ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, но ничего не поделаешь.
Первое время я переживал, но потом за работой все забылось. Осень стояла теплая и работалось интересно. Сбор всегда был у школы, а уж отсюда нас развозили в разные колхозы. На уборку ездили начиная с 8-го по 10-й классы включительно. С нами всегда были учителя. Польза от учеников была большая. Гдето за две недели мы выбирали целое поле кукурузы. И только к концу уборки все уже уставали и работали нехотя. К тому же еще дни становились прохладнее и это мешало работе. По окончании уборки обычно зачитывали результаты и выносили благодарность отличившимся классам. На этот раз наш класс благодарность не получил. Но все равно директор поблагодарил всех за участие в работе.
После уборки начались занятия, сегодня вернулись с поля, а назавтра занятия по полной программе. К занятиям я относился очень серьезно. Если раньше учил выборочно, то теперь по всем предметам. К началу занятий вернулись из Москвы и участники ВДНХ. Мне нетерпелось узнать , что они там видели. Наш одноклассник Доюнов Николай рассказывал все подробно, что такое эта выставка. Потом, уже перед самыми ноябрьскими праздниками, в школе было организовано общеклассное собрание, на котором выступали все участники выставки. На этом же собрании всем им были вручены медали ВДНХ. И вдруг слышу свою фамилию.Я сперва не поверил своим ушам. Меня просто вытолкнули ученики нашего класса и мне вручили медаль участника сельхозвыставки (ВДНХ). Конечно, приятно было получить ее. Это меня даже подстегнуло и в первой четверти у меня не было двоек. Учился по всем предметам на 3 и 4. Для меня это было большим достижением.
Впереди у меня была цель – учиться дальше. Теперь я в кружках участия не принимал, хотя в школе разворачивалась работа по организации ученических бригад. Организовался кружок трактористов. Но я уже знал, что это за работа , и она меня больше не увлекала. Теперь я больше думал о том, как лучше устроить свою жизнь. Меня все время не покидала мысль, почему я не пользуюсь авторитетом у девчонок, почему со мной не хотят дружить. С Валей Острижной я еще переписывался, но никаких чувств к ней не было. Знал, что она хорошая девченка, но я хотел иметь такую девушку, которая бы мне нравилась и к ней испытывал бы какие то спецефические чувства. И такой была теперь Савицкая Света. Хотя это и было не то, как раньше к утеряной девушке или скажем Глобе Вале, но все же это были чувства. Надо было предложить ей дружбу, но как это сделать, я не знал. Однажды такой случай представился. Это было перед началом учебного года. Был выходной день. Вечером я любил прогуливаться по излюбленному месту молодежи – аллее возле дома культкры. В то время там очень много отдыхало молодежи, в основном те, кто не учился, но и школьников хватало. Перед заходом солнца молодежь начинала собираться и прогуливалась по этой аллее туда-сюда и все это заканчивалось поздно ночью. Аллея начиналась почти от нашей школы и заканчивалась у центральной улицы Ворошилова. Одним словом, как только темнело, аллея гудела от столпотворения народа до тех пор пока не начинался вечерний сеанс или танцы. И вот в такой день я увидел Свету с подружкой. Естественно я обомлел. Сначала растерялся,
потом опомнился, развернулся и пошел за ними. Оказывается, они собрались на танцы. Взяли они билеты, за ними и я. Когда вошел в зал – народу полно. Я стоял в уголке у стены и все время следил за ней. Играл духовой оркестр. Потом вдруг она куда то исчезла. Я туда-сюда глазами искал ее. Надо было пройти по залу. Народу было полно. Духота была страшная. Я все же пробился в толпе и вижу ее с подругой возле каких то ребят. Ребята были рослые и я кним не шел ни в какое сравнение. Между ними шел оживленный разговор. И тогда я решил идти напролом. Как только заиграла музыка я подошел к ней и пригласил на танец и получил отказ. Мне ничего не оставалось делать, как уйти восвояси. Вернулся на свое прежнее место и продолжал наблюдать за нею. Пот лил с меня градом. А она стояла в той же группе и оживленно разговаривала. Я был готов провалиться сквозь землю, так мне было стыдно за свою судьбу. Но не смотря ни на что , решил досмотреть этот спекталь до конца. Так я простоял около двух часов, пока она не вышла вместе с ребятами из зала. Я последовал за ними. Ребята гурьбой пошли провожать Свету и подружку. Что со мной творилось, это ужас. Но я все же пересилил себя, развернулся и гордо пошел домой.
Обиду, нанесенную моим чувствам я почему то перенес легко, не то что было, когда мне отказала Глоба Валя. Я опять оказался не у дел. Наступила очередная ужасная пустота. Те6перь я уже точно знал, что самое страшное – потерять смысл жизни. И как бы мне тяжело не было , я все же решил на этом не останавливаться и разобраться в вопросе – в чем смысл самой жизни? Если до этих пор я ставил мелкие вопросы, то теперь они перерастали уже в глобальные, но чтобы осмыслить эти мелкие вопросы у меня не было данных, я еще не знал , что такое мышление и что для этого надо. К тому же я побывал на Родине и там увидел все в неприглядном виде и вот все это не давало мне покоя, и если бы не уборка урожая и не медаль ВДНХ, я не знаю , чем бы все это кончилось. Конечно же я все это близко к сердцу не воспринимал так, как отвергнутые чувства, но материал у меня уже был над чем работать. Особенно понравилось во мне то, что я все время искал выход из создавшейся ситуации и находил. Находил, увлекался и все прошлое постепенно забывалось. Это не раз выручало меня из беды.
На этот раз точно также получилось с медалью. Она мне очень помогла в создавшейся ситуации. Постепенно все страсти улеглись и я усиленно стал кропеть над учебниками. По нескольку раз перечитывал задания, стараясь как можно лучше запомнить. Я ведь тогда не знал другого пути, как запоминать, и если сильно уставал или надоедала зубрежка, в выходные дни с братом занимался фотографией ( фото 130, 133, 134, 142), ну а если и этого не хватало, отправлялся в поле и там отводил душу в своих чувствах, что было мочи горланя песни. Так я
всякий раз находил выход, чтобы заглушить тоску. И это мне удавалось.
Мне надо было уже подумывать о будующей профессии, и я решил поговорить с отцом на эту тему. Вообще, мне надо было о многом у него спросить, но до этих пор я как то не решался. А после поездки на Родину он почемуто стал хмурым и не разговаривал. Наверное на него тоже что-то подействовало. Ведь когдато же и он , как и я, о чем то мечтал, строил планы, а теперь все это становилось не нужным и лишним. Я понимал своего отца как никогда лучше, надо было сним поговорить. И такая беседа состоялась . Пришел я как то вечером из школы, а мне сообщают, что получили письмо от Лотник Нади. Она в это время была в Сочи вместе с Дусей (фото 135). Снаачала прочитал письмо. Оно касалось нас всех. После этого поужинал и решил , что настало время поговорить. И я спросил отца, как он думает, куда мне пойти учиться после школы. Первое время отец растерялся и ничего не смог предложить. Тогда я ему сказал, что думаю учиться на летчика. Он согласился со мной. Потом я спросил, помнит ли он случаи еще в Егорлыке, когда на машине «полуторке» подъезжал к дому, а ребятня с интересом смотрела на это чудо техники. Оказывается не помнил. Мне пришлось засомневаться в моей памяти детства. Мы еще долго разговаривали, но пришла мать и заставила нас ложиться спать. Мне этот разговор так понравился и заинтересовал, что пришлось беседу продолжить на другой и третий вечер. В общем, отец рассказывал до тех пор , пока не исчерпались все мои вопросы. Меня интересовало его и детство, и то как они поженились, как и кем воевал на фронте. Все, все он мне рассказывал. Мы и после с ним беседовали на эту тему, но это пожалуй было самым интересным, когда я впервые узнавал от него неизвестные факты. Мать частенько тогда нас ругала, что мы поздно ложимся спать. Но он так интересно рассказывал, что об этом надо бы знать и будущим потомкам, что я и сделаю потом. Вечера этих интересных бесед прервало то, что я стал невысыпаться и ухудшил показания в учебе перед окончанием первой четверти. Как ни мучительно долго тянулась первая четверть, все же и ей пришел конец. Как ни странно, но ничего особенного по ее окончанию не было. Хотя теперь мы были хозяевами в школе, но вечера отдыха прошли вяло. Конечно же я был на вечере , но в одиночестве. Теперь у меня не было никакой перспективы и мне нечего было задерживаться на нем. Девушкой обзаводиться я не собирался и поэтому ушел рано, хотя учеников собралось много. Домой шел убитый духом, без всяких надежд на будующее. Все это, наверное, отразилось на моем лице, так как мать спросила , когда вернулся домой, что случилось? Разумеется, я правду не сказал.
Постепенно мои личные невзгоды забылись, когда я отвлекся поездкой на уборку кукурузы, а потом и вовсе, когда начались занятия. Поскольку Света училась рядом в 10 «Д», то мне часто приходилось ее видеть, но я не подавал никакого вида и делал все возможное чтобы происшедший случай можно было свести к частному недоразумению. Не знаю, что думала она обо мне и какие испытывала чувства, но в душе я был горд за свою любовь к ней и особенно, когда на общем собрании, посвященному вручению медалей за трудовые успехи на летних каникулах, получал награду. После этого мы просто здоровались при встрече. Тяжело было сознавать, что я никого не интересую и тем более не знать , как я душевно страдаю. Все же пришлось эти неприятные дни пережить, найти в себе силу воли перебороть страшную душевную пустоту и найти в себе силы, чтобы увлечься другим более интересным и увлекательным делом. И если учесть, что в этом вопросе мне все время до этих пор не везло и тем более , если поставить в это время вопрос на кого учиться и не найти на него ответа, то вы можете меня понять. И в том, что я пишу, нет никакого преувеличения. Если есть в чем либо сомнения, можете убедиться на своем опыте, чего я вам делать не советую. Эта история настолько тяжела и бесперспективна, что выдержит не каждый. Но если кто и возьмется прожить такую жизнь, то для этого надо себя подготовить. И я уверен, что этого человека ожидает такая же участь, какая постигла и постигнет еще меня.
Но все же я решил на этом не останавливаться и поставил перед собой вопрос, узнать, а что же меня ждет впереди и просмотреть всю жизнь насквозь с той точки зрения, какой идет и шла молодежь до этого времени. Все это и позволило мне найти силы и пойти дальше, не скиснув при всех этих личных неудачах. Тем более, что я получил сильное впечатление от поездки на Родину и теперь все это надо было осмыслить и найти причину, почему моя деревня оказалась в таком положении.
Все это наоборот придавало мне силы в учебе и другой какой то цели у меня уже не было. На каникулах я никуда не ходил, кроме демонстрации в центре станицы, все время был дома. В это же время у нас жила моя двоюродная сестра Лида Ковшарь. Она не захотела учиться в средней школе Кавалерки и перешла в районную школу (фото 122). Но мы так были разобщены, что почти не виделись и не общались. Так что она была почти как квартирантка у нас. Родители привозили ей продукты, этим она в основном и питалась. Изредка я обращал на нее внимание, но она почти все время сидела за учебниками. Меня поражала ее усидчивость. В основном же я свои мысли направлял теперь на жизнь, если это были только мысли. Мне в это время приходилось много читать в школьной литературе о борцах, отдавших свою жизнь за лучшую долю людей, таких как мы. И все это с таким пафосом, что трудно тебе его достичь, а чтобы достичь, надо было совершить что-либо сверхчеловеческое. Да, такую вершину было трудно покорить, но ее все же покоряли ценою своей жизни. Изучали мы Тургенева «Отцы и дети». Так вот, там дети не находили общего языка с отцами. Хотя в это время я уже видел, как живут дружно дети с отцами. Они во всем советовались с родителями, более того отцы устраивали детям жизнь. Может быть, наше время было другое, тогда зачем было поднимать этот вопрос? Правда, в этом же произведении было сказано героем, что «…жизнь не храм, а мастерская и человек в ней хозяин …». Может быть и настало это время, когда человек стал хозяином, но я этого пока не чувствовал. Изучали мы и Чернышевского «Что делать». Ясно было, что человек когда то ставил перед собою такой вопрос, а что же надо сделать, чтобы жизнь была лучше?. Теперь пришло время , разрешить этот вопрос на практике. Не прошел мимо и Л.Н. Толстой, о котором Ленин говорил, что он был «зеркалом русской революции». Однако, в романе «Война и мир» я не нашел чего-либо такого особенного, чтобы можно было так превозносить. Да, писал он много и красиво. Этого не отнимешь. Ну а то, что если бьют по одной щеке, то надо подставлять другую, ясно, что с этим мириться никак нельзя было. А вот мне кажется, что он здесь имел в виду что то другое, чего не поняли ни вождь , ни его единомышленники.
