ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сам
о
ст
о
ят
ельн
о
й
р
аб
о
ты
Проверка результатов
Психология одарѐнности
Тема 10. Методы и формы
работы с одарѐнными детьми
В урочной деятельности
Во внеурочной
деятельности
Методы и формы
работы с одаренными
детьми
Методы работы с одаренными
обучающимися в урочной и внеурочной
деятельности
• исследовательский;
• частично-поисковый;
• проблемный;
• проективный;
• мозговой штурм;
• методика работы в малых группах.
Исследовательский метод
–
• метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно- поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей.
Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет Ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.
Частично-поисковый метод
–
• метод обучения направленный на освоение обучающимся отдельных этапов проблемно- поисковой деятельности, часть из которых реализует учитель, например, задание проблемной ситуации, а часть - ученик.
Метод проблемного изложения
–
• метод обучения, направленный на демонстрацию обучающимся способов организации мышления; предполагает демонстрацию лектором четырех этапов проблемно-поисковой деятельности:
• проблемная ситуация и ее анализ
• постановка проблемы
• ее решение
• рефлексия оптимальности найденного решения, а также способов мышления.
Метод проектного обучения
–
• состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ; развивают системное мышление.
Мозговой штурм
–
• это метод стимулирования творческой активности одаренного , он позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения.
• творческое усвоение школьниками учебного материала;
• связь теоретических знаний с практикой;
• активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
• формирование способности концентрировать внимание и
мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
• формирование опыта коллективной мыслительной
деятельности.
Методика обучения в малых группах
Суть обучения в «малых группах» заключается в том,
что класс разбивается на
3–4
подгруппы.
Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5–7
человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наиболее эффективно.
Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых
вопросов, который может выбирать как по собственному
желанию, так и по жребию.
При обсуждении вопросов участники каждой группы
выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения.
три режима работы группы
1. вся группа работает коллективно над всеми или большинством групповых заданий и проектов;
2. группа предпочитает работать в подгруппах;
3. каждый член группы предпочитает работать индивидуально, и только затем группа сравнивает и обсуждает результаты.
При организации групповой работы на уроке следует продумывать:
•на каком этапе урока следует ввести групповую работу;
•конкретные цели, которые всеми должны быть поняты и приняты, т. е. осознаны как личностно-значимые; из общей цели вытекают конкретные, частные;
•желаемые результаты, критерии оценки: очень важно, чтобы участники однозначно понимали, что нужно сделать (одному, в подгруппе, всему коллективу);
•каким путём пойдёт процесс групповой работы, его этапы: репродуктивно, путём исследования, эксперимента, изобретения;
При организации групповой работы на уроке следует продумывать:
•с помощью чего будет идти этот процесс, его этапы, пока не получится результат: (с помощью орудий труда, книги, схем, моделей);
•учебную деятельность во времени – рассчитать минуты для всех этапов, учитывая психологические и физиологические особенности детей (сколько времени они могут быть внимательными, как быстро физически и умственно утомляются);
•как упорядочить пространство, как в нём разместятся участники.
При формировании состава группы, как замечает М. А. Чошанов, рекомендуется:
1. Соблюдать принцип гетерогенности (разнородности).
Исследования показывают, что комплектование гомогенных (однородных по уровню обученности) групп не эффективно: сильные становятся ещё сильнее, а слабые
– ещё слабее, и тем самым увеличивается разрыв между учебными достижениями. Обучение в гетерогенных по составу группах подстёгивает слабых учащихся до уровня средних и в то же самое время стимулирует учебный прогресс средних и сильных.
2. Стремиться к тому, чтобы в группах были представлены разнообразные учебные интересы, умения и навыки.
При формировании состава группы, как замечает М. А. Чошанов, рекомендуется:
3. Необходимо учитывать разнообразие социально- психологических характеристик и психологической совместимости (нежелательно допускать, например, чтобы в одной группе собрались лишь холерики, а в другой – одни меланхолики).
Лучшие пары, по мнению психологов:
•
сангвиник + флегматик,
•
холерик + меланхолик,
•
сангвиник + меланхолик,
•
холерик + флегматик.
этапы технологического процесса
групповой работы:
Этап первый – подготовка к выполнению групповой работы (вводная часть):
1. постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
2. инструктаж о последовательности работы;
3. раздача дидактического материала по группам.
этапы технологического процесса
групповой работы:
Этап второй – групповая работа:
•знакомство с материалом, планирование работы в группе;
•распределение заданий внутри группы;
•индивидуальное и групповое (малые группы) выполнение задания;
•обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
•обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
•подведение итогов выполнения группового задания.
этапы технологического процесса
групповой работы:
Этап третий – презентация:
•сообщение о результатах работы в группах;
•общественный анализ выполнения задачи группами, рефлексия;
•получение общего вывода о групповой работе и достижении поставленной задачи; дополнительная информация учителя на группу.
Результат:
•
возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
•меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
•растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
•учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.
Формы работы с одаренными
обучающимися в урочной и внеурочной
деятельности
• кружковые занятия (предметные кружки);
• индивидуальные проекты ;
• игра;
• творческая мастерская;
• интеллектуальные марафоны и игры;
• олимпиады;
• научно-практические конференции.
Предметные кружки
–
• - это эффективная форма внеурочной учебной работы по определенному предмету.
Предметные кружки служат действенным средством в решении таких задач как привитие интереса к предмету, расширение и углубление знаний, полученных на уроке.
Занятие в кружках для одаренных детей младшего
школьного возраста обеспечивают
•
формирование и совершенствование практических навыков и умений по учебному предмету,
• развитие индивидуальных наклонностей, учащихся к определенной отрасли науки
кружковые занятия
–
• способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам.
Интерес ученика к какому-то определѐнному вопросу может быть развит, углублѐн на занятиях в кружках, где учитель не связан рамками программы и учебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся
игра
–
• развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля.
Педагог должен косвенно управлять игрой, оставляя свободу выбора и инициативу за ребенком.
В ходе игры нужно наблюдать за детьми, обращая внимание на их поведение
Творческая мастерская
–
• это форма организации учебно- воспитательного процесса по развитию творческих способностей одаренных детей.
Инна Алексеевна Мухина
«мастерская - это такая форма обучения детей, которая дает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого участника и осознание закономерностей этой деятельности».
Индивидуальные проекты
–
• выполняются обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой
Интеллектуальные марафоны -
• это еще одна форма внеурочной работы с одаренными детьми, при которой в интеллектуальную активность учащихся вносятся соревновательные элементы.
Основная функция интеллектуальных игр:
• развитие мышления,
• высших психических функций,
• логики,
• процессов анализа и синтеза,
• обобщения и классификации,
• сравнения и противопоставления.
Олимпиады
–
• развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.
• Олимпиады подводят итог всей внеклассной работы по изучаемым предметам и дают возможность сравнивать качество подготовки и развития учащихся.
Ученические конференции
–
• индивидуальная форма внеурочной работы носит тематический характер , формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников.
Тема должна быть не только актуальной, но и интересной, доступной для большинства учащихся.