ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Свое мнение я выскажу, когда буду подводить итоги всему, как и что я понял. И все таки, вдумываясь в произведения Толстого, я пришел к выводу, что много в них розовых красок и небылиц. Это потому, что брался один какой либо сюжет и на нем строилась история. А это для такого мастера думаю, что позор. Правда, единственное снисхождение делаю Толстому, так это за то, что все произведения художественные. Проще говоря, его произведения для тех , кто любит витать в облаках и не хочет ходить по земле. Думаю, что на много труднее найти такого человека с такой биографией, а сложить одну судьбу из множества, это та же сказка, только в верх ногами. Для меня более важное в Толстом, так это то, что он отрекся от церкви. Вот тут ясно, что он, как человек, взвесил все в жизни и теоретически убедился, что богопреклонение всего навсего шарлатанство. Вот если бы он смог, хотябы и на своем примере, описать историю, как он пришел к такому выводу, это было бы ценнее, нежели все остальное. Свою точку зрения я оставляю при себе.
Точно также, учась в школе, мы коснулись и советских писателей. Наиболее ценным, на мой взгляд, был в теоритическом отношении Маяковский. Считаю, что в его произведениях меньше всего было пустоты. В общем, его стихи касались определенных тем и тут же раскрывались. Но, к сожалению, его мало кто понимал и за это недолюбливали в школе, в том числе и я. И это повидимому потому, что они были частичкой той жизни. Вот что значит без розового словца. А вообще, если быть строго принципиальным, Маяковский был выше Толстого, хотя судьба распорядилась по другому. Но, думаю, что в этом больше всего повинен сам человек. Ведь в жизни как бывает, скажешь правду – плохой. Чуть приукрасишь иди скажешь лестные слова – и ты хорош. Это может проверить человек на себе и тогда все станет ясным.
Все то, что я изучал в школе по литературе, воспринималось мною за чистую монету и совсем не принимал в расчет, что это в первую очередь художественное произведение. Думаю, что так понимали все, во всяком случае – большинство и от этого жизнь дала трещину. Тогда в чем моя ошибка? Если все что я воспринимал – ошибка, тогда мне надо было читать одно, а думать и делать другое, свое. Спрашивается, зачем тогда было все это читать? И так, я всему верил и поражался. Таким самовоспитывал и себя. И к чему все это приведет в конце концов? Тогда я об этом не задумывался, но в преспективе такой вопрос ставил. Конечно, все что я здесь пишу, точно так ни у кого не повторится никогда, но вот такое время повторится и будет повторяться до тех пор , пока будет жить человечество. Я имею в виду детство, школьные годы, юность, зрелость и наконец – старость. И вот в том и ценность будет, если предложенную мною идею продолжить и посмотреть на историю, что и как изменится в судьбах членов нашего рода. Думаю, что это представит большой интерес, хотябы в познании того, как пройдет история нашнго рода и дочего она дойдет.
А пока все идет своим чередом. Вот и сейчас я не знаю, замечали мои родители или нет, как мы растем, а я замечал, что мать и отец изменились в лице и в своих повадках. Я все больше и больше стал понимать своих родителей и больше проникался к ним уважением. К брату же относился степенно, т.е. безразлично, еще проще – равнодушно. Знал, что он есть, но жалости или сочувствия в чем то, не было. Единственное что мне нравилось в нем – его спокойствие и самостоятельность. Он никогда не обращался ко мне за помощью, все делал сам. И вот теперь я не знаю, как ему все давалось легко или трудно. Во всяком случае мы росли вместе и в тоже время независимо. Я знал свое дело, он свое. У меня в это время было много дел. Заданий навалилось столько, что не в проворот. Предметы стали сложнее и требовали самостоятельного осмысления. Настоло то время, которому я когда то слегка завидовал. Но оказавшись в 10-м классе , все было таким же простым , как и в предыдущих классах.
Но все же чувствовалась сложность в предметах. Контрольные работы стали сложнее, не было диктантов, но зато в правило вошли сочинения. Посколько в этом классе у нас уже не было других нагрузок, в виде кружков, то все время использовалось для учебы. Но меня и тут не оставили в покое. Не знаю по какой причине, но мне классный руководитель поручил учавствовать в олимпийской математической игре к новому году. Мне предстояло освоить технику умножения пятизначного числа на пятизначное. Все это требовало математических знаний, которыми я к сожалению не обладал, но и отказаться не мог.
