Файл: Пособие для родителей по развитию речи детей от 0 до 2 лет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В чём заключается забота о правильном речевом развитии ребенка?
· Обеспечение благоприятного окружения как необходимого образца для подражания
(в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей).
· Поощрение лепета ребенка мимикой радости.
· Воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни.
· Медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку «приступить» к постепенному овладению речью.
· Отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения.
· Приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;
· Систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста ли взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.
· Полное исключение случаев «сюсюкания» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания.
· Занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи.
· Развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
Игры и упражнения, которые я хочу вам представить, их можно использовать как на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе, так и вне занятий.
Игры для развития мелкой моторики
Для развития мелкой моторики пальцев рук, можно использовать не только пальчиковые игры, но и веревочки, бусины, горох, крупы, счетные палочки,
Практическая часть
массажные мячи, сухой бассейн с различным наполнением, карандаши, бельевые прищепки, и многое другое.
Массаж рук с помощью массажного мяча
Цель: - развитие мелкой моторики;
- развитие связной речи;
- развитие внимания
Ход игры: катаем массажный мяч между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник. (Приложение 1)
Игра «Чашки-ложки»
Цель: - развитие координации движений;
- развитие мелкой моторики
- развитие внимания
Ход игры: ребенок пересыпает ложкой манную крупу (или другую крупу) из одной чашки в другую. (Приложение 2)
Игра «Волшебный поднос»
Цель: развитие мелкой моторики
- развитие графо-моторных движений;
- развитие внимания;
- развитие памяти.
Ход игры: на поднос тонким слоем насыпают манку. Ребенок пальцем или палочкой рисует предметы на заданный звук, буквы, цифры, слоги, слова.(Приложение 3)
Игры для развития речевого дыхания
Цель: - развитие речевого дыхания;
- Развитие целенаправленной воздушной струи;
- Выработка силы выдоха.
Игра «Футбол»
Скатать ватный шарик (можно использовать шарк для игры в настольный теннис).
Поставить на противоположных сторонах стола по два кубика (ворота).дети, дуя на шарик, должны загнать его в ворота.(Приложение 4)
Массаж рук с помощью массажного мяча
Цель: - развитие мелкой моторики;
- развитие связной речи;
- развитие внимания
Ход игры: катаем массажный мяч между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник. (Приложение 1)
Игра «Чашки-ложки»
Цель: - развитие координации движений;
- развитие мелкой моторики
- развитие внимания
Ход игры: ребенок пересыпает ложкой манную крупу (или другую крупу) из одной чашки в другую. (Приложение 2)
Игра «Волшебный поднос»
Цель: развитие мелкой моторики
- развитие графо-моторных движений;
- развитие внимания;
- развитие памяти.
Ход игры: на поднос тонким слоем насыпают манку. Ребенок пальцем или палочкой рисует предметы на заданный звук, буквы, цифры, слоги, слова.(Приложение 3)
Игры для развития речевого дыхания
Цель: - развитие речевого дыхания;
- Развитие целенаправленной воздушной струи;
- Выработка силы выдоха.
Игра «Футбол»
Скатать ватный шарик (можно использовать шарк для игры в настольный теннис).
Поставить на противоположных сторонах стола по два кубика (ворота).дети, дуя на шарик, должны загнать его в ворота.(Приложение 4)
Игра «Снегопад»
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Вспомнить с детьми, что такое снегопад. Предложить детям сдувать «снежинки» с ладони.
Игры для автоматизации звука (изолированного, в слогах, в словах, тексте)
Игра «Звуковые дорожки»
Цель: - автоматизация звука;
- Формирование навыка самоконтроля;
- Развитие психических процессов (памяти, восприятия, внимания);
- Развитие зрительно-моторной координации;
- Формирование направленной воздушной струи.
Ход игры: настольная игра выполнена в виде дорожек, лабиринтов различной длины, формы. Ребенок, произносит автоматизируемый звук, одновременно ведя пальцем, либо прокатывая маленький мячик по дорожке. Можно прокатить мячик по дорожке при помощи направленной воздушной струи.
Игра может быть использована на занятиях по обучению грамоте. (Приложение 5)
Приложения
(Приложение 1)
(Приложение 2)
(Приложение 3)
(Приложение 4)
Исследования Т. Г. Богдановой, М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой, Г. А.
Мишиной, А. Г. Московкиной, Е. И. Морозовой, М. М. Семаго, В. В. Ткачевой и др. свидетельствуют, что эмоциональная напряженность, неуверенность родителей, неправильное воспитание детей негативно влияют на развитие личности ребенка с нарушением речи. Семья, имеющая ребенка с нарушением речи, может испытывать сильный страх перед самостоятельными действиями ребенка с нарушением речи, что мешает ему полноценно взаимодействовать с братьями, сестрами, развить партнерские отношения, а в дальнейшем действовать и жить самостоятельно. Родители скованны, напряжены, редко улыбаются, крайне непоследовательны, неровны в общении с детьми, их вовлеченность в жизнь больного ребенка может свести до минимума отношения с другими детьми.
Тяжелейшие эмоциональные переживания испытывают ближайшие родственники и друзья семьи. Семья, воспитывающая ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии, часто встречает сочувствие, сопереживание, непонимание, даже пренебрежение, и редко - конструктивную поддержку со стороны родственников и знакомых. Они не могут оказать должную и полноценную социальную и морально- этическую помощь родителям ребенка, так как не имеют опыта взаимодействия с детьми с нарушением речи. При общении с людьми, имеющими нарушения развития, окружающие испытывают страх, неловкость и жалость, в связи с этим семья, воспитывающая ребенка с нарушением речи, старается максимально ограничить контакты с окружающими.
Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитываемых глухими родителями, появление заикания у ребенка, живущего в семье, где один из родителей имеет такое же речевое нарушение.
У детей преддошкольного и дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям.
Можно выделить некоторые виды недостатков речи, которые возникают по подражанию
(дефекты произношения, заикание, ускоренный или напротив убыстренный темп речи и др.). Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающие условия для срыва речи: в 1-2 года, в 3 года, в 6-
7 лет.
Если в семье есть люди с нарушением речи
Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого-либо патогенного фактора, сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка. В связи с этим следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды
(некоторые речевые особенности родителей, сверстников, двуязычие в семье и т.д.).
В. В. Ткачева нарушения личностного развития детей с нарушением речи в семье расценивает как следствие взаимодействия двух факторов:
- наследуемых особенностей личности ребенка, преломленных через его дефект
(биологическая составляющая);
- неблагоприятных условий воспитания, создаваемых психоэмоционально травмированными родителями (социальная составляющая).
Доказательством последнего положения служит тот факт, что родители, имеющие такие же дефекты, как и их дети, воспринимают порок ребенка как норму.
Например, родители с заиканием при появлении у ребенка заикания испытывают меньший стресс, чем члены семьи, в которых подобный речевой дефект ни у кого не встречался.
О.В. Бачина и Л. Н. Самородова изучали психологические особенности родителей, чьи дети посещают логопедические группы, и определили специфику отношения к речевому дефекту. Родители детей с речевыми нарушениями не замечают
(или не хотят видеть) особенности личности ребенка, не догадываются (или не хотят этого делать), что у него могут быть свои переживания. В большинстве случаев преобладает индифферентное отношение к трудностям, которые испытывает ребенок с нарушением речи. Родители ребенка, посещающего специализированную группу, не воспринимают его речевой дефект, не слышат ошибки или считают, что дефект не так серьезен и может быть преодолен в ходе спонтанного речевого развития ребенка: «само пройдет», «пойдет в школу - научится», «с таким дефектом можно жить без особых проблем».
Следует отметить, что родители чаще всего замечают только неправильное звукопроизношение и очень редко недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. Выделяется часть родителей, которые преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируют своеобразную гиперрефлексию на дефект, постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности - «поведенческий и речевой негативизм».
При изучении последствий неблагоприятного семейного воспитания на личность ребенка и выборе оказания помощи родителям исследователи выявили связь между неадекватными формами материнского поведения в семье и развитием эмоциональных, личностных и психологических проявлений характера у ребенка с
нарушением речи. Неблагоприятными чертами личности матери, способствующими происхождению семейных конфликтов, по определению А. И. Захарова, О. В.
Барчиной, являются:
- сензитивность - повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;
- аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения;
- тревожность - склонность к беспокойству;
- противоречивость личности или недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний, в целом обусловленная трудно совместимым сочетанием трех предшествующих и трех последующих характеристик;
- доминантность или стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;
- эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;
- гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.