Первое время я переживал, но потом за работой все забылось. Осень стояла теплая и работалось интересно. Сбор всегда был у школы, а уж отсюда нас развозили в разные колхозы. На уборку ездили начиная с 8-го по 10-й классы включительно. С нами всегда были учителя. Польза от учеников была большая. Гдето за две недели мы выбирали целое поле кукурузы. И только к концу уборки все уже уставали и работали нехотя. К тому же еще дни становились прохладнее и это мешало работе. По окончании уборки обычно зачитывали результаты и выносили благодарность отличившимся классам. На этот раз наш класс благодарность не получил. Но все равно директор поблагодарил всех за участие в работе.
После уборки начались занятия, сегодня вернулись с поля, а назавтра занятия по полной программе. К занятиям я относился очень серьезно. Если раньше учил выборочно, то теперь по всем предметам. К началу занятий вернулись из Москвы и участники ВДНХ. Мне нетерпелось узнать , что они там видели. Наш одноклассник Доюнов Николай рассказывал все подробно, что такое эта выставка. Потом, уже перед самыми ноябрьскими праздниками, в школе было организовано общеклассное собрание, на котором выступали все участники выставки. На этом же собрании всем им были вручены медали ВДНХ. И вдруг слышу свою фамилию.Я сперва не поверил своим ушам. Меня просто вытолкнули ученики нашего класса и мне вручили медаль участника сельхозвыставки (ВДНХ). Конечно, приятно было получить ее. Это меня даже подстегнуло и в первой четверти у меня не было двоек. Учился по всем предметам на 3 и 4. Для меня это было большим достижением.
Впереди у меня была цель – учиться дальше. Теперь я в кружках участия не принимал, хотя в школе разворачивалась работа по организации ученических бригад. Организовался кружок трактористов. Но я уже знал, что это за работа , и она меня больше не увлекала. Теперь я больше думал о том, как лучше устроить свою жизнь. Меня все время не покидала мысль, почему я не пользуюсь авторитетом у девчонок, почему со мной не хотят дружить. С Валей Острижной я еще переписывался, но никаких чувств к ней не было. Знал, что она хорошая девченка, но я хотел иметь такую девушку, которая бы мне нравилась и к ней испытывал бы какие то спецефические чувства. И такой была теперь Савицкая Света. Хотя это и было не то, как раньше к утеряной девушке или скажем Глобе Вале, но все же это были чувства. Надо было предложить ей дружбу, но как это сделать, я не знал. Однажды такой случай представился. Это было перед началом учебного года. Был выходной день. Вечером я любил прогуливаться по излюбленному месту молодежи – аллее возле дома культкры. В то время там очень много отдыхало молодежи, в основном те, кто не учился, но и школьников хватало. Перед заходом солнца молодежь начинала собираться и прогуливалась по этой аллее туда-сюда и все это заканчивалось поздно ночью. Аллея начиналась почти от нашей школы и заканчивалась у центральной улицы Ворошилова. Одним словом, как только темнело, аллея гудела от столпотворения народа до тех пор пока не начинался вечерний сеанс или танцы. И вот в такой день я увидел Свету с подружкой. Естественно я обомлел. Сначала растерялся,
потом опомнился, развернулся и пошел за ними. Оказывается, они собрались на танцы. Взяли они билеты, за ними и я. Когда вошел в зал – народу полно. Я стоял в уголке у стены и все время следил за ней. Играл духовой оркестр. Потом вдруг она куда то исчезла. Я туда-сюда глазами искал ее. Надо было пройти по залу. Народу было полно. Духота была страшная. Я все же пробился в толпе и вижу ее с подругой возле каких то ребят. Ребята были рослые и я кним не шел ни в какое сравнение. Между ними шел оживленный разговор. И тогда я решил идти напролом. Как только заиграла музыка я подошел к ней и пригласил на танец и получил отказ. Мне ничего не оставалось делать, как уйти восвояси. Вернулся на свое прежнее место и продолжал наблюдать за нею. Пот лил с меня градом. А она стояла в той же группе и оживленно разговаривала. Я был готов провалиться сквозь землю, так мне было стыдно за свою судьбу. Но не смотря ни на что , решил досмотреть этот спекталь до конца. Так я простоял около двух часов, пока она не вышла вместе с ребятами из зала. Я последовал за ними. Ребята гурьбой пошли провожать Свету и подружку. Что со мной творилось, это ужас. Но я все же пересилил себя, развернулся и гордо пошел домой.
