Файл: Пособие для родителей по развитию речи детей от 0 до 2 лет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
· Во время ежедневного общения с ребёнком постоянно называйте предметы, действия, чтобы малыш начал узнавать эти предметы и выполнять несложные действия с ними по просьбе взрослых.
· Положительное влияние на развитие речи оказывают колыбельные песни.
Ребёнок в состоянии полудрёмы бессознательно усваивает речевые образцы, грамматические формы, содержащиеся в текстах песенок.
· При появлении у ребёнка первых слов важно закреплять каждое слово в активной речи.
Взрослые должны так же чаще пользоваться этим словом, но не детским вариантом, а полноценной формой.
Приложение
1 2 3 4 5 6 7
Потешки
Конфеточки
Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
(Поочередно касаемся головы, рук, ног.)
Проснулись
- Мы проснулись, мы проснулись.
(Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
- Сладко, сладко потянулись.
(Тянем ручки вверх)
- Маме с папой улыбнулись
Петушок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Ладушки
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели!(машем ручками, а затем кладём их на головку)
На головку сели!
Ладушки запели.
Игры для развития речи
.
Где мамин носик?
Малыш лежит на спине. Спросите: «Где мамин носик»?
Возьмите его руку в свою и дотроньтесь ею до вашего носа. Затем спросите: «А где …(имя ребенка) носик?».
Дотроньтесь рукой ребенка до его носика. Таким же образом спросите малыша про ваши и его глазки, щечки, ручки и т.д.
Картинки животных
Развесьте по квартире иллюстрации животных.
Подносите к ним малыша и называйте их четким голосом, озвучивайте их голос: «Это кошка. Мяу - мяу. Это собака.
Гав – гав» и т.д.
Где часы?
В доме для ребенка есть немало привлекательных вещей, например настенные часы. Поднесите к ним малыша, покажите и скажите: «Это часы». В следующий раз спросите ребенка: «Где часы?» Если малыш затрудняется их найти – покажите еще раз.
Можно рассказать ребенку стихотворение про часы:
На стене часы висят,
Целый день они стучат:
Тик – так, тики – так,
Тик – так, тики – так.
Хлопаем в ладоши
Расположите малыша у себя на коленях, возьмите его руки в свои, хлопайте ими и приговаривайте:
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так-так,
Своих ручек не жалеет!
Пальчиковые и жестовые игры
Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле
– пальчиковые игры например:
• На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
• Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
• Показываем «да», «нет» движением головы;
• Показываем «спасибо» кивком головы;
• На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!»
(«Отлично!»)
• Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
• Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
• Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
• Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
• Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
• Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
• Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
• Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»
В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.
Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.
Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:
• у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
• нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
• запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
•
«гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
• язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
• к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
• ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
• у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
• ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
• к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.
При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.
Отклонения в развитии речи
Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.
Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:
• расширение словарного запаса;
• исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
• обучение умению правильного построения высказываний;
• внимательное отношение к детским вопросам.
Развитие слухового восприятия речи
«Музыкальная игрушка»
Повесьте над кроваткой любую музыкальную игрушку так, чтобы ребёнок с лёгкостью мог дотянуться до неё. Услышав музыку, малыш обязательно сосредоточит на ней своё внимание.
«Где мама?»
Малыш находится в кроватке. Ходите вокруг неё и с разных сторон окликайте малыша. Важно, чтобы ребёнок понял, откуда доносится голос матери.
«Бубен»
Позвените в бубен с разных сторон от малыша на расстоянии 50—60 см.
Понаблюдайте за реакцией ребёнка: прислушался ли он к звуку, замедлил ли свои движения. Добейтесь того, чтобы малыш следил за звенящим бубном. Повторите игру несколько раз.
«Тихо—громко»
Попробуйте поговорить с малышом разным голосом: высоким, низким, нараспев или шёпотом.
СТИМУЛИРОВАНИЕ ГУЛЕНИЯ
«Повторюшка» Вариант I
Взяв малыша на руки, обязательно привлеките его внимание к своему лицу. Для этого можно щёлкнуть языком, поцокать или же просто поцеловать своего кроху. Когда малыш остановит свой взгляд на вашем лице, начинайте произносить отдельные звуки: «гу-у-у», «агы-ы», «агу-у» и т. д. Как только малыш станет повторять звуки за вами, то есть «агукать», начните повторять звуки, произнесённые им.
Вариант II
Малыш лежит в кроватке и произносит звук «а-а-а». Подойдите к малышу со словами:
«Скажи а-а-а». Ребёнок должен повторить тот звук, который он уже произносил.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА
ТРЕНИРОВКУ РЕЧЕВОГО ВЫДОХА
•
Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
•
Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
Практическая часть
•
Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
•
Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
•
Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
•
Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
•
Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ
РЕЧЕВОГО АППАРАТА
1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
2. Развиваем артикуляционные мышцы:
• o
Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками o
Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно o
Показываем зубы – «У кого есть зубки?!» o
«Лакаем молоко» как кошка.
3.
Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Приложение
Родители, которые узнали от специалистов о том, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, часто интересуются, чем они вызваны. Этот вопрос становится для них особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников нарушений речи не было. Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом. В группу органических причин включают следующие неблагоприятные обстоятельства:
1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода.
Наиболее уязвимый период воздействия негативных факторов на плод – первая треть беременности. Влияние вредного фактора или их сочетания в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в том числе и речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:
Ø Внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание), причины которой могут быть разными - гестоз (токсикоз) первой и второй половины беременности, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение АД и т.п.
Ø Вирусные заболевания, перенесенные матерью в период беременности
(краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).
Ø Травмы, падения и ушибы матери. Особенно, если ушиб приходился на область живота.
Ø Несовместимость крови матери и плода.
Ø Нарушения сроков вынашивания плода - недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
Ø Курение, прием алкоголя и наркотических веществ.
Ø Прием лекарственных препаратов. Существуют лекарственные средства, которые противопоказаны при беременности, или должны применяться с осторожностью.
Ø Профессиональные вредности.
Ø Стрессовые состояния матери.
2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии. По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса.
3. Вредности родового периода ( родовые травмы, асфиксия, низкий балл по шкале Апгар, Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г).
Неправильная речь- последствия чего?
4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни. Травмы и ушибы головного мозга, травмы лицевого скелета, длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха.
В группе функциональных нарушений рассматриваются эти и другие факторы, которые приводят к нарушению речевого развития ребенка под влиянием:
1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка. Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.
2. Соматической ослабленности – длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.
3. Психологических травм вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений – заикания, задержки речевого развития, мутизма.
4. Подражания речи окружающих людей.
Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков р и л; ускоренный темп речи.
В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям.