ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мою потребность.
На этот раз я решил сходить в магазин «Культтовары» и посмотреть материал по фотографии. Мне нужна была фотопленка и фотобумага. Хоть фотокружок уже давненько закончил, интерес к фото не пропадал, а только рос, тем более у меня была плохая память, и я решил, что в будущем фото мне помогут восстановить все события моей жизни. Тем более, что все время меня интересовал вопрос смысла жизни человека и можно ли реализовать идеи революции в жизнь. Все это и другие вопросы требовали от меня запечатлеть периодические моменты жизни, как шло развитие и разрешение этих вопросов. Вот я и решил пополнить свои запасы. Я уже вполне научился пользоваться аппаратом, проявлять и печатать. Научился разбираться в различных сортах бумаги. Больше всего мне нравилась фотобумага «Бромпортрет». Все остальные, как «тисненная» и «фотобром» меня не устраивали. И каждый раз, как оказывался в магазине, глаза разбегались в интересе к материалу. Вот и сейчас глаза разбежались по полкам, выискивая нужное. Взял пленку на 60 ед., две пачки «Бромпортрета», денег больше то и не было, и вышел на улицу. Прошелся по центральной аллее и никого из знакомых не встретил, никуда не зашел и отправился домой. Все были дома. Отец лежал в постели и спал, мать занималась штопкой белья, брат сидел за учебниками. Поев, сам уселся за книги, готовиться к завтрашним урокам. Но уроки не шли на ум. В памяти мало было накоплено материала, хотя уже прошло много лет учебы. Да, большой недостаток у человека, не обладающего сильной памятью. И чем ближе приближалось время окончания школы, тем больше и больше я ставил себе вопросов. Ведь наступит время, когда я буду сам решать свою судьбу, спрашивая себя, а справлюсь ли? Я видел, как мои родители изо дня в день трудились ради того, чтобы мы с братом не испытывали нужды. И мы действительно не испытывали ни в чем нужды. Были накормлены, одеты и обуты, а порой нет, нет, да и удовлетворяли свои личные запросы, так необходимые в молодые годы. В Луначарске у нас был велосипед, здесь, в станице, заимели фотоаппарат и гармошку. Конечно, многое еще чего хотелось, но мы сознавали, что родителям очень тяжело и довольствовались тем, что имели, не смея требовать большего. Интересно мне было знать, как на все это реагирует мой брат. Мы с ним никогда не вели доверительные беседы, каждый занимался своим делом. И если в детстве он мне запомнился тем, что всегда стремился быть со мной и как я его незаслуженно отстранял от себя, теперь он уже ко мне не стремился, и были редкие случаи взаимного общения. Правда, меня это не смущало, но я порой смотрел на своего брата и думал, чем он занят, что его интересует. Однако, я его ни о чем не спрашивал, но время от времени размышления касались и его. А он, как ни в чем небывало, занимался своим делом и все время мурлыча песни под нос. Мать часто говорила, Вова, ты что поешь? А он, отозвавшись на замечание, тут же все забывал и продолжал напевать. Вот и сейчас, когда я хотел сесть за уроки, а они никак не шли, я и посмотрел на своего брата, сидящего за книгами и тетрадками и что-то делающего. Конечно, не все время он сидел за книгами, так же как и я, отдыхал, были у него свои интересы, но ими со мной не делился, занимался много в кружках разных, особенно в Доме пионеров. И вот здесь я задал себе вопрос, в тайне от других выяснить, что же из нас выйдет в будущем. Итак, мы шли каждый своим путем. Больше я к этой теме не возвращался и только изредка, со стороны, наблюдал за ним. С годами он менялся в росте и внешности, но по росту и комплекции он был ниже и худощавее меня, и это свойство сохранится на всю жизнь. Сгущались сумерки. Отец уже давно встал и хозяйничал во дворе. Мать возилась у печки, включив для учащихся в комнате свет. В то время единственным общественным достоянием был свет и радио. Мы уже знали из истории о « лампочке Ильича». Я частенько заглядывался на «лампочку Ильича» и отводил глаза от яркого света. Сознание того, что теперь не надо иметь лампу – керосинку и что это очень удобно, придавало бодрости. Радио позволяло следить за новостями в стране и за границей. Конечно, все что передавалось по радио, не соответствовало во многом действительности. Обычно все приукрашивалось и не все доводилось до сведения народа. Все шло в том же русле и темпе, каким было задано в революционное время. Мне, хотя и редко, но приходилось уже слышать от взрослых, что радиовещательные станции «Голос Америки» и «БиБи-Си», передают о том, что русские находятся под железным колпаком партии, за границу никого не выпускают и никого не впускают в Россию. Наше радио защищалось и всячески поносило западный образ жизни. Конечно, явно чувствовалось, что наши врут, а того, кто осмеливался выступать против, убирали и объявляли врагами. Что я могу сказать в свое оправдание того времени? Конечно, объективно оценить я не могу. Надо было жить и работать в то время. Об этом хорошо знал мой отец, но он обычно молчал и не вмешивался в политику. Я не мог оценить потому, что только учился, а там была своя дисциплина. Стоило ученику нарушить любое правило, как тут же пресекался. В этом отношении отличался Зайцев Саша. Чаще всего на него и Доюнова сыпались упреки и угрозы, а я, как уже говорил, был занят решением более глобальных вопросов. Меня очень многое интересовало, но ответы учебников не удовлетворяли, чувствовал, что не так, но в тоже время не видел ответа. И не зря, после того, как я любил Глобу Валю, а она мне отказала встретиться на танцах в Доме культуры, я сильно переживал и тосковал. Вот тогда и начал серьезно рассматривать все вопросы в жизни не так, как мне преподносили, а так, как было на самом деле. Я начал с размышления: ну что надо человеку? Вот мне достаточно было любимого человека, а все остальное решить можно было так, чтобы человеку жилось легко и радостно. Для этого достаточно только чтобы душа человека пела, а песнь эту создает любовь. Что это за качество, я еще не осознавал, но уже твердо знал, что без этой категории человек не сможет жить. И вот тогда я на уроке и поставил на всем точку. А чтобы помнить о своем данном слове я в росписи поставил черту и точки. Они мне напоминали о данном моем слове, разобраться во всем. Вот …………… роспись. Так с того времени мир для меня разделился на две части. Это был мир, который мне преподносили, и тот мир, который был скрыт от глаз и слуха, и его можно было представить только в общении с окружающими тебя людьми. Это был мир неофициальный, он был незнаком для многих, хотя в нем все и общались. И так, по моему мнению – любовь необходима человеку так же, как и воздух. Она необходима для того, чтобы человек жил ею и шел с ней по жизни. Любовь – это категория естественная. Я о ней слышал много и это меня поражало. Конечно, я не знал, что в это слово вкладывал каждый, кто слышал о ней. Но я твердо знал, что любовь существует. И если я любил человека, то все для меня казались несравнимы с ним.. Мне часто говорили, ну что ты в ней нашел хорошего? И вот, по прошествии многих лет, я поднимаю те фотографии, смотрю на них и спрашиваю себя, так что же в ней действительно хорошего? И вот мой ответ. Да, что в ней хорошего? Человек как человек. И все же в ней осталось то необычное, легкое и нежное от юности. Она мне не противна, чуть-чуть равнодушен, но это неповторимо и безвозвратно. Это если отвечать на поставленный вопрос. А если попытаться ответить объективно на вопрос: что такое любовь? – это уже в конце жизни я конкретно могу ответить, что любовь – это потребность человека в другом человеке, своей половине. Процесс этот естественный и он результат умственного заключения человека в том, что тебе необходим человек другого пола, с другими свойствами и с другим устройством, тот человек, с которым ты будешь штурмовать жизнь. Это тот человек, который продлит твою же человеческую жизнь. Конечно, за свою жизнь я слышал много отвлекающих трактовок о том, что любовь – это просто человеческая потребность в сексе и ничего более, что все равно можно жить с тем или иным человеком и быть так же удовлетворенным в его человеческих потребностях. На все это и подобные заявления я могу точно и однозначно сказать, что прав был, когда еще в детстве так стремился любить человека. Тогда я еще не знал, что все время любить не смогу, но уже тогда всячески сопротивлялся всему и боялся потерять любовь. Пусть она была несовершенна, временной, но я понимал, как трудно жить без чувств и в этом вопросе был опытным – многих любил и никто меня. Тогда я уже знал, как тяжело расставаться с любимым человеком, какое это тяжелое моральное состояние, когда ничего тебя не радует, когда ты ко всему равнодушен. Это надо пережить. И вот то явление, что чувства могут исчезать, я и ценил больше жизни. Так в чем же здесь то плохое, в чем обвиняли любовь: в ее невечности и безответности. Да, любовь приносила, приносит и будет приносить жертвы. Но кто в этом виноват? Мы, мы сами – человеки. Почему? Вот это и будет вам будущие потомки, мой основной вопрос, который я ставил себе и который мне помог найти то, что вы узнаете позже. Вот что такое любовь. Я был тоже жертвой, хотя бы потому, что в нашем доме жили молча, не общались, не обогащали наш любопытный детский интерес, и мы знали только то, что читали в своих учебниках. И считаю, что если бы на мои чувства откликнулись в свое время те, которых я любил, я бы с успехом преодолел свой недостаток знаний, зарожденный во мне с детства. Чтобы отвлечься от своих мыслей я сел рядом с отцом и стал с ним делиться своими мыслями по поводу моего будущего и высказал мысль, что хотел бы выучиться на летчика. Он не сразу ответил и подумав, высказал что то неопределенное – и не одобряет, и мне мол самому решать этот вопрос. Меня удивило, что отец не имел мнения, но в то же время я был окрылен, что сам могу решать свою судьбу. На шофера учиться я не собирался, по той причине, что отец не одобрял. К решению своей судьбы я подходил осторожно и продолжал думать, на кого же мне учиться. Однако, время от времени я поднимал к небу голову, когда там где то высоко пролетали самолеты и продолжал лелеять свою мечту. Стать летчиком хотелось, но военным или гражданским, такой мысли в голову не приходило – просто летчиком. Мы в тот вечер много говорили с отцом о жизни, но я видел, что он не хотел вмешиваться в нашу жизнь и желал, чтобы мы сами выбирали свою дорогу. Мысли о продолжении учебы после окончания школы все чаще стали посещать меня, вызывая к тому же какое-то чувство тревоги. Вспоминается эпизод приема меня в 8-й класс. Прошло уже почти два года, того директора сменил другой - Кошевой Сергей Павлович, а у меня все время на уме тот случай. Да, я не был успевающим учеником. Неужели это должно было служить причиной, чтобы не принимать в школу? И мне все чаще и чаще приходило на ум, а не означало ли это, что после окончания школы мне будет закрыт доступ поступления в ВУЗ. Хотя я еще и не думал поступать в институт, но уже пытался объяснить тот злополучный случай. У меня уже были наметки стать летчиком, и я не ощущал, что с этим не справлюсь и был уверен, что смогу овладеть этой специальностью. Надо было только учиться и как можно лучше. Раньше у меня возникали частенько желания прогулять уроки, особенно когда плохо был готов к ответу или сильно морозило. Это чувство приходилось переламывать наказом матери, что знание за плечами не носить, и уж лучше сидеть в тепле, чем где то бродить по холоду. Теперь это желание, прогулять уроки, моментально заглушал тем, что скоро учеба закончится. Был еще стимул и в том, что мы уже видели выпускников, кем они стали, где продолжают повышать свои знания. Задача школы и состоит в том, чтобы не только дать азы знаний, но и заинтересовать человека, не останавливаться на достигнутом. Это и будет тот лучик света, ведущий на широкую дорогу.Вот я и сидел возле учебников, так и не открыв ни один из них, и думал, думал и думал. Было уже совсем поздно. Надо укладываться спать. Прошли дни и недели.
В один из выходных дней меня разбудили шум и разговоры с улицы. Что случилось? Брат спросонья тоже ничего не понимал. В комнату вошла мать и предупредила нас, что приехали гости из Пролетарска, и занялась приготовлением угощения, все у нее валилось с рук. Это действительно были дорогие гости, которых отец видел еще до войны. Когда они вошли в комнату я никого из них не узнал. За праздничным столом выяснилось, что Оля Моисеенко и Шура Мазниченко - племянницы отца. Их мужей Жору и Николая я совсем не знал, а Шура жила с нами в Башанте, когда оттуда выселили калмыков и только теперь ее черты лица и разговор стали проясняться в моей памяти. На другой день гости уезжали. Отец с матерью пошли их провожать, брат ушел в школу. Тяжелый был этот понедельник и как всегда в этот день уроки давались трудно. Но надо было просмотреть задания, а они никак не шли в голову, хоть ты убей. Благо уроки на сегодня были простыми. Читал задание по литературе из «Молодой гвардии». Для меня было поразительно, какими они были стойкими. И вообще, много мы изучили о Великой Отечественной войне. Сколько горя и страдания перенес русский народ, уму непостижимо! А как многое мы еще и не знали! Все это было еще свежо в памяти. В это время и фильмов было много о войне и все они были захватывающими. У меня сложилось впечатление от учебы, что мы все еще восстанавливаем хозяйство, разрушенное войной. Хотя у нас в станице, как будто, не было признаков войны. Правда, на ж.д. станции была водонапорная башня, разрушенная немцами при отступлении. Однако, за ее восстановление никто не брался, и она так и оставалась поваленной на бок. В остальном все было отстроено и продолжалось строиться. Так большой стройкой была школа №1. В 9-м классе я впервые стал в ней учиться. За время учебы из истории я многое познал о жизни человека, начиная с его появления на Земле по настоящее время, свидетелем которого я был. Конечно, каких бы то самостоятельных выводов я еще не мог делать, однако со многим я не был согласен. Во-первых, с жестоким временем после революции. А во-вторых, с тем, что было на самом деле и с той пропагандой, что велась в газетах и на радио. Единственное, что сильно сдерживало мое мнение – это постепенный подъем хозяйства. На моих глазах в колхозах после войны пахали на быках (волах), потом были тракторы. Переехав в совхоз, здесь были уже тракторы и машины, и комбайны. В кружке комбайнеров в школе начали изучать новые комбайны – самоходные СК-4. Все это создавало впечатление, что в стране действительно идет подъем хозяйства. Поэтому приходилось верить и ждать. Хотя среди народа и ходили слухи недовольства своим материальным положением, я с таким мнением не соглашался в душе. Значит, уже в то время люди, такие как и я, уже устали ждать обещаний. Думаю, что они были правы. Помнится, как на каких-то торжествах выступал Н. Хрущев и говорил, что есть люди, которые живут за счет других и что на трудовые деньги нельзя купить машину. Взяв за основу зарплату отца и стоимость «Победы» того времени, пришел к выводу, что лет через 20 он мог бы ее иметь, если не тратиться на семью. Да и наш сосед через дорогу жил гораздо лучше нас. О нем я узнал из его разговоров, что он нагреб денег, когда открылась новая организация в станице, а как было на самом деле, я естественно не знал. И вот мне частенько вспоминался Павлик Морозов, который выдал своего отца, прятавшего хлеб от революции. Так стоило ли это было делать, если и теперь то же самое продолжалось. Для себя решил, я бы этого не сделал, что это написано в целях пропаганды. И это сыграло свою роль в более бедной среде населения, а тот кто не давал себя оставить в дураках и сейчас жил не зная нужды. Значить эти люди отреклись от общей идеи и не стали ждать обещаний от власти, на которые надеялась основная масса людей. И что интересно, верили в идеи революции в основном неграмотные и необразованные, это те простые люди, которые и отдавали, наверное, в свое время свои жизни ради революции. Однако, я еще верил пропаганде и высказать свое мнение мог только в пользу революции. Так что, если бы я оказался в это время в таком месте, где надо было защищать ее идеи, делал бы это смело и выполнял бы то, что говорили. К моему счастью подобного не случилось. Но уже в эти годы имелись признаки недовольства народа. Люди возмущались «объязаловкой» покупать облигации и это было отменено. Также обстояло дело с лотерейными билетами. Лотерея только вводилась, и работающим людям в обязательном порядке их надо было приобретать. В зависимости от зарплаты предлагаемое количество лотереек разнилось. После возмущения, особенно в Москве, отменили обязаловку. А как оплачивался труд человека, особенно колхозникам – основной массе населения страны? Власть умело использовала в пропаганде и потери в войне и то «светлое будущее», что ждет людей впереди. И все, по крайней мере, подавляющее большинство, этому верили. И я старался верить.(продолжение описания школьных лет, 9-й класс)
Совсем другое настроение и мысли были у меня на душе после того как нас посетили наши родственники. Я теперь чаще стал задумываться о родне, где и какая она. Но возможности посетить родню у меня не было, да я собственно и не знал, что у меня они есть. Однако вскоре мысли о родственниках отошли у меня на второй план. Через неделю после гостей я получил сразу несколько писем. Два из них из Луначарского от Волошина Анатолия и Фоменко Зины, моих бывших школьных товарищей.
В них я и получил ответы на свои вопросы. Зина мне написала о девочках, кто и где. Особенно мне приятно было читать о том, что моя любовь Таран Лида уехала учиться в Ростов. На душе как то стало легко и приятно. Еще она мне писала за Селидевскую Лену, нашей одноклассницы (фото 32) и дала ее адрес. Конечно, я ее обидеть не мог и сразу же дал ответ, хотя на многое и не рассчитывал. Толя Волошин выслал свое фото (30). Он сообщил мне все подробности об остальных ребятах и девочках. Основная масса бывших учеников осела в совхозе. Очень мало кто из них продолжил учебу.
Такие сообщения нерадовали меня. Для меня это означало, что жизнь кончена. Они для меня были уже "живыми трупами". Такое известие придавало мне сил, чтобы и я не оказался в этой луже. Ну что хорошего в том, что я обзаведусь семьей? Конечно, само это явление благородно, но меня пугало так рано похоронить себя. Я ставил себе цель большую и благороднее. Найти любимого человека и уже вдвоем продолжить жизнь. Мне очень важно было иметь два мнения, чтобы определить истину. А пока я был занят перепиской с товарищами, интересовался их судьбой и мыслями. Но прямо скажу, я испытывал огромное удовлетворение в переписке. С одной стороны, это позволяло мне продлить детство, с другой - я знал судьбу своих товарищей по школе. А, тем более, мне сообщили последние новости о любимой. Конечно, те чувства, что я испытывал в свое время - прошли, и все же приятно было на душе. Эти чувства я передать в буквенном виде не могу, их надо пережить, если кто пожелает узнать, что это такое. В этих вещах я уже разбирался и поэтому никаких иллюзий насчет того, что мы можем встретиться, я не имел. Но если бы в силу, каких, либо обстоятельств мне пришлось встретиться с ней,
я, конечно, был бы счастлив. Но законы, которые были созданы с незапамятных времен, мне не позволяли надеяться на чудо. Поэтому мне только и оставалось душевно все это ощутить и прозаически тут же похоронить, не видя в перспективе каких либо надежд.
С того времени, как нас посетили гости, в моем сознании что-то переменилось. Конечно, и до этого я получал из Луначарского письма и был от них в приподнятом настроении. Но когда нас посетили и наши родственники, я воспрянул от мысли, что мы не одиноки, а то было просто впал в уныние, что мы никому не нужны. Ведь, если не считать того момента когда к нам и бабушке приехали гости, мы ведь никем не были, никто нас не посещал и мы никого не знали. Вернее, я знал, что у нас был и дед-отец нашего отца, и еще тетка Орина - мать Лысенко Ивана. Однако, нас никто не навещал. Может быть, поэтому отдушину одиночества я находил в связях со своими товарищами. Хотя рядом и находился брат, я его никогда ни о чем не спрашивал и ни о чем мы не разговаривали. Причину такого состояния я не могу объяснить. Если верить
своим чувствам, то я его не трогал лишь потому, что он вечно был занят. Он ни на минуту не сидел без дела, хоть чемт-о был занят и обязательно пел про себя. Мне не хотелось его прерывать. И еще была причина в том, что мне самому не о чем было его спрашивать. То, что было в жизни с ним, все было до предела ясным, а то, что не было, я сам еще толком не знал. Поэтому, наверное, и получалось, что я за новостями обращался к своим школьным товарищам. Только так я могу объяснить свое состояние в ту пору. Хотя, по-видимому, мог бы получить точно такое удовольствие и от брата, общаясь с ним. Но этого в то время не произошло и мы росли и жили, каждый по своему закону, независимо друг от друга. Интересно, к чему это приведет? Во всяком случае, в то время я такого вопроса не ставил и жил только тем, что было. Если чего не хватало для души, старался найти. Лишь бы жить было легко. И вот эти письма мне доставляли огромное удовольствие. Нет, они не мешали мне в учебе. Наоборот, поднимался дух и настроение. И у меня хватало времени позаниматься с учебниками и мельком быстро мысленно пробежаться памятью по своим товарищам и представить общую ситуацию. Я с удовольствием садился за учебники, больше того, учеба шла у меня успешнее. Теперь случалось так, что я мог более вдумчиво проанализировать задание, и что-то еще оставить в памяти. Теперь чаще получалось у меня, когда я самостоятельно решал задачи по физике и математике, это меня радовало и придавало больше сил. А