Обиду, нанесенную моим чувствам я почему то перенес легко, не то что было, когда мне отказала Глоба Валя. Я опять оказался не у дел. Наступила очередная ужасная пустота. Те6перь я уже точно знал, что самое страшное – потерять смысл жизни. И как бы мне тяжело не было , я все же решил на этом не останавливаться и разобраться в вопросе – в чем смысл самой жизни? Если до этих пор я ставил мелкие вопросы, то теперь они перерастали уже в глобальные, но чтобы осмыслить эти мелкие вопросы у меня не было данных, я еще не знал , что такое мышление и что для этого надо. К тому же я побывал на Родине и там увидел все в неприглядном виде и вот все это не давало мне покоя, и если бы не уборка урожая и не медаль ВДНХ, я не знаю , чем бы все это кончилось. Конечно же я все это близко к сердцу не воспринимал так, как отвергнутые чувства, но материал у меня уже был над чем работать. Особенно понравилось во мне то, что я все время искал выход из создавшейся ситуации и находил. Находил, увлекался и все прошлое постепенно забывалось. Это не раз выручало меня из беды.
На этот раз точно также получилось с медалью. Она мне очень помогла в создавшейся ситуации. Постепенно все страсти улеглись и я усиленно стал кропеть над учебниками. По нескольку раз перечитывал задания, стараясь как можно лучше запомнить. Я ведь тогда не знал другого пути, как запоминать, и если сильно уставал или надоедала зубрежка, в выходные дни с братом занимался фотографией ( фото 130, 133, 134, 142), ну а если и этого не хватало, отправлялся в поле и там отводил душу в своих чувствах, что было мочи горланя песни. Так я
всякий раз находил выход, чтобы заглушить тоску. И это мне удавалось.
Мне надо было уже подумывать о будующей профессии, и я решил поговорить с отцом на эту тему. Вообще, мне надо было о многом у него спросить, но до этих пор я как то не решался. А после поездки на Родину он почемуто стал хмурым и не разговаривал. Наверное на него тоже что-то подействовало. Ведь когдато же и он , как и я, о чем то мечтал, строил планы, а теперь все это становилось не нужным и лишним. Я понимал своего отца как никогда лучше, надо было сним поговорить. И такая беседа состоялась . Пришел я как то вечером из школы, а мне сообщают, что получили письмо от Лотник Нади. Она в это время была в Сочи вместе с Дусей (фото 135). Снаачала прочитал письмо. Оно касалось нас всех. После этого поужинал и решил , что настало время поговорить. И я спросил отца, как он думает, куда мне пойти учиться после школы. Первое время отец растерялся и ничего не смог предложить. Тогда я ему сказал, что думаю учиться на летчика. Он согласился со мной. Потом я спросил, помнит ли он случаи еще в Егорлыке, когда на машине «полуторке» подъезжал к дому, а ребятня с интересом смотрела на это чудо техники. Оказывается не помнил. Мне пришлось засомневаться в моей памяти детства. Мы еще долго разговаривали, но пришла мать и заставила нас ложиться спать. Мне этот разговор так понравился и заинтересовал, что пришлось беседу продолжить на другой и третий вечер. В общем, отец рассказывал до тех пор , пока не исчерпались все мои вопросы. Меня интересовало его и детство, и то как они поженились, как и кем воевал на фронте. Все, все он мне рассказывал. Мы и после с ним беседовали на эту тему, но это пожалуй было самым интересным, когда я впервые узнавал от него неизвестные факты. Мать частенько тогда нас ругала, что мы поздно ложимся спать. Но он так интересно рассказывал, что об этом надо бы знать и будущим потомкам, что я и сделаю потом. Вечера этих интересных бесед прервало то, что я стал невысыпаться и ухудшил показания в учебе перед окончанием первой четверти. Как ни мучительно долго тянулась первая четверть, все же и ей пришел конец. Как ни странно, но ничего особенного по ее окончанию не было. Хотя теперь мы были хозяевами в школе, но вечера отдыха прошли вяло. Конечно же я был на вечере , но в одиночестве. Теперь у меня не было никакой перспективы и мне нечего было задерживаться на нем. Девушкой обзаводиться я не собирался и поэтому ушел рано, хотя учеников собралось много. Домой шел убитый духом, без всяких надежд на будующее. Все это, наверное, отразилось на моем лице, так как мать спросила , когда вернулся домой, что случилось? Разумеется, я правду не сказал.