Новый год, а вместе с ним и окончание 2-й четверти, подошли незаметно. Вся школа готовилась к этому празднику. Этим днем было воскресенье. Мне новогодние вечера в школе нравились потому, что они были очень многолюдны. Все фойе на втором этаже было полно людей. Были тут выпускники прошлых лет,свои ученики , не запрещалось приходить и всем желающим. И тут у меня заигрывало самолюбие, что были на вечере посторонние. Я понимал так, что этот вечер только для тех, кто учится. Такие чувства меня преследовали давно, хотя прекрасно сознавал, что запрещать приходить посторонним нельзя. Даже помню случай, когда этот вопрос рассматривался среди учителей, которые оберегали школьников от пагубных последствий посторонних. Однако доступ был свободен, но и учительского дежурного персонала было достаточно. На этом вечере десятиклассники были полноправными хозяевами. Посколько я готовился к этому дню, то мне непосредственно пришлось принимать участие в математической игре. Это было мое первое участие при такой большой аудитории и поэтому я волновался, но выручил меня руководитель игры Алексей Григорьевич Перцев. Разумеется, в игре принимал участие я не один. Но он так поставил вопрос перед аудиторией, что я даже не заметил как принял участие. Было дано всего три или четыре примера, точно не помню. С заданием я справился легко, но в одном примере допустил ошибку и поэтому произошла заминка. Сначала я растерялся, но это был последний пример и все замялось. Потом выступали другие, с другими программами. Одним словом , вечер был насыщенным и длился долго, так что для танцев времени осталось мало. Мне так и не пришлось станцевать, хотя одноклассниц было много. У меня не было на примете такого человека, с кем бы я мог разделить свою судьбу. Одиночество и равнодушие владело мною. Так что с вечера я ушел один. Мой брат был еще малоросток и он не принимал участие в вечерах. В этом отношении он был, в моем понятии, наивным. Конечно, по сравнению с другими , я тоже далеко от него не ушел, но все же уже принимал участие в разрешении личной жизни и кой в чем больше разбирался, чем он.
Учебу в 10-м классе я не могу назвать такой интересной, как в предыдущих классах. Там я больше времени уделял девченкам, в том смысле, что больше интересовался поиском и участием в компаниях. Теперь же я больше учился , хотя было время , если не мог справиться с заданием, пойти к одноклассницам и вместе с ними разрешить проблему. Такие случаи были редки и все же один из них отмечу. Были у нас девочки сильные в математике.И вот однажды, это было уже весной, мне пришлось пойти к Гетманской Зине. Прихожу, а у нее полно наших ребят и девченок. Оказывается, они давно уже коллективно работают по выполнению домашних заданий и когда я появился, с радостью был встречен. У них было весело и шумно. Я к такой работе не привык и мне казалось, что это не тот метод усвоения материала. В общем, мне такие занятия не понравились. Но зато я узнал здесь, что у ребят есть девченки и они с ними дружат. У Короткого Алексея есть девченка с другого класса и у них серьезные взаимоотношения. Вся эта обстановка как то повлияла на меня, но она была не по мне и я больше к ним не ходил. Но зато после этого я уже стал понимать обстановку в классе. Девченки уже думали о замужестве. Все это было естественным и я понимал. Мне просто было грустно, что я ни с одной девченкой не дружил. Была и какая то зависть к ребятам. Особенно завидовал Короткому Алексею. Уж больно мне показалась симпатичной его девченка, а он вел с ней довольно просто и дерзко в моем понятии. Как то сним даже ходили к ней на квартиру. Да, я так и думал, что у них будет все хорошо. Алексея я то знал , что он хороший парень. Так что семья была бы не плохой.
После этого в школе среди учеников начались переписки личного характера и обмен фотографиями. Лично мне подарили три фото: Ногина Тоня, Хрипко Галя и Козмина Вера, подарил фото и Кондрашов Виктор, мой товариш. Мы с ним проучились за одной партой все три года. Однако,за это бурное время я не сдружился ни с одной девченкой. Так, просто выбирал, с кем подружиться, но никого не хотел связывать со своей судьбой. В классе было много хороших девочек, но ни на одной из них я не остановил свой выбор. Мне уже надоело получать отказы и, повидимому, по это причине я не решался вступать в контакт, а если бы решился, то избрал бы себе Малигон Надю. У этой девченки все было, что мне надо. Но она вела себя так независимо и строго, что я не решился ее трогать. Она была не по мне орешком. На этот счет я грешил на Удодова Николая. Он пришел к нам в 9-м классе и вел себя как уже сложившийся мужчина. Я так и решил, что она достанется ему.
Год этот был на редкость хорошим. Зимой было много снега , а весна была дружной. Уже в апреле зазеленела трава и в конце стало по весеннему тепло. Деревья быстро оделись в зеленую листву, а на улице можно было ощущать неповторимый запах весны. Приближалось время, когда мы должны были покинуть школу. С одной стороны это было хорошо, с другой – приходилось прощаться с детством. И если раньше мне хотелось чтобы быстрее стать взрослым, то начиная с весны 1956-го я уже ощутил безвозвратность детства и теперь становился полноправным членом общества. В этом году мне должно было исполниться в июле месяце 19-ть лет. Это за счет того, что в одном классе я был дважды. И вот теперь я осознал, что больше эти годы не вернутся никогда и от этого не хотелось быть взрослым.
Под конец учебы нагрузка стала меньшей и у меня появилась возможность в выходной день отдыхать. Часто бывал в парке, ходил в поле за тюльпанами и воронцами, навещал своих товарищей. Однажды мы с Елисеевым Толей и Харченко Жорой и его девушкой пошли в плодопитомник, расположенный на восточной стороне станицы между трассой на Сальск и Средний Егорлык. Питомник был районного значения и в нем выращивали саженцы плдодовых и других деревьев и еще он славился своими розами. До чего же тонким ароматом обладали эти розы! Уже прошло столько лет с тех пор, а у меня и сейчас стоит этот запах. Так мы за столько лет совместной учебы первый раз оказались на природе. А в один из выходных дней я посетил Короткого Алексея на дому. Жили они хорошо и приусадебный участок был ухоженным. Его приемный отец работал автослесарем в автоколонне, где и мой отец, и был большим любителем –садоводом. Я был поражен красотой двора. Везде было так чисто и аккуратно убрано, и что примечательно, я увидел впервые в огороде виноград. Виноград вообще то я видел еще в колхозе в поле, а вот через столько лет увидел впервые в огороде. А поскольку весна была ранней, то он начал уже пускать листья. Мне это приходилось видеть впервые. Когда я пришел к Алексею, меня уже ждали. Меня заставило сюда прийти посмотреть как он играет на баяне. Вообще Алексей был способным учеником по рисованию и мне не раз приходилось срисовывать его картинки. И вот теперь я у своего товарища, пришел поучиться играть. Конечно, игру баяна и гармошки не сравнить, но меня интересовало, как он перебирает басы. Время уже было уже где то после обеда и жара уже спала. Мы вышли во двор и он стал играть. Это было чудное время. Мне первый раз приходилось слышать игру рядом с баянистом и поэтому удовольствие я получил огромное. Мотивы менялись один за другим. За игрой мы провели время до позднего вечера и только потом я ушел домой. Настроение было чудное.
Если бы меня спросили, что нового было в моей жизни за эти годы, то я бы ничего конкретного не смг бы ответить. Все было попрежнему. Разве только я за это время изменился в росте. Был длинным и худым. В умственном отношении я изменений не замечал. Правда, к этому времени , мне кажется, я научился четко определять правду от неправды. Но, думаю, что это не так уж большое достижение. Что касается учебы, то тут все без изменений. Так же все уроки сводил к памяти, а вот чтобы самому над чем то поразмыслить – этого не было. До окончания школы я так и не научился мыслить, даже не знал что такое мыслить. Так что все приходилось брать памятью.
Чем меньше оставалось учиться, тем больше мной овладевала лень. Совершенно не хотелось браться за учебники. Правда, постепенно один за другим предметы заканчивались. Делался контрольный опрос или назначалась контрольная работа и на этом курс учебы заканчивался. И как только заканчивался предмет, бегло пробегал его с начала до конца и я готов был к защите. Те же предметы, которые выносились на экзамены, приходилось учить по билетам. Программы по билетам были выданы зараннее и это облегчало учебу. Вопросы по билетам я учил скурпулезно и штудировал по несколько раз. Так что к началу экзаменов я мог открывать любой билет и по памяти его освещать. Хорошо что обладал хоть какой то памятью. А мои товарищи до экзаменов прошли билеты по одному разу. Правда, они занимались в коллективе. Но я не привык к этому и учил сам, но зато сидел с утра до вечера над билетами.
Последним уроком в 10-м нашем классе был немецкий язык, он был первым и последним в этот день. Его преподавала нам Зинаида Дмитриевна. Мы всем классом окружили ее и она стала выводить нам оценки. После, как оценки были выставлены, мы попросили ее сфотографироваться с нами (ф.120-128). На этом занятия закончились. Впереди было время подготовки к экзаменам , а потом и сдача госэкзаменов за всю школьную программу, на что было потрачено 10 лет. Только после этого я становился гражданином со средним образованием и с той специальностью для производства, что мне удалось получить в школьном кружке. Однако, я явно ощущал, что это мне мало для жизни, но зато я получал право продолжить учебу дальше для получения специальности более серьезной.
Отметив таким образом последний урок мы всем классом пошли к Дому культуры
Точно также, учась в школе, мы коснулись и советских писателей. Наиболее ценным, на мой взгляд, был в теоритическом отношении Маяковский. Считаю, что в его произведениях меньше всего было пустоты. В общем, его стихи касались определенных тем и тут же раскрывались. Но, к сожалению, его мало кто понимал и за это недолюбливали в школе, в том числе и я. И это повидимому потому, что они были частичкой той жизни. Вот что значит без розового словца. А вообще, если быть строго принципиальным, Маяковский был выше Толстого, хотя судьба распорядилась по другому. Но, думаю, что в этом больше всего повинен сам человек. Ведь в жизни как бывает, скажешь правду – плохой. Чуть приукрасишь иди скажешь лестные слова – и ты хорош. Это может проверить человек на себе и тогда все станет ясным.
Все то, что я изучал в школе по литературе, воспринималось мною за чистую монету и совсем не принимал в расчет, что это в первую очередь художественное произведение. Думаю, что так понимали все, во всяком случае – большинство и от этого жизнь дала трещину. Тогда в чем моя ошибка? Если все что я воспринимал – ошибка, тогда мне надо было читать одно, а думать и делать другое, свое. Спрашивается, зачем тогда было все это читать? И так, я всему верил и поражался. Таким самовоспитывал и себя. И к чему все это приведет в конце концов? Тогда я об этом не задумывался, но в преспективе такой вопрос ставил. Конечно, все что я здесь пишу, точно так ни у кого не повторится никогда, но вот такое время повторится и будет повторяться до тех пор , пока будет жить человечество. Я имею в виду детство, школьные годы, юность, зрелость и наконец – старость. И вот в том и ценность будет, если предложенную мною идею продолжить и посмотреть на историю, что и как изменится в судьбах членов нашего рода. Думаю, что это представит большой интерес, хотябы в познании того, как пройдет история нашнго рода и дочего она дойдет.
А пока все идет своим чередом. Вот и сейчас я не знаю, замечали мои родители или нет, как мы растем, а я замечал, что мать и отец изменились в лице и в своих повадках. Я все больше и больше стал понимать своих родителей и больше проникался к ним уважением. К брату же относился степенно, т.е. безразлично, еще проще – равнодушно. Знал, что он есть, но жалости или сочувствия в чем то, не было. Единственное что мне нравилось в нем – его спокойствие и самостоятельность. Он никогда не обращался ко мне за помощью, все делал сам. И вот теперь я не знаю, как ему все давалось легко или трудно. Во всяком случае мы росли вместе и в тоже время независимо. Я знал свое дело, он свое. У меня в это время было много дел. Заданий навалилось столько, что не в проворот. Предметы стали сложнее и требовали самостоятельного осмысления. Настоло то время, которому я когда то слегка завидовал. Но оказавшись в 10-м классе , все было таким же простым , как и в предыдущих классах.
Но все же чувствовалась сложность в предметах. Контрольные работы стали сложнее, не было диктантов, но зато в правило вошли сочинения. Посколько в этом классе у нас уже не было других нагрузок, в виде кружков, то все время использовалось для учебы. Но меня и тут не оставили в покое. Не знаю по какой причине, но мне классный руководитель поручил учавствовать в олимпийской математической игре к новому году. Мне предстояло освоить технику умножения пятизначного числа на пятизначное. Все это требовало математических знаний, которыми я к сожалению не обладал, но и отказаться не мог.