Обозначенные особенности матерей, имеющих ребенка с нарушением речи, свидетельствуют о необходимости оказания им специальной помощи не только в вопросах воспитания, но и в вопросах восприятия, принятия особого ребенка и взаимодействия с ним.
Барчиной, являются:
- сензитивность - повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;
- аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения;
- тревожность - склонность к беспокойству;
- противоречивость личности или недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний, в целом обусловленная трудно совместимым сочетанием трех предшествующих и трех последующих характеристик;
- доминантность или стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;
- эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;
- гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.
Обозначенные особенности матерей, имеющих ребенка с нарушением речи, свидетельствуют о необходимости оказания им специальной помощи не только в вопросах воспитания, но и в вопросах восприятия, принятия особого ребенка и взаимодействия с ним.
1. Обменяйтесь мнениями о роли семьи в воспитании речи детей.
2. Опишите стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка с нарушениями речи.
3. Укажите достоинства и недостатки каждого стиля семейного воспитания для детей с нарушениями речи.
4. Перечислите задачи семейного воспитания детей с нарушениями речи.
5. Перечислите оптимальные условия для полноценного развития ребенка с нарушениями речи, которые должны быть созданы в семье.
6. Назовите базовые качества родителей, необходимые для успешного раз- вития детей с речевыми нарушениями.
7. Заполните таблицу:
Психологическая проблема семьи ребенка с нарушениями речи
Педагогическая компетенция разрешения проблемы семьи ребенка с нарушениями речи
8. Выделите и обоснуйте базовые качества матери, необходимые для успешного развития ребенка с нарушениями речи.
Практическая часть
Приложение 1
1 2 3 4 5 6 7
Действия родителей (по Ю. Хямяляйнену):
- беседы между супругами о будущем семьи;
- беседы родителей о воспитании детей;
- внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом;
- воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере - взрослого мужчины, любящего супруга, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены, матери);
- воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям;
- вхождение в роль бабушки (дедушки);
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
- выработка порядка принятия решений;
- дальнейшее развитие взаимоотношений в семье - открытых, позволяющих супругам говорить на самые различные темы;
- дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);
- забота о потребностях ребенка;
- налаживание отношений с родителями и другими родственниками;
- определение функций семьи, определение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;
- отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним;
- передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности;
- подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери; привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка;
- подготовка к новому периоду жизни семьи;
- поддержка открытости между разными поколениями в семье;
- беседы о будущих детях;
- поддержка увлечений ребенка;
- поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи;
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности;
- преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по
- беседы между супругами о будущем семьи;
- беседы родителей о воспитании детей;
- внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом;
- воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере - взрослого мужчины, любящего супруга, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены, матери);
- воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям;
- вхождение в роль бабушки (дедушки);
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
- выработка порядка принятия решений;
- дальнейшее развитие взаимоотношений в семье - открытых, позволяющих супругам говорить на самые различные темы;
- дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);
- забота о потребностях ребенка;
- налаживание отношений с родителями и другими родственниками;
- определение функций семьи, определение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;
- отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним;
- передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности;
- подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери; привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка;
- подготовка к новому периоду жизни семьи;
- поддержка открытости между разными поколениями в семье;
- беседы о будущих детях;
- поддержка увлечений ребенка;
- поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи;
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности;
- преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по
поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;
- привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;
- привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в доме ребенка материальным затратам;
- развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства;
- развитие интересов и потребностей ребенка;
- развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнение ими новой роли;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;
- распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей;
- распределение времени между домом и работой;
- создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи;
- создание в семье атмосферы, благоприятной для семьи и для ребенка;
- создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка;
- сотрудничество с родителями других школьников;
- сохранение круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи);
- подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки;
- творческое, радостное использование большого количества свободного времени;
- укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями.
- привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;
- привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в доме ребенка материальным затратам;
- развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства;
- развитие интересов и потребностей ребенка;
- развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнение ими новой роли;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;
- распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей;
- распределение времени между домом и работой;
- создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи;
- создание в семье атмосферы, благоприятной для семьи и для ребенка;
- создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка;
- сотрудничество с родителями других школьников;
- сохранение круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи);
- подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки;
- творческое, радостное использование большого количества свободного времени;
- укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями.