выражается как устойчивое состояние, которое сформировалось за достаточно долгое время. Важно понимать, что на данном уровне климат способен сохранять свою сущность, даже при возникновении трудностей в организации. В него входят устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду.


От сюда можно сделать вывод что, сформировать благоприятный климат в коллективе довольно трудно, легче изначально поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее. Периодически с членами группы осуществляется коррекция социально-психологического климата.

Состояние климата влияет на коллективную и индивидуальную работы, имеет воздействие на работоспособность, эффективность, на качественный и количественный результаты деятельность. Но климат не всегда поддается различным воздействиям и изменениям со стороны окружающей среды, постольку оно оказывает определенное влияние на результаты коллективной и индивидуальной деятельности, на работоспособность членов группы, на качество и количество продуктов их труда.

Второй уровень – динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их психологическое настроение. При сравнении с социально-психологическим климатом, тут важно выделить быстроту изменений, их временную характеристику. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». При изменении атмосферы мы вносим так же корректировки в настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня.

Изменения климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним. Накопление количественных изменений в психологической атмосфере ведет к переходу ее в иное качественное соединение, в другой социально-психологический климат.

По мнению Почебут Л.Г., социально-психологический климат– это состояние психологии организации как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния. Климат – это не сумма групповых состояний, а их интеграл.

Благоприятный социально-психологический климат – это итог систематической работы и мероприятий руководителей, менеджеров, психологов и всех сотрудников организации.

Перечислим признаки благоприятного социально-психологического климата:

– доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

– доброжелательная и деловая критика;

– свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

– отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

– достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

– удовлетворенность принадлежностью к коллективу;


– высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;

– принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.

Социально-психологический климат – это эмоциональный настрой, можно сказать атмосфера коллектива, выражающаяся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношениях к общему делу.

Социально-психологический климат несомненно является одним из наиболее важных компонентов в профессиональной жизни человека. Он может быть как положительным (здоровым и благоприятным) так и отрицательным (неблагоприятным).

Результатом положительного психологического климата является удовлетворенностью работников трудом, а, следовательно, улучшение экономических и социальных показателей профессиональной деятельности коллектива. При отрицательном психологическом климате ухудшается социализация группы, работники не удовлетворены условиями, а следовательно и экономические результаты деятельности коллектива и организации в целом будут снижены.

Глава 2. Изучение связи между социально-психологическим климатом и типа организационной культуры

Совершенствование социально-психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее идеального (совершенного) образа жизни людей. Социально-психологический климат всегда строится на межличностных отношениях определённого коллектива, поэтому является показателем их состояния.

2.1. Программа исследования и краткая характеристика методик изучения

Объект исследования - корпоративная культура организации.

Предмет исследования – социально-психологический климат и организационная культура группы.

Цель - найти связи между социально-психологическим климатом и культурой организации.


Гипотеза – выявить имеет ли взаимосвязь организационная культура с психологическим климатом сотрудников компании.

Для данного исследования были взяты 3 группы из 18 человек.

1 группа(8 человек) – отдел бухгалтерского отчёта

2 группа(5 человек) – спортивный отдел

3 группа(3 человека) – транспортный отдел

1. Подготовка к исследованию.

-Договорённость с начальством организации.

-Соглашение персонала, на проведение исследования.

-День, когда персонал будет менее загружен.

2.Программа исследования.

-Метод наблюдения.

-Метод беседы.

-Диагностика психологического климата в малой производственной группе (В.В.Шпалинский, Э.Г.Шелест)

-Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру)

3.характеристика методик.

Метод наблюдения

Источником информации при использовании этого метода исследования является сами объекты исследования – их поведение и общение с коллегами, а также с главой организации. Первое наблюдение лучше проводить до первого контакта, что бы испытуемые ни знали, что бы испытуемые не знали, что являются объектом наблюдения. После повторить наблюдение после знакомства и инструктажа. Также результаты можно сравнить, что бы получить дополнительную информацию.

Метод беседы

Ме­тод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Беседа как метод психологического исследования может применяться самостоятельно, а может использоваться как дополнительный метод в структуре эксперимента на первом этапе (сбор первичной информации об испытуемом, инструктаж, моти­вация и т.д.), и на последнем этапе — в форме постэксперименталь­ного интервью, либо дополнять результаты наблюдения.

Диагностика психологического климата в малой производственной группе (В.В.Шпалинский, Э.Г.Шелест)

Диагностика психологического климата в малой производственной группе В.В. Шпалинского и Э.Г. Шелеста позволяет сделать общую оценку климата в коллективе, выявить негативные факторы, мешающие работе, и их причины.

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру)

Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками (например, социометрией).