Новый год, а вместе с ним и окончание 2-й четверти, подошли незаметно. Вся школа готовилась к этому празднику. Этим днем было воскресенье. Мне новогодние вечера в школе нравились потому, что они были очень многолюдны. Все фойе на втором этаже было полно людей. Были тут выпускники прошлых лет,свои ученики , не запрещалось приходить и всем желающим. И тут у меня заигрывало самолюбие, что были на вечере посторонние. Я понимал так, что этот вечер только для тех, кто учится. Такие чувства меня преследовали давно, хотя прекрасно сознавал, что запрещать приходить посторонним нельзя. Даже помню случай, когда этот вопрос рассматривался среди учителей, которые оберегали школьников от пагубных последствий посторонних. Однако доступ был свободен, но и учительского дежурного персонала было достаточно. На этом вечере десятиклассники были полноправными хозяевами. Посколько я готовился к этому дню, то мне непосредственно пришлось принимать участие в математической игре. Это было мое первое участие при такой большой аудитории и поэтому я волновался, но выручил меня руководитель игры Алексей Григорьевич Перцев. Разумеется, в игре принимал участие я не один. Но он так поставил вопрос перед аудиторией, что я даже не заметил как принял участие. Было дано всего три или четыре примера, точно не помню. С заданием я справился легко, но в одном примере допустил ошибку и поэтому произошла заминка. Сначала я растерялся, но это был последний пример и все замялось. Потом выступали другие, с другими программами. Одним словом , вечер был насыщенным и длился долго, так что для танцев времени осталось мало. Мне так и не пришлось станцевать, хотя одноклассниц было много. У меня не было на примете такого человека, с кем бы я мог разделить свою судьбу. Одиночество и равнодушие владело мною. Так что с вечера я ушел один. Мой брат был еще малоросток и он не принимал участие в вечерах. В этом отношении он был, в моем понятии, наивным. Конечно, по сравнению с другими , я тоже далеко от него не ушел, но все же уже принимал участие в разрешении личной жизни и кой в чем больше разбирался, чем он.
Учебу в 10-м классе я не могу назвать такой интересной, как в предыдущих классах. Там я больше времени уделял девченкам, в том смысле, что больше интересовался поиском и участием в компаниях. Теперь же я больше учился , хотя было время , если не мог справиться с заданием, пойти к одноклассницам и вместе с ними разрешить проблему. Такие случаи были редки и все же один из них отмечу. Были у нас девочки сильные в математике.И вот однажды, это было уже весной, мне пришлось пойти к Гетманской Зине. Прихожу, а у нее полно наших ребят и девченок. Оказывается, они давно уже коллективно работают по выполнению домашних заданий и когда я появился, с радостью был встречен. У них было весело и шумно. Я к такой работе не привык и мне казалось, что это не тот метод усвоения материала. В общем, мне такие занятия не понравились. Но зато я узнал здесь, что у ребят есть девченки и они с ними дружат. У Короткого Алексея есть девченка с другого класса и у них серьезные взаимоотношения. Вся эта обстановка как то повлияла на меня, но она была не по мне и я больше к ним не ходил. Но зато после этого я уже стал понимать обстановку в классе. Девченки уже думали о замужестве. Все это было естественным и я понимал. Мне просто было грустно, что я ни с одной девченкой не дружил. Была и какая то зависть к ребятам. Особенно завидовал Короткому Алексею. Уж больно мне показалась симпатичной его девченка, а он вел с ней довольно просто и дерзко в моем понятии. Как то сним даже ходили к ней на квартиру. Да, я так и думал, что у них будет все хорошо. Алексея я то знал , что он хороший парень. Так что семья была бы не плохой.
После этого в школе среди учеников начались переписки личного характера и обмен фотографиями. Лично мне подарили три фото: Ногина Тоня, Хрипко Галя и Козмина Вера, подарил фото и Кондрашов Виктор, мой товариш. Мы с ним проучились за одной партой все три года. Однако,за это бурное время я не сдружился ни с одной девченкой. Так, просто выбирал, с кем подружиться, но никого не хотел связывать со своей судьбой. В классе было много хороших девочек, но ни на одной из них я не остановил свой выбор. Мне уже надоело получать отказы и, повидимому, по это причине я не решался вступать в контакт, а если бы решился, то избрал бы себе Малигон Надю. У этой девченки все было, что мне надо. Но она вела себя так независимо и строго, что я не решился ее трогать. Она была не по мне орешком. На этот счет я грешил на Удодова Николая. Он пришел к нам в 9-м классе и вел себя как уже сложившийся мужчина. Я так и решил, что она достанется ему.
Год этот был на редкость хорошим. Зимой было много снега , а весна была дружной. Уже в апреле зазеленела трава и в конце стало по весеннему тепло. Деревья быстро оделись в зеленую листву, а на улице можно было ощущать неповторимый запах весны. Приближалось время, когда мы должны были покинуть школу. С одной стороны это было хорошо, с другой – приходилось прощаться с детством. И если раньше мне хотелось чтобы быстрее стать взрослым, то начиная с весны 1956-го я уже ощутил безвозвратность детства и теперь становился полноправным членом общества. В этом году мне должно было исполниться в июле месяце 19-ть лет. Это за счет того, что в одном классе я был дважды. И вот теперь я осознал, что больше эти годы не вернутся никогда и от этого не хотелось быть взрослым.