Постепенно мои личные невзгоды забылись, когда я отвлекся поездкой на уборку кукурузы, а потом и вовсе, когда начались занятия. Поскольку Света училась рядом в 10 «Д», то мне часто приходилось ее видеть, но я не подавал никакого вида и делал все возможное чтобы происшедший случай можно было свести к частному недоразумению. Не знаю, что думала она обо мне и какие испытывала чувства, но в душе я был горд за свою любовь к ней и особенно, когда на общем собрании, посвященному вручению медалей за трудовые успехи на летних каникулах, получал награду. После этого мы просто здоровались при встрече. Тяжело было сознавать, что я никого не интересую и тем более не знать , как я душевно страдаю. Все же пришлось эти неприятные дни пережить, найти в себе силу воли перебороть страшную душевную пустоту и найти в себе силы, чтобы увлечься другим более интересным и увлекательным делом. И если учесть, что в этом вопросе мне все время до этих пор не везло и тем более , если поставить в это время вопрос на кого учиться и не найти на него ответа, то вы можете меня понять. И в том, что я пишу, нет никакого преувеличения. Если есть в чем либо сомнения, можете убедиться на своем опыте, чего я вам делать не советую. Эта история настолько тяжела и бесперспективна, что выдержит не каждый. Но если кто и возьмется прожить такую жизнь, то для этого надо себя подготовить. И я уверен, что этого человека ожидает такая же участь, какая постигла и постигнет еще меня.
Но все же я решил на этом не останавливаться и поставил перед собой вопрос, узнать, а что же меня ждет впереди и просмотреть всю жизнь насквозь с той точки зрения, какой идет и шла молодежь до этого времени. Все это и позволило мне найти силы и пойти дальше, не скиснув при всех этих личных неудачах. Тем более, что я получил сильное впечатление от поездки на Родину и теперь все это надо было осмыслить и найти причину, почему моя деревня оказалась в таком положении.
Все это наоборот придавало мне силы в учебе и другой какой то цели у меня уже не было. На каникулах я никуда не ходил, кроме демонстрации в центре станицы, все время был дома. В это же время у нас жила моя двоюродная сестра Лида Ковшарь. Она не захотела учиться в средней школе Кавалерки и перешла в районную школу (фото 122). Но мы так были разобщены, что почти не виделись и не общались. Так что она была почти как квартирантка у нас. Родители привозили ей продукты, этим она в основном и питалась. Изредка я обращал на нее внимание, но она почти все время сидела за учебниками. Меня поражала ее усидчивость. В основном же я свои мысли направлял теперь на жизнь, если это были только мысли. Мне в это время приходилось много читать в школьной литературе о борцах, отдавших свою жизнь за лучшую долю людей, таких как мы. И все это с таким пафосом, что трудно тебе его достичь, а чтобы достичь, надо было совершить что-либо сверхчеловеческое. Да, такую вершину было трудно покорить, но ее все же покоряли ценою своей жизни. Изучали мы Тургенева «Отцы и дети». Так вот, там дети не находили общего языка с отцами. Хотя в это время я уже видел, как живут дружно дети с отцами. Они во всем советовались с родителями, более того отцы устраивали детям жизнь. Может быть, наше время было другое, тогда зачем было поднимать этот вопрос? Правда, в этом же произведении было сказано героем, что «…жизнь не храм, а мастерская и человек в ней хозяин …». Может быть и настало это время, когда человек стал хозяином, но я этого пока не чувствовал. Изучали мы и Чернышевского «Что делать». Ясно было, что человек когда то ставил перед собою такой вопрос, а что же надо сделать, чтобы жизнь была лучше?. Теперь пришло время , разрешить этот вопрос на практике. Не прошел мимо и Л.Н. Толстой, о котором Ленин говорил, что он был «зеркалом русской революции». Однако, в романе «Война и мир» я не нашел чего-либо такого особенного, чтобы можно было так превозносить. Да, писал он много и красиво. Этого не отнимешь. Ну а то, что если бьют по одной щеке, то надо подставлять другую, ясно, что с этим мириться никак нельзя было. А вот мне кажется, что он здесь имел в виду что то другое, чего не поняли ни вождь , ни его единомышленники.