Под конец учебы нагрузка стала меньшей и у меня появилась возможность в выходной день отдыхать. Часто бывал в парке, ходил в поле за тюльпанами и воронцами, навещал своих товарищей. Однажды мы с Елисеевым Толей и Харченко Жорой и его девушкой пошли в плодопитомник, расположенный на восточной стороне станицы между трассой на Сальск и Средний Егорлык. Питомник был районного значения и в нем выращивали саженцы плдодовых и других деревьев и еще он славился своими розами. До чего же тонким ароматом обладали эти розы! Уже прошло столько лет с тех пор, а у меня и сейчас стоит этот запах. Так мы за столько лет совместной учебы первый раз оказались на природе. А в один из выходных дней я посетил Короткого Алексея на дому. Жили они хорошо и приусадебный участок был ухоженным. Его приемный отец работал автослесарем в автоколонне, где и мой отец, и был большим любителем –садоводом. Я был поражен красотой двора. Везде было так чисто и аккуратно убрано, и что примечательно, я увидел впервые в огороде виноград. Виноград вообще то я видел еще в колхозе в поле, а вот через столько лет увидел впервые в огороде. А поскольку весна была ранней, то он начал уже пускать листья. Мне это приходилось видеть впервые. Когда я пришел к Алексею, меня уже ждали. Меня заставило сюда прийти посмотреть как он играет на баяне. Вообще Алексей был способным учеником по рисованию и мне не раз приходилось срисовывать его картинки. И вот теперь я у своего товарища, пришел поучиться играть. Конечно, игру баяна и гармошки не сравнить, но меня интересовало, как он перебирает басы. Время уже было уже где то после обеда и жара уже спала. Мы вышли во двор и он стал играть. Это было чудное время. Мне первый раз приходилось слышать игру рядом с баянистом и поэтому удовольствие я получил огромное. Мотивы менялись один за другим. За игрой мы провели время до позднего вечера и только потом я ушел домой. Настроение было чудное.
Если бы меня спросили, что нового было в моей жизни за эти годы, то я бы ничего конкретного не смг бы ответить. Все было попрежнему. Разве только я за это время изменился в росте. Был длинным и худым. В умственном отношении я изменений не замечал. Правда, к этому времени , мне кажется, я научился четко определять правду от неправды. Но, думаю, что это не так уж большое достижение. Что касается учебы, то тут все без изменений. Так же все уроки сводил к памяти, а вот чтобы самому над чем то поразмыслить – этого не было. До окончания школы я так и не научился мыслить, даже не знал что такое мыслить. Так что все приходилось брать памятью.
Чем меньше оставалось учиться, тем больше мной овладевала лень. Совершенно не хотелось браться за учебники. Правда, постепенно один за другим предметы заканчивались. Делался контрольный опрос или назначалась контрольная работа и на этом курс учебы заканчивался. И как только заканчивался предмет, бегло пробегал его с начала до конца и я готов был к защите. Те же предметы, которые выносились на экзамены, приходилось учить по билетам. Программы по билетам были выданы зараннее и это облегчало учебу. Вопросы по билетам я учил скурпулезно и штудировал по несколько раз. Так что к началу экзаменов я мог открывать любой билет и по памяти его освещать. Хорошо что обладал хоть какой то памятью. А мои товарищи до экзаменов прошли билеты по одному разу. Правда, они занимались в коллективе. Но я не привык к этому и учил сам, но зато сидел с утра до вечера над билетами.
Последним уроком в 10-м нашем классе был немецкий язык, он был первым и последним в этот день. Его преподавала нам Зинаида Дмитриевна. Мы всем классом окружили ее и она стала выводить нам оценки. После, как оценки были выставлены, мы попросили ее сфотографироваться с нами (ф.120-128). На этом занятия закончились. Впереди было время подготовки к экзаменам , а потом и сдача госэкзаменов за всю школьную программу, на что было потрачено 10 лет. Только после этого я становился гражданином со средним образованием и с той специальностью для производства, что мне удалось получить в школьном кружке. Однако, я явно ощущал, что это мне мало для жизни, но зато я получал право продолжить учебу дальше для получения специальности более серьезной.
Отметив таким образом последний урок мы всем классом пошли к Дому